-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Мария Якунчикова и русский модерн.

Вторник, 05 Декабря 2017 г. 20:17 + в цитатник
Цитата сообщения Anabelle21 МАРИЯ ЯКУНЧИКОВА И РУССКИЙ МОДЕРН

   Мария Якунчикова и русский модерн 

     Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870-1902) - русская художница, график, аппликатор, одна из предвестников символизма и модерна в русском искусстве.

     Работами  художницы восхищались современники, она была признана в кругу самых известных художников своего времени. Блестящее художественное будущее, казалось, ждало Марию, но, к сожалению, жизнь талантливой художницы оборвалась на отметке 32 года.  Она пронеслась, как  комета, по "небосклону" русского искусства и оставила  свой яркий свет.

Якунчикова-Вебер Мария Васильевна. «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря».1891г. Холст, масло

«Из окна старого дома. Введенское».1897г. Холст, масло

Якунчикова Мария «Широкая река при закате» 1890-е Холст, масло 51х70 Частное собрание

Якунчикова Мария «Сосенка» 1895 Холст, масло.72,5х87.Государственная Третьяковская галерея

Якунчикова Мария." Церковь старой усадьбы Черемушки близ Москвы".1897 г. Холст, масло

Якунчикова Мария «Отражение интимного мира» 1894 Холст, масло 115х66 Частное собрание

Якунчикова Мария «Рассвет. Этюд» 1892 Бумага, пастель 52,7х44,3 Частное собрание

 Якунчикова Мария «Восход луны с ангелом» 1895 Холст, масло 80х65 Частное собрание

 

Якунчикова Мария .«Цветущие яблони. Дерево в цвету».1899г.  Бумага, смешанная техника

Якунчикова Мария. Итальянский мотив. Холст, масло

 Якунчикова Мария «Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку» 1889 Холст, масло. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

 Якунчикова Мария «Парк в Черёмушках. Пруд» 1899 Бумага, гуашь 31х23,8 Государственная Третьяковская галерея

Якунчикова Мария «Версальский парк» Дерево, темпера Смоленский государственный музей-заповедник

 

    Родилась  Мария Якунчикова в Висбадене, в семье русского купца, известного предпринимателя и мецената. С детства увлекалась рисованием, занималась у художника  Н.А. Мартынова. В 1885 году становится вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Заболев туберкулёзом, Мария вынуждена уехать в Европу.  Поступила в парижскую Академию Р. Жулиана, где обучалась четыре года. В России работала в имении отца и в Абрамцеве, где на въездных воротах находится её панно «Молчание».  Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Работы художницы находятся в собраниях ГТГ, Русского музея и в Музее-усадьбе Поленова.

    Предлагаю вашему вниманию отрывки из статьи  Михаила Кузнецова о творчестве этой талантливой художницы, опубликованной в журнале "Наше Наследие"  № 54, 2000.

  "Среди художников, определивших неповторимые особенности Серебряного века, видное место принадлежит Марии Васильевне Якунчиковой. Ее творчество по достоинству было оценено современниками, ее ставили в один ряд с Левитаном, Коровиным, Валентином Серовым и Врубелем, а самыми страстными почитателями дарования Якунчиковой были Александр Бенуа и Дягилев, Сомов и Бакст, Борисов-Мусатов и Павел Муратов, Волошин и художники «Голубой розы». Однако случилось так, что после преждевременной смерти мастера основная часть творческого наследия Якунчиковой осталась за рубежом в Швейцарии, где безвыездно поселился ее муж Л.Н.Вебер, и ее роль и значение в русском искусстве стали забываться. И хотя с 1970-х годов интерес к Якунчиковой начал возрастать, думается, подлинная оценка ее вклада в русскую художественную культуру — впереди.

В 1892 году помимо живописи Якунчикова начала заниматься в Париже офортом и керамикой.

Ее работы в этой области стали новым словом русского искусства. Во-первых, до Якунчиковой в России вообще не существовало цветного офорта. А во-вторых, смелая стилизация форм позволила Якунчиковой подчинить изображаемое плоскости бумажного листа и тем самым вернуть этому виду творчества специфику, утраченную во второй половине XIX века. Новаторство Якунчиковой в офортах было высоко оценено современниками, а Остроумова-Лебедева увидела в этих произведениях стимул для собственных исканий в области ксилографии.Свойственный модерну культ линии, поиски двухмерных формул для передачи трехмерного мира, повышенная декоративность цветовых пятен — все это содержится в офортах «Сельское кладбище» и «Пейзаж с церковью».

Якунчикова Мария «Сельское кладбище» Начало 1890-х Бумага, цветной офорт 19х24,5 ГМИИ имени А.С.Пушкина

 

Мария Якунчикова - Пейзаж 1893-1895, Б., цв. офорт

Сохраняя реальные соотношения цветов, Якунчикова вместе с тем смело идет на оконтуривание каждого предмета и вместе с тем избегает схематизма, сохраняя поэтическое переживание изображаемого мотива. Вместе с тем, выявляя некоторую орнаментальность форм, Якунчикова, подобно другим представителям модерна, стремилась подчеркнуть ритмическую структуру произведения, а это в свою очередь усиливало в образе музыкальное начало, ведь музыка для приверженцев «нового искусства» — наиболее совершенное из видов творчества, так как именно она выражает «неизреченное».

Известно, что стиль модерн был пластическим выражением такого явления рубежа веков, как символизм. И вполне естественно для Якунчиковой, обратившейся к этому стилю, было желание попробовать себя в сфере иррационального. Особенно это выражено в офорте «Страх», где на зрителя широко открытыми от ужаса глазами смотрит лицо женщины, бегущей по ночному лесу. Цветовым строем и характером волнистых линий художница стремится передать состояние ужаса. Причем композиция офорта похожа на композиции работ Э.Мунка "Крик"(1893) и "Страх"(1895). В записной книжке Якунчиковой за 1896 год имя Мунка неоднократно упоминается, думается, что Мунком художница заинтересовалась ранее, к моменту работы над офортом.

 

Якунчикова Мария «Страх» 1893-1895 Бумага, цветной офорт 30х20 ГМИИ имени А.С.Пушкина

 

А в офортах «Недостижимое» и его цветном варианте «Радуга» в подчеркнутой остроте штриха, в хрупкой женской фигуре есть что-то близкое к графике английских прерафаэлитов. Вообще Якунчикова в офортах как бы старается освоить весь опыт западноевропейского модерна и символизма" 

 

Якунчикова Мария "Радуга" 1890-е Бумага, цветной офорт. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

 

М.В.Якунчикова, середина 1890-х

 

С работами художницы можно ознакомиться здесь:  http://cultobzor.ru/2015/01/maria-yakunchikova-gallery

Рубрики:  ЖЗЛ
Живописное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку