-Я - фотограф


2 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Атон

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Тот-Гермес АРТ_АРТель Зазеркальё civis

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2003
Записей: 4228
Комментариев: 6327
Написано: 11517


Это текст моего выступления на конференции полгода назад

Четверг, 01 Ноября 2012 г. 01:59 + в цитатник

Вступительное слово конференции.

Дамы и господа. Сегодня и сейчас, я счастлив приветствовать вас здесь, на первой, общероссийской междисциплинарной конференции организуемой нашим клубом – Клубом Касталия.
Я рад, что здесь собрались очень разные люди. Философы и практики, ученые и эзотерики, профессионалы и те, кто стоит в начале пути. Сегодня – каждый, кто присутствует в этом зале, получает возможность внести свой интеллектуальный вклад в наш проект.
Эту конференцию я хотел бы начать небольшим отчетом о том что было сделано, а также небольшим планом, проектом о том что должно быть сделано в будущем а затем я немнго расскажу о ключевой для меня идее Юнгианской традиции – идеи шестой парадигмы, впервые сформулированной Эдвардом Эдингером.
Должен сказать, я слегка опасаюсь говорить о будущем, ведь как известно «хочешь насмешить богов – расскажи им о своих планах». Однако то как все шло до сих пор позволяет мне если не утверждать то по крайней мере надеятся что те силы которых древние называли богами, а мы можем назвать архетипами, помогают нам, и я надеюсь что мы сохраним, удержим, эту серебряную нить, эту нить Ариадны, которая вела нас все это время в лабиринте и позволила пройти этот путь – путь от чатсного интернет проекта к этой конференции.  
Всего пять лет назад, Касталия существовала только в виртуальном пространстве интернета.
Всего три года назад, мы вышли из виртуальности и создали клуб Касталия – интеллектуальный клуб открытый всем течениям и традициям.
 На собраниях нашего клуба выступали ученые и мистики, поэты и философы. Достаточно посмотреть список тем наших собраний за эти три года чтобы понять – мы старались представить все возможные направления. Восточный мистицизм и западная магия, суфийские практики и экскурсы в древнеегипетскую традицию, глубинная психология и герметическое знание, христианский гнозис и черные культы – мы даем слово и исследуем всем направлениям мысли, обращенной к символической реальности. Наша сегодняшняя конференция в некотором смысле является неким подведением итогов сделанному и выходу на иной уровень работы.
За это время нам удалось создать традицию издания малотиражной литературы. Книги которые выходили тиражом менее ста экземпляров мгновенно расходились и становились коллекционными – из того что было нами издано сейчас осталось очень немного. Эта позиция малотиражных изданий оправдывает себя, поскольку основная наша цель – это прогрессорская работа и все что было написано и переведено членами нашего клуба регулярно выкладывается на сайт в открытый доступ.
Что же было издано нами за это время? Большинство книг уже успешно разошлись и стали раритетами. Я хочу рассказать о самых важных изданиях нашего проекта.
Первой книгой которую мы издали стала «Алхимия свободы для современного общества» выдающегося исследователя, юнгианского аналитика и гностического Епископа Стефана Хёллера. Потом было издано еще две книги Хёллера – «Гностицизм» и «Юнг и утерянные Евангелия».
Портрета Хёллера, как впрочем и портретов многих других важных для нас людей нет на флаге Касталии. И тем не менее особый акцент на его работах (с которыми вы все также можете ознакомится на нашем сайте) для нас много значит.
Хёллер – гностик ориентированный в будущее, но опирающийся на прошлое. Для нас значение мысли Хёллера важно тем, что он переводит сложнейший язык гностической традиции на язык понятный современному человеку. Более того, опираясь на гностицизм, Хеллер сам того не замечая корректирует гностические идеи в соответствии с теми структурными изменениями которые произошли в коллективном бессознательном. Гностицизм Хёллера лишен того мироотрицающего радикального дуализма, который мы можем увидеть в большинстве древних гностических школ и даже Демиург – слепой бог от власти которого следует уйти как можно скорей, в преломлении Хёллера становится тем кого надо искупить, спасти, наделить сознанием. Это очень интересное различие между древним гностицизмом и современным гностическим ренессансом который начался с работ Юнга. Это различие было подробно проанализировано мной в статье сборника «Юнг и психология мистицизма» изданного нашими друзьями из МААП.
И самое главное – в книге «Алхимия свободы» Хёллер излагает идеи шестой парадигмы, о которой далее я буду говорить более подробно, в преломлении к политическим реалиям.
Еще одна важная книга которая была издана Касталией это книга Екатерины Дайс «Джон Фаулз и западная мистериальная традиция». Не зная друг о друге, много лет мы шли с Екатериной в одном направлении.
Екатерина Дайс выводит религиозные, или если брать шире – архитепические, мистериальные темы в современной литературе. Инсайт стоящей за этой книгой в том, что за подлинным произведением искусства стоит те же архитепические силы, что и за духовными школами и традициями, объединенными в единую мистериальную традицию запада.  Именно связи мистерии и литературы посвящено это исследование.
В свое время, независимо от Екатерины мной было предпринято исследование символической поэзии некоторых рок групп и я пришел к тем же самым выводам – поэтические символы которые используют рок поэты идентичны инициатическим символам духовных традиций.
Совершенно особый статус имеет «Книга Лилит» которая как свидетельствует из названия посвящена этому важнейшему женскому архетипу. К сожалению мы не успели сделать третье издание этой книги к конференции, желающие смогут приобрести эту книгу через неделю. Третье издание этой книги будет включать цветную вкладку и значительно больше материалов.
Подборка материала осуществлялась по принципу Юнгианской амплификации – мы постарались чтобы в книгу вошли самые разные грани и понимания этого архетипа от социально-феминистических до оккультно-мистических. Исследуя разные грани архетипа мы получаем возможность интуитивно приблизиться к его сути, ядру, которое остается невыразимым концептуально но интуитивно постижимым.
По сходному принципу – была построена и книга Стентона Марлона «Черное солнце» где автор исследует архетип Черного Солнца призывая на помощь герметические, философские и психологические данные.
К сожалению, сегодня среди нас не смог присутствовать Иван Ерзин – человек который начал и возглавил отдел переводчиков Касталии. Именно ему принадлежит перевод книги Эриха Нойманна «Великая мать» - уникальное психологическое и культурологическое исследование различных стадий сознания. И именно он перевел книгу «Столпы Тубал Каина» которую я сегодня могу представить вам.
Хочется поделиться с вами и нашими планами. В настоящее время полностью переведены и планируются к изданию следующие Книги – «Легенда о Граале» - Эммы Юнг – труд которому супруга Юнга посвятила всю свою жизнь. «Космогонические мифы» Марии Луизы Фон Франц. Юнг Мистик Гарри Лахмана. В течении этого года мы планируем представить целую серию переводов с которыми вы сможете ознакомится на сайте а затем приобрести малотиражные издания. Я назову лишь некоторые из книг которые уже сейчас находятся в работе. «Юнг и Паули», Дэвид Линдорфф,  «Душа и Материя», «Комментарии к Апулею», «Карл Юнг: его миф в наше время» Марии Луизы Фон Франц, «Юнг и алхимическое воображение» Джеффри Рафф, «Юнгианский анализ изображений» и еще ряд книг. Я убежден, что если нам удастся продолжить наши работы в таком же режиме – мы сможем перевести все ключевые сокровища юнгианской мысли за какие то три-пять лет.
Но самой главной и самой сложной задачей стал для нас перевод проекта «Эранос». Не так давно, благодаря посредничеству Иностранной Библиотеки мы получили возможность отсканировать уникальную коллекцию «Эранос» начиная с истории их создания. Работы представленные в Эраносе являются золотым фондом мысли двадцатого века, и возможность располагать этими материалами позволит отечественной психологии, культурологии и релииговедению выйти на совершенно иной уровень. На самом деле, специалистов по немецкому языку очень немного, и перевод собрания сочинений может растянуться на десятилетия, но я убежден что появление перевода трудов Эраноса в русскоязычном пространстве – просто бесценно.   
Необходимо сказать несколько слов о Эраносе. Восемьдесят лет назад, в первой половине прошлого века, в живописном месте близ Аскона Юнгом были организованы ставшие ныне легендой конференции «Эранос». Эранос, на десятилетия стал центром интеллектуальной культуры Европы. Ученые, философы, теологи, исследователи восточной традиции и представители этих традиций собирались в Эраносе год за годом. Вклад, который внесли участники Эраноса, невозможно переоценить – в Эраносе, читали свои исследования такие люди как Мирча Элиаде, Карл Кереньи, Анри Корбен, Жорж Нажель, Адольф Портман, Жильбер Дюран и другие исследователи реальности символического.
Уже сейчас, переводчики нашего Клуба осуществили перевод ряда текстов конференции, которые вы можете прочитать в пятом и седьмом выпуске нашего альманаха. Перевод текстов Эраноса – это та первая нить преемственности, которая связывает нас с этим легендарным проектом.
Сегодня, на нашей конференции присутствует Валерий Всеволодович Зеленский –действующий член Эраноса. Очень скоро, он расскажет о своем проекте «Русский Эранос», который был организован им в легендарном Коктыбели, месте, которое по праву можно назвать русским Эраносом. Касталия всячески будет сотрудничать с этим грандиозным проектом, и участвовать во всех мероприятиях который организует Валерий Всеволодович.
Когда то под руководством Юнга, Эранос стал настоящей интеллектуальной кузницей, в которой ковалось «третье мировоззрение». Читая эраносские доклады, мы видим, что при колоссальном разнообразии материала, представленного участниками конференций, между ними есть нечто общее. А общее – это та самая духовная позиция, которая была впервые сформулирована Юнгом «Поклонись но не вставай на колени», то есть стремление к равновесию между духом времени и духом глубин, священному и мирскому, небесному и земному, мистическому гнозису и интеллектуальному познанию.
Название нашей первой конференции не случайно. Сексуальность и смерть – всегда были особой, запретной темой для человека. Эти вопросы либо табуировались догматическими иудео-христианскими религиями, либо упрощались и опошлялись вульгарным материализмом. Осмысление символического, глубинного измерения сексуальности и смерти – важнейшая задача шестой парадигмы.
Я хочу сказать о главной идее, идее которая объединяет такие на первый взгляд противоположные направления мысли. Я буду говорить о парадигме индивидуации – шестой парадигме.
Я начну с притчи которую часто цитировал Юнг и Эдингер. Однажды учитель дзен спросил у ученика – «как по твоему – кто знает о воде меньше всего»? Когда ученик не смог ответить – учитель сказал – рыбы. И это действительно так. Рыба ничего не знает о воде, поскольку вода для нее – единственная возможная реальность. Чтобы познавать – нужно иметь возможность дистанцироваться от объекта познания.
Парадигма – это и есть та «вода» в которой существует психика. Эдвард Эдингер выделяет шесть парадигм, связанных с восприятием богообраза в культуре. Это Анимизм, Матриархат, Иерархический Политеизм, Племенной Монотеизм, Иудео-Христианский монотеизм и наконец – шестая парадигма это парадигма индивидуации связываемой Эдингером с открытиями Юнга.
При желании мы можем провести параллели с другими системами исторической и психологической классификации. Например, классификацией Эриха Нойманна, или полседующей производной от нее системой классификации культур Стефана Хёллера. Однако система Эдингера более проста поскольку апеллирует к понятным всем нам концепциям.
Парадигма Анимизма – это состояние психики, когда индивидуальное сознание полностью растворено в окружающем мире. Это состояние психики Леви Брюль назвал «мистическим соучастием», то есть состоянием когда психика полностью растворена в окружающей реальности. По меткому замечанию Фон Франц, на этой стадии мы не можем даже говорить о проекции – поскольку нет субъекта который мог бы эту проекцию осуществлять.
Постепенно из фрагментарного хаоса мистического соучастия, сознание переходит в циклическую парадигму матриархата. Здесь мы должны уточнить, что понятие Матриархальное сознание относится психическому состоянию но не к социальной структуре где вся власть принадлежит женщинам. Если на стадии анимизма психика находится в хаосе, то на стадии матриарахльного сознания реальность понимается как замкнутый круг природных циклов. Индивидуальное сознание здесь все также крайне слабо и пассивно, однако в отличии от предыдущей стадии образ мира становится более выстроен и организован.
На следующей стадии система становится еще более организованной, а пантеон более упорядоченным. «Религия Зевса сменяется Религией Аполлона» (Фаддей Зеленский) а божество и его атрибуты наконец то постигаются как отдельные друг от друга. Здесь мы уже видим активное, волевое сознание ведущее борьбу за свое существование. Появляются идеи борьбы богов второго поколения с богами первого поколения, а за каждым божеством устанавливается своя только ему свойственная функция. Мардук низвергает Тиамат, Зевс – Крона.   
Как нетрудно догадаться первую стадию мы связываем с охотничьими племенами, вторую с земледельческой культурой, а третью – с укреплением цивилизации в городах.
Четвертая стадия отличается от третьей тем, что образ божества который на третьем этапе был «первым среди равных» становится единственным, а закон которым обладает данный отдельный народ – обязательным для всех народов.  
Переход от четвертой парадигмы к пятой это переход от ветхого завета к новому. Как пишет Эрих Нойманн «бессознательная целостность бога, сменяется сознательной расщепленностью». Здесь интересно проанализировать работу Юнга «Aion» где Юнг чтобы объяснить сложные процессы смены парадигм обращается к астрологическому символизму. Согласно Юнгу – астрология это проекция законов коллективного бессознательного на движения небесных тел.  
 Следует подчеркнуть, что речь идет не просто о способах взаимоотношения людей с священным, но о принципе лежащем в основе идентичности и восприятия реальности.
Переход от пятой к шестой парадигме происходит в наше время. В популярной эзотерике это называют либо «Эрой Водолея», либо приходом «шестой расы». В Телеме этот процесс называется «Равноденствием Богов», а Юнг определяет его как смена парадигмы коллективного бессознательного. Здесь же можно вспомнить доктрину Иахима Флорского о трех заветах и о грядущем завете святого духа чье слово – Свобода.
Конечно процесс о котором идет речь не может рассматриваться линейно. Парадигма меняется не в одно мгновение. Более того – как пишет Эрих Нойманн «В наше время мы можем встретить много людей которые живут так как если бы они жили тысячу лет назад». Ветхие парадигмы не упраздняются в одно мгновение но постепенно отходят на перефирию культурной жизни и там существуют продолжительное время. С другой стороны, первые ростки новой парадигмы часто появляются задолго до наступления времени когда эта парадигма может укорениться в коллективном бессознательном. Такие, по меткому выражению Дмитрия Мережковского,  «слишком ранние предтечи, слишком медленной весны», часто становятся неузнанными мучениками за ценности о которых еще никто не может услышать.
 В работе «Глубинная психология и новая этика» Эрих Нойманн обрисовал процесс смены парадигмы в несколько этапов. Вначале новые ценности провозглашает выдающаяся личность, которую в ужасе приносят в жертву или пытаются принести в жертву (синдром Ирода), затем, постепенно наиболее восприимчивые индивидуальности (элиты) осваивают ценности новой парадигмы и противопоставляют себя массе, и наконец на третьем этапе эти ценности начинают проникать в массу и становится новой смыслообразующей осью культуры. Стройную ось данной системы несколько омрачает то, что как это доказывает Эрих Нойманн на законы психологического развития распространяется биологический закон становления организма – онтогенез повторяет филогенез. Иными словами, парадигмы о которых идет речь это еще и стадии психологического развития, и достижение шестой парадигмы – есть своего рода цель индивидуации.
Но что же такое шестая парадигма? Прежде всего это понимание самоценности символической реальности психики, без проецирования этой реальности на объект, то есть четкое дифференцирование реальности символической и материальной. Если на ранней стадии развития сознания человек плохо отделял атрибуты своего божества от самого божества, (то есть между виноградом и Дионисом есть либо отношения тождества либо отношения связи)  то сейчас необходимо довершить процесс дифференциации и вернуть символы туда где они родились – в психе.  
Парадоксальным образом, шестая парадигма требует не только дифференциации но и соединения. Необходимо не только научится разделять символическую и материальную реальность, но и установить связь с трансперсональным источником, в котором они соединяются.  Герметическая скрижаль гласит – «что внутри то и снаружи, что вверху то и внизу». Доказательством истинности такого соединения является феномен синхронистичности, открытый Карлом Юнгом и Вольфгандом Паули – когда символические переживания «притягивают» события в физическом мире.
Отличие шестой парадигмы в том, что трансперсональному центру, богу, в юнгианской психологии Самости,  не приписывается каких либо «человеческих слишком человеческих» качеств. Абраксас о котором пишет Юнг в «Семи наставлениях мертвым» включает в себя свет и тьму разум и безумие. «Бог был для меня всем чем угодно, только не назиданием» пишет Юнг в своей автобиографии. Послание шестой парадигмы в том, что не может быть единого закона который бы распространялся на всех, каждый выполняет свою роль и является частью, инструментом божества именно на том месте на котором он находится. В Телеме это называется «познать свою истинную Волю», то есть – говоря более понятным большинству из нас Юнгианским Языком – установить ось связи между Эго и Самостью и максимально полно, своей жизнью воплотить послание изначально заложенное Самостью. Однако для каждого ответ будет свой.
Во многом Юнг опирался на идеи двойственности священного Рудольфа Отто. Позднее философ Жорж Батай и оккультист Алистер Кроули прекрасно развернули эту идею, обратив внимание на то, что само слово «Сакральное» в римской империи имело двусмысленное значение – включая в себя самые высшие и самые низшие планы бытия. И именно здесь, заключена суть третьего взгляда, юнгианского мировоззрения, о котором еще не раз зайдет речь на нашей конференции.

Таким образом, более не может быть какой либо общей этической или даже символической системы. Необходимо изучать самые разные символические системы, постигая одновременно единство и различия их.
Во время перехода, когда старая парадигма мертва (это состояние выразил Ницше в своем легендарном афоризме «Бог умер») а новая еще не проявилась, символическая реальность оказывается обесцененной в угоду одномерной материальности. Так было в эпоху римской империи времен упадка, и так происходит сейчас. Послание Юнга в том, что ни наивная религиозность, ни одномерный материализм, не могут удовлетворить духовную жажду подлинно современного человека – необходим синтез на совершенно ином уровне.
Более того – шокирующий ответ Юнга на вечные вопросы звучит в книге Ответ Иову – «Бог нуждается в человеке также как человек в боге». Ось Эго Самость нужна обеим сторонам. Стать зеркалом в котором отразиться трансперсональное бытие и сможет познать себя – вот ответ о смысле и предназначении человеческой жизни, который дает Юнг. Этот новый взгляд, может показаться страшным богохульством адептам типичной религиозности и чистым мистицизмом сторонникам материализма. Но именно в этом, диалектическом видении взаимоотношении Эго и Самости, человека и бога, адепта и его ангела и находится ответ который со временем должен объединить самые разные символические школы и традиции.
Единая мистериальная традиция в тысячах гранях и ликах существовала на протяжении всей истории западной культуры, но именно в двадцатом веке, малая традиция впервые смогла в полной мере выйти из подполья и заявить о себе. Если к концу XIX-го века, большинство просвещенных людей считали, что все что связано с мистикой и оккультизмом, это архаизм которому осталось недолго, то уже к середине XXго века началось настоящее возрождение малой традиции, на новом уровне, уровне, где наука больше не противоречит эзотерике, а знание – вере.
Больше всего для этого сделал Карл Густав Юнг – человек, который создал мост между духом глубин, священным, сакральным, непостижимым и преобразующим и духом времени, духом разума, сознания. Юнг привнес в науку элемент эзотерического, а в эзотеризм – научный порядок. От этого соединения обе стороны выиграли – науке стали доступны для познания области доселе закрытые, а эзотеризм из беспорядочного хаоса обрел стройную систему, действенность которой каждый может проверить на своем опыте. Как сказал другой великий человек – Алистер Кроули -  «наш метод – наука, наша цель религия».


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку