Индийская художница Barnali Bagchi. Картинки для творчества. Ранее работы художницы ...
Ramon Pujol. Удивительное отражение... - (10)Ramon Pujol. Удивительное отражение... Ramon Pujol родился в Olot, Испания в 1947 году. С...
Только не удерживай и не запирай дверь..... - (8)Только не удерживай и не запирай дверь..... Жило было на свете Сердце. Он...
Художник Alain Senez. - (2)Художник Alain Senez. Alain Senez родился в 1948 году в Париже. Когда семь...
Вячеслав Шалевич. С днем рождения! |
Сегодня день рождения у народного артиста Вячеслава Шалевича. Знаменитому артисту сегодня 77!
Один из наших Великих и Горячо Любимых Актёров,который внёс ощутимый вклад в искуство своими яркими и замечательными ролями и своей игрой и жизненной позицией заслужил уважение и восхищение.
Народный артист РСФСР (1979)
Лауреат Государственной премии РФ (1994)
Орден Почёта (2001)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 мая 2004) — за большие заслуги в развитии театрального искусства
Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 апреля 2010 года) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Родился 27 мая 1934 года в Москве. Отец – Шалевич Анатолий Иванович (1901–1984). Мать – Шалевич Елена Ивановна (1905–1986). Супруга – Виноградова Татьяна Викторовна (четвертая супруга). Сын – Шалевич Иван Вячеславович. Дочь – Шалевич Анна Вячеславовна. Внучка – Шалевич Елена Владимировна.
Детство Вячеслава Шалевича прошло на Арбате, его дом имел общий двор с Театром имени Евг. Вахтангова и располагался по соседству со Щукинским училищем. Ребята часто бегали на спектакли, знали в лицо всех актеров, иногда тайком проникали на репетиции.
Началась война. 22 июля 1941 года в театр попала бомба. В это время Слава с мамой сидели под зданием в бомбоубежище, а когда вышли на улицу – вокруг оказались одни развалины. Потом дети играли среди них, собирали осколки и складывали в коробочки. В 1951 году здание полностью восстановили, а архитектором стал Сергей Вахтангов. Все эти события происходили буквально на глазах у мальчика. Славе довелось бегать по недостроенной сцене театра, которому суждено было стать его судьбой...
В октябре 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, Вячеслав Шалевич вместе с другими ребятами был эвакуирован в Саратовскую область. Только в 1943 году мать смогла забрать его к себе. Мальчик он был хулиганистый – сказались несколько лет проведенных без семьи. Мать растила сына одна, с отцом они разошлась еще до его рождения. Конечно, Вячеслав втайне мечтал об отце, особенно в те моменты, когда его обижали мальчишки. Но по подсказке матери в анкетах всегда писал: «Отец погиб в финскую войну». Поэтому, когда спустя почти 40 лет во время гастролей к Вячеславу Шалевичу подошел незнакомый человек и представился его отцом, актер буквально опешил. Так произошла первая встреча отца с сыном. В свое время Анатолий Иванович Шалевич, бывший офицер царской армии, перешел на сторону красных, получил два ордена Красного Знамени, дослужился до генерала НКВД, но в конце 1930-х годов был репрессирован. Выйдя на свободу, он остался жить в Бийске, работал в таксомоторном парке.
Вячеслав Шалевич сначала учился в школе № 73 в Серебряном переулке, а затем перешел в школу рабочей молодежи Метростроя № 4. Мать трудилась секретарем-машинисткой в Министерстве обороны, была партийной активисткой и с утра до вечера пропадала на работе. Вячеслав оставался под присмотром тети Паши, маминой сестры, которая оказала на него огромное влияние. Она слыла большой театралкой, а дома он часами сидел на ее сундуке и слушал радиопостановки.
После окончания школы Вячеслав сдавал вступительные экзамены одновременно в два вуза – в Театральное училище имени Б. Щукина и педагогический институт на филологический факультет. Он всегда очень любил литературу и отличался редкой грамотностью. Но все-таки любовь к театру одержала верх: Шалевич выбрал профессию актера и поступил в училище с первого раза.
Начиная с 3-го курса студенты уже принимали участие во всех массовках Театра имени Евг. Вахтангова, иногда даже играли в эпизодах и очень гордились этим. Вячеслав Анатольевич считает, что настоящими учителями являются не те люди, которые учили, а те, которые на всю жизнь оставили след в душе. Актер хорошо помнит Зою Константиновну Бажанову, которая поверила в третьекурсника Шалевича и взяла его в свой дипломный спектакль 4-го курса. Это доверие тогда поразило его и помогло поверить в свои силы.
Первой ролью молодого артиста стал Оспан в спектакле Рубена Николаевича Симонова «Неписаный закон» по пьесе А. Пистоленко. Прекрасную казашку Банат играла блистательная Юлия Борисова, которая в то время была уже знаменита. Юлию Константиновну Шалевич считает удивительной партнершей. Своим искрометным талантом она зажигает остальных и выкладывается полностью даже на репетициях. Впоследствии они вместе сыграют в спектаклях «Потерянный сын», «Иркутская история», «Без вины виноватые» и др.
Художественный руководитель Р.Н. Симонов воспитал многих великих артистов – Ю. Яковлева, М. Ульянова, Ю. Борисову. Проработав почти полвека в театре, В. Шалевич постоянно убеждается в том, что во время учебы проходишь только определенную школу. Артистом может стать далеко не каждый, это судьба. Когда приходишь в театр, то впервые познаешь настоящую творческую атмосферу, общаешься с великими артистами, которые приподнимают начинающего актера до уровня настоящего мастерства. Поколению Шалевича довелось застать великих артистов, которых зрители встречали громом оваций, – Михаила Астангова, Андрея Абрикосова, Николая Плотникова, Николая Гриценко, Елизавету Алексееву, Цецилию Мансурову. «Старики» берегли свой «дом», но берегли и тех, кто в него пришел. Та трогательная забота, которой была окружена вахтанговская молодежь, повлияла на всю дальнейшую творческую жизнь Вячеслава Шалевича. Его научили по-настоящему любить свою профессию. Театр для него – это не только роли. Это целая жизнь, общение с актерами, постоянная учеба, смех и слезы, успех и поражение.
В 1979 году Вячеслав Шалевич окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе и сразу же поставил на сцене театра спектакль «Тринадцатый председатель» по драме башкирского драматурга Азата Абдуллина. На главную роль режиссер пригласил Василия Ланового, который до этого играл в основном героические персонажи – от Цезаря до Калафа. Все в театре не скрывали своего удивления от такого выбора актера. Но Шалевич чувствовал, что Лановой, переживший оккупацию, в душе очень тонкий и ранимый человек, искренне переживающий чужую боль. И не ошибся. Спектакль имел огромный успех, зрители забывали о том, что находятся в театре, и даже выбегали на сцену, чтобы поделиться сокровенным. В этой постановке проявилось одно из качеств, характеризующих Шалевича как режиссера, – он всегда пытается думать и открывать непознанные глубины души актеров, которые заложены природой.
В 1998 году Вячеслав Шалевич становится руководителем Театра имени Рубена Симонова, основанного сыном режиссера Евгением Рубеновичем. Предложение возглавить театр поступило в тот момент, когда он находился под угрозой закрытия. И Вячеслав Анатольевич принял решение стать его художественным руководителем, потому что искренне переживал за судьбу молодого коллектива и стремился сохранить память о великом режиссере, который руководил Театром имени Вахтангова более 30 лет. За два последующих года в Театре имени Рубена Симонова вышло 11 премьер, что само по себе парадоксально. Несмотря на относительную молодость театра, в нем уже сложились определенные традиции: те, кто работает в нем, не позволяют себе новомодных веяний, плохо оформленных спектаклей, вульгарностей и влияния улицы – всего того, чем зачастую привлекают неискушенного зрителя. Если театр называется храмом, то сцена – это своего рода алтарь. Своим искусством режиссер и актеры должны нести идеи добра и всегда задаваться вопросом: во имя чего поставлен спектакль?
За него сражались очень красивые и известные женщины, а он умел любить и прощать, никогда не называя их имен. Его жизнь так наполнена событиями, что о нем складывают легенды.
"Капитанская дочка" (1958)
"Три тополя на Плющихе" (1967)
"Семнадцать мгновений весны" (1973) |
"Кодовое название "Южный гром"" (1980)
По словам Шалевича, вторая его любовь после театра - это кинематограф. И зрители знают и помнят его по таким фильмам, как "Красная площадь", "Мастер и Маргарита", "Американский дедушка", "Иркутская история" "Капитанская дочка", "Хоккеисты".
"Я люблю сниматься, - сказал Шалевич. - И здесь меня больше всего привлекает работа с крупными режиссерами, которые, порой, предлагают мне роли, на первый взгляд, совсем не мои, угадывая какие-то новые грани во мне. Очень дорога мне встреча с Татьяной Лиозновой, у которой я снялся в двух картинах: "Три тополя на Плющихе" и "Семнадцать мгновений весны". Я долго не соглашался играть в "Трех тополях", но Лиознова убедила меня, сказав, что ничего подобного я еще не делал и мне будет интересно. Она сумела увидеть и вытащить из меня то, что мне было самому неизвестно".
Прожита большая жизнь в искусстве. На вопрос, как оценивает ее сам актер, Шалевич сказал: "Я никак не оцениваю - это дело зрителей и критики. Я вообще отношусь к этому с юмором. Однажды, будучи на съемках в другом городе, ко мне подошла женщина и сказала, что я ее любимый артист, но она думала, что я давно уже умер. Так что самое главное состоит в том, что я жив и что я до сих пор востребован".
Отрывки из статьи - Вячеслав Шалевич: Мои "звездные романы", служили мне стимулом.
В журнале "Караван историй" актриса Валентина Титова рассказала о своем красивом романе с вами. Поговаривают, что из-за той любви, вы чуть было, не переломали всю свою актерскую судьбу?
- Валентина жила и училась в Ленинграде, а я играл в Москве в театре Вахтангова. Когда со мной случилась эта сумасшедшая любовь, я не мог без нее и дня прожить: вечером после спектакля садился в Ленинградский поезд, утром преподносил ей розу и улетал назад, в Москву, чтобы успеть на репетицию. Однажды я опоздал. Меня должны были отчислить из театра, но Рубен Николаевич Симонов, наш руководитель взял меня на поруки. Он сказал: "Ты мужчина, возьми себя в руки, когда любовь закончится - с тобой останется твоя профессия". Но тогда-то я и мысли не допускал, что такое божественное чувство может когда-нибудь угаснуть. Валя была невероятно красива! Когда она училась в студии Товстоногова, он специально для нее придумал мизансцену в спектакле "Горе от ума": девушки на балу получают записки от кавалеров, и героиня Валентины выбегает на авансцену читать свою записку. В этот момент в зрительном зале раздавалось восторженное "Ах!". Вот такой ослепительной красоты она была. Первый раз я ее увидел на гастролях в Свердловске и сразу "сошел с ума", даже стихи писать начал. Из Свердловска я уехал в Венгрию - как проходили эти гастроли даже не помню, был словно в тумане, все время думал только о Валентине. Когда я вернулся домой, поставил в коридоре чемодан с заграничными подарками жене и сыну, а сам, пока домашние разбирали вещи, вышел из дома, незаметно для себя дошел до Ленинградского вокзала, сел на поезд и уехал: Домой я больше не вернулся.
- Но между тем, Валентина Титова стала женой Владимира Басова, а не вашей?
- Я сам виноват, собственноручно "подарил" ее Басову: Меня утвердили на фильм "Хоккеисты", который курировал Басов, параллельно он начинал снимать "Метель", но никак не мог найти главную героиню. Я по доброте душевной посоветовал ему попробовать Валю. Сразу же, на кинопробах Басов ей сказал: "Вы выйдете за меня замуж, и все у вас будет в порядке. Это я вам обещаю". Валентина попыталась возразить, что любит меня, но Басов резко добавил: "Хорошенько подумайте, что для вас лучше: любовь актера или брак с режиссером, который будет вас снимать?". Что ей оставалось делать? Помню, мы оба провожали Валю в Ленинград: стоим с Басовым на пару и смотрим ей вслед, потом Басов предложил: "Давай уж, подвезу тебя". "Не надо, - отвечаю гордо, - у артиста тоже деньги на такси есть".
- Вы не считаете этот поступок предательством: ради карьеры уйти к другому?
- Ну что вы? Валя не из тех женщин, чтобы ради корысти изменить. Я уверен, что она была очарована этим человеком. Несмотря на всю его внешнюю непривлекательность, он был невероятно обаятельным: фонтанирующий мужской темперамент и озорство, завораживающий талант рассказчика - да ни одна женщина перед таким не устоит! Я чисто по-человечески был в него влюблен, и сложившаяся ситуация ни коем образом не повлияла на наши отношения: помню, когда мы чуть не завалили "Хоккеистов", я обратился к Владимиру за помощью, он бросил все свои дела и за десять дней смонтировал ленту - фактически ее спас. Потом я с трепетом и надеждой ждал гастролей в Ленинград. Приехал и сразу позвонил к Вале, ее дома не оказалось, и я позвонил в гостиницу, где в это время остановился Басов. На мой звонок ответила Валентина. Я понял, что все мои надежды рассыпались - Валентина действительно собиралась замуж. В тот же вечер мы с ней встретились на Невском мосту - проплакали допоздна. Мы прощались: Нет, это не предательство, Валюша ничего от меня не скрывала, просто к ней пришла новая любовь, а старая еще не ушла.
- Вы переживали ваш разрыв?
- Я был сам не свой. Валентину из вида не выпускал, был всегда в курсе, где она, в каких лентах снимается. И однажды: У нас в театре готовился спектакль "Варшавская мелодия" - трогательная история о несостоявшейся любви. Достать билеты на премьеру было просто не возможно, я выпросил у администратора два места и пригласил Валентину. И вот я стою перед театром в диком волнении, как на первом свидании, жду ее. О! Появилась в конце улицы, идет навстречу, все ближе-ближе: Пока она шла эти сто метров, я чувствовал, как мое волнение становится все тише и тише: Когда Валентина подошла, совсем другая и чужая, я уже был совершенно спокоен: Так и закончилась эта любовь.
- Видимо, вашим женщинам было с вами не сладко, коль вы могли так внезапно влюбиться, остыть, уйти из дома, пока жена распаковывает чемодан?..
- Я же не всегда таким был. Я вырос в такое время, когда было принято, что первая жена - это первая любовь, а вторая любовь - это вторая жена. Это после второго брака покатилось-поснеслось. В наше время было раздельное обучение, поэтому на девочек мы смотрели с особым трепетом. Помню, как завидим стайку девчонок - выстраиваемся в шеренгу и бежим им навстречу. Они визжат, разбегаются врассыпную: Потом полдня обсуждаем, кто до кого дотронулся и какой взгляд успел кинуть. Это когда ты десять лет за партой сидишь рядом с девочкой, ты ее не замечаешь, а когда видишь ее украдкой из-за угла, подглядываешь за ней из окошка, следом идешь за полквартала и подойти не решаешься - вот тогда ты видишь, что она настоящая красавица. И если эта богиня позволит подойти поближе, да еще за руку взять - то это счастье, то надо сразу жениться. Поэтому и браки были ранние, что первая женщина - она и первая жена. С моей будущей женой мы дружили с восьмого класса, школу закончили, а все за ручку ходили. Родственники думали, что мы уже живем давным-давно, а мы соблюдали целомудрие и так, за ручку и пришли в ЗАГС. Если честно, я уже и сам не понимал, зачем на ней женился - юношеская влюбленность к тому времени угасла, осталось чувство приличия: морочил девушке голову - женись. Наш брак просуществовал пятнадцать дней: "Семейная лодка разбилась о быт", оказалось, что мы совершенно не можем существовать под одной крышей, к тому же, в то время я уже был студентом театрального училища и неровно дышал к одной своей сокурснице. Так что, через две недели мы так же, за ручку пошли разводиться.
- Как вы считаете, ранний брак - это плохо?
- Сложный вопрос. Если говорить о морали, то первый любовный опыт в браке - это правильно, но чисто по-человечески - это совершенно недопустимо. Чувства необходимо проверить, прежде чем вступать в брак, надо попробовать пожить вместе. Одно дело, когда ты встречаешься с девушкой - этакое юношеское визуальное обожание, а другое дело, когда с этой женщиной приходится быть постоянно, да еще делить домашние заботы. Быт - это очень серьезное испытание, а в моей юности быт был куда тяжелее нынешнего. В нашей коммуналке жили двадцать семь человек: общая кухня - попробуй не вымыть кастрюлю, единственная раковина с холодной водой - постирай-ка пеленки, и один на всех туалет - не дай Бог, забудешь выключить свет, скандал обеспечен. Но с другой стороны, коммуналка - это замечательная школа человеческих взаимоотношений: там не было чужих детей, как у Аркадия Райкина: "Один стукнет, другой шлепнет, третий нос подотрет", там любая ссора становилась достоянием общественности и коллективно осуждалась. И мы, дети, подростки, хоть не всегда и понимали взрослые проблемы, но тонко чувствовали, какое слово или интонация может ободрить, а какое обидеть. Коммунальщина научила меня общаться с людьми.
- Второй брак тоже был недолгим?
- Около трех лет. Но за этот развод меня судить нельзя - любовь к Валентине Титовой оправдывает все. Супруга все поняла и даже не пыталась меня вернуть.
- Однако, другие женщины не считали зазорным вступить в поединок ради вас?
- О, это скорее был поединок ради моего спасения (засмеялся). С вашего позволения, имен этих женщин я не назову. У меня был серьезный роман с одной очень известной артисткой, некоторое время мы жили вместе. Потом она построила кооператив и решила жить отдельно - бросила меня. Обидно, конечно, но нечего делать. В это время меня "подхватывает" другая известнейшая актриса и начинает водить под ручку на всякие мероприятия. Если первая старалась со мной нигде не появляться, то вторая, наоборот, изо всех сил показывала, что у нас роман. Москва ахнула! Что это за Шалевич такой: одна женщина ради него очень известного человека бросила, другая от себя ни на минуту не отпускает, отвергая ухаживания влиятельных мужчин? Я переехал жить к этой актрисе, мне было лестно такое внимание, но о первой даме я все-таки продолжал думать. Как-то раз я позвонил в свое общежитие, а там оказалась моя первая дама, она взяла трубку и сказала: "Я тебя жду!". Я тут же бросил вторую даму и уехал к первой. Десять дней мы жили вместе. Вторая дама буквально "обрывала телефон", мои слова, что я ее не люблю, не принимались, она просто не хотела понимать, почему я ее бросил. В конце концов, обиженная, она оставила меня в покое. И тут наступил такой финал, которого я не ожидал: моя женщина собрала свои вещи и на прощание мне сказала: "Ты будешь благодарен мне всю жизнь, за то, что я увела тебя от этой женщины". Сколько лет прошло, а я до сих пор вспоминаю и ценю этот ее подвиг.
- Поговаривали, что ваше сходство с Олегом Стриженовым помогло вам получить роль Швабрина в "Капитанской дочке"?
- Это сходство чуть не помешало мне. Швабрин - моя первая роль в кино, я еще учился на четвертом курсе "Щуки". Когда меня уже утвердили, в павильон вошел Стриженов, глянул на меня и удивленно сказал: "Он на меня похож". Режиссер задумался: Гринев и Швабрин - антиподы, они любят одну женщину, но любви добиваются по-разному. В конце концов, он решил, что это даже неплохо, что мы похожи - ярче будет заметна разница характеров. За время съемок мы с Олегом очень подружились, он многому меня научил. Помню, у меня возникли серьезные проблемы во время озвучки - я не попадал в собственные слова, уже хотели пригласить дублера. Олег отозвал меня в сторону и дал ценный совет: "Ты, - говорит, - не пытайся попасть в движения губ, просто еще раз сыграй роль". Сразу все получилось.
- Многие актеры жалуются, что в Советский период нерусская фамилия мешала им получить хорошую роль. У вас такие проблемы не возникали?
- Дело в том, что я не еврей, хоть и большинство моих хороших друзей евреи. Есть некоторая разница между фамилиями Шалевич и Шаевич - одна буква превращает белорусскую фамилию в еврейскую. Честно говоря, однажды с этой проблемой я столкнулся. Мы с Любшиным пробовались в фильм "Вечный зов" на роли среднего и младшего брата. Меня не утвердили. А потом я узнал, что Анатолий Иванов - автор сценария, категорически заявил, что в его картине человек с такой фамилией играть не будет. Когда это услышал Любшин, он от своей роли отказался. Позже был еще один эпизод - меня пробовали на роль Фрунзе: в гриме я был здорово на него похож. Снова отказали из-за фамилии, но позвали на озвучку. Тогда я зашел к директору и сказал: "Так значит, играть Фрунзе я не могу, а озвучивать могу? Если хотите знать, Фрунзе был немецким евреем". Директор бегал за мной по всей студии и уговаривал озвучить роль. Больше подобных проблем у меня не было. Я работал в театре Вахтангова, где проверяли каждого, где красовалась "царская ложа" и посещение власть имущих не было редкостью. Время было жуткое, в совершенно невинном спектакле могли найти такой подтекст, который его автору и в голову не приходил. Каких только указов не было: например, по министерству кинематографии вышел приказ - не снимать уродов, и в списке из пяти фамилий назывались: Кашпур, Кочетков, Чурикова: А вы говорите, фамилия:
- Вы сказали, что в театре много красивых девушек. Сложно руководителю удержаться от соблазна?
- Я думаю, было бы очень сложно, мне всегда нравились красивые женщины, но:у меня есть любимая женщина. Познакомились мы совершенно случайно - я был на дне рождения у товарища, рядом со мной за столом оказалась очаровательная женщина по имени Татьяна. Когда я вижу красивую женщину. Я обычно говорю: "Могу жениться, я холостой!", вот и накаркал: А потом наш театр поехал на фестиваль в Авиньон. Мои коллеги сговорились и сделали нам с Таней подарок - устроили медовый месяц во Франции. Без переводчика и путеводителя мы на два дня уехали в Париж и объездили весь город на метро, побывали в Лувре, слазили на Эйфелеву башню - нам повезло, нигде не было очередей. А потом сели на поезд и вернулись в Авиньон. Это было такое роскошное путешествие, после которого я решил, что пора жениться.
- Ваша избранница - кто она?
- Она врач, и я очень благодарен ей, что она помогла мне спасти сына: Иван, как и я, вырос на Арбате, и чуть не стал его жертвой:
Рубрики: | ЗнаменитостиЗвезды, знаменитости |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |