Пасхальный кулич. |
Кулич - одно из главных действующих "лиц" на пасхальном столе. Готовится из дрожжевого теста. Тесто замешивается в ночь с четверга на пятницу. Куличи пекут в течение всей пятницы, а в субботу освящают в церкви. В тесто кладут много яиц, сахара, сливочного масла. Благодаря такому составу куличи получаются мягкими и сладкими и долго не черствеют. Правда, тесто для куличей капризное, его нужно беречь от сквозняков и перепадов температур. Для выпечки используются специальные высокие, цилиндрические формы. Готовые куличи украшают глазурями, символическими надписями, орехами, цукатами или цветным сахарным мачком и крашеным пшеном. Цветная посыпка — признак классического кулича.
Б.Кустодиев. Пасхальный обряд. (Христосование)
Согласно христианским преданиям кулич символизирует память о том, что Иисус Христос после Воскресения вкушал пищу вместе с апостолами. Причем, апостолы во время трапезы не садились на центральное срединное место за столом, а ставили перед ним большой хлеб, по-гречески "артос".
Этот церковный большой хлеб с изображением тернового венца был одним из древнейших символов Воскресения Христа. В дни празднования Пасхи артос, обычно, обносили с крестным ходом вокруг храма и оставляли на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздавали верующим. Кулич является как бы "домашним" прообразом артоса.
Б.Кустодиев. Вербный базар.
Считается, что дрожжевой кулич пришел на смену опреснокам - лепешкам из теста, не прошедшего ферментацию, как Новый Завет пришел на смену Ветхому. Хотя различные конфессии допускают разные толкования возможности употребления в пищу дрожжевого и пресного хлеба в Пасхальную неделю .
В Евангелии же сказано, что во время Тайной вечери Христос благословил именно дрожжевой хлеб.
Обычно куличи имеют форму высокой башни. Но допускаются и отклонения от традиционного вида. Иногда ему придавали форму высокой церковной просфоры - богослужебного литургический хлеба. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух природ Иисуса Христа — божественной и человеческой.
Б.Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот.
У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочные, так называемые «бабы».
По одной из версий слово "кулич" греческого происхождения, и означает «хлеб круглой или овальной формы». Другая гипотеза уводит в глубокую древность, в дохристианские, языческие времена. В соответствии с ней кулич у дрених славян , вовсе не "кулич", а "КоЛаЧа". Ча - "дитя", КоЛа - "солнце". И выпекалось это великолепное дитя солнца с одной единственной целью - задобрить мать - природу и выпросить у Земли хороший урожай в преддверии весны и грядущих посевных работ.
Так христианские традиции причудливо переплетались с языческими обычаями.
Б.Кустодиев. Светлое Воскресенье (эскиз).
"О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу
медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумьи голос -
Ангели поют на не-бе-си-и...
Б.Кустодиев. Канун Пасхи.
Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе -
на нем я могу улечься - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и
красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в
поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят
тревожно: "Ради Бога, не опрокиньте как!" Они отвечают успокоительно: "Упаси
Бог, поберегемся". Понесли святить в церковь."
И.Шмелев "Лето Господне".
Б. Кустодиев. Встреча. (Пасхальный день)
Рубрики: | Религия Литература История |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |