-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


Панегирик ГМИИ им. Пушкина

Среда, 02 Июня 2010 г. 21:02 + в цитатник

                                 (640x480, 71Kb)

                                  Государственный музей изобразительных искусств

                                                               имени  Пушкина.                                            

 Мама, окончившая исторический факультет МГУ по специальности «Музейное дело» и таскавшая меня  в детстве по музеям,  чтобы было не очень скучно,  показала мне два фокуса. В Третьяковской галерее  -  поверженного богатыря Васнецова («После побоища Игоря Святославовича с половцами»),  все время «поворачивающего» ноги в сторону зрителя. Я, к ужасу смотрительниц, бегала от одного конца зала к другому, пытаясь застать богатыря врасплох. А в ГМИИ это был «Скованный раб». Слепок удивительной скульптуры Микеланджело. Скульптуры – загадки, требующей динамического осмотра. По мере обхода совершенно ощутимо нарастало напряжение,  крепли мышцы пленника. Казалось ещё миг, ещё шаг и путы упадут к его ногам.  Но с каждым следующим шагом, мощь порыва таяла, раб смирялся со своей участью. Я замирала в точке наивысшего накала, закрывала глаза и надеялась, что на этот раз рабу хватит сил на то, чтобы освободиться. Ни разу эти  эксперименты не дали положительный результат.

                                                                                  (170x298, 7Kb)

                                            Микеланджело. Скованный раб. Мрамор. Лувр.

Доведенная до полного изнеможения желанием помочь рабу  я  спускалась  на первый этаж к   обожаемым мною обитателям Итальянского дворика. 

                                            Оригиналы обитателей Итальянского дворика.

                                                                              (307x430, 33Kb)

                                                                                           Микеланджело. Давид.

                                                                         (384x700, 76Kb)

                                                                                  Донателло.Давид.

                                                                                      (256x377, 11Kb)

                                                                             Верроккьо. Давид.

                                    (586x590, 69Kb)

                                                          Донателло. Кондотьер Гаттамелата.

 Правда, громадный,  по античному  обнаженный Давид,  любимого Микеланджело, предназначенный все-таки для большого открытого пространства,   несколько смущал. Если уж выбирать из Давидов, предпочтение   отдавалось камерному  Давиду Верроккьо, юному  и веселому,  или Давиду Донателло,  он был  хотя бы в шляпе. Идеалом же мужской красоты оставался кондотьер  Эразмо ди Нарни. На коне и с копьем. Кроме того он обладал звучным прозвищем Гаттамелата – «Пестрая кошка».  Страстной поклонницей Гаттамелаты я остаюсь  и по сею пору. Донателло удалось угадать идеальные пропорции конного памятника. Эти пропорции отразятся в будущем во всех конных статуях мира от «Кондотьера Бартоломео Коллиани»  Верроккьо до «Медного всадника» Фальконе.

 Мое знакомство с музеем началось  с отдела слепков. Со слепков классических образцов начал свою жизнь   и  знаменитый музей. Вырос из университетского учебного центра. Его взрастил Иван Владимирович Цветаев,  филолог и искусствовед, профессор Московского университета.

                                                              (348x497, 112Kb)

                                                                              И.В. Цветаев.

Идея создания такого музея давно носилась в воздухе. В 19 веке  профессора Московского университета  М.П. Погодин и С. П. Шевырев в компании с очаровательной  Зинаидой Волконской  выступали с проектом создания Эстетического музея при университете. Но довести дело до ума удалось именно И.В. Цветаеву. Он собрал по подписке деньги,  нашел заинтересованного  спонсора, владельца хрустальных заводов, мецената Ю.С. Нечаева – Мальцова, который не только выделил средства – более двух миллионов рублей, но и  «продавил проект во властных структурах», так как по совместительству был гофмейстером двора.

                                                                                 (176x229, 66Kb)

                                                                  Ю.С. Нечаев-Мальцов.

Выигравший творческий конкурс известный московский архитектор Роман Иванович Клейн построил великолепное здание.  И в 1912 году Музей изящных  искусств имени Александра Третьего был открыт. Очень пафосно,  при большом стечении народа. Композитор  М.М.Ипполитов – Иванов даже написал по этому поводу кантату. Все было бы хорошо, если бы ехидный искусствовед П.П. Муратов, автор восхитительных «Образов Италии» не обронил колкую фразу: «Мраморный дворец  для гипсовых фигур». То ли эта фраза задела Цветаева за живое, то ли так сложились обстоятельства, но хотя музей и задумывался именно как собрание копий,  в нем стали появляться  подлинники.

Начало  собранию подлинников положила большая, более 6000 предметов, коллекция древнеегипетских памятников петербургского востоковеда В.С. Голенищева. Потом были редкие отдельные поступления. А в 1920-1930 годах, уже после смерти  И.В. Цветаева, произошло перераспределение музейных фондов страны, в результате которого и возникла настоящая  московская картинная галерея работ зарубежных художников.  В собрание подлинников вошли работы из коллекций бывшего Румянцевского музея,  С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина…  И, конечно, поступления из Государственного Эрмитажа. Боттичелли, Рембрандт, ванн Дейк, Рубенс, Пуссен, Мурильо,  Каналетто – все оттуда. А в 1948 году музей теперь уже не изящных, а изобразительных искусств имени Пушкина получил своих знаменитых импрессионистов. 286 работ из расформированного Музея нового западного искусства в Москве. Мане, Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Сезанн, Матиссса, Пикассо. Все эти работы были в свое время приобретены С.И.Щукиным и И.А. Морозовым.

                                                         (397x400, 75Kb)

                                                    Дега. Танцовщицы в голубом.

Я приобщилась к подлинникам  в юности. Мое сердце поразил Дега. Я обожала балет,  считала жизнь свою абсолютно неудавшейся из-за нечуткости родителей, не отдавших меня в свое время в хореографическое училище и поставивших таким образом крест на моей карьере великой танцовщицы. А он вводил  меня в этот волшебный мир.  Вот сейчас, сиюминутно. Я ощущала дыхание близкой сцены, чувствовала себя  одной из танцовщиц, одной из избранных. Мама любила  грустных женщин Ренуара, с восторгом погружалась в мир парижских туманов Клода Мане.

                   (699x521, 102Kb)

                                           К. Моне. Бульвар капуцинок в Париже.

Всего этого было бы достаточно для того, чтобы влюбиться в музей окончательно и бесповоротно. Но у ГМИИ  была ещё одна страсть, одна фишка,  одна песня – организация потрясающих по масштабу выставок.

 Достаточно вспомнить, что нам, так сказать под нос,  в 1974 из году из Лувра привозили Мону Лизу Леонардо да Винчи.  И это Дама со своей странной улыбкой взирала на ползущую перед ней толстую змею-очередь.  Многоголовую и многоглазую, смотревшую на нее с жадным любопытством. Впрочем, она привыкла к такому вниманию. Для этого и была рождена кистью гения.

                                                          (396x599, 60Kb)

                                                        Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

А  вот молодой человек, посетивший  музей годом раньше и ослепивший нас блеском золота и драгоценных камней вряд ли собирался к кому-нибудь в гости. Его звали Тутанхамон. Каирский музей демонстрировал  сокровища  его гробницы.

                                                                              (280x395, 35Kb)

                                                         Погребальная  маска Тутанхамона.

1975 год -  выставка – поклон из Дрезденской галереи, благодарность за возвращение коллекции и помощь в реставрации после войны.

                     (699x483, 62Kb)

                                                             Ф. Гойя. Зонтик.

В 1980 потрясающая огромная выставка из мадридского Прадо. Испанцы не поскупились. Привезли Веласкеса, Эль Греко, Риберу, Мурильо. А, главное, Гойю. Ему был отдан небольшой зал за колоннадой.  Гойя поразил всем: безудержным блеском красок, сродни ослепительному сиянию полуденного южного солнца, аристократической неправильностью рисунка, приближающей иногда картины к карикатурам, и какой-то магической притягательностью своих полотен.  Картины Гойи необыкновенно заразительны,  он сразу всех затягивает,  делает соучастниками. И мы с восторгом участвовали во всем: и в куртуазных  играх героев картонов для королевской мануфактуры, и в натужном, пугающем веселье «Похорон сардинки»,  разделяли грустную мудрую любовь к художнику его жены Хосефы, оттененную знаменитым  серебристым фоном.  А он наблюдал за нами с прекрасного автопортрета. Насмешливый, внимательный, непредсказуемый. Гойя производил  неизгладимое впечатление. Несколько дней я просыпалась с мыслью, что произошло что-то очень хорошее. «Да, я увидела картины Гойи!»  Такое впечатление на меня живопись производила впервые. Это дорого стоило...

                                          (512x599, 63Kb)

                                                              Ф. Гойя. Автопортрет.

 Ещё были «100 картин из музея Метрополитен», огромная совместная русско-французская выставка «Москва-Париж» и множество других выставок, может быть менее громких, но не менее интересных.

В последнее время, мне показалось, что в выставочной деятельности ГМИИ наступил некоторый спад, появилась какая-то усталость. Но музей решительно ответил на мои инсинуации двумя грандиозными выставками: показал Модильяни. По-моему в 2008 году. И Пикассо в 2010. На Модильяни я была дважды и бродила последний раз часа два, пока портреты не начали от меня отворачиваться.

                                                      (340x525, 47Kb)

                                                                                              Портрет Жанны Эбютерн

В июне открывается выставка шедевров из коллекции Будапештского музея изобразительных искусств. Будут Рафаэль, Тициан, Дюрер, Эль Греко, Гойя(!!!), Рубенс, Рембрандт...  Жизнь продолжается. Vivat, museum! Многие лета!

                                      (600x450, 83Kb)

                                                        В двух шагах от Пикассо.

 Использованы фото с сайтов: www.kulsi.ru

                                                          www.demairt.ru

                                                           www.puskin- book.ru

                                                           www.artprojekt.ru

                                                           www.fabrilia.ru

                                                           www.allday.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  Сборник панегириков

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку