«@♡... Подари мне, Бог, Эту женщину... Подари мне, Бог, Эту женщину, И не дай ...
Без заголовка - (0)Художник Сергей Басов. Гляжу в озёра синие… Художник Сергей...
Без заголовка - (0)Быстрые булочки "Завтрак мужу на работу" Я опять к вам с булочками, эти булочки - отличная ...
Без заголовка - (1)Салат «Оливье от Лешего» Время приготовления 30 минут. Ингредиенты: ...
Без заголовка - (0)Как ухаживать за цветком, приносящим в дом доход и удачу? Толстянка денежное дерево как уха...
Без заголовка |
Драгоценности царицы служили в первую очередь одной цели: показать высокое положение своей хозяйки, являясь бесценными произведениями высочайшего ювелирного искусства. Это драгоценности были поистине царские во всех смыслах этого слова. Задача их была — демонстрировать пышность и великолепие царского двора, его высокое положение.
Коронационное платье
Век Елизаветы являлся веком расшитых золотом и серебром платьев, мехов и перьев и веком драгоценностей, считающихся неотъемлемой частью костюма в XVIII веке. В череде непрерывных балов и пестрых маскарадов дамы стремились оказаться в центре внимания, всецело затмив соперниц. Потакая их бесконечным капризам, ювелиры того времени создавали настоящее волшебство и поныне поражающее наше воображение.
Платье женское. Шелк - Франция, 18 век, кружево - Франция, Алансон. 2-я пол. 18 века. Золотные пряденые нити, бить, канитель, блестки, плашки, вышивка. Реконструкция. ГИМ После смерти императрицы Елизаветы Петровны ее гардероб из 16 тыс. платьев был передан на изготовление церковных облачений и театральных костюмов. Настоящее платье является реконструкцией, выполненной из подобного церковного облачения - распоротого стихар, поступившего в музей 1937 г. В фондах музея "Новый Иерусалим" хранится 6 церковных предметов из той же ткани. |
В хранилище Эрмитажа представлены удивительные букеты, выполненные из драгоценных камней, работы прославленных ювелирных мастеров Иеремия Позье и Луи Дюваля. Попробуйте представить себе лазурные аквамарины, небесно-синие сапфиры, фиалковые аметисты и гранатовые альмандины, оправленные в золото и серебро и усыпанные россыпью небольших искрящихся бриллиантов, виртуозные оправы, созданные с учетом формы каждого камня.
Серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов.
Здесь же хранятся и дипломатические подарки, преподнесенные в дар взбалмошной правительнице: зеркало, осыпанное бриллиантами, преподнесенное Османом III, изящные часы-несессер в виде яйца, дар посла Франции.
Елизавета в малой короне,полртрет работы Караваджо
Все иностранные послы, приезжавшие ко двору русской императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I поражались его пышностью и размахом. Широта русской души, ставшая впоследствии легендарной чертой русского характера, проявлялась в устройстве императорского двора в полной мере. Нигде не было такого обилия драгоценных украшений на придворных. И ярче всех, конечно же, блистала сама императрица.
Корона Елизаветы Петровны (1742) — была выполнена ювелиром И. Г. Цартом, которому помогали русские и иностранные мастера и ученики.
Одним из самых важных украшений правительницы, согласно сану, конечно же, была корона. Большая корона Елизаветы была переделана из короны ее предшественницы Анны Леопольдовны: серебряная в позолоте, состоящая из двух полушарий, она была украшена жемчугом и бриллиантами. На верху короны был огромная неограненная шпинель, увенчанная крестом из алмазов. Весила она около 2 кг, и поэтому использовалась только для самых торжественных случаев, а в остальное время ее заменяла малая корона — уменьшенная копия, украшенная крупными бриллиантами.
Малая корона Елизаветы
Диадема-бандо, 1750г.г., бриллианты, золото, серебро, эмаль. Серьги "КАСКАДЫ" императрицы Елизаветы Петровны (9,5*3,8см), 1750-е гг
Стили роккоко и барокко, ставшие культом в Европе и России XVIII века, подразумевали затейливость и вычурность, обилие растительно-анималистических мотивов. Поэтому множество украшений принимали форму цветов — например, знаменитая пластичная диадема «веселой императрицы» Елизаветы, выполненная из белых, золотистых и розовых бриллиантовых цветов и эмалевых зеленых листиков, с асимметрично расположенной алмазной пчёлкой. Диадема состояла из фрагментов и могла менять форму в зависимости от прически. К ней прилагалась пара бриллиантовых серёжек в виде гроздьев цветов и золотая брошь для корсажа в виде «малого букета».
У императрицы было множество интересных комплектов — например, серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов. Тонкие алмазные струйки на них заканчивались полновесными сапфирами, которые при обработке купали в медном купоросе для оживления цвета.
Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни парюры представляют собой великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).
Среди драгоценностей, которые послереволюционная комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.
«Большой букет» - корсажное украшение, выполненное из золота, серебра, бразильских бриллиантов разных форм и размеров (140 каратов) и небольших колумбийских изумрудов ступенчатой или бриллиантовой огранки (50 каратов). Все элементы удерживают тонкие, как перышки, крепления; букет свободно колеблется, отбрасывая отблески при малейшем прикосновении. Меньший по размеру букет с бриллиантовыми цветами и листочками из золота и темно-зеленой эмали.
Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1758. Луис Токке (1696-1772)
Придворный ювелир Иеремия Позье выполнил целую серию драгоценных букетов из дорогих камней, золота, серебра и эмали для Елизаветы Петровны. Самый известный из них — Большой Букет. Он состоит из изумрудных листьев и алмазных цветов, самый красивый из которых, розово-сиреневого оттенка, вставлен в сквозную оправу, чтобы лучше играть на свету. Как известно, цветные алмазы — редкость в природе, но тем не менее, в XIX веке были очень популярны цветные украшения из бриллиантов. Секрет прост: мастера подкладывали под камни серебряную ювелирную фольгу, химически окрашенную в различные цвета. Иеремия Позье ввел некоторые инновации в ювелирное дело России, например, делая бриллиантовую звезду для императрицы, он показывал ей расположение камней на макете из воска. Екатерина была в восторге.
Во времена Елизаветы Петровны одним из самых распространённых типов украшений были бриллиантовые броши. Для разных частей костюма полагались броши разного назначения: для шляпки, для прически, для шали, шпильки для корсажей, заколки для юбок. Бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии, изготовленная Позье по заказу императрицы, позже передавалась каждому новому правителю из дома Романовых. Сейчас эта реликвия хранится в Алмазном фонде России. Ее ширина 25 см, а высота — 11, она украшена 805 бриллиантами.
Еще одна разновидность брошей, появившаяся в елизаветинское время, называется бант-склаваж. Их прикрепляли к бархатным или кружевным лентам, плотно облегающим шею. Такое украшение изначально всегда имело форму банта или бабочки, и только позже стали появляться так называемые «бархотки» с подвесками овальной или иной формы. Самый известный бант-склаваж из коллекции русских царей украшен 21 крупной алой шпинелью и усыпан мелкими бриллиантами.
Пряжка-аграф. 1750-е гг. Мастер И. Позье. Алмазный фонд.
Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны, бриллианты.
Мастер Иеремия Позье. Алмазный фонд.
Бриллиантовой пряжкой-аграфом россйские правители с XIII века закалывали мантии. Большая пряжка-аграф – одна из драгоценностей, которые принадлежали монархам Российской Империи. Эта пряжка принадлежала императрице Елизавете Петровне, которая, равно, как и другие правители носила ее в качестве застежки для горностаевой мантии
Большинство иноземцев, прибывших в XVIII веке в Россию, были ремесленниками и мастеровыми из Германии, Франции и в особенности из Швейцарии. Один из тех, кто устремился в Московию за фортуной, был мастеровой Иеремия Позье, ставший благодаря своей работе в России одним из самых знаменитых европейских ювелиров.
...А началось все в далеком 1729 году, когда Иеремия Позье десятилетним мальчиком прибыл с отцом в Россию из Швейцарии. Путешествие было нелегким: из Швейцарии они пешком дошли до Гамбурга, где сели на корабль, идущий в Петербург. Из Петербурга приехали в Москву, где в то время находился царский двор. Собственно, отправиться в путешествие они решились после приглашения дяди Иеремии, который состоял при дворе Петра II хирургом. Но, добравшись до места, Позье обнаружили пепелище — незадолго до их приезда дом родственника сгорел, а вместе с ним и весь достаток Позье-хирурга.
Тяжелое путешествие и навалившиеся одна за другой беды подорвали здоровье отца мальчика, и вскоре Иеремия остался один в незнакомой стране. К счастью, ему впервые повезло: искусный гранильщик Граверо, работавший при дворе Анны Иоанновны, вступившей на престол в 1730 году, согласился взять его на семь лет в обучение. Так Иеремия попадает в Петербург. Здесь он учится с большим старанием и в скором времени достигает совершенства в ювелирном мастерстве. В 21 год молодой человек открывает собственную мастерскую. Искусная работа, аккуратность в исполнении, известность при дворе привлекают к Позье много заказов.
Он изготавливал украшения для многих царственных особ: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II последовательно делают ему заказы. Скопив достаточно денег за почти тридцать лет работы при дворе, в 1864 году Иеремия Позье отпросился у императрицы Екатерины II в отпуск в Швейцарию. Назад он не вернулся. Россия так и не стала для него родиной, хотя здесь он достиг всего, о чем только можно мечтать.
Елизавета, падкая до новинок, была первой обладательницей кольца с механическими часами. Оно было сделано по ее заказу и положило начало правилу всегда носить часы с собой.
Печать с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, золото, серебро, бриллианты, горный хрусталь
Императрица коллекционировала шкатулки, никогда не надевала одно и то же платье дважды, обожала маскарадные наряды. Все свои вещи она обильно украшала драгоценностями. Тратя неимоверные суммы на содержание двора, она показывала всему миру, что правление женщины — это настоящее стихийное бедствие. Но бедствие воистину прекрасное и неотразимое.
Табакерка. Золото, бриллианты, сапфиры. 1740-е гг. Мастер И. Позье. Санкт - Петербург. Государственный Эрмитаж.
Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село": "Мы Елизавете обязаны многим. И Царское Село и Петербург, практически весь Растрелли в Петербурге, и Смольный собор, и Смольный монастырь, дворец - это все Елизавета-матушка".
Ценитель искусств барон Н.Н. Врангель, автор блестящего эссе о «дщери Петровой», описал ее так: «Всепресветлейшая Елисафет», Всемилостивейшая Государыня, «Венера», женщина «с глазами, полными воробьиного соку», богомольная затейница и веселая баловница, ленивая и беспечная, русская во всем Императрица отражает, как зеркало, пряничную красоту пышной середины XVIII века». Но при этом барон и весьма точно определял ее «слабость» в этом «галантном» европейском веке: «Императрица Елисавета была последней русской Царицей еще в «дореформенном» значении этого слова и, как запоздалый дикий цветок, расцвела среди привозных оранжерейных растений. Вся она является таким цельным и милым нам, ныне уже выродившимся, славным типом русского характера, что все, кому дороги национальные заветы, не могут не любить ее и не восхищаться ею»
Thanks:
Серия сообщений "Монархи России.":
Часть 1 - Российский императорский дом. Фотоальбом
Часть 2 - Российский Царственный Дом Романовых.Фотоальбом
...
Часть 32 - Мария Феодоровна-многодетная императрица
Часть 33 - Дореволюционная Россия на фотографиях. Николай II в объективе фотографа двора Его Величества К.Е.
Часть 34 - Украшения императрицы Елизаветы Петровны
Серия сообщений "Романовы.":
Часть 1 - Российский императорский дом. Фотоальбом
Часть 2 - Российский Царственный Дом Романовых.Фотоальбом
...
Часть 23 - Дворцы Петра 1:Большой дворец в Петергофе.Часть 3.
Часть 24 - Дореволюционная Россия на фотографиях. Николай II в объективе фотографа двора Его Величества К.Е.
Часть 25 - Украшения императрицы Елизаветы Петровны
Серия сообщений " Ювелирные украшения":
Часть 1 - Ювелирные изделия эпохи Возрождения
Часть 2 - Сокровища великих цивилизаций: золото и украшения средневековья
...
Часть 29 - Изумруд.Повседневности образ надменный ...Часть 1.
Часть 30 - Изумруд.Повседневности образ надменный ...Часть 2.Украшения с изумрудом
Часть 31 - Украшения императрицы Елизаветы Петровны
Рубрики: | Великие и знаменитые люди |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |