1812 год. Рисунки Павла Бунина. |
В прошлое воскресенье на Бородинском поле развернулась, под мелким осенним дождём и множеством телекамер "реконструкция сражения".При стечении 165 000 зрителей, в присутствии первых лиц...
Мой посёлочек всего в полутора десятках километров от "поля русской славы", но я всего несколько раз бывал в Бородино на "празднике". Впервые очень давно, когда всё ограничивалось речами, да залпами с Курганной батареи. Помню недоумение - по дороге от станции - памятники, памятники, а на батарее Раевского, ключевом месте сражения, странная серая стелла.
Вот она, сохранилась на открытке 1971 года.теперь там восстановлен центральный памятник сражения, взорванный при советах, вместе с могилой князя Багратиона.И ещё, тогда в детстве, так и осталось недоосмыленным странное чувство - нет памятников надгробий, даже над братскими могилами, а ведь почти в каждой деревне, после последней войны стоит солдат, с обнажённой головой...Разве что на монументе французов - "павшим Великой армии..", да часовня на флешах - надгробие без могилы, - "на месте гибели..."
Эта открытка старше меня, вот более новая, но не найти в фотграфиях тех лет ни изображения запустевшего собора,ни монастыря, в котором располагалась школа, ни другого, Колоцкого, с колокольни которого, по преданию, Бонапарт разглядывал поле будущего сражения, почти разобранного в сороковые "на кирпич".
И только много-много позже, узнав, как и когда "погребали" погибших в сражении, понял, что не было других мест для памятников, кроме тех позиций, где стояли, и где погибали русские полки.
Так вот и не сложилось у меня ощущение "праздника" от этого дня, тем более, столь помпезного, каким он стал в 80-ые, и остаётся поныне. Может тому "виной" и книжка, которая до сих пор, изрядно потрёпанная, утерявшая нарядный супер, хранится на полке.
Михаил Брагин "В грозную пору", художник П.Бунин, издательство "Малыш",1969 год - теперь, как я узнал из сети - библиографическая редкость. Она была переиздана, но с другими иллюстрациями, и это, конечно совсем другая книга. Мы с друзьями не сразу поняли её, воспитанные Дехтеревым и Сутеевым, мы решили, что рисунки нам не нравятся, но почему-то возвращались к ним снова и снова, пока отец одного из нас, учитель рисования, не объяснил нам, что же хотел сказать нам художник.И вот теперь, с того 69-го, сражение видится мне, если и не глазами Павла Бунина, но совсем не так, как можно увидеть его в "реконструкциях".
Желая показать этот взгляд на сражение, нашёл в сети довольно качественные картинки - http://kidpix.livejournal.com/1266841.html - но всё же руки потянулись к сканеру. Публикую в основном то, чего нет в сети.
Книга нарисована, как одно целое, вся простроенная на контрасте, антитезе, от ярко-золотого перехода через Неман, то темно-чёрного форсирования Березины, если бы не было текста, всё равно вся интрига войны, весь смысл событий был бы понятен.
И, наконец, символ той войны, - или всякой войны? Сурик и охра, сажа и свинец - краски битвы, "земляные", суровые краски реальности...
1.
***
Скачать книгу можно здесь - http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BRAGIN_Mihail_Grigor%27evich/_Bragin_M.G..html - не совсем идеальный вариант - Djv (если кто-то заинтересуется и возьмётся сделать PDF, который будет смотреться несомнено гораздо качественней, - сканы обещаю).
Рубрики: | Живописное Литература История 1812 19 век. Военное дело |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |