-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


"Сомовские" дамы.

Суббота, 26 Июня 2010 г. 20:50 + в цитатник

 

 (500x499, 74Kb)

К. Сомов. Дама в голубом. 1897 - 1900 гг.

В конце 1890-х годов Сомов начал портрет художницы Е.М. Мартыновой, более известный в истории искусства как "Дама в голубом" (1897-1900). Е.М. Мартынова, соученица Сомова по Академии художеств, прожила короткую жизнь. Надежды ее на успех, счастье, признание не осуществились. Она умерла в 36-летнем возрасте от болезни легких. Сомов создал несколько ее портретов: карандашом, акварелью и маслом, но "Дама в голубом" стала своеобразным символом эпохи. Фигура Е.М. Мартыновой дана крупным планом на фоне густой зелени куста, за которым открывается вид на аллеи парка. В глубине сидят кавалер и дама, а мимо проходит, опираясь на тросточку, задумчивый господин, в котором исследователи находили сходство с самим художником. Бледное лицо "Дамы в голубом", ее обнаженные плечи и грудь, ярко-синий с тончайшим белым кружевом наряд доминируют на фоне темной листвы, а красивое молодое лицо бесконечно печально, в нем чувствуется страдание, безнадежная грусть. Художник создал обобщающий образ: личным переживаниям Е.М. Мартыновой он придал символический смысл надломленности и драматизма, характерных для общества на рубеже веков. Сам он был доволен портретом.

 (337x500, 25Kb)

К. Сомов. Портрет А.К. Бенуа.

В следующем, 1901 году Сомов выполнил еще один "портрет эпохи" - гравера и художника Анны Петровны Остроумовой (впоследствии - Остроумовой-Лебедевой), которая была уже к тому времени членом "Мира искусства", часто общалась с Сомовым в Петербурге и Париже, о чем оставила интересные воспоминания.

 (355x550, 38Kb)

К. Сомов. Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1901г.

В "Автобиографических записках" она подробно описывает свою дружбу с Сомовым, его образ жизни, вкусы, любовь к музыке, особенно к Моцарту, чьи произведения он часто играл. О том, как художник работал над ее портретом, она сообщает: "В зиму 1900-1901 года Константин Андреевич Сомов решил писать мой портрет. Писал он меня очень долго: 73 сеанса, которые продолжались иногда по четыре часа. Я с интересом наблюдала за процессом его работы. Сначала Сомов на холсте в продолжение восьми сеансов делал рисунок, покрывая его акварелью и добиваясь сходства. После этого приступил к масляной живописи, краски которой сильно разбавлял какими-то жидкостями. Он начал писать лицо небольшими участками, сразу заканчивая их (...) Вот эта способность в продолжение трех месяцев следовать, не отклоняясь, той задаче, которую он вначале поставил себе, когда задумал этот портрет, меня поразила. И лицо менялось, и выражение на нем. Освещение бывало сегодня другое, чем вчера, - ничто его не сбивало с главной, первоначальной задачи. Он не растерял то художественное чувство, с которым начал так давно портрет. Велик был его художественный темперамент, который дал ему такой заряд, такой подъем, чтобы в продолжение длительной работы так полно и согласованно, по намеченной линии, написать портрет". Анна Петровна отмечает, что она "болтала, смеялась, вертелась", но вышла по-сомовски "мечтательная, грустная фигура". Так же, как в портрете 1896 года, Сомов представил живую и энергичную Анну Карловну Бенуа мечтательной и меланхоличной, так и в портрете А.П. Остроумовой он показал не жизнерадостную хохотушку, а погруженную в себя, задумчивую, интеллектуальную современницу. Такова была у него интуитивная задача - отразить эпоху в женских образах, создать портрет, характерный для времени, в соответствии со своим восприятием. Колористическая гамма глубокая, темная, варьируется от темно-синего до лилового и розового.

 

 (468x600, 85Kb)

К. Сомов. Спящая женщина в синем платье.

Творчество Сомова в 1903 году отмечено новыми сюжетами и новой манерой исполнения. Появляется целый ряд женских образов, различных по своему эмоциональному состоянию, но имеющих общую, ретроспективную сущность: "Спящая женщина в синем платье", "Дама в розовом платье", "Дама в ложе", "Дама", "Дама с собачкой", "Эхо прошедшего времени". "Спящая женщина в синем платье" начинает ряд аналогичных композиций, изящно выполненных, показывающих молодых женщин в старинных интерьерах. Художник любуется оттенками платья, мебелью, румяными миловидными лицами спящих. Образы "спящих" имеют некоторый эротический оттенок, что встречается в истории искусства, к примеру, в картине Вермера Дельфтского "Спящая девушка" (1657).

 (521x699, 58Kb)

К.Сомов. Дама в розовом.1903г.

Героиня "Волшебства" нарочито остранена: усталая, томная, некрасивая, с зеленоватой кожей и таинственно мерцающими узкими глазами, одетая в старинный пышный кринолин, она похожа на оживший призрак. В руках у нее зеркало, где в пламени сплетаются человеческие тела. Остранен и пейзаж. В бесконечность уходят ряды кадок с растениями, река, на берегу которой греются у костра кавалеры и дамы. Композиция заключена в рамку из розовых гирлянд, которая уплощает пространство, делает картину декоративней и кокетливей. Многозначительность "роковой" темы исчезает, работа приобретает сходство с виньеткой.

 (345x500, 55Kb)

К. Сомов. Волшебство.

Сюжетом многих сомовских ретроспекций становится дама, похожая на героиню "Волшебства", с таким же странно некрасивым лицом (антитеза салонной миловидности женского типа?). Она всегда кокетлива, томно-жеманна или нервно-экзальтирована, часто позирует в старинном кресле, играет веером, завязывает шарф, гладит любимую собаку, читает любовное письмо, предается чувственной полудремоте.

Многие из этих будто бы старинных портретов-миниатюр выполнены карандашом, кистью и пером, подцвечены акварелью; другие выполнены в технике гуаши, темперы.

 

 (313x495, 24Kb)

К. Сомов. Портрет Е. П. Носовой. 1911

 

 (699x688, 63Kb)

К. Сомов. Дама с собачкой.

 

"Эхо прошедшего времени" - называется одна из самых значительных работ этого жанра. Здесь, как и в портрете "Дамы в голубом", художник соединяет реальное и фантастическое, прошлое и современное, романтическое и бытовое. Но на сей раз героиня более условна по манере выполнения. Она кажется тенью прошлого, посетившей старинный дом, где некогда обитала. Зато интерьер в картине жизненно убедителен.

 

Ярко освещенная зелень парка на втором плане усиливает полумрак комнаты. Художник повторяет здесь эффект, много раз испробованный им в натурных интерьерах. Безволие позы контрастирует с наэлектризованностью, взбудораженностью взгляда. В этой изменчивой жизни лица, кокетливого, коварного, выражение которого не поддается однозначному обозначению, - главная прелесть работы, которую хочется назвать портретом, - так характерна модель.

Вышитая на красной подушке собачка - тоже эхо прошлого. Эта простодушная и курьезная вещица вносит в картину деромантизирующее начало. Не мистический трепет, а ласковая ирония ощущается в этом воскрешении теней прошлого. Двойственность чувства - любование и ирония - определяют настроение многих ретроспекций Сомова.

 (511x700, 46Kb)

К. Сомов. На балконе.

"Эхо прошедшего времени" - наиболее загадочная, можно сказать, - пророческая картина, о которой особенно много писали современники, пытаясь разгадать ее смысл. На первом плане, прямо лицом к зрителю, в напряженной позе сидит очень худая молодая девушка со сжатыми в искусственной улыбке губами и неподвижным твердым взглядом; ее облик лишен мягкости и женского обаяния. Кажется, что если бы она заговорила, мы услышали бы резкий голос и повелительный тон. Пышное, явно маскарадное платье "прошедшего времени" и уютная вышивка на накидке кресла не смягчают этого впечатления. Перед нами, несомненно, новый тип - девушка XX века. Художник уловил эти черты: твердость, энергичность, напористость. Интересно, что фон представляет собою вид на балкон и сад, напоминающий картину "На балконе" (1901), но место спокойной пожилой дамы заняла эта агрессивная героиня нового времени.

 (522x699, 55Kb)

К. Сомов. Эхо прошедшего времени.

К числу лучших сомовских "дам" относятся еще "Спящая женщина в синем платье" и "Дама в розовом платье".

Вымышленные портреты дам, как и все жанры в творчестве Сомова, претерпевают эволюцию. Поздние "дамы" заметно хорошеют, но утрачивают загадочную притягательность ранних дурнушек, заключавшуюся в напряженности их внутренней жизни. Любовное томление становится повторяющимся стереотипом их переживания. Заученнее и холоднее делается манера выполнения. Лишенные "нерва" сомовские "дамы" превращаются в банальные салонные картинки.

 www.art-catalog.ru

 Использованы фото с сайтов:http://pheonae.livejournal/com/278125.html

                                                         foto.mail.ru

                                                         http://www.artscroll.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  Живописное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку