Цитата сообщения Оксана_Лютова
Морис Равель. Жизнь и творчество.
![Ravel_Pierre_Petit (368x546, 38Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/89/180/89180470_Ravel_Pierre_Petit.jpg)
Французский композитор-импрессионист Морис Равель, один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.
Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и уже в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. А в 1889 году поступает в подготовительный класс игры на фортепиано, в Парижскую консерваторию.
Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как: «Старинный менуэт» и фортепианная « Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первый исполняет его сочинения.
В 1901 году делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Новые попытки 1902 и 1903 года участия в конкурсе также оказываются неудачными.
С 1905 года Равель Морис приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются нарасхват. И не смотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.
Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи(увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения).
Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями.
Во время 1-ймировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917).
Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928) для оркестра —одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро»,
«Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.
1933 года композитор попадает в автомобильную катастрофу, в результате полученной травмы развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.
1937 года ему делают сложнейшую операцию, однако операция проходит неудачно и композитор умирает на 62 году своей жизни. Похоронен в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.