-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Метки

ажур английский язык араны аффирмации бегонии бегонии королевские безрукавка белое пальто близость боль брак взрослый видеоуроки вк влияние возможности вопросы воспитание вязание вязание крючком вязание спицами гадания депрессия дети джемпер друг еникеевы жадность жакет жаккард жаккард ленивый желания женская сила женственность женщина жизненный сценарий жизнь журналы вязание зависимость защемление нерва здоровье зона комфорта зрелость иллюзии инструмент рабочий исследования йога карма книги контроль кредит лиля град личное дело личность лунный календарь любовь любовь к себе манипулирование марина комиссарова мк мозаичные узоры мозг мужчина музыка мыслеформы наглость настоящий мужчина настрой нелюбовь о себе общение ограничения одиночка оправдания опыт осознанность ответственность отношения ошо партнеры переговоры перемены перчатки спицами плечо правда правила предназначение привычки принятие притча проблемы пряжа пуловер путешествия путь рамки растения реальность ребёнок религия рецепты решение проблем родители руны самодостаточность самопознание саморазвитие самореализация самосовершенствование свитер секс семья сериал сериалы слова смерть смысл жизни собаки стихи страх стрижки сценарий счастье таро текст песни травматик убеждения узор узор спицами узоры упражнения успех уход за кожей лица фильмы флэшмоб фото хозяйственность ценности цитаты чихуахуа чувства шапка шитьё и крой щенки электроприборы эмоции энергия

 -Цитатник

ПРЕСС - (0)

РАБОТА "ИЗНУТРИ"    Начинать делать пресс надо «изнутри» - то есть з...

Перепечи от «Бурановских бабушек» - (0)

Перепечи - это национальная удмуртская выпечка. Это своеобразные ватрушки из пресного т...

Пуловер Aviara от Irina Anikeeva связан этим узором спицами - (0)

СХЕМА и образец узора спицами "РОДНИКИ" ...

Украшаем плечи, манжеты, рукава необычными узорами - (0)

Узор в виде деревьев Мне переплетающиеся петли напоминают деревья, а может это листья папорот...

Свитера с воротником-поло. Много моделей со схемами - (0)

Тема сегодняшней статьи - вязаные модели с воротником - поло. Приведу определение такого вор...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Таули

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 16240


Подводный мир. А. Семёнов о подводной съёмке.

Четверг, 31 Марта 2011 г. 16:16 + в цитатник
Цитата сообщения ANDREI-STOLIAR

 Подводное.



Фотографии диковинных животных и необычных растений с одинаковым любопытством разглядывают взрослые и дети, ученые и менеджеры крупных компаний. Когда показывают что-то невиданное, что-то такое, что невозможно различить невооруженным глазом, возникает неподдельный интерес или даже искренний восторг 




Подводное.



Фотографы уже сделали немало потрясающих снимков насекомых, цветов, мхов, лишайников и другой мелкой живности и растительности. Но флора и фауна Земли и Мирового океана настолько велика и многообразна, что при желании можно каждый день снимать десятки новых необычных кадров. Поэтому люди, занятые макросъемкой, сродни первооткрывателям, исследующим новые земли. Нужно только желание. Мой интерес к фотографии возник не на пустом месте — я изучаю морских беспозвоночных. 

Подводное.



Сначала у меня была только мыльница Canon PowerShot, прикрученная к бинокуляру. Понятно, что фотографии получались довольно посредственного качества. И хотя многие ученые именно так и снимают все объекты своих исследований, я, насмотревшись профессиональных макрофотографий в журналах вроде GEO и National Geographic, знал, что снять то же самое можно гораздо лучше.



Подводное.



На помощь пришел объектив Cano* MP-E 65 mm, который умеет снимать объекты с пятикратным увеличением, в то время как практически все макрообъективы снимают максимум в масштабе 1:1. У этого объектива нет фокусировочного кольца, наведение на резкость осуществляется перемещением объектива относительно объекта съемки. Поэтому к нему в комплект обязательно нужны макрорельсы с микрометрической подачей для точной фокусировки и большой тяжелый (или утяжеленный) штатив. Даже небольшая камера с раздвинутым на максимум увеличения металлическим объективом, закрепленная на рельсах, создает очень большой рычаг и может в любой момент перевернуться. Еще одна отличительная особенность этого объектива — передняя линза. Размером она примерно с рублевую монетку, поэтому фотографировать объекты больше этой самой монетки решительно невозможно. 

Подводное.



Второй объектив, который я использую, — Sigma DG EX 150/2.8 Macro. Это добротно сделанный телемакрообъектив с хорошей светосилой и максимальным увеличением 1:1. Меня он полностью устраивает. Собственно, для той съемки, которой занимаюсь я, обычно нужны два объектива. Все, что невозможно снять MP-E, делается Sigma. А все, для чего у Sigma не хватает увеличения, снимается Canon. 

Подводное.



Большинство моих кадров сделано на «престарелый» Cano* EOS D60 с неисправным экспозамером, а сейчас я пользуюсь Cano* EOS 400D и Cano* EOS 1D Mark II. Огромной разницы в качестве фотографий нет. Здесь основная заслуга принадлежит оптике, а не камере и количеству мегапикселей. Хотя большой профессиональной камерой снимать все же намного приятней. 

Подводное.



Отдельно хочу рассказать про свет, которого при макросъемке должно быть очень и очень много. Сначала я планировал использовать вспышки, но вскоре передумал, потому что очень многие беспозвоночные имеют блестящие покровы и зачастую отражают свет не хуже металла, и случаются засветы на теле, конечностях, щетинках и проч. Поэтому я решил использовать постоянные источники света, с которыми легко моделировать освещение. 

Подводное.



К сожалению, выбор ярких и узконаправленных источников света невелик. А те модели, которые предлагают известные фирмы вроде Elinchrom, стоят дорого. Из подручных средств у меня был только лабораторный осветитель для бинокуляров и микроскопов, представляющий собой коробку с мощной ксеноновой лампой, охлаждением и двумя световодами на гибкой «гусиной шее», которые дают на выходе холодный узкий пучок света и удобно фиксируются в любом положении. Конечно, это стационарная штука, с которой букашек в поле не пофотографируешь. Меня не устраивало и то, что эта коробка сильно шумит и вибрирует из-за вращающегося внутри кулера. 

Подводное.



К счастью, я познакомился с исследователями, которые занимаются лазерами, светодиодами и прочей уникальной светотехникой. Они-то и изготовили для меня несколько очень компактных (не больше фонарика) осветителей со сверхъяркими светодиодами, которые дают холодный свет, не греются, долго работают и имеют разные насадки для моделирования света — от мощнейшего двухмиллиметрового пучка до рассеянного, но все равно очень яркого света. Я закрепляю их на лабораторных штативах (обычные штативы для пробирок, как на уроках химии), где они жестко фиксируются абсолютно под любым углом. Пока это лучший вариант студийного освещения для макросъемки, который я использовал. 

Подводное.



Для подобной съемки очень важна максимально достижимая глубина резкости и четкость получаемого снимка. Тут есть свои хитрости. Известно, что для достижения четкости необходимо включить предподъем зеркала и ввести задержку перед срабатыванием затвора фотоаппарата. За это время успевает погаситься вибрация от щелкающего при подъеме зеркала или от касания кнопки спуска, если нет тросика. В эти секунды я обычно отхожу подальше от камеры и не дышу. 

Подводное.



Все эти волшебные манипуляции желательно производить на тяжелом столе, с закрытыми окнами, да еще так, чтобы никто в радиусе двадцати метров не топал. Очень уж это мешает. При съемке объекта размером 2-3 мм вибрация объектива даже в пределах 1/10 миллиметра смазывает объект очень сильно. Чтобы избежать этого, нужно жестко закреплять дистальный конец объектива в какой-нибудь хитроумный штатив. Можно смастерить что-то подобное своими руками. Две точки опоры гасят вибрации намного эффективнее.



Подводное.



С глубиной резкости все сложнее. Конечно, диафрагму надо закрывать на полную, но уже на трехкратном увеличении в фокусе у вас будут лишь доли миллиметра. Вот тут-то на помощь приходит маленькая программа Helico* Focus. Она позволяет соединять несколько изображений с последовательным изменением фокуса в одно резкое. Очень советую посмотреть примеры на сайте и попробовать саму программу — результаты впечатляют. 

Подводное.



Теперь самое интересное — съемка живых объектов. Главная задача — найти, что снимать. Но для биолога это проще простого. В любой точке земного шара за несколько минут он найдет что-нибудь ползающее, летающее или плавающее. Вокруг нас живет множество различных животных, которых не переснимать и за всю жизнь. Любой макрофотограф должен хоть немного разбираться в том, что он снимает. Иначе это бессмысленный труд по созданию красивых картинок. Здесь поможет и школьный учебник биологии, и иллюстрированный атлас, и «Википедия», а зачастую и знающие люди, которые могут что-то подсказать. Я снимаю морских беспозвоночных и, хотя изучал их в университете, постоянно сталкиваюсь c чем-то новым. 

Подводное.



Как только вы поймаете понравившегося «зверя» и попробуете его заснять, то можете потерпеть фиаско — он просто смоется из кадра. Даже неторопливые голожаберные моллюски и офиуры (иглокожие, родственники морских звезд) успевают уползти подальше, пока вы настраиваетесь на резкость. Здесь опять есть своя хитрость: существует много способов расслаблять животных, не убивая их. Но для каждой группы животных эти способы свои. 

Подводное.



Так, обычные наземные насекомые засыпают от хлороформа, морские кольчатые черви прекращают ерзать в растворе хлорида магния, ракообразные притормаживаются небольшими концентрациями спирта. Это известные растворы, которые несложно достать, а в интернете можно посмотреть, на кого и как они действуют и в каких концентрациях используются. После пары-тройки неудачных расслаблений вполне можно научиться делать все грамотно, и совсем не обязательно быть для этого химиком или биологом. 

Подводное.



Однако многих героев приходится снимать активно бегающими, плавающими и ползающими, и это уже настоящая погоня за удачной позой и резким изображением. Количество кадров на одного «зверя» может превышать все разумные пределы — снять не только художественную, но и ценную для науки карточку очень нелегко. Обязательно должны быть показаны характерные признаки вида, нужные ножки или щетинки, но при этом и сам снимок должен получиться эффектным. Так, можно «отбить» 100-200-300 кадров, а выбрать в итоге лишь одну-две фотографии. 

Подводное.



Понятно, что водных животных нужно снимать в воде — для этого есть, например, аквариумы или другая посуда. Но для меня аквариум неудобен, поскольку в нем слишком много воды, и поймать в кадр необходимого «зверька» достаточно проблематично. Поэтому я снимаю всех в плоской кювете или в обыкновенной лабораторной чашке Петри, которые стоят на черном фоне. Фотоаппарат при этом нависает ровно сверху, осветители практически упираются в снимаемый объект, а штатив стоит, как вкопанный. При наводке на резкость нужно быть предельно аккуратным, поскольку вода очень инерционна, и любое резкое движение приведет к тому, что фотомодель снова уплывет из кадра с токами воды. 

Подводное.



С черным фоном опять же есть маленький секрет. Какой бы максимально черный фон ни был использован (кусок матового пластика, бархат, черная крашенная доска), все равно очень яркий свет отражается, и фон на фотографии получается темным, но не идеально черным. К идеалу можно приблизиться следующим способом: между стеклом чашки и черной поверхностью наливается немного обычной пресной воды. Вода «прилипает» к обеим поверхностям и меняет преломление света. В результате фон становится чище и темнее. 

Подводное.



После съемки каждый удачный кадр долго очищается от мусора, которого при макрофотографии просто навалом. Совершенно невозможно, к примеру, перед фотосессией очистить от налипших микроскопических песчинок или ниток водорослей четырехмиллиметрового морского ослика. Затем следует минимальная постобработка, и все — кадр готов к употреблению. 

Подводное.



Тут, собственно, встает вопрос, а куда его употребить? Ниша достаточно узкая, и кадры подобной тематики нужны очень небольшому количеству изданий. Само собой, это отличный презентационный материал для научных конференций и докладов, учебников, атласов, а также других научных и научно-популярных книг. Серьезных журналов, печатающих статьи о животных, не так уж и много. Попасть туда сложно, но очень престижно. Чем лучше и оригинальнее фотографии, тем больше шансов пробиться в тот же National Geographic, получить грант на исследования или же попасть в интереснейшую экспедицию в удаленную точку земного шара. 

Подводное.



Обычно каждый фотограф выбирает себе в макросъемке определенную область интересов, благо их огромное количество, и развивается в определенном направлении, экспериментируя и придумывая что-то новое. Не существует универсального способа снять любое макро, но это огромное поле для экспериментов. Все что нужно — минимальный набор техники. Остальное — ваша фантазия. Так что дерзайте!



Подводное.

Подводное.

Подводное.

Подводное.

Подводное.


Текст и фото Александра СЕМЕНОВА


Сайт фотографа:http://www.flickr.com/photos/a_semenov/, http://shilovpope.livejournal.com/ , http://500px.com/Mumrik/

Серия сообщений "Подводный мир":
Часть 1 - Сказочная красота морского царства
Часть 2 - Медузы,не имеющие жгучих волосков.
...
Часть 10 - Любите ли вы волны так,как люблю их я?
Часть 11 - В мирных водах Японского моря.
Часть 12 - Подводный мир. А. Семёнов о подводной съёмке.
Часть 13 - Светящиеся жители подводного мира.
Часть 14 - Замечательные фото ярких представителей океана.
...
Часть 19 - Европейский удильщик, или морской чёрт (Lophius piscatorius)
Часть 20 - Аквариум на Тенерифе.
Часть 21 - Красота и безбрежность океанов под музыку Шри Чинмоя

Рубрики:  Фотографии
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку