-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Aspire

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 4903


Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Троице-Сергиева Лавра)

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 18:32 + в цитатник
(500x470)


Свято-Троицкая Сергиева Лавра в миру называется проще – Троице-Сергиева Лавра, и под этим именем она известна во всём мире. Это самый крупный в России православный мужской монастырь – ставропигиальный, независимый от местного духовенства.

Город, в котором находится этот монастырь, называется Сергиевым Поссадом - он появился благодаря преподобному Сергию Радонежскому – величайшему подвижнику Русской земли. Пожалуй, более великого человека в русской православной церкви не было за всю её историю, но преподобный Сергий принадлежал и принадлежит не только церкви – его называли игуменом всей Руси, и он оказал огромнейшее влияние на судьбу страны и на всю её историю.

Будущий подвижник родился в 1319 году, в благочестивой боярской семье, и всегда хотел служить Богу, но родители считали, что ему не следует удаляться от мира, и не давали сыну на то своего благословения. В конце жизни, однако, они решили уйти в монастырь, и тогда будущий Сергий (в миру Варфоломей) вместе с братом Стефаном тоже смогли уйти от мира. Они выбрали пустынь на лесистом холме, подальше от людей, собственноручно построили там келью и деревянную церковь, и посвятили её Живоначальной Троице. Варфоломею было всего 23 года, и он даже помыслить не мог, чем станет это место для всей русской земли – он больше всего хотел уединения.

Старший брат не сумел выдержать отшельнической жизни, и перешёл в один из монастырей, а младший остался, не собираясь отказываться от своего решения. Потом исполнилось то, чего он хотел больше всего – игумен находившегося поблизости монастыря постриг его в монахи, под именем Сергия.

Находясь в уединении, преподобный Сергий каждую минуту трудился физически и духовно: работал на земле, молился, пел псалмы и читал священные книги, и с каждым днём обретал всё большую духовную силу. Всё, чего он хотел – это соединиться с Богом и спасти свою собственную душу, но Бог, видимо, судил иначе.

Поскольку преподобный не желал славы и почёта, а тихо проводил дни в посте и молитве, он научился смирению – а это одна из важнейших христианских добродетелей. Человек смиренный и благочестивый может не только спастись сам, но и спасти множество других людей, и о Сергии узнали не только в ближайших селениях и городах, но и в дальних уголках Руси. Его необычайная духовная сила притянула к нему множество людей, и они стали селиться рядом, умоляя его помочь – руководить ими, чтобы они тоже могли спасти свои души.

У Сергия появились ученики, и по их настоянию он стал священником и игуменом в Троицком монастыре, основанном им же в 1340-е годы. Через некоторое время монастырь стал общежитийным: на его благоустройство даже были пожертвованы средства, хотя Сергий к благоустройству никогда не стремился. Территорию поделили на части: кроме жилой, были ещё общественная и оборонительная; внутри двора стояла церковь и трапезная, которую с четырёх сторон окружали кельи.


 

Незаметно этот монастырь превратился в духовный центр всех русских земель, и московские князья искали в нём помощь и поддержку. Преподобный Сергий обладал настолько высоким авторитетом, что был государственным советником у всех московских и других князей; он решал и междоусобные споры, если они возникали.

Наиболее известным историческим деянием считается участие Сергия Радонежского в подготовке русского воинства к одной из величайших битв - битве на Куликовом поле. Димитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь накануне битвы, и получил от преподобного благословение – и он, и всё его войско.

Сергий отправил с князем двоих монахов – настоящих русских богатырей Пересвета и Ослябю. Всем известно из учебников, как началась битва: Пересвет вышел на поединок с татарским воином Челубеем, и они поразили друг друга копьями; потом в битву вступили полки. Сеча кипела до вечера, и татары дрались яростно – русским было очень тяжело, но они держались, и к вечеру войско Мамая было разбито полностью. Оставшихся татар долго гнали – до самого их лагеря, и захватили там богатые трофеи. После битвы русские воины 8 дней хоронили убитых – своих и татар, и с тех пор Куликово поле навеки стало святым для Руси.

Князь Димитрий совершил в Троицком монастыре поминовение по всем русским воинам, павшим в битве в этот великий для истории день.

Сергий Радонежский умер в 1392 году, в возрасте 78 лет, а монастырь продолжал развиваться и процветать – он стал не просто религиозным, но настоящим духовным и культурным центром государства. Именно там были написаны самые известные иконы и составлены летописи, а в XV веке в Троицком монастыре был создан один из величайших памятников русской литературы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».

После Куликовской битвы монастырь перетерпел много невзгод: в 1382 году на Русь пришли орды Тохтамыша, но не нашли обитель в лесах, а вот в 1408 году они всё-таки до неё добрались. Монастырь сгорел полностью, но очень быстро отстроился и возродился – так что особых потерь не было.

Троицкий собор начали строить в 1422 году, над гробом преподобного Сергия. Этот собор относится к раннему московскому архитектурному стилю: он строгий, скромный и не очень большой – не то, что Успенский собор, построенный Иваном Грозным в XVI веке.

Монастырь, основанный Сергием Радонежским, уважали и почитали все русские цари, а Иван Грозный там крестился. При нём там появилась белокаменная стена, и средства на строительство нового собора он пожертвовал свои собственные: грозный царь при всей своей жестокости отличался богобоязненностью. Строили собор долго – около 26 лет, и по размерам он превосходит остальные монастырские храмы, однако, благодаря своей удивительной красоте, он не подавляет их своим величием. Успенский собор действительно потрясающе красив: его ярко-синие и золотые купола выгодно выделяются среди других монастырских строений, и уже издалека он притягивает к себе взгляд – можно сказать, что он является визитной карточкой Троице-Сергиевой Лавры.


 

Троицкий монастырь сыграл свою роль и в Смутное время: польско-литовские интервенты осаждали его 16 месяцев, но так ничего и не добились; Минин и Пожарский собирали здесь своё Второе ополчение; в монастыре собирались пожертвования для русского войска.

Царевна Софья, а также царевичи Пётр и Иван скрывались в монастыре от стрелецкого бунта в 1682 году, а позже в нём укрывался юный Пётр, бежав из Москвы во время очередной смуты. Храм преподобного Сергия Радонежского и очень красивая трапезная были построены здесь именно при Петре I.

Статус лавры приказала присвоить Троицкому монастырю Елизавета Петровна в 1742 году, но указ Святейшего Синода об этом вышел только через 2 года: Троице-Сергиев монастырь стали именовать лаврой.

Написать об этом величайшем из русских монастырей кратко невозможно. В России он был одним из самых богатых – владел обширными землями и более чем 100 тысячами крестьян. Монастырь торговал солью, зерном и другими товарами, и в XVII-XVIII веках был не просто финансово независимым, но и жертвовал большие средства в пользу русской армии. Например, в 1812 году было пожертвовано около 70 000 рублей – деньги большие по тем временам.

К концу XIX века в Лавре была своя типография; ей принадлежали лавки, гостиницы, конные дворы и мастерские. В мастерских делали кресты и подсвечники, игрушки и даже резную мебель – это тоже приносило доход. В начале XX века в монастыре жило около 400 монахов, и к нему были приписаны другие монастыри.

Кроме мощей преподобного Сергия, в Лавре много других святынь и захоронений. Здесь похоронены не только духовные лица, но и представители древнейших родов русской аристократии, особы царского происхождения – например, из рода Годуновых. В Троице-Сергиевой Лавре сотни лет хранилась знаменитая «Троица» Андрея Рублёва (сегодня она в Третьяковской галерее); в ризнице монастыря собраны настоящие сокровища – подношения царей, русских вельмож и просто богатых людей; в библиотеке хранятся летописи, рукописные и раннепечатные книги, уникальные исторические документы.

В 1920 году Лавра была закрыта – её превратили в музей, но в 1946 году деятельность монастыря возобновилась. Сегодня Троице-Сергиева Лавра снова является духовным и религиозным центром России, и при этом остаётся уникальным музеем – её архитектурный ансамбль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и находится под её охраной.

Автор Гатаулина Галина




undina77

 

Серия сообщений "Храмы, монастыри":
Часть 1 - Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Троице-Сергиева Лавра)
Часть 2 - Белогорский Николаевский монастырь
Часть 3 - Письмо Матронушке (куда писать свои упования)
...
Часть 6 - Кирилло-Белозерский монастырь
Часть 7 - 7 самых необычных православных храмов России
Часть 8 - Мистика и легенды храма Спаса-на-крови

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку