Джеймс Уистлер, художник, эстет, светский лев... |
Джеймс Уистлер - самый космополитичный художник 19 века. Уроженец Америки, начальное художественное образование получил в России в Петербургской Академии художеств, внимательно изучал только входившее в моду малоизвестное японское искусство,продолжил образование во Франции, выставлялся в Салоне отверженных, позже жил и работал в Англии, где и получил широкую известность.
Именно отсутствие прочной "привязки" к какой-то определенной национальной школе, освоение самых разных культурных традиций позволили художнику не только выработать свой свой индивидуальный почерк, но и встать у истоков новый течений в искусстве. Его считают одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма.
«Искусство должно жить само по себе, независимо от всякой чепухи, не смешиваясь с совершенно чуждыми ему чувствами вроде благочестия, жалости, любви, патриотизма и всего такого. Оно должно восприниматься непосредственно, зрением и слухом. Именно поэтому я и называю свои работы «аранжировками» и «гармониями».
Его фетишем, его молитвой в живописи был цвет, точнее гармония, сочетание цветов. Он обожал краски. Лимонно-желтую, кадмий, охру светлую, сиену натуральную, кобальт, ультрамарин, разновидность берлинской лазури, киноварь, венецианскую красную, краплак и черную жженую слоновую кость. Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси. Именно цвет всегда превалировал в названиях его картин, цвет и музыка, которую он должен рождать в душе зрителя. Белая симфония, ноктюрн в голубом и серебре...
Симфония в белом № 1: Девушка в белом. 1862
Но первое признание ему принесли не живописные картины, а строгие, лишенные красок офорты. Серия "Двенадцать офортов с натуры". Своеобразный отчет о путешествии в компании с другом-художником Эрнестом Делануа по Эльзасу и Лотарингии. Он, действительно, рисовал непосредственно с натуры на небольших медных досках, работая в технике «сухой иглы», позволяющей достигать особой сочности и изящества красочных линий. Это требовало повышенной остроты глаза и твердости руки.
Титульный лист альбома офортов "Двенадцать офортов с натуры". Титульный лист, ставший, по существу, тринадцатым офортом серии, Уистлер выполнил в жанре карикатуры. Заставив позировать Делануа, он изобразил себя во время работы над эстампами.
Улица в Саверне.
Из чего "выросли" эти офорты? Из увиденных в детстве в России (где отец Джеймса, военный инженер В. Уинслер строил Николаевскую железную дорогу) гравюр Хогарта, поразивших детское воображение жизненостью и мягким юмором, из воспоминаний о графически стройном, сером призрачном Петербурге, из "многоплановости" рисунков японских мастеров, работы которых Уинслер обожал.
Увлечение японской живописью проявится и позже в ряде картин художника. "Золотая ширма", "Принцесса фарфорового царства", знаменитая роспись "Комнаты Павлинов" в особняке судовладельца-миллионера Ф. Лейланда.
Гармония в синем и золотом: Комната павлинов 1876–1877
Гармония в синем и золотом: Комната Павлинов. Фрагмент
Принцесса фарфорового царства.
Золотая ширма. 1864
Пурпурное и розовое. Китайский фарфор.
Уистлер не только распишет и декорирует эту столовую-гостинную по собственному вкусу, не слишком прислушиваясь к пожеланиям заказчика, но и без его ведома пригласит друзей посмотреть работу. Разгневанный богач не полностью выплатит причитающийся художнику гонорар и откажет от дома. На это раз обойдется без судебного иска. Хотя судиться Уистлер не то чтобы любил, но умел.
Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета. 1875
В 1877 году самый известный английский искусствовед Джон Рескин не слишком почтительно отзовется о картине Уистлера "Нотюрн в черном и золотом: Падающая ракета" :" Я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить 200 гиней за то, что он брызнул краской из горшка в лицо публике". " 200 гиней - не за два дня работы, а за мастерство, на приобретение которого я потратил всю жизнь" - ответит Уистлер и подаст в суд. Что самое удивительное - он выиграет его. Правды вместо требуемых 1000 фунтов получит за моральный ущерб ... четверть пенса. А покрыть судебные издержки вообще не сможет. Его объявят банкротом, придется продать любимую коллекцию восточных вещей и некоторые картины. Но такое банкротство в сравнении с принципами? Кстати, чтобы справиться с материальными затруднениями, Уистлер возьмет заказ на работу, отправится в Венецию и привезет оттуда прекрасную серию гравюр и более 100 акварелей. За которые по возвращении в Лондон будет избран президентом Общества английских художников. Не было бы счастья, да несчастье помогло. "Карьера художника всегда начинается завтра", - шутил Уистлер, в данном случае принципы заставили начать карьеру сегодня.
Гармония в голубом и серебряном. Лагуна в Венеции
Ноктюрн в стнем и золотом. Собор св. Марка в Венеции.
Нищие.
Венеция. Площадь Святого Марка.
Но если в частной жизни принципы нередко приводили на грань банкротства, то в творчестве верность именно своему мироощущению дала возможность обрести свой голос в искусстве, внести свою краску в общее дело.
Приехав в 1855 году в Париж учиться живописи ( Уистлер не только чудом избежал обучения в Пажеском корпусе Петербурга - мать отклонила лесное предложение Николая Первого, но и благополучно удрал с последнего курса престижного Военного училища в Вест-Пойнте - где единственным приемлемым для себе занятием считал гравировку геодезических и военных карт) юный Джеймс поступил в мастерскую швейцарца Шарля Глейра. Его привлекали демократичные нравы и свободная атмосфера, царившие здесь. Благодаря общительности и остроумию он сразу стал своим, "королем бродяг"... которому все прощалось за его подкупающее обаяние, и, право, несмотря на свои достойные всяческого порицания выходки и проказы, не было среди обитателей царства Богемы, да и за его пределами, более милого, более очаровательного существа, чем он." "... Хотя его картины ещё не были приняты, сам Уистлер уже вошел в моду. Его словечки, жесты были предметом разговоров на обедах и приемах. ... Публика была в курсе малейших деталей частной жизни Уистлера..." Вместе с ним учились будующие импрессионисты О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей. Он подружился с Бодлером и Коро, Курбе и Мане, а позже в Англии тесно общался с прерафаэлитами Данте Габриелем Росетти и Бери-Джонсом. Конечно, он испытывал влияние со стороны своих талантливых друзей. Но предпочитал идти своим собственным путем. Впечатление? Да, здесь он сходился с импрессионистами, но впечатление личное. Не состояние природы в конкретный миг бытия, а отклик на это состояние собственной души. « ...писать с натуры лучше всего дома».
Композиция серого с зеленым.
Серое и золотое. Золотой залив.
Ноктюрн в голубом и серебре. Челси1871
Вальпарисо
Ноктюрн в синем и золотом. Моств Баттерси.1872—1875 гг. "По мере того, как гаснет свет и густеют тени, все мелкие и надоедливые подробности исчезают, всякая пошлость улетучивается, и я вижу вещи так, как они есть - большими сильными массами..."
Венеция. 1870-1879
Симфония в сером и зеленом. Океан.
Ноктюрн "Le Solent"
Зрители постепенно привыкали к манере художника. Сам он тоже не сомневался в конечном успехе. Как говорил позже его приятель Оскар Уайльд: " Мистер Уистлер - один из величайших мастеров живописи, таково мое мнение; и должен добавить, что мистер Уистлер полностью разделяет это мнение." Сложнее дело обстояло с критикой. Первая большая картина Уистлера "У рояля" была забракована приемной комиссией Салона 1859 года. Следующую картину, "Симфонию в белом №1. " отвергли уже и Комиссия Парижского Салона и Комиссия Королевской академии в Лондоне. "Тем хуже для них", - решил Уистлер и выставил картину в Салоне отверженных в 1863 году. Наряду с "Завтраком на траве" Эдуарда Мане "Девушка в белом" произвела эффект разорвавшейся бомбы: белое на белом, это ли не издевательство?
К жанру портрета Уистлер возвратится в 70-х, возвратится с блеском. Мимо его портретов никто не сможет пройти равнодушно, это всегда "единство и борьба противоположностей". Тем и интересны. Европейское, чуть ли не мистическое упоение цветовой гаммой и американский ( в крови, не вытравишь!) рационализм и определенность в чисто портретной технике. Уистлер всегда выступал против заданности, сюжета в картинах, но в каждой его работе присутствует история, рассказанная рисунком и цветом. Будь то знаменитый портрет матери, или историка и философа Карлайля, или юной мадмуазель Сесиль Александер.
За роялем. 1858–1859
Аранжировка в сером и черном: Портрет матери художника. 1871
Симфония в белом № 2: Девушка в белом
Гармония в сером и зеленом: Мисс Сисели Александер. 1872–1874
Симфония в белом № 3. 1865–1867
Леди Мокс. Аранжировка в черном. 1881.
Красное и черное. Веер.
Этюд в черном и золотом.
Аранжировка в сером и черном № 2: Портрет Томаса Карлайла. 1872–1873
Мать с ребенком на диване.1890=1896
Гармония в зеленом и розовом: Музыкальная комната. Около 1860–1861
В мастерской художника.
«…Для того, чтобы оценить Уистлера как художника, нужно побывать в его тихой вилле в Челси, в его мастерской, залитой зеленоватым, бледным светом, где висят на стенах гравюры в простых, прямых рамах. Хозяин этой виллы совсем не тот человек, которого знает свет – не тот человек с пренебрежительным обращением, саркастическим лицом, с кокетливо спускающимся на лоб седым локоном, с высокой палкой, которую он носит как звенящую кавалерийскую саблю, когда обходит выставки в дни открытия. В своем уединенном домике Уистлер кажется отшельником, царем далекой страны, заселенной только его замыслами; там он царит среди таинственных пейзажей и строгих тихих людей, близких его сердцу и его духу и возрожденных к новой жизни его кистью».
Маленькая Роз из Лайм Реджирс.1895
Композиция в черном.
Портрет леди Арчибальд Кемпбелл.
Композиция в телесном и черном цвете. Портрет Теодора Дюре, художественного критика, друга художника. "Он умел писать современных людей" (Дюре об Уистлере)
Ноктюрн в розовом и сером.
Портрет леди Мё.
Автопортрет в шляпе. 1857–1858
"Я переживаю ужасную депрессию. Каждый день одно и то же - работа, работа. При этом я все делаю так медленно... Наверное, это потому, что я больше стираю, чем пишу". А где же тот светский лев, о котором ходили легенды? Шоумен, полемист и литератор, яркая, эксцентричная фигура художественной жизни? Автор изящной книги "Тонкое искусство наживать себе врагов", состязавщийся в остроумии с Оскаром Уайльдом? Он - в гостинных, клубах, на приемах и обедах. В мастерской его во всяком случае нет, здесь Уистлер другой.
" Я художник и "родился" в Петербурге", - писал про себя Уистлер. На закате жизни Россия послала ему ещё одну весточку. Одной из последних учениц Уистлера была А.П. Остроумова- Лебедева. «...Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или совсем не постигают», - сказал ей мастер.
Художник скончался 17 июля1903 г. в Лондоне. Похоронен на лондонском кладбище при церкви св. Николая в Чизуике. Его работы экспонируются сейчас в крупнейших музеев мира.
Стилизованная бабочка, ставится им
вместо подписи с начала 70-х годов.
использованы материалы Википедии и сайтов:
www.chernorukov.ru/articles/?article=602
www.artprojekt.ru/Gallery/Whistler/Whi50.html
arttalk.ru/forum/viewtopic.php?t=344 -
Рубрики: | ЖЗЛ Живописное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |