-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Джеймс Уистлер, художник, эстет, светский лев...

Вторник, 27 Июля 2010 г. 10:01 + в цитатник

Джеймс Уистлер - самый космополитичный художник 19 века. Уроженец Америки,  начальное художественное образование получил  в России в Петербургской  Академии художеств, внимательно изучал только входившее в моду  малоизвестное японское искусство,продолжил образование во Франции, выставлялся  в Салоне отверженных,  позже жил и работал в Англии, где и получил широкую известность.

 

 (214x350, 32Kb)

  Именно отсутствие прочной "привязки" к какой-то определенной национальной школе, освоение самых разных культурных традиций позволили художнику не только выработать свой свой индивидуальный почерк, но и встать у истоков новый течений в искусстве.  Его считают одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма.

«Искусство должно жить само по себе, независимо от всякой чепухи, не смешиваясь с совершенно чуждыми ему чувствами вроде благочестия, жалости, любви, патриотизма и всего такого. Оно должно восприниматься непосредственно, зрением и слухом. Именно поэтому я и называю свои работы «аранжировками» и «гармониями».

Его фетишем, его молитвой в живописи был цвет, точнее гармония, сочетание цветов. Он обожал краски. Лимонно-желтую, кадмий, охру светлую, сиену натуральную, кобальт, ультрамарин, разновидность берлинской лазури, киноварь, венецианскую красную,  краплак и черную жженую слоновую кость. Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси. Именно цвет всегда превалировал в названиях  его картин, цвет и музыка, которую он должен рождать в душе зрителя. Белая симфония, ноктюрн в голубом и серебре...

 (347x699, 132Kb)

Симфония в белом № 1: Девушка в белом. 1862

Но первое признание ему принесли не живописные картины, а строгие, лишенные красок офорты. Серия "Двенадцать офортов с натуры". Своеобразный отчет о  путешествии в компании  с другом-художником Эрнестом Делануа по Эльзасу и Лотарингии.  Он, действительно, рисовал непосредственно с натуры на небольших медных досках, работая в технике «сухой иглы», позволяющей достигать особой сочности и изящества красочных линий.  Это  требовало повышенной остроты глаза и твердости руки.

 

                                                                             

 (699x330, 259Kb)

Титульный лист альбома офортов "Двенадцать офортов с натуры". Титульный лист, ставший, по существу, тринадцатым офортом серии, Уистлер выполнил в жанре карикатуры. Заставив позировать Делануа, он изобразил себя во время работы над эстампами.

 

 (699x330, 133Kb)

                                                                              Улица в Саверне.

Из чего "выросли" эти офорты? Из увиденных в детстве в России (где  отец Джеймса, военный инженер В. Уинслер строил Николаевскую железную дорогу) гравюр Хогарта, поразивших детское воображение жизненостью и мягким юмором, из воспоминаний о графически стройном, сером призрачном Петербурге, из "многоплановости" рисунков японских мастеров, работы которых Уинслер обожал.

Увлечение японской живописью проявится и позже в ряде картин художника. "Золотая ширма", "Принцесса фарфорового царства", знаменитая роспись "Комнаты Павлинов" в особняке судовладельца-миллионера Ф. Лейланда.

 

 (450x361, 189Kb)

 Гармония в синем и золотом: Комната павлинов 1876–1877

 

 (450x352, 189Kb)

 Гармония в синем и золотом: Комната Павлинов. Фрагмент

 

 (334x600, 200Kb)

 Принцесса  фарфорового царства.

 

 (485x483, 55Kb)

 Золотая ширма. 1864

 

 (354x550, 124Kb)

Пурпурное  и розовое. Китайский фарфор.

Уистлер не только распишет и декорирует эту столовую-гостинную по собственному вкусу, не слишком прислушиваясь к пожеланиям заказчика, но и  без его ведома   пригласит друзей посмотреть работу.  Разгневанный богач не полностью выплатит причитающийся художнику гонорар и откажет от дома. На это раз обойдется  без судебного иска. Хотя судиться Уистлер не то чтобы любил, но умел.

 (444x590, 69Kb)

Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета. 1875

В 1877 году самый известный английский искусствовед Джон Рескин не слишком почтительно отзовется о картине Уистлера "Нотюрн в черном и золотом: Падающая ракета" :" Я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить 200 гиней за то, что он брызнул краской из горшка в лицо публике". " 200 гиней -  не за два дня работы, а за мастерство, на приобрете­ние которого я потратил всю жизнь"  - ответит Уистлер  и подаст в суд. Что самое удивительное - он выиграет его. Правды вместо требуемых 1000 фунтов получит за моральный ущерб ... четверть пенса. А покрыть судебные издержки вообще не сможет. Его объявят банкротом, придется продать любимую коллекцию восточных вещей и некоторые картины. Но такое банкротство   в сравнении с принципами? Кстати, чтобы справиться с материальными затруднениями, Уистлер возьмет заказ на работу, отправится в Венецию и привезет оттуда прекрасную серию гравюр и более 100 акварелей.   За которые по возвращении в Лондон будет избран президентом Общества английских художников. Не было бы счастья, да несчастье помогло. "Карьера художника всегда начинается завтра",  - шутил  Уистлер, в данном случае принципы заставили начать карьеру сегодня.

 (550x415, 24Kb)

Гармония в голубом и серебряном. Лагуна в Венеции

 

 (699x523, 81Kb)

Ноктюрн в стнем и золотом. Собор св. Марка в Венеции.

 

 (399x590, 86Kb)

Нищие.

 

 (413x590, 76Kb)

Венеция. Площадь Святого Марка.

Но если в частной жизни принципы нередко приводили на грань банкротства, то в творчестве верность именно своему мироощущению дала возможность обрести свой голос в искусстве, внести свою краску в общее дело.

Приехав в 1855 году в Париж учиться живописи ( Уистлер не только чудом избежал обучения в Пажеском корпусе Петербурга - мать отклонила лесное предложение Николая Первого, но и благополучно удрал с последнего курса престижного Военного училища в Вест-Пойнте  - где единственным приемлемым для себе занятием считал гравировку геодезических и военных карт) юный Джеймс поступил в мастерскую швейцарца Шарля Глейра. Его привлекали демократичные нравы и  свободная атмосфера, царившие здесь. Благодаря общительности и остроумию он сразу стал  своим, "королем  бродяг"... которому все прощалось за его подкупающее обаяние, и, право, несмотря на свои достойные всяческого порицания выходки и проказы, не было среди обитателей царства Богемы, да и за его пределами, более милого, более очаровательного существа, чем он."  "... Хотя его картины ещё не были приняты, сам Уистлер уже вошел в моду. Его словечки, жесты были предметом разговоров на обедах и приемах. ... Публика была в курсе малейших деталей частной жизни Уистлера..." Вместе с ним учились будующие импрессионисты О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей. Он подружился с Бодлером и Коро, Курбе и Мане, а позже в Англии тесно общался с прерафаэлитами Данте Габриелем Росетти и Бери-Джонсом. Конечно, он испытывал влияние  со стороны своих талантливых друзей. Но предпочитал идти своим собственным путем. Впечатление? Да, здесь он сходился с импрессионистами, но впечатление личное. Не состояние природы в конкретный миг бытия, а отклик  на это состояние  собственной души. « ...писать с натуры лучше всего дома».

 (699x461, 76Kb)

Композиция серого с зеленым.

 

 (550x318, 15Kb)

Серое и золотое. Золотой залив.

 

челси (550x431, 157 Kb)

 Ноктюрн в голубом и серебре. Челси1871

 

 (699x543, 57Kb)

 Вальпарисо

 

 (440x599, 45Kb)

Ноктюрн в синем и золотом. Моств Баттерси.1872—1875 гг. "По мере того, как гаснет свет и густеют тени, все мелкие и надоедливые подробности исчезают, всякая пошлость улетучивается, и я вижу вещи так, как они есть  - большими сильными массами..."

 (319x500, 194Kb)

 Венеция. 1870-1879

 

 (699x551, 118Kb)

Симфония в сером и зеленом. Океан.

 

 (600x332, 94Kb)

Ноктюрн "Le Solent"

Зрители постепенно привыкали к манере художника. Сам он тоже не сомневался в конечном успехе. Как говорил позже его приятель Оскар Уайльд: " Мистер Уистлер - один из величайших мастеров живописи, таково мое мнение; и должен добавить, что мистер Уистлер полностью разделяет это мнение." Сложнее дело обстояло с критикой. Первая большая картина Уистлера "У рояля" была забракована приемной комиссией Салона 1859 года. Следующую картину, "Симфонию в белом №1. "  отвергли уже и  Комиссия Парижского Салона и Комиссия Королевской академии в Лондоне. "Тем хуже для них", - решил Уистлер и выставил картину  в Салоне отверженных в 1863 году. Наряду с "Завтраком на траве" Эдуарда Мане "Девушка в белом" произвела эффект разорвавшейся бомбы: белое на белом, это ли не издевательство?

К жанру портрета Уистлер возвратится в 70-х, возвратится с блеском. Мимо его портретов  никто не сможет  пройти равнодушно, это всегда "единство и борьба противоположностей". Тем и интересны. Европейское, чуть ли не мистическое упоение цветовой гаммой и американский ( в крови, не вытравишь!) рационализм и определенность в чисто портретной технике. Уистлер всегда выступал против заданности, сюжета в картинах, но в каждой его работе присутствует история, рассказанная рисунком и цветом. Будь то знаменитый портрет матери, или историка и философа Карлайля, или юной мадмуазель Сесиль Александер.

 


 (550x387, 32Kb)

 За роялем. 1858–1859

 

 (690x600, 75Kb)

Аранжировка в сером и черном: Портрет матери художника. 1871

 

 (346x550, 137Kb)

Симфония в белом № 2: Девушка в белом
 

 (304x590, 39Kb)

Гармония в сером и зеленом: Мисс Сисели Александер. 1872–1874


 (550x367, 186Kb)

Симфония в белом № 3. 1865–1867

 

 (333x500, 24Kb)

 Леди Мокс. Аранжировка в черном. 1881.

 (224x500, 13Kb)

Красное и черное. Веер.

 

 (359x500, 33Kb)

Этюд в черном и золотом.

 

 (406x500, 39Kb)

 Аранжировка в сером и черном № 2: Портрет Томаса Карлайла. 1872–1873

 

 (500x355, 157Kb)

Мать с ребенком на диване.1890=1896

 (367x500, 47Kb)

Гармония в зеленом и розовом: Музыкальная комната. Около 1860–1861


  (398x550, 200Kb)

В мастерской художника.

 «…Для того, чтобы оценить Уистлера как художника, нужно побывать в его тихой вилле в Челси, в его мастерской, залитой зеленоватым, бледным светом, где висят на стенах гравюры в простых, прямых рамах. Хозяин этой виллы совсем не тот человек, которого знает свет – не тот человек с пренебрежительным обращением, саркастическим лицом, с кокетливо спускающимся на лоб седым локоном, с высокой палкой, которую он носит как звенящую кавалерийскую саблю, когда обходит выставки в дни открытия. В своем уединенном домике Уистлер кажется отшельником, царем далекой страны, заселенной только его замыслами; там он царит среди таинственных пейзажей и строгих тихих людей, близких его сердцу и его духу и возрожденных к новой жизни его кистью».

 (286x500, 98Kb)

Маленькая Роз из Лайм Реджирс.1895


 (248x500, 22Kb)

Композиция в черном.

Портрет леди Арчибальд Кемпбелл.


дюре (223x500, 12 Kb)

Композиция в телесном и черном цвете. Портрет Теодора Дюре, художественного критика, друга художника. "Он умел писать современных людей" (Дюре об Уистлере)


 (239x500, 17Kb)

 Ноктюрн в розовом и сером.

Портрет леди Мё.


 (398x550, 142Kb)

Автопортрет в шляпе. 1857–1858

"Я переживаю ужасную депрессию. Каждый день одно и то же - работа, работа. При этом я все делаю так медленно... Наверное, это потому, что я больше стираю, чем пишу".  А  где  же тот светский лев, о котором ходили легенды? Шоумен, полемист и литератор, яркая, эксцентричная фигура художественной жизни?  Автор изящной книги "Тонкое искусство наживать себе врагов", состязавщийся в остроумии с Оскаром Уайльдом? Он  - в гостинных, клубах, на приемах и обедах.  В мастерской его во всяком случае нет, здесь  Уистлер другой.

" Я художник и "родился" в Петербурге",  - писал про себя Уистлер. На закате жизни Россия послала ему ещё одну  весточку.  Одной из последних учениц  Уистлера была  А.П. Остроумова- Лебедева. «...Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или совсем не постигают», -  сказал ей мастер.

 Художник скончался 17 июля1903 г. в Лондоне. Похоронен на лондонском кладбище при церкви св. Николая в Чизуике. Его работы экспонируются сейчас в крупнейших музеев мира.

 (144x100, 15Kb)

Стилизованная бабочка, ставится им

вместо подписи с начала 70-х годов.



 использованы материалы Википедии и сайтов:

 www.chernorukov.ru/articles/?article=602

www.artprojekt.ru/Gallery/Whistler/Whi50.html

 arttalk.ru/forum/viewtopic.php?t=344 -

 

 


 

 

 


 

Рубрики:  ЖЗЛ
Живописное
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Лариса_Бабуркина   обратиться по имени Понедельник, 11 Марта 2013 г. 17:04 (ссылка)
ASTRAHANKA, интересное сообщение. Спасибо. Жаль, что не все картины открываются. И все же нашла много неожиданного для себя.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 23:23ссылка
Спасибо за отзыв. У меня сейчас вроде бы все открылось. Но иногда Лиру, действительно, чудит...)))
Лариса_Бабуркина   обратиться по имени Понедельник, 11 Марта 2013 г. 23:32 (ссылка)
ASTRAHANKA, да, теперь все открылось. Я у вас кое-что скопировала. Я собираю материал по Уистлеру для сообщения, практически все сделала и вдруг попадаю случайно в ваш дневник и обнаруживаю то, чего нигде нет. Не удержалась. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 23:59ссылка
Ужасно приятно. Рада, что Вам что-то пригодилось!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку