-Цитатник

Индийская художница Barnali Bagchi. Картинки для творчества. - (7)

Индийская художница Barnali Bagchi. Картинки для творчества.   Ранее работы художницы ...

Ramon Pujol. Удивительное отражение... - (10)

Ramon Pujol. Удивительное отражение... Ramon Pujol родился в Olot, Испания в 1947 году. С...

Только не удерживай и не запирай дверь..... - (8)

Только не удерживай и не запирай дверь..... Жило было на свете Сердце. Он...

Художник Alain Senez. - (2)

Художник Alain Senez.   Alain Senez родился в 1948 году в Париже. Когда семь...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Рубрики

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в auriki

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дизайн знаменитости искусство компьютер музыка путешествия путешествия - любимое фотография компьютер-это профессия и работа

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Китайский_летчик_ДЖАО_ДА АртБазар WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.05.2011
Записей: 1481
Комментариев: 8945
Написано: 13717


Деревья и их символы в разных культурах

Среда, 05 Октября 2011 г. 02:01 + в цитатник

4404913_50892806_069 (280x74, 5Kb)

4404913_0_3762e_41374f4f_XL (700x525, 136Kb)

Деревья – высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации.

В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут боги и духи.

Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями.

АКАЦИЯ

Символ бессмертия, особенно в иудейской и христианской традициях. Акации использовались при сооружении рак и дарохранительниц в храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масонами в церемониях посвящения и в качестве траурного атрибута.

БАНЬЯН

Священное дерево Индии; возможно, именно баньян стал исходной моделью для “перевернутого” Космического Дерева индусов и буддистов. Через обнаженные “воздушные корни” баньяна, по их представлению, собирается и концентрируется трансцендентный дух вселенной. Иногда среди многочисленных “воздушных корней” устраиваются храмы.

БЕРЕЗА

Исцеляющее, защищающее дерево на севере Европы и у азиатских народов, священное дерево германских богов Тора и Фрейи, а на востоке основной элемент шаманских обрядов, в которых она выполняет роль Космич.Дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Из березы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров (юрт), что сделало ее священным деревом в ритуалах инициации, символом духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии.
В России береза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; ее высаживают около домов, чтобы призывать добрых духов. Приписываемая березе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса. Береза является официальным национальным деревом Эстонии.

БОЯРЫШНИК

В Европе с античных времен дерево и его цветы наделяли магическими свойствами и связывали с именем бога брака Гименея. Цветы использовали для свадебных венков, древесину для свадебных факелов.

Ассоциация между его весенним цветением и девственностью привела к народному поверью, что он защищает целомудрие. Для других слабый рыбный запах его цветов предвещал смерть, если внести их в дом.

БУЗИНА (САМБУК)

В Северной Европе, особенно в Дании, считалась магическим деревом. Там полагали, что изготавливать мебель из его древесины – дурной знак.

ВЕТВЬ (СУК)

Ветви несли символику того дерева, с которого они были срезаны, что широко применялось в весенних обрядах в честь богов плодородия. Размахивание веткой пальмы или оливы считалось знаком триумфа во время процессий.

Ветки белой омелы – широко распространенный символ возрождения, особенно в кельтских регионах. Цветущий сук являлся аллегорией логики в западной средневековой иконографии.

ВИШНЯ

Эмблема самураев, возможно связанная со структурой этого плода – твердая косточка под кроваво-красной кожицей и мякотью. В Китае вишневое дерево является символом удачи, весны и девственности; вульву называют “весенней вишней”. В христ.иконографии вишня иногда изображается вместо яблока как плод с Древа Познания добра и зла; иногда Христос изображается с вишнями в руке.

ГИНКГО

Священное дерево в Китае; росшее около храмов, символизировало бессмертие – благодаря своей древней истории и долговечности. Гинкго особенно ассоциировалось с Японией, где оно было символом преданности – по легенде, гинкго готово умереть за своего хозяина. Так как говорили, что гинкго помогает появлению молока у женщин, оно также считалось счастливым деревом для кормящих матерей.

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ

Подобно другим приносящим орехи деревьям, символизирует плодородие и мудрость или пророчество – знание, спрятанное внутри твердой внешней оболочки. Грецкие орехи были традиционным угощением на празднике декабрьского солнцестояния и эмблемой плодовитости на древнеримских свадьбах. В Китае их связывали с ухаживанием.

ГРУША

Символ любви и материнства. Символизм произошел, вероятно, от формы груши, напоминающей тазобедренную часть женского тела или грудь. В античн.времена она считалась атрибутом древнегреческих богинь Геры (в римской мифологии Юноны) и Афродиты (Венеры). В Китае этот фрукт является символом долголетия по той причине, что грушевые деревья живут и плодоносят долгое время. Поскольку белый цвет в Китае считался траурным, цветущая груша была похоронным атрибутом.

ДЕРЕВО

По мере развития мифологии идея о могучем дереве, которое образует центральную ось потока божественной энергии, связывающего сверхъестественный и естественный миры, превратилась в символический образ Древа Жизни или Космического Древа. Корни его погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес. Этот символ встречается практически у всех народов. Древо Жизни часто становилось метафорой для сотворения мира.

Во многих традициях оно растет на священной горе или в раю. Источник духовной энергии может вытекать из-под его корней. Змея, обвившая его ствол, представляет движущуюся по спирали энергию, идущую из земли, или служит символом разрушения. Гнезда птиц в кроне дерева – эмблемы душ и небесных посланников. С помощью Древа Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.

Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму. Второзаконие говорит, что судьба проклятого человека – быть повешенным на дереве. Таким образом, распятие на дереве усиливает символизм спасения через распятие Христа, принявшего на себя все грехи мира. Этот образ объединяет Древо Познания (грехопадения) с Древом Жизни.

По самой своей форме дерево – символ развития, его ветви, представляющие разнообразие, отходят от ствола, что является символом единства. В индийской иконографии дерево, проросшее из космического яйца, представляет Брахму, создающего материальный мир. Напротив, перевернутое Космическое Древо, чьи корни питаются духовной энергией неба и распространяют ее во внешний мир и вниз, – любимый образ в каббалистике и других формах мистицизма и магии. Перевернутое дерево также часто используется в генеалогических схемах.

Во многих традициях на Древе Жизни изображают звезды, огни, глобусы или плоды, символизирующие планеты или циклы солнца и луны. Обычен и лунный символизм деревьев – луна притягивает воду подобно тому, как соки поднимаются вверх по дереву. Плод Древа Жизни может также символизировать бессмертие. В Китае, например, это персик. Многие другие плодоносящие деревья представлены как Древо Жизни – сикамора в Египте; миндаль – в Иране; маслина, пальма или гранат – в других регионах Средней Азии и в семитской традиции. Этот космический символизм, видимо, происходит из более примитивных культов, в которых деревья были воплощениями плодородной Матери-Земли. По этой причине, несмотря на свою фаллическую вертикальность, деревья несут женский символизм. Так, в египетской иконографии священную фигу отождествляли с богиней Хатор, которую изображали в виде дерева, дающего еду и воду.

Обряды заклинания плодородия Матери-Земли обычно были связаны с лиственными деревьями, опадающими осенью, их голые ветки зимой и расцвет весной – подходящий символ сезонных циклов смерти и возрождения. Исключение составляло поклонение Аттису в Малой Азии и позднее в греко-римском мире. Деревом-эмблемой Аттиса была сосна, основной символ бессмертия. Смерть Аттиса (от кастрации) и возрождение праздновали, обрывая иголки у сосны и обматывая ее шерстью. Вероятно, отсюда происходит традиция украшения майского дерева – обряда заклинания изобилия. Дуализм в символике дерева обычно представлен сдвоенными деревьями или деревом с расщепленным стволом. В легенде о Тристане и Изольде из их могилы выросли переплетенные деревья. На Ближнем Востоке преобладает дуалистический символизм дерева – Древо Жизни растет рядом с Древом Смерти. Это библейское Древо Познания добра и зла, чей запретный плод, отведанный Евой в саду Эдема, принес человечеству проклятие смертности.

ДЕРЕВО БУДДЫ

Священная смоковница (дерево Бодхисатвы), под которой Гаутама Будда занимался медитацией, пока не достиг просветления; это буддийский символ созерцания, обучения и духовного совершенства.

ДЕРЕВО ЖОЖОБА

В даосизме – символ чистой жизни/а его фрукты – плоды, дающие бессмертие. Это дерево “встречается в исламской рае как символ самых дальних пределов времени и пространства. В народных суевериях его колючие отростки имели защитную силу.

ДРЕВЕСИНА

Защита – символ, основанный на древних культах благотворных духов деревьев и на универсальной традиции, в соответствии с которой дерево – воплощение материнской заботы и жизненной силы. Суеверное прикосновение к дереву происходит от предполагаемых волшебных сил, заключенных в нем. В индийской традиции древесина – первичное вещество, формирующее все вещи, – Брахма. В Китае это эмблема весны и востока.

ДУБ

Мощь, выносливость, долголетие, благородство. Дуб посвящен богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии.

В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью. Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Гекракла была дубовая палица; согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте. Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах.

ЖЕЛУДЬ

Плодородие, процветание; символ духовной энергии, произрастающей из зерна истины. Являясь частью древнескандин. культа дуба, желудь был подношением богу грозы Тору. Желудь, предположительно, имеет фаллич.значение на некоторых кельтских резных изделиях.

ЖЕНЬШЕНЬ

На Востоке символ мужества. Это его значение основано, видимо, на фаллических очертаниях, которые иногда принимают его корни. В течение столетий лекарства из женьшеня, использовались в Китае как признанные афродизиаки. Говорили, что они обладают “божественной” способностью обеспечивать физич. и психич. равновесие.

ИВА

Для евреев – дерево плача, но на Востоке – символ расцвета сексуальной любви, женского изящества, светлой грусти разлуки, способности быстро восстанавливать душевные силы и бессмертия.

Как лунный и женский символ, ива – один из наиболее знаменитых мотивов в китайской живописи и декоративно-прикладном искусстве. Она была даосской метафорой терпения и уступчивости. По тибетской традиции, ива – Древо Жизни. В Японии айны считали, что ива – позвоночник первого человека. Обезболивающие снадобья, изготавливаемые из ее коры, и, возможно, змеиный символизм, который усматривали в ее гибких ветвях, могут объяснить ее ассоциацию со здоровьем, легкими родами и другими медицинскими и магическими благами как в азиатской, так и в западной традициях.

КЕДР

Древо Жизни у шумеров, символ могущества и бессмертия. Аромат, долговечность, впечатляющая высота этого хвойного дерева сделали его библейской эмблемой величия и долголетия, а его древо – символом Христа. Кедр использовался при строительстве Соломонова Храма, для создания греческих и римских бюстов богов и родоначальников. Его долговечность, возможно, учитывалась кельтскими мастерами бальзамирования, применявшими в своем ремесле смолу кедра.

КИПАРИС

На Западе – мистич.символ смерти и траура. В Азии кипарис – эмблема долголетия и бессмертия, как и другие вечнозеленые деревья-долгожители. В Финикии он считался Древом Жизни. В Греции кипарис имел двойственную репутацию: он был символом мрачного бога подземного царства Гадеса и более жизнерадостных богов Зевса, Аполлона, Афродиты и Гермеса. Такая противоречивость может объяснить, почему он стал символом возрождения и жизни после смерти в траурных церемониях.

ЛАВР

Победа, мир, очищение, защита, божественность, тайные знания, бессмертие. Ароматные разновидности лавра были коронационной эмблемой в. Греции и Риме не только для воинов, но и для поэтов (что связывалось с богом Аполлоном). Считали, что он очистил себя в лавровых рощах Темпейской долины Фессалии после убийства Пифона (чудовищного змея) в Дельфах; прорицательница Пифия жевала листья лавра перед тем, как предсказывать будущее.

Лавр, как полагали, мог защитить от эпидемий и молнии; в это верил и император Тиберий, который хватался за свой лавровый венок во время грозы. Нимфа Дафна превратилась в лавр, чтобы спастись от домогательств Аполлона. Лавр ассоциировался со многими богами, включая Диониса (Бахуса), Зевса (Юпитера), Геру (Юнону) и Артемиду (Диану); он был эмблемой мира. и триумфа. Лавр считается талисманом в Северной Африке, а в Китае воспринимается как дерево, сидя под которым, лунный заяц готовит эликсир бессмертия. Лавр также христианский символ вечной жизни.

ЛЕС

У Карла Юнга – символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, – образ убежища.
В европейском фольклоре и волшебных сказках лес – место тайн, опасностей, испытаний или посвящений. Заблудиться в лесу или найти дорогу через него – соответственно, метафоры отсутствия опыта или достижения знания о мире взрослых или о себе самом. Для оседлых сообществ лес – неизученное, неуправляемое место обитания второстепенных богов и духов, некоторые из них ужасны, как славянский лесной дух леший.

Лесная сырость, землистость, подобная лону темнота связывались в древнем мире с идеей произрастания и женским началом. Для друидов лес был женским партнером солнца. Понимание леса, его растений и животных было знаком шаманского дара, особенно в Ц.Америке. В соответствии с азиатской традицией, лес – аналогия дикой пустыни ближневосточных отшельников, убежище от мира, где можно погрузиться в созерцание и духовное совершенствование.

ЛИПА

Дерево дружбы и сотрудничества, символизирующее возвращение в золотой век античности, но имеет также отношение к символике деревенской жизни, чаще в Германии, где липа особенно распространена в сельской местности (как и в некоторых районах Франции). Как дерево-медонос липа ассоциируется с мягкостью и целебными свойствами.


ЛИСТ

Китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют множественность человеческих жизней и их краткость. Опавшие осенние листья – древняя метафора смертности всего живого – в кинематографе XX в. стали клише для изображения проходящего времени.

http://gt-art.com

4404913_50892806_069 (280x74, 5Kb)

 

Серия сообщений "Природа.сады":
Природа.сады, парки
Часть 1 - Пылевая буря в Аризоне
Часть 2 - Знаменитые «потерянные» сады.
...
Часть 7 - Красота и фантазия. Ландшафтный дизайн.
Часть 8 - Сады Дюпона. Пенсильвания
Часть 9 - Деревья и их символы в разных культурах
Часть 10 - Цветущая пустыня Анза Боррего. Калифорния
Часть 11 - Зима в фотографиях Kari Liimatainen.
...
Часть 17 - Африканское тюльпанное дерево
Часть 18 - Фестиваль цветочной скульптуры - Hamamatsu International Mosaiculture
Часть 19 - Японский Парк цветов Асикага

Рубрики:  Природа
Природа
Метки:  

Процитировано 1 раз

LAT   обратиться по имени Среда, 05 Октября 2011 г. 04:17 (ссылка)
Прекрасный пост! Доброе утро, Ира!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Октября 2011 г. 22:52ссылка
LAT, Лилечка, Спасибо
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку