Этот незабываемый голос.
30 сентября выдающемуся украинскому оперному и эстрадному певцу Константину Дмитриевичу Огневому исполнилось бы 85 лет
Такой голос, лирический тенор сейчас не в моде. Это то, что, очевидно, ушло с ним навсегда…
30 сентября – день рождения Константина Дмитриевича Огневого, певца, завершившего славную плеяду украинских теноров XX века. Его знали во всем мире.
Очень многие поют хорошо, даже безукоризненно, но редко кого Господь одарил такой задушевностью и вместе с тем простотой. Он не старался понравиться, не брал децибелами (у него их просто не было) — его голос проникал в душу. И вместе с тем — это академическое, «школьное» пение
.
Таким он был человеком — сдержанным, интеллигентным, осторожным в выражениях. Возглавлять десять лет вокальную кафедру Киевской консерватории и умудриться быть со всеми в хороших отношениях — для этого нужно быть дипломатом!
Константин Огневой родился в Днепропетровске в 1926 г.
Когда ему исполнилось пять лет, отца репрессировали, об этом певец рассказал только в последнем интервью.
Потом была война.
В армию он ушел с гитарой. В то время в СССР были популярны песни "Огонек" и "Землянка". Именно за песню юношу прозвали Огоньком. Он в совершенстве овладел свистом, и когда не было голоса, свистел.
В 1950-м он окончил Днепропетровское музыкальное училище. Всесоюзная комиссия направила выпускника в Московскую консерваторию, куда прибыли на экзамены более трехсот абитуриентов, но он не прошел по конкурсу, поэтому отнес документы в Гнесинский институт. Когда об этом стало известно ректору консерватории Свешникову, он вызвал Константина и, отчитав его за то, что тот «бегает по институтам», зачислил.
По-случайности, Огневого пригласили в Киев на запись фонограмм для документального фильма. Он пришел в Киевский оперный театр прослушиваться, и его взяли. Из-за задержки в Киеве он был отчислен с последнего курса Гнесинки, однако после того, как стало известно, что Константина приняли в театр, ректор изрек: «Победителей не судят» и позволил певцу доучиться, а спустя некоторое время пригласил Огневого на запись «Всенощной» Рахманинова. Эту запись специалисты считают эталонной. Помните конец фильма «Обломов», где мальчик бежит по полю под звуки «Ныне отпущаеши»? Это голос Огневого.
Ныне отпущаеши раба твоего владыко
В 1955-м он стал солистом Киевской оперы. И за 18 лет спел здесь более 800 спектаклей и 20 партий. Эталонной считается партия Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта. В те годы действовали нормы ГОСТа, и ко всему, что касалось настройки оркестра и температуры в зале, Огневой был очень требователен. Дирижеры разучивали партии с солистами «тщательнейшим образом, до последней запятой», вспоминает Геннадий Кабка, некогда ассистент Огневого в консерватории, унаследовавший его класс. Однажды выдающийся тенор поведал ему такую историю: «Пою я как-то Ленского. И в знаменитой арии «В Вашем доме...» чувствую, что въехал не в ту тональность... Потом как-то выкрутился. После спектакля быстренько одеваюсь, чтобы ускользнуть незамеченным. Не тут-то было: сзади слышу топот — это дирижер Карасик меня догоняет. Я от него, он за мной. Так мы и бегали по переходам театра. Догнал бы он меня, наверное, мне бы несдобровать».
Большая дружба связывала Огневого с Юрием Гуляевым. С концертами они объехали весь СССР. В репертуаре певца были арии из опер, песни и романсы русских, украинских и зарубежных композиторов, украинские народные песни.
Константин Дмитриевич первым из академических певцов стал выступать в сопровождении инструментального ансамбля, до него этот жанр не существовал. В том первом коллективе играли молодой Владимир Быстряков и гитарист Валерий Петренко. Уже потом с такими ансамблями стали петь Дмитрий Гнатюк, Анатолий Соловьяненко, Николай Кондратюк. «Вы, народный артист, солист оперы, чем занимаетесь? Мы вас из театра выгоним!» — «пропесочивали» Огневого в ЦК Компартии. Но петь в ВИА он не бросил.
С 1965 г. и до последних дней — более 30 лет — Константин Дмитриевич преподавал в Киевской консерватории Это самая плодотворная часть его жизни. Среди его выпускников – звезды оперы и эстрады.
В последние годы Константин Дмитриевич часто пел русские романсы под гитару. И как здорово, как задушевно это у него получалось! Такой голос, лирический тенор сейчас не в моде. Это то, что, очевидно, ушло с ним навсегда…
У первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого в Киевском оперном театре было два фаворита -- Юрий Гуляев и Константин Огневой. Рассказывают, что, даже находясь на отдыхе в Крыму, Владимир Васильевич мог послать за своими любимцами, и тех непременно доставляли в роскошный санаторий под Ялту. Устраивали концерт. Пели все -- от оперных арий до современных песен. А в конце по желанию Щербицкого -- украинские народные. Очень он их любил. Приглашали певцов одних, без жен. Накрывали стол, щедро угощали. Потом отвозили обратно. Встречая мужа после подобных поездок, Елена Огневая слышала одно и то же: "Мы скоморохи. Наше дело -- развлекать..." Она понимала это и не задавала лишних вопросов. И так почти сорок лет. Иногда Константин Дмитриевич брал ее за руки и, глядя в глаза, словно гипнотизируя, тихо говорил: "Ты для меня как воздух. Тебя нет -- я задыхаюсь..."
Среди лучших записей К. Огневого в собрании Гостелерадиофонда - опера Н. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" (партия Моцарта, запись 1964 г.), и запись 1958 г. Серенады Арлекина из оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло с симфоническим оркестром Украинского радио и телевидения.
Скончался К.Д. Огневой 12 декабря 1999 года
памятник в Киеве
Использованы -статья Ю. Руцинского в еженедельнике «2000», вып. №39 (335) 29 сентября - 5 октября 2006, в сокращении),http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=21484&s=358a23c01bc149d544356be17003bc8f http://clubs.ya.ru/4611686018427399632/replies.xml?item_no=58964
|