Цитата сообщения Отрада
Старая Москва. Сухарева башня.
Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший по своей архитектурной ценности в одном ряду с Кремлем, его соборами, и храмам Василия Блаженного, башня являлась символом Москвы с 1695 по 1934 годы , возвышалась она пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).
"…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы — всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться" М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834
Башня была сооружена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города., по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название своё получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.
Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров!
Во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: "Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра".
В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую готическую ратушу.
На территории Сухаревой башни Петром были устроены библиотека и астрономическая обсерватория, а также навигацкая и математическая школы, в которых преподавали люди не только из-за рубежа, но и Леонтий Магницкий, написавший первый в истории России учебник арифметики. Также в башне находились астрономические часы, а в нижнем ярусе – большой медный глобус (более 2 метров в диаметре), подаренный еще отцу государя Петра властями Голландии
Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение. Именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов.
Учились в ней представители самых разных сословий.
![](//s019.radikal.ru/i615/1603/ad/f36f44dbb121.jpg)
Преподавал в ней сам граф Яков Вилимович Брюс — русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I. Он был представителем знатного шотландского рода Брюсов, его предки с 1647 года жили в России. В московских легендах и преданиях за ним прочно закрепилась репутация чернокнижника, "колдуна с Сухаревой башни" и первого русского масона.
Школа находилась в башне с 1701 по 1715 год, пока не была перенесена в Санкт-Петербург. Башня оставалась за Морским ведомством: в ней находилась контора, которая заготавливала в Москве продукты и материалы для Балтийского флота и Архангельского порта, там же были и арифметические школы, где давали начальное образование.
Также, городское предание гласит, будто в нем проходили тайные заседания некоего общества Нептуна, председателем которого был Лефорт, а первым надзирателем — Петр I. История от нас скрыла происхождение и истинную цель этого тайного общества. Однако была в народе молва, будто там хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и «после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями».
Еще одна легенда гласит, что в Сухаревской башне хранилась Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»
За день до вступления Наполеоновских войск в Москву, ястреб, с путами на ногах, запутался в крыльях двуглавого медного орла на шпиле Сухаревской башни. Птица долго трепыхалась, пока не издохла. Народ, наблюдавший за этим, толковал: «Вот так-то видно и Бонапарт запутается в крыльях Русского орла».
Много легенд было связано с Сухаревой башней. Одна из них возникла в результате разбора башни. Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.
Но все же вернемся к реалиям того времени и от легенд перейдем к истории и фактам.
После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву её жители и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.
В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В разное время в башне размещались и резервуар с водой для города, и склады, и чиновничьи конторы, и квартиры служащих, и лавки, и даже часовня с кельями для монахов,.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.
В марте 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.
17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали
«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»
Ответ не заставил себя ждать.
"Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)
Отношение москвичей к разрушению башни ярче всего отражено в стихах Владимира Алексеевича Гиляровского:
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…
Тем не менее, параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, а некоторые особо ценные фрагменты декора удалось сохранить. Один из наличников окон третьего этажа перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену.
Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.
После уничтожения башни Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную.
В 1990 году переименовали обратно, как и метро. Башню в 1982 году даже принимали решение восстановить, но на конкурсе проектов ни один не был принят. Трамваи со Сретенки тоже скоро исчезли, их заменили троллейбусы. Сейчас тут беспощадное 16-ти полосное Садовое кольцо.
О существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом Кольце.
И название близ лежащих улиц: ст.м. Сухаревская, Сухаревская площадь, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок.
Осталась память о ней в литературе: В знаменитом романе Ильфа и Петрова " Золотой теленок" конвенция " детей лейтенанта Шмидта" была подписана в трактире, расположенном у Сухаревой башни. А в рассказе фантаста Кира Булычева "Новости будущего века" в конце 21 века Сухарева башня будет восстановлена…
И в полотнах великих мастеров.
![](//s019.radikal.ru/i615/1602/c8/b53284951a53.jpg)
Ф. Бенуа. Сухарева башня, 1846
![](//s010.radikal.ru/i311/1602/98/484832ca72ba.jpg)
А.К. Саврасов. Сухарева башня, 1872. Холст, масло. Государственный Исторический музей, Москва
![](//s018.radikal.ru/i527/1602/db/6857af2d2ce2.jpg)
К.Ф. Бодри. Сухаревская площадь, 1846. Холст, масло. Государственный Исторический Музей, Москва
![](//s017.radikal.ru/i431/1602/b9/e54e996cce43.jpg)
Сухарева башня, Москва. Гравюра И.Х. Дациаро, середина XIX века