Цитата сообщения браило
СТАРИННЫЕ ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ ЕВРОПЫ: ПОЛЬША, АВСТРИЯ, ЛИТВА, ГЕРМАНИЯ
Польские изразцовые печи.
Следующие изразцовые печи расположены в Польше. Это печи в Ланьцутском замке, чудесная расписная изразцовая печь в Эльблонге и королевская печь в суде Артура 1545 года в Гданьске. Итак, Ланьцутский замок.
Ланьцутский замок является настоящей сокровищницей изразцовых печей — в нем более 30 печей и каминов со старинными изразцовыми облицовками, относимых к самым разным периодам искусства — от классических изразцовых печей с рельефами и росписями, до настоящих произведений искусства в стиле барокко и рококо, настолько декорированных, что в их в силуэтах лишь угадывается истиное назначение.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%86%D1%83%D1%82.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Ceramic%20stoves%20are%20traditional%20in%20Northern%20Europe%20an%2018th-century%20faience%20stove%20at%20%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D1%82%20Castle%2C%20Poland.jpg)
Двор Артуса, Гданьск, Польша.
Следующая печь — это Королевская Печь в суде Артуса в одноименном здании в Гданьске.
Двор Артуса — это резиденция уважаемых граждан города с 1350 года. Здесь всегда кипела вся деловая жизнь города. После пожара 1476 года здание было восстановлено в готическом стиле, каковой и сохранился в наши дни. После 1742 года Двор Артуса стал городской биржей. До сих пор здание является местом проведения торжественных городских церемоний.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA2.jpg)
Королевская Печь в суде Артуса создана в 1545 году Георгом Штельцнером и мастером гончаром Йостом. Это огромная двенадцатиметровая изразцовая печь эпохи Ренессанса — самая большая в Европе.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA.jpg)
Королевская Печь в суде Артуса создана в 1545 году Георгом Штельцнером и мастером гончаром Йостом. Это огромная двенадцатиметровая изразцовая печь эпохи Ренессанса — самая большая в Европе.
![](http://www.excurser.ru/files/places/main_normal/874.jpg)
Дом Яна Длугоша
Дом Яна Длугоша — это старый особняк, построенный его хозяином в Сандомире в 1476 году. Ян Длугош — дипломат, историк и автор первой опубликованной энциклопедии об истории Польши. Здание построено в стиле поздней готики. В XVI веке к зданию была пристроена мансарда. А в тридцатых годах XX столетия была произведена полная реконструкция здания. С 1937 года в Доме Длугаша расположен Епархиальный музей, имеющий в своей коллекции настоящие жемчужины готики: полотно «Дева Мария со Святым Младенцем» Лукаса Кранаха, скульптура XIII века «Дева Мария на троне» из церкви в Гожлице, коллекция литургических одежд XV-XVIII веков и миниатюрных органов XVII века
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8B.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D1%8D%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B31.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%AF%D0%BD%20%D0%94%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%BE%D1%88%20%D0%94%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpg)
Австрийские изразцовые печи.
![](http://www.tgt.ru/ext_images/982/7a606aafadd47013ca845152ce5f46e0)
Хоэнзальцбург — старинная крепость на вершине холма Фестунгсберг в городе Зальцбург, построенная в 1077 году архиепископом Гебхардом — является одним из крупнейших средневековых замков Европы. С тех пор крепость неоднократно перестраивалась, поэтому сегодня от постройки Гебхарда остался только фундамент. Несмотря на мощные стены и внушительный вид замка, он всегда сдавался противнику без боя. Сейчас в замке крупнейшее собрание экспонатов военной истории Австрии и одна из самых крупных коллекций военного оружия разных исторических эпох.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Ceramic%20tiled%20stove%20(1502)2.jpg)
В крепости Хоэнзальцбург сохранились две старейшие в Европе изразцовые печи XVI века. Эти печи относятся к средневековому готическому искусству и облицованы керамическими изразцами, покрытыми свинцовыми глазурями.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Hohensalzburg%20Castle_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C.jpg)
На изразцах сохранились прекрасные скульптурные изображения религиозных сцен («Изгнание Агари» из Ветхого Завета), двенадцати апостолов и царствующих персон.
![](http://2.bp.blogspot.com/-Y8JOfoH95M4/T0pKA7_CfMI/AAAAAAAASho/W0WT5s9P2MI/s1600/palais+daun+kinsky.jpg)
Еще один шедевр венской архитектуры — Дворец Кински в Вене. Он интересен не только тем, что является необыкновенно красивым строением в стиле барокко, но и тем, что это полноценно функционирующее здание. В нем проводятся аукционы произведений искусства, а также светские и дипломатические мероприятия. Например, именно там проводились переговоры ЕС о статусе Косово.
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/623/113623035_large_palaiskinskywiencaefe8600ff444719d3481b203ce39f9.jpg)
Дворец был построен по заказу графа Вириха Филиппа фон Дауна и его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. В 1784 году дворец был продан графу Францу Иосифу Кински — директору венской военной академии и автору множества трудов по военным наукам. Дворец часто называют Даун-Кински по именам его именитых владельцев. Дворец относится к стилю барокко, имеет в своих интерьерах многочисленные произведения искусства, а фасад и его декоративные элементы задавали стиль всей Вене вплоть до XIX века.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C_%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8_1740.jpg)
Во дворце Кински сохранилась замечательная изразцовая печь 1740 года. Эта печь является типичным представителем венских печей XVIII века, имеет пейзажные и жанровые живописные панно, многочисленные рельефные фризы и, конечно, скульптурные «ноги» в виде львов.
![Музей народного искусства Тироля - Инсбрук Австрия](https://www.votpusk.ru/gallery/large/98494.jpg)
Музей ремесел в Инсбруке. В 1888 году перед лицом наступающей индустриализации и на волне движения Arts & Crafts тирольские ремесленники решили открыть музей народного искусства и ремесел. К 1903 году музей был открыт в здании бывшего францисканского монастыря в Инсбруке. В коллекции музея были собраны прекрасные образцы прикладного искусства, принадлежавшие самым разным слоям общества. Здесь и вещи крестьянского быта, и культовые религиозные объекты, и изысканные предметы искусства из домов тирольских дворян и буржуазии.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%A2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20Innsbruck%2C%20Austria.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%A2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20Innsbruck%2C%20Austria_1.jpg)
Керамическая печь из Инсбрукского музея прикладного искусства. Это кобальтовая изразцовая печь в стиле ренессанс с белыми фаянсовыми барельефами.
Литовские изразцовые печи.
![](https://telegraf.by/img2/newscontent/2013-07/v031vs_w600h500.jpg)
Один из замечательный объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского. Экспозиция представлена в хронологическом порядке и в ней освещены три основных периода в искусстве — готика, ренессанс, раннее барокко.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%862.jpg)
При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506 — 1548) и Сигизмунда Августа (1548 — 1572). Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/Vileishis_Palace1.jpg/520px-Vileishis_Palace1.jpg)
Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурных ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.
Петрас Вилейшис (1851 — 1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Vileishis%20Palace3.jpg)
Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко. Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.
Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.
После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.
Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях. Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%2016-%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8.jpg)
Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.
![](http://www.kr-pro.ru/thumbs/upload/image/260/Usadba%20Vsevolozhskih.jpg/thumb.1920.800.1460362533.jpg)
Усадьба Всеволожских относится к памятникам московского классицизма. Это одна из немногих деревянных усадеб, не выгоревшая полностью в московском пожаре 1812 года. До сих пор главное здание усадьбы имеет деревянную основу.
Всеволод Андреевич Всеволожский (1769—1836) — промышленник, вице-губернатор Астрахани, камергер, статский советник, создатель первого Волжского парохода.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Vileishis%20Palace4.jpg)
Будучи одним из самых богатых людей в России, Всеволожский получил прозвище «русский Крез». В аристократических кругах он считался настоящим русским барином, хлебосолом и театралом.
![](http://vesta-ceramica.ru/wp-content/uploads/2015/07/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C2.jpg)
В процессе реставрации печей были изготовлены новые формы по историческим рельефам, поскольку довольно большой объем старинных изразцов был утрачен или безвозвратно разрушен.
![](http://zdanie.info/files/news/3699/ysadba_2_20_okt.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Vileishis%20Palace2.jpg)
«Сахарный» камин тоже сделан по формам исторических изразцов одной из печей усадьбы.
Немецкие изразцовые печи.
Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.
XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%82.jpg)
Рельефный изразец Ганса Краута
Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.
Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596 ), называемый чаще Ганс Краут, гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе.
![](http://static.tonkosti.ru/images/3/34/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0.jpg)
Музей Виктории и Альберта в Лондоне
Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.
![](http://vestac.bget.ru/media/images/1577-1578%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%81%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%82.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4803/26642513.ad/0_ca904_ea3f6752_XXL.jpg)
![](http://www.worlds.ru//photo/germany_080520120445_3.jpg)
Замок Хоэнашау
Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто принес майолику севернее Альп.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%A5%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B0%D1%83%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C%20%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg)
Готическая изразцовая печь в замке Хоэнашау
Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.
Ганс Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/HeidelbergFriedrichsbau.jpg/800px-HeidelbergFriedrichsbau.jpg)
Замок Гейдельберг
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Heidelberg%20castle.jpg)
Изразцовая печь в замке Гейдельберг
Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, вплоть до того, что похоронен он был за пределами христианского кладбища.
Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца и фамилия Краут была известна среди гончаров до 18 века.
Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации.
Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Stockelsdorf%20circa%201780.jpg)
![](http://vestac.bget.ru/media/images/Stockelsdorf%20circa%201780_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82.jpg)
Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке
Наверное поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство, идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве — из готики через ренессанс к барокко, рококо и модерну.
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Heidelberg%20castle3.jpg)
Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на 17-18 век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.
![](http://vestac.bget.ru/media/images/%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%BD.jpg)
Музей печей и керамики в Фелтене
Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене в Бранденбурге.
Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.
Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо, и конечно, изумительные печи эпохи модерна.
Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%BD3.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%A4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%BD4.jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%BD1(1).jpg)
![](http://www.russian-mayolica.ru/media/images/Ofenmuseum%20Velten%2C%20Brandenburg.jpg)
http://www.russian-mayolica.ru/page/European-antique-tiled-stoves/