ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ ЮРИЯ КАЗАКОВА
Премия учреждена в 2000 году журналом «Новый мир» и Благотворительным Резервным фондом.
Жюри 2006 года отобрало из представленных на конкурс произведений шесть рассказов-«финалистов»:
АРКАДИЙ БАБЧЕНКО
«Аргун» — «Новый мир», 2006, № 9 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/9/ba7.html;
"Тема этого номера посвящена русофобии. Сама постановка данного вопроса остается в России табуированной политическим и журналистским истеблишментом. С другой стороны, в «теневом», но весьма влиятельном секторе российской публицистики она во многом приватизирована представителями крайних ксенофобских взглядов. Под воздействием того и другого фактора эта острая тема приобрела крайне нездоровый характер. Результат: российское общество фактически оказалось лишено языка, на котором эту проблему, имеющую как длительную историю, так и свои сложные причины внешнего и внутреннего характера, можно было бы поставить, а затем и решать. Найти подступы к конструктивной постановке этой темы, равно как и к самой причине данного явления, пытаются найти авторы этого номера «Политического журнала»..."
среди прочего - о публикации Валерия Тишкова "О российском народе. Главы из книги" (“Дружба народов”, 2006, № 8):
"Прежде чем приступить к этой рецензии, оговорюсь: я не знаком с Валерием Александровичем лично, счетов с ним у меня нет, но полагаю, что деятельность этого человека несет нашей стране угрозу, а потому позволю себе быть достаточно резким. (...) “Демократ” Тишков деспотичен. Точку зрения, которая расходится с его собственной, он объявляет “антинаучной”, “паранаучной”, а то и “расистской”. Если ты полагаешь, что нация — объективный феномен, а не “воображаемое сообщество”, значит, ты вообще не ученый, да к тому же еще, может быть, расист. Такая манера ведения научной дискуссии вызывает в памяти времена Трофима Лысенко. Правда, Валерий Тишков руководствуется не теорией собственного изготовления, а повторяет общераспространенные в среде европейских интеллектуалов идеи. Но ведь в наше время европейский гуманитарий лишен свободы в научном исследовании, ибо над ним висит “дамоклов меч”: он смертельно боится попасть в категорию “расистов”, “фашистов” и т.п. Политкорректность обернулась почти тоталитарной цензурой, а цензура не совместима с научным поиском. Идея российской нации, на мой взгляд, утопична. С помощью записи в паспорте нацию создать нельзя. Никакая пропаганда не превратит русских, украинцев, чеченцев, аварцев, лезгин в каких-то “россиян”. Подменять сложную, головоломную работу по изучению межнациональных отношений лозунгом о единстве гражданской нации нелепо. Обращение “россияне” подходит для предвыборного митинга, а не для научного исследования, претендующего к тому же на общественную значимость".
Федор Гиренок: "В таком сонном состоянии философия могла бы просуществовать ещё очень долго. Если бы не одно обстоятельство. Она перестала кому-либо быть нужной. Ею перестали интересоваться не только образованные люди, но даже еврейские девушки..." http://www.litrossia.ru/article.php?article=881
Василий Аксенов: "При этом весьма интересно проследить, как эволюционировал язык любви. Девяностые годы были годами прямого высказывания — то же самое происходило в литературе; это бывает ярко, но чаще плоско. Тогда как советская литература и советский любовный диалог были продуктом поэтики умолчания, во всем была масса подтекстов, ничто не называлось впрямую, и потому каждое слово нагружалось дюжиной смыслов. Человек, находящийся вне контекста, почти ничего не понимал. Разговоры с возлюбленными в шестидесятые и особенно семидесятые годы были страшно насыщенными и очень немногословными — под каждой фразой шевелилась бездна. В девяностые разговор постепенно стал не нужен вовсе. Литература оказалась на той же грани. (...) Доминирующий тип сегодня — гигантская, рослая, очень длинноногая девушка, все силы которой уходят в основном на поддержание собственного имиджа. Эта девушка так заботится о собственной сексуальности, что времени на секс как таковой у нее уже не остается. Она тоже немногословна, но уже потому, что говорить ей не о чем. Как почти все в России, она стремится быстро превратиться в товар — и то же самое происходит с романом. Он тоже стремится как можно быстрее стать товаром, но при этом из него выхолащивается суть. Это же происходит с любым предметом, заботящимся о собственной продаваемости: в нем не остается никакой глубины, многозначности. Он сводится к функции. И современная девушка, увы, в смысле внутреннего содержания мало отличается от книги, которую она иногда прихватывает в супермаркете полистать между делом. Я говорю, конечно, не обо всех и даже не о большинстве, но о типе, который останется от двухтысячных и будет с ними ассоциироваться..." http://www.ogoniok.com/4969/26/
Длинный список "Студенческого Букера 2006": http://jannatt.livejournal.com/108061.html
* шорт-лист премии будет объявлен 14 ноября в 18.00 в РГГУ на студенческой конференции "Студенчество и современный роман: опасные связи?".
ИЗ НАСЛЕДИЯ
"ВСЁ ТОТ ЖЕ СПОР"
Неопубликованное письмо Лидии Чуковской Давиду Самойлову. Публикация и подготовка текста Е. Ц. Чуковской. Вступительная статья Г. И. Самойловой-Медведевой http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/6/chu10.html
5 июня 2006 г. в 19-30 в театре «Практика» http://praktikatheatre.ru/about/contacts/
(Москва, ул.Трехпрудный пер., д.11/13, стр.1
Вход в арку с ул. Б.Козихинский пер., д.30,
ст.м."Маяковская", "Пушкинская")
состоится творческий вечер поэта ВЕРЫ ПАВЛОВОЙ,
которая прочтёт новые стихотворения из книги
"Ручная кладь" (М., "Захаров").
Заказ билетов по телефону: 299-66-67
плата за вход 100 рублей
Телефон для справок: 299-44-92
ИЗ НАСЛЕДИЯ
"МИЛЫЙ БАРБАРИС!.."
Письма И. А. Бунина и А. И. Куприна в дневниках Б. А. Лазаревского. Публикация, подготовка текста, предисловие М. В. Михайловой, комментарии М. В. Михайловой при участии О. Р. Демидовой http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/5/bar8.html
МИР ИСКУССТВА
ТАТЬЯНА КАСАТКИНА. После знакомства с подлинником
Картина Ганса Гольбейна Младшего "Христос в могиле" в структуре романа Ф. М. Достоевского "Идиот" http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/2/kasa10.html