"Человека делают счастливыми три вещи: любовь,

интересная работа и возможность путешествовать…”

(Иван Бунин)

   Испания – страна гор, живописных бухт и песчаных пляжей, старинных замков, величественных соборов и древних городов, родина корриды, фиесты, пламенного фламенко и знаменитых красных вин… Она была кельтской и греческой, римской и готской, арабской и, наконец, христианской. Испания сумела слить воедино самые разные традиции и образовать великую и прекрасную культуру. Какая она, сегодняшняя Испания? Трудно создать общий портрет, так как разные регионы страны и испанцы очень разнообразны. Побывав во всех регионах материковой Испании, пройдя путь с востока до мыса Финистерре, с севера до юга, решила для создания общего портрета страны написать отдельно о каждой области, а затем, объединив как пазлы, сложить всё в единую картину. Решила начать с Андалусии и Валенсии, так как именно с них восемь лет назад началось моё знакомство с этой прекрасной страной.

Андалусия - душа Испании, а Севилья – сердце Андалусии

   Андалусия - самая южная, самая колоритная, вторая по размерам (87 595 кв. км) и первая по населённости (около 8 млн. человек) автономная область Испании, состоящая из восьми провинций: Альмерии, Кадиса, Кордовы, Гранады, Уэльвы, Хаэна, Малаги и Севильи. Именно здесь встречаются континенты - сталкиваются и смешиваются культуры. Это самая настоящая Испания, именно такая, какой представляют её туристы по книгам и фильмам, музыке, песням и рассказам; это - мост между Европой и Африкой, место, где воды Атлантики встречают Средиземное море; это - сказочные деревни, города ЮНЕСКО и потрясающие памятники арабского искусства, которые добавляют красок испанским пейзажам; это - родина корриды и фламенко; вина Херес и холодного супа гаспачо; это - традиции и фиеста, зажигательные феерии круглый год и жизнерадостное население! Андалусию по праву можно назвать душой Испании. Название "Андалусия" происходит от арабского Аль-Андалус (так с 711 по 1492 год мусульманами назывался весь Иберийский полуостров, за исключением Астурии). В ходе Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией.

   Столицей и сердцем Андалусии является Севилья - город на юге Испании, четвёртый по количеству населения город Испании (700 тысяч жителей). Расположена на плодородной, хорошо освоенной равнине, по обе стороны реки Гвадалквивир, которая судоходна до Севильи также и для морских кораблей. История возникновения города уходит корнями в далёкое прошлое, когда в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Севильи возникло финикийское поселение Сефеле («низменность»), а как город был основан тартессами в далёком VIII веке до н. э. под названием Испалис. Арабы завоевали город в 712 году и первое, что они делают, - приспосабливают название города к своему языку и называют его Ишбилией, от которой происходит современное название Севильи. В 1248 году Севилья была завоёвана испанцами. Спустя некоторое время король Фердинанд III Кастильский приказал в городе построить судостроительную верфь. Именно с этого момента инфраструктура города начала стремительно развиваться. 3 августа 1492 года известный мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб вывел корабли из гавани испанского города Палос-де-ла-Фронтера, который входит в провинцию Уэльва в составе автономного сообщества Андалусия, и начал своё долгое путешествие к берегам Индии, которое стало знаменитым открытием Нового Света. Это время стало началом расцвета экономики города, так как именно только Севилья имела право осуществлять торговлю с недавно открытыми странами. Город стал портом мирового значения, где можно было увидеть сокровища, привезенные из разных уголков света. Арабский историк Ал Сакунди писал об этом необыкновенном городе: «Кто не бывал в Севилье, тот не видел чуда», а Федерико Гарсия Лорка называл Севилью «Башенка в зазубренной короне».

   Жители Севильи, которые называются по-испански «севильянос», известны своим остроумием и блеском, а сам город поражает своей жизнерадостностью. Горожане - выдающиеся актёры, и дают свои яркие представления на ежегодной апрельской ярмарке Feria de Abril. Это недельный праздник танца, пищи и вина, который продолжается днём и ночью и становится поводом для пошива многочисленных традиционных народных костюмов и их деталей – мантильи, мантоны и кастаньюэлы, что позволяет мужчинам в красочных национальных костюмах показать своих прекрасных лошадей на параде всадников, а женщинам - танцевать в своих ярких платьях.

 

   Начинаем своё знакомство с достопримечательностями этого прекрасного знойного города с Золотой башни (Торре дель Оро), расположенной на набережной реки Гвадалквивир. Это мавританская двенадцатигранная башня с бойницами, построенная в 1220 году при господстве Альмохадов для защиты гавани Севильи. Башня составляла часть исчезнувших ныне укрепленных стен, которые охватывали древний центр арабской Севильи. Когда-то на другом берегу реки стояла такая же сторожевая башня и протянутая между ними огромная цепь в военное время закрывала вход в гавань. Торре дель Оро сравнительно мало перестроена, лишь верхняя часть с куполком и полукруглые окна относятся к XVIII веку. Происхождение названия этой башни является предметом споров. Одни утверждают, что название произошло от золотистого цвета покрывающих её изразцов, а другие - что в ней хранилось привезённое из Нового Света золото. За прошедшие столетия Золотая башня не раз меняла своё назначение: служила тюрьмой, часовней, некоторое время здесь хранились сокровища короля Педро Жестокого, у её стен разгружались корабли, прибывшие из Нового Света. Позднее башня стала принадлежать городскому совету. В XX веке в этой башне расположился небольшой Морской музей.

   Недалеко от Золотой Башни находится арена для боя быков Маэстранса, которая представляет собой овальный амфитеатр, в котором умещаются 18 тысяч человек. Она была построена в 1763 году и является второй по величине ареной в Испании после мадридской.

   Посещаем дворец-крепость Алькасар - маленькое «государство в государстве», стоящее посреди города, с дворцами в мавританском стиле, галереями, мощенными мрамором двориками, фонтанами, водопадами, скульптурами, садами.

   Алькасар - один из самых древних в Европе королевских дворцов. От первоначально построенной в Севильи крепости Алькасар, созданной мусульманским племенем абадиес, сохранилась крепостная стена и дворик Патио дель Йесо, находящийся в продолжении дворика Патио де Бандерас. В дальнейшем Алькасар был перестроен доном Педро Жестоким и реформирован Хуаном II, Изабеллой и Фердинандом и Карлом V.

   Часть Алькасара, выполненная в стиле мудехар, - работа арабских и севильских зодчих совместно с декораторами из Толедо, 1326 года, производит неизгладимое впечатление по своему колориту – голубые, золотые, красные и зелёные тона в сочетании с филигранной штукатуркой и эмалью. Главный фасад при входе со стороны дворика де ла Монтерия - один из самых прекрасных примеров искусства мудехар в Испании.

   На главном этаже дворца, куда ведёт лестница XVI века, находятся: часовня католических королей с интересным алтарём, выполненным из изразцов, работа Фрасиско Никулосо Писано 1504 года, спальня короля дона Педро, с великолепным резным деревянным потолком и прекрасными ставнями работы стиля мудехар, столовая, детская комната и музыкальный салон. Несмотря на величественность всех этих помещений, они воспринимаются как уютные и интимные, напоминая нам о былых временах.

   Расположенный рядом с Алькасаром Кафедральный собор является самым большим храмом в Испании и третьим по величине в христианском мире, его превосходит только Базилика Святого Петра в Риме и Собор Святого Павла в Лондоне. Собор знаменит также тем, что здесь находятся останки Христофора Колумба, захоронение которого находится в правом крыле трансепта. 

   Строительство Собора началось в 1401 году на месте, где ранее находилась самая крупная в Испании мечеть. Собор построен в позднем готическом стиле на основе гигантского прямоугольника длиной в 116 метров и шириной в 76 метров. В его интерьере отражены самые разнообразные стили и здесь представлены ценности, неподдающиеся материальному выражению: образцы искусства мудехар, решётки стиля платереско, готические резные фигуры, медные изображения, иконы, драгоценности, произведения живописи и прочее. В общей сложности потребовалось 4 века для того, чтобы Собор обрёл свой современный вид.

   В качестве отдельной достопримечательности Севильи принято рассматривать колокольню Кафедрального собора Башню Хиральду высотой почти в 100 метров. Башня была построена в XII веке в стиле мудехар. На высоте 93 метра есть смотровая площадка, на которую можно подняться по лестнице.

   Чтобы прочувствовать жизнь севильцев, посещаем квартал Санта Крус, бывший Еврейский квартал Худерия. Сюда можно попасть пройдя через так называемые Сады Мурильо, или через арку, находящуюся рядом с Двориком Бандерас, это как бы прихожая, ведущая в крепость Алькасар. Структура и названия улиц здесь не случайны, почти каждое имеет свою историю и легенду: улица Жизни, улица Смерти, улица Вздохов, улица Баррабаса – все они носят индивидуальный характер. 

   Здесь как бы переносишься в мир фантазии. Всё здесь дышит чистотой и одурманивает ароматами. Улочки маленькие и узкие, они обрамлены очаровательными домами с белыми фасадами, утопающими в зелени вьюнов и в зелёно-белом очаровании жасминов, насыщающих воздух своим характерным ароматом. Санта-Крус – истинное сердце Севильи. Типичность квартала вдыхается на улице Вздохов романтическим ореолом, оставленным походами дон Жуана Тенорио. В квартале можно увидеть дом, в котором он жил, а также дом одной из его возлюбленных. Путешествие по кварталу поможет перенестись в прошлое, узнать и увидеть много интересного, познакомиться с таинственными легендами, которыми овеяно это старинное загадочное место.

   Знаменита Севилья и своей необыкновенной площадью Испании, возведенной к Международной выставке «Ибероамерикана». Площадь в полукруглой форме украшена многочисленными изразцами и фонтанами. Эта площадь имеет полукруглую форму в обрамлении колоннады, она просторная и как бы олицетворяет севильское изящество. Площадь Испании окружают здания, где размещены Военное губернаторство, Гражданское и Военное Правительства. Площадь выходит в сторону Гвадалквивира, а Парк находится в центре. Под балюстрадами колоннады привлекают внимание любопытные мозаики с аллегорическими изображениями, представляющими самые важные для каждой из испанских провинций события, с соответствующими гербами и картой на полу. Грациозные мостики, придающие площади некий романтический венецианский дух, нависли над полукруглым прудом, параллельно колоннаде.

   К площади Испании ведёт красивая авенида Изабеллы Католической, проходящая через самое сердце Парка Марии Луизы - самого известного и крупного парка Севильи. Дата его основания 1893 год, когда герцогиня, вдова Монтпенсьер, подарила городу половину садов дворца Сан Тельмо. 

   На территории парка расположен Павильон Мудехар, в здании которого размещён Музей народного искусства. Здание было первоначально построено для проведения Иберо-Американской выставки 1929 года. На двух этажах музея можно увидеть огромную коллекцию, среди экспонатов которой представлены национальная одежда XIX века, народные искусства и ремёсла, мебель, предметы обихода и т. п.

   Парк был реконструирован французским инженером Жан-Клодом Николасом Форестьером, который также придал романтичности садам Альгамбры и Алькасара в Севилье.

   На границе с парком расположена площадь Америки с тремя бывшими выставочными зданиями.

   В Севилье также находятся такие культурные сокровища Севильи, как дом Пилата, Мэрия, Архив Индий, где хранятся исторические записи об американском континенте, Музей искусств (вторая по величине картинная галерея Испании), а также монастыри, приходские церкви и дворцы. Собор, Алькасар и Архив Индий объявлены ЮНЕСКО «Мировым наследием человечества». Приезжая в Севилью оказываешься в самом центре андалузской культуры, в центре боя быков и музыки фламенко. В Севилье родился огненный "севильянас" - народный танец, без которого, говорят, не было бы легендарного фламенко. В этом городе хочется относиться к жизни легко, так, как привыкли андалусийцы, чтобы в полной мере насладиться его очарованием.

Кордова – бывшая столица Кордовского халифата

   В течение восьми веков на территории современной Испании существовала мусульманская страна - не страна, государство - не государство — «сказочная земля аль-Андалус», а центром её был город Кордова, в 711 году завоёванный арабскими войсками. С 756 года была столицей Кордовского эмирата, а с 929 года - Кордовского халифата. В X веке достигла своего расцвета, имела до 1 млн. жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. Пока в остальной части континента правили в основном неотесанные тираны, а народ пребывал в суеверии и невежестве, здесь процветали науки и искусства, имелось уличное освещение, работали общественные бани (с утра мылись мужчины, вечером - женщины), использовались столовые приборы и стеклянные стаканы. Ко двору халифов стекались астрономы и врачи, философы и музыканты, историки и просто мудрецы. Тут мирно сосуществовали три веры: исламская, иудейская и христианская - так всегда бывает в просвещённых обществах. С распадом в 1031 году Кордовского халифата Кордова сохраняла самостоятельность лишь до 1070 года, когда была подчинена эмиром Севильи. В период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля Фердинанда III и историческая судьба её переплелась с судьбами Кастилии, а затем Испании. В январе 1492 года испанцы разгромили последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Трофейные богатства этой земли достались испанским королям, которые после победы снарядили на эти средства экспедицию Колумба. В октябре того же года великий мореплаватель открыл Америку, и началась совсем другая история. В этой новой истории блеск и слава Кордовы - центра некогда мощной исламской империи - если не забылись, то затёрлись.

   Сегодня Кордова - современный город средних размеров с населением 321 тыс. человек. Начинаем знакомство с городом с древнего моста, построенного римлянами в I веке н. э. для торговых перевозок по древней дороге Августа (из Рима в Кадис) во времена императора Октавиана Августа. Мост служил важным стратегическим пунктом, так как он был единственным средством перебраться через реку Гвадалквивир по суше с юга на север. Позднее он был реконструирован маврами в VIII веке. Длина моста 250 метров и конструктивно выполнен виде 16 арок. Находится в центре исторической части города и соединяет районы Святого поля мучеников и Кафедрального собора. С 1 мая 2004 года мост был сделан пешеходным и проезд транспорта по нему был запрещён.

   На левом (южном) берегу реки Гвадалквивира у Римского моста возвышается оборонительная башня Торре-де-ла-Калаорра - старейшая в городе крепость, построенная в XIV веке. В основании башня имеет форму латинского креста с тремя крыльями, центральная часть сооружения создана в форме цилиндра. Сейчас в здании башни расположено 140 залов Музея трёх культур, выполненных в разных стилях и повествующих нам об истории развития Кордовы. Во внутренних залах сооружения присутствует большое количество декоративных элементов, созданных в мавританском стиле. С помощью 3D-презентаций можно узнать многое об истории Кордовы, а также о современной повседневной жизни этого города.

   На Римском мосту находится изваяние, изображающее покровителя Кордовы - Архангела Рафаила. У подножия этого великолепного памятника всегда много цветов и свечей.

   В противоположном конце моста расположена Пуэрта дель Пуэнте, построенная архитектором Германом Руисом в XVI веке на месте древнеримских въездных ворот по случаю посещения города Филиппом II. Пуэрта дель Пуэнте ошибочно называют Триумфальной аркой. По сути, она была просто входом в древнюю крепостную стену. В 1931 году ворота Пуэрта дель Пуэнте, а также Римский мост и башня Караолла, находящаяся с его противоположной стороны, были объявлены архитектурно-историческим памятником.

   Пройдя по мосту и через ворота Пуэрта дель Пуэнте, подходим к ещё одному памятнику покровителю Кордовы - «Триумф архангела Рафаила». С XVII века архангел Рафаил считается святым покровителем города, поскольку именно тогда во время эпидемии чумы, опустошавшей Кордову, он явился больному священнику во сне и объявил о том, что спасет город. После того, как эпидемия схлынула, в честь небесного спасителя на частные средства на площадях и улицах Кордовы начали ставиться скульптуры, а имя «Рафаэль» стало самым распространенным среди местных уроженцев. Всего в Кордове насчитывается около десяти подобных монументов, из которых самыми известными являются статуи на Римском мосту и на Пуэрта дель Пуэнте.

   В архитектуре здешних домов чувствуется характерное арабское влияние.

   Визитной карточкой города является мечеть Мескита (785-985 г. г.) - вторая по величине после Каабы в Мекке. Строительство Мескиты началось приблизительно в 600 году и строилась она как вестготская церковь Викентия Сарагосского. Позже стала мечетью (первоначально «Мечеть Аль-Джама»), в 711 году она была разрушена, а в 784 году Абд ар-Рахман I построил на её фундаменте мечеть в почитание своей жены. После этого мечеть подверглась многочисленным последующим изменениям и стала самой великолепной из более чем 1 000 мечетей в городе. Красота и гармоничность сооружения настолько потрясли христиан, покоривших город, что никто не решился её разрушить, однако, к комплексу был пристроен христианский собор, превративший мечеть в церковь Успения Богородицы (Кордовский собор), а минарет был видоизменён и превращён в 60-метровую колокольню Торре де Альминар, которую отлично видно с любой площади Худерии, старого еврейского района Кордовы.

   Значимость и уникальность Мескиты, а ныне кафедрального собора Кордовы, заключается в том, что в этом прекрасном архитектурном памятнике старины сочетаются многие архитектурные стили. 

   Попадая внутрь собора оказываешься словно в райском лесу, образованном из сплетения двойных арок из жёлтого и розового кирпича, а в самом центре - величественный барочный хор и алтарь. Сегодня в этом архитектурном комплексе можно увидеть фрагмент древнего храма вестготов, мусульманскую мечеть, бывшую главным религиозным объектом Кордовского Халифата, а также христианский кафедральный собор. Это архитектурное сооружение настолько уникально, что оно отнесено ко Всемирному Наследию Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.

   Алькасар (с арабского языка переводится как «крепость», «укреплённый замок») - название испанских городских крепостей, резиденций местных правителей, которых по всей стране насчитывается несколько. Один из них - Алькасар христианских королей, который также называют Кордовским Алькасаром, находится в городе Кордова. Алькасар христианских королей был построен в Кордове в 1328 году по приказу Альфонсо XI, называемого также Альфонсо Справедливым, и с тех пор был резиденцией христианских королей во время их пребывания в Кордове. Алькасар был построен на фундаменте старой мавританской крепости, которая, в свою очередь, была возведена на фундаменте римского бастиона. В XIV и XV века территория резиденции была расширена и к ней добавились сады и арабские бани. Крепость переделали по велению короля Фердинанда и королевы Изабеллы. В этой резиденции они и проживали, и готовили стратегию для военных действий, которые привели к захвату Гранады. В этом дворце был принят с гостевым визитом сам Христофор Колумб. В период с 1490 по 1821 годы в здании была расположена Святейшая инквизиция. В настоящее время тут выставлены различные предметы и вещи Древнего Рима, памятки, и искуснейшие мозаики. Сам дворец представляет собой почти правильный квадрат. Созданный под влиянием арабской архитектуры, он в то же время несёт черты европейской готики, а также стилей позднейших эпох. По замыслу его создателей, Алькасар должен был стать символом победы христианства над мусульманством. Башня Уважения является главной башней дворца и сохранилась в первозданном виде со времён постройки Алькасара. Здесь располагается приёмный зал, а на самом верху восьмиугольной башни в прежние времена приносились клятвы защищать Кордову от врага до последней капли крови и отсюда же зачитывались королевские указы. Созданная под явным влиянием французского стиля той поры, Башня Уважения отличается тонкими, парящими готическими сводами и украшающими помещения резными растительными орнаментами.

   Рядом с ней расположена пристроенная христианскими монархами в XV веке Башня Инквизиции или Башня Садов – самая высокая во дворце, открытый балкон которой служил местом публичных казней через повешение. Внутри этой башни на протяжении веков хранились различные архивы и ценные королевские документы. Башня Голубя или Башня Ночного Караула была разрушена в XIX веке и реконструированной в XX веке. В северо-западной части Алькасара находится Башня Льва, названная так по одной из украшающих её верхнюю площадку горгулий. Это самая старая башня дворца, в сечении имеющая форму квадрата, со стрельчатыми окнами и зубцами, удивительно сочетающими мавританский и готический стиль. 

   Кордовский Алькасар христианских королей по сравнению с иными испанскими замками считается невзрачным, но славится садами и красивым видом на город. За суровыми и прочными стенами скрываются очаровательные сады с бассейнами и фонтанами. Сады Алькасара – подлинный шедевр садово-паркового искусства. Если сам дворец занимает площадь в 4100 кв. м, то его сады раскинулись на пространстве в 55000 кв. м. Христианские садовники унаследовали мавританские традиции, и хотя сады Алькасара были за прошедшие века значительно перепланированы (особенно в XVIII-XIX веках), они по-прежнему сохранили восточный колорит. В них растут пальмы и кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, цветут пёстрые клумбы. 

   Между искусственными прудами и фонтанами стоят статуи всех испанских королей и королев, чья нога хотя бы раз переступала порог дворца.

   У самого входа гостей встречает памятник Альфонсо XI Справедливому. В конце аллеи находится небольшая площадь со скульптурной композицией, запечатлевшей встречу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского с Христофором Колумбом. Именно здесь, в Алькасаре христианских королей, знаменитый мореплаватель имел в 1492 году                                                               https://mirvokrugnas.com/1106374054540740658/ispaniya---velikaya-evropejskaya-strana-s-mavritanskim-aktsentom-chast-1-andalusiya-i-valensiya/