-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Бородинская битва глазами участников и современников.

Четверг, 06 Сентября 2012 г. 22:29 + в цитатник
Цитата сообщения Муромлена Бородинская битва в картинах ее участников и современников

Луи-Франсуа Лежен 

Луи-Франсуа Лежен (фр. Louis-François Lejeune, 1775—1848) — французский живописец и генерал, участник Наполеоновских войн, мэр Тулузы. Родился 3 февраля 1775 года в Страсбуре. Учился на художника, но в 1792 году вступил добровольцем в революционную армию. Отличился в сражении при Вальми и был произведён в сержанты артиллерии. Далее Лежен совершил кампании 1794 и 1795 года в Голландии.

4000579_PORTRA1 (438x650, 42Kb)
Jean-Urbain Guérin (1761–1836) Portrait de Louis-François, baron Lejeune (1775-1848)

С 1800 года Лежен был помощником маршала Бертье. В том же году он за отличие в битве при Маренго был произведён в капитаны. В кампании 1805 года против Австрии Лежен вновь отличился и за Аустерлиц был награждён рыцарским крестом ордена Почётного легиона. После этого он сражался в Испании, за отличие при Сарагосе он был произведён в полковники. В одном из следующих сражений Лежен был ранен и захвачен англичанами в плен. В 1810 году получил титул барона.

В кампании 1812 года в России Лежен, в чине бригадного генерала, состоял для особых поручений при маршале Даву. В Бородинском сражении, после того как был тяжело ранен начальник штаба 1-го пехотного корпуса генерал Ромёф, Лежен исполнял его обязанности. При отступлении из России Лежен получил сильное обморожение и спешно оставил армию, за что по приказу Наполеона был арестован.

4000579_Battle_of_Borodino (700x411, 282Kb)
Луи-Франсуа Лежен. Battle of Moscow, 7th September 1812 (1822)

4000579_LejeuneBataille_de_la_Moskowa (700x505, 152Kb)
Луи-Франсуа Лежен. French troops assaulting the Raevsky Redoubt during the battle of Borodino.

В 1813 году Лежен был возвращён на службу и занял должность начальника штаба в корпусе Удино. Был в сражениях при Люцене, Бауцене и Хойерсвердене. В сражении при Ганау он был ранен и в ноябре 1813 года окончательно оставил армию.

В отставке Лежен посвятил себя живописи, большую известность получили его батальные полотна «Битва при Пирамидах», «Вторая битва при Абукире», «Московская битва», «Переправа через Рейн», «Битва при Лоди», «Маренго», «Бивуак накануне Аустерлица» и другие. Многие картины написаны им на основании эскизов и зарисовок, сделанных непосредственно во время сражений, в которых он принимал непосредственное участие. Важнейшие работы Лежена хранятся в Версале.

В 1818 году Лежен, не оставляя занятий живописью, вернулся на военную службу и к 1831 году был командующим войсками в Верхней Гаронне. В 1837 году Лежен возглавил школу изящных искусств и ремёсел в Тулузе, а в 1841 году стал мэром Тулузы.

Скончался в Тулузе 29 февраля 1848 года от сердечного приступа.

Лежен оставил после себя мемуары, выдержавшие множество переизданий на разных языках.

Впоследствии имя Лежена было выбито на Триумфальной арке в Париже. Патрик Рамбо сделал Лежена главным героем своего романа «Битва», получившего Гонкуровскую премию в 1997 году.

Альбрехт Адам

4000579_473pxAlbrecht_Adam (473x599, 32Kb)
Франц Ханфштенгль (1804–1877). Albrecht Adam (1786-1862) (1850)

 

Альбрехт Адам (нем. Albrecht Adam;16 апреля 1786, Нёрдлинген — 28 августа 1862, Мюнхен) — немецкий художник.

Сын кондитера; желая заняться искусством, поселился в Мюнхене (1807 г.) Участвовал в походах против Австрии и служил в войсках вице-короля Италии — Евгения. По окончании войны нарисовал альбом в 85 листов, сцены из пережитой войны и большие картины битвы, в которой участвовал, между прочим, битву под Москвой,. В то же время издал великолепный литографический альбом «Voyage pittoresque militaire». Значительное число его лучших произведений 1817—24 годов приобрёл король баварский Максимилиан I. В 1829 году был в Штутгарте и рисовал, в основном, арабских лошадей.

В 1848 и 1849 годах участвовал в походе в Сардинию, вместе с сыном Евгением, и составил альбом воспоминаний «Erinnerungen an die Feidzüge der österr. Armee in Italien in den J. 1848 u. 1849» (Мюнхен, 1850). Его последняя и самая большая картина — «Битва под Цорндорфом» на тему Цорндорфского сражения в ходе «Семилетней войны».

Его брат Генри и сыновья Бенно, Евгений и Франц также были художниками  

4000579_Battle_of_Moscow_7_Septembr_1812_year (700x488, 259Kb)
Альбрехт Адам (1786–1862) Battle of Moscow 7 Septembr 1812 year. (1815 - 1825).  Журнал русской кампании 1812 г. от Вилленберга в Пруссии до Москвы принца Евгения, вице-короля Италии. Картина поступила в Эрмитаж из Мариинского дворца (ранее: собрание Евгения Богарне) в 1921 году  

4000579_AdamBorodino_French_cuirassiers (700x466, 206Kb)
Альбрехт Адам. French cuirassiers charge into the Great Redoubt during the Battle of Borodino, 7 September 1812.

4000579_The_wounded_General_Jean_Rapp_in_the_battle_of_Borodino (267x338, 14Kb)
Albrecht Adam (1786–1862) Раненый генерал Жан Рапп в Бородинском сражении (1826)

Карл (Антуан-Шарль-Орас) Верне 

Карл (Антуан-Шарль-Орас) Верне /Carle (Antoine Charles Horac) Vernet / (14.08.1758 – 27.11.1836) французский карикатурист и баталист, художник-историограф Наполеоновской армии. Сын и ученик пейзажиста Клода-Жозефа Верне и отец исторического живописца Ораса Верне.

4000579_30551654_Portrait_of_Carle_Vernet (306x399, 22Kb)

Учился у Н. Б. Леписье, но в основном получил все знания от отца.
Работал в Париже и Риме. Прославился карикатурами на модников и модниц времён Директории, изображениями лошадей.

В годы империи стал офицером живописцем-баталистом, историографом наполеоновской армии. Создал ряд исторических и батальных композиций, прославляющих Наполеона I. В 1782 году он выиграл Римскую премию, а в 1808 году Наполеон наградил его орденом Почетного легиона за одну из батальных сцен. В эпоху реставрации Бурбонов писал сцены охоты Карла Х. Занимался педагогической деятельностью. Работал во внешне эффектной, но в то же время академичной манере.

4000579_Napoleon_in_Battle_of_Moskowa_by_Vernet (700x478, 65Kb)
VERNET, Carle (1758-1836) and LECOMTE, Hippolyte (1781-1857). Napoleon in the Battle of Moskowa in 1812. Three generals arriving from the left to announce the news to Napoleon, who is pointing. Engraving and stipple, hand-coloured, Pennington Catalogue, p. 1269

Петер фон Гесс

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess, 29 июля 1792, Дюссельдорф — 4 апреля 1871, Мюнхен) — баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.

4000579_Gess (200x308, 23Kb)
Peter von Hess (ранее 1871)

Старший сын Карла Эрнста Кристофа Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813—1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.

Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812—1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.

В 1831 г. сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навилию и торжественный въезд в Афины (два полотна находятся в мюнхенской «Новой пинакотеке»); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах мюнхенского Хофгартена.

В 1839 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Вместе со знатоком униформы генералом Л. И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 г., сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

В 1840—1857 гг. создал 12 полотен со сценами сражений, из которых сохранились 10.

Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, проработанные в мельчайших деталях полотна, высоко оценивались современниками, но подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов.

4000579_Peter_von_Hess_002 (700x441, 260Kb)
Peter von Hess (1792–1871) Die Schlacht bei Borodino (Eremitage, 1843)

Дезарно, Август Осипович

Дезарно, Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot) — художник-баталист и гравер, родился во Франции в 1788 г., умер в Петербурге 15 апреля 1840 г. Наставником Дезарно в живописи был Гро. Поступив во французскую военную службу, Дезарно участвовал в нашествии армии Наполеона на Россию. В одной из стычек легкой русской конницы с французскими гусарами он был взят в плен и, живя в России, снова обратился к живописи. В 1815 году он представил академии художеств картину, изображающую "русского кавалергардского офицера в сопровождении других конных воинов, преследующего с пистолетом в руке французского карабинера и бегущего с одним егерем; причем вдали видна легкая французская артиллерия, бегущая также в беспорядке"; за эту картину он был избран "назначенным в академики". В 1817 году Дезарно, для получения звания академика представил другую картину, которую совет академии признал неудовлетворительною. Только через десять лет (в 1827 г.) Дезарно получил звание академика за картину, изображающую ту стычку русских с французами, во время которой сам художник попал в русский плен. В 1829 и 1830 годах он находился в Турции, при войсках графа Дибича-Забалканского, и с рисунков, которые были сделаны им в этом походе, исполнены литографии в изданном им и Сейджером альбоме: "Album d'un voyage en Turquie fait par ordre de Sa Majesté' l'Empereur en 1829 et 1830". Дезарно пользовался расположением императоров Александра І и Николая І и великого князя Михаила Павловича. Дезарно принадлежит, между прочим, несколько картин, изображающих костюмы гвардейских полков.

4000579_BorodinoDesarnoLarge (700x490, 148Kb)
Desarnod, Auguste-Joseph, l'Ancien (1788–1840). Battle of Borodino 1812, Рейд русской конницы под командованием Уварова за линию фронта (Raid of russian cavalry under general Uvarov behind front line of Napoleon's troops).

Жан-Шарль Ланглуа.

Жан-Шарль Ланглуа (22 июля 1789-1870), известный как The Colonel,  был французским солдатом и живописцем. Родился в Beaumont-en-Auge. Окончил  École Polytechnique в 1806 году и учавствовал, как пехотный офицер в сражениях при Wagram, Gerona и Ватерлоо. Был серьезно ранен. Был назначен полковником в возрасте двадцати шести лет.

После того как ушел с военной службы, Ланглуа посвятил себя живописи. Учился у Girodet-Trioson, специализировался на пейзажах, картинах сражений. Побывал на Крымской войне.

В 1873 году семья Ланглуа завещала 256 картин сражений и военных сцен в musée des Beaux-Arts de Caen. Эти картины были переданы в 1888 году в Pavillon Des Societes savantes. Половина работ погибла в 1944 году во время битвы за Кан.

François-Émile de Lansac  был его учеником.

4000579_Battle_of_Borodino_by_Langlois (700x452, 59Kb)
after LANGLOIS, Jean-Charles, dit "le colonel" (1789-1870), sculp. KÖNIG, Franz Niklaus (1765-1832). The battle of the Moskowa. Ney on horseback with sword drawn, leads the charge. Engraving by original work of Langlois, Jean-Charles.  

И еще две гравюры, изображающие Бородинское сражение:

4000579_Le_Beau_Schlacht_bei_Borodino (700x525, 317Kb)
Le Beau. Schlacht bei Borodino (Moskau) um den 7. September 1812. (1813)

4000579_Borodino_Battle (700x493, 229Kb)
The Battle of Borodino. With both sides evenly matched and Napoleon unimaginatively content to launch his troops straight into the teeth of prepared positions, the battle was destined to be a costly and exhausting stalemate.  

Серия сообщений "Россия":
Часть 1 - Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах
Часть 2 - 8 июля - День семьи, любви и верности
...
Часть 6 - И вышли на площадь...
Часть 7 - Война 1812 года глазами очевидца
Часть 8 - Бородинская битва в картинах ее участников и современников
Рубрики:  ЖЗЛ
Живописное
История
1812
19 век.
Военное дело
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку