-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в arvenundomiel

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2011
Записей: 287
Комментариев: 1082
Написано: 2066


Троица

Среда, 14 Марта 2012 г. 01:54 + в цитатник

Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.





 

«Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890 — 1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.



Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».


Троицкий собор

 

На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.
Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли.
И сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;
И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошого, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом.
И они ели».


Иконостас Троицкого собора.
Список иконы XX века — справа от царских врат, потемневший годуновский список — слева, между Богоматерью и Спасом.

Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.


Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века.
(Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью.


Иконостас в Бородинской церкви. Фотография С. М. Прокудина-Горского, снятая в 1911 году. Обратите внимание, как смотрится в иконостасе икона Троицы похожего типа

За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской...


Какой видела публика «Троицу» до 1904 года: оклад плюс потемневшая олифа (фотоколлаж).
Вальтер Беньямин, посетивший Россию в 1926 г., писал о нём: «…и шея и руки, когда оклад накрывает икону, оказываются словно в массивных цепях, так что ангелы несколько напоминают китайских преступников, осужденных за свои злодеяния на пребывание в металлических колодках».

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Поэтому даже в начале XX века исследователи не решались с уверенностью что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Историк В.А. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Правда, одни ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом; другие не сомневаются, что вложен был и сам образ.


Икона в годуновском окладе

Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет? И для какого храма она была написана первоначально? В. А. Плугин предполагает, что она попала в Московский Кремль в конце 1540-х годов, когда туда свозилось множество икон из разных городов — Новгорода, Смоленска, Звенигорода, Дмитрова. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования.


Икона в 1904 году с только что снятым окладом.
Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX в. В правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей, сделанное в 1904 г. (голова и плечо правого ангела и фон с горкой).

В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, во время которого выгорела большая часть Кремля, в том числе все иконное убранство Благовещенского собора и царский дворец с его иконами и сокровищами. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. Для выполнения этих работ требовалось немало времени, и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».


Фотография «Троицы» после завершения расчистки Гурьянова

После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В.А. Плугин, икона попала, возможно, в декабре 1564 года. В это время Иван Грозный ввел опричнину, которая характеризовала собой новый этап в жизни Московского государства. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Может быть, тогда Иван Васильевич и пожертвовал монастырю лучшее произведение великого мастера.


Фотография «Троицы» после поновления Гурьянова, под сплошной гурьяновской записью.
Гурьяновская работа была даже его современниками оценена крайне низко, и уже в 1915-м году исследователь Сычев говорил о том, что реставрация Гурьянова памятник как бы от нас на самом деле скрыла.

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. На ее месте в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н.А Барановым.


Икона в процессе расчистки 1918-19 гг. На одеждах ангела справа видна светлая полоса снятой гурьяновской записи

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.


При реставрации 1919 кроме живописи Рублёва, дошедшей с большими утратами, были оставлены многочисленные записи Гурьянова и записи предыдущих веков. Живописная поверхность иконы на сегодняшний день представляет собой сочетание разновременных слоев живописи.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд, может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу»? Знаток и собиратель икон Д.А. Ровинский еще в прошлом веке высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать, как непревзойденным образцам русского иконописного искусства.


Трещина проходит через лик правого Ангела

Видимо, еще долго ученые будут изучать жизнь Андрея Рублева, его творческую манеру, историю создания знаменитой иконы. А три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век будут вести свою безмолвную и таинственную беседу над могилой «великого старца»...


Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад

Текст Надежды Иониной
 

 

Рубрики:  Галерея
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 14 Марта 2012 г. 13:22 (ссылка)
Спасибо большое, я очень люблю эту икону! Можно процитировать? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Марта 2012 г. 01:13ссылка
Эльф_в_капюшоне, не за что! Очень рада, что Вам понравилось :)
Конечно, можно :) Если на записи нет замка, ее можно цитировать безо всяких дополнительных разрешений ;)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Четверг, 15 Марта 2012 г. 15:25 (ссылка)
arvenundomiel, спасибо. :)

Мне очень нравится Троица, читаю Corso, была в ужасе, что икону хотят забрать из музея! Хорошо, что кажется, пока все утихло. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Марта 2012 г. 20:08ссылка
Эльф_в_капюшоне, мне тоже очень нравится эта икона :)
Корсо не читаю, но тот скандал, разумеется, помню. Попы совсем оборзели.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Четверг, 15 Марта 2012 г. 22:09 (ссылка)
arvenundomiel, он сотрудник как раз этого отдела музея и подробно освещал весь этот скандал. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Марта 2012 г. 02:10ссылка
Эльф_в_капюшоне, да, я знаю, как раз эти его посты я читала :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Пятница, 16 Марта 2012 г. 02:45 (ссылка)
arvenundomiel, а фильм Вам нравится? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Марта 2012 г. 08:33ссылка
Эльф_в_капюшоне, "Андрей Рублев"-то? А я его не смотрела. Тарковского терпеть не могу.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 17 Марта 2012 г. 09:28 (ссылка)
arvenundomiel, я помню, что в детстве фильм меня ужасно напугал, пересмотрела в прошлом году и поняла, почему. :)
Я не скажу, что любительница Тарковского (мне он сложен для восприятия), но этот фильм понравился, во всяком случае, не сравнить с современным российским кино........
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Марта 2012 г. 12:15ссылка
Эльф_в_капюшоне, ну, современное российское кино - это особая статья. Я понимаю, что уровень образования в стране упал катастрофически, но в театрально-кинематографических ВУЗах, похоже, уже даже профильные предметы не преподают толком :( Буквально пару дней назад разместила пост о греческом театре в одном сообществе, так пришла в комменты дева-режиссер и с умным видом начала "указывать на ошибки", так я не знала: плакать или смеяться. Дева даже понять написанное была не в состоянии, а туда же - об истории театра рассуждать!
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 19 Марта 2012 г. 16:15 (ссылка)
arvenundomiel, меня просто трясет, когда я вижу какой-то фильм или рекламу - претенциозно, глупо, нелепо... где учились эти люди. что они читали, какой их круг общения - чувство, как моя мама говорит, "чердачного воспитания". :) Какой ужасный подбор слов, отвратительное произношение, отсутствие дикции, нелепые извращенные представления о мире... и навязывание зрителям того, что обсуждают только с психиатром. :)))))
А такие девы - это, видимо, уже неизбежное зло. :))) Вот какие там можно было ошибки найти?! Я в недоумении. Не дадите ссылку? :) Обещаю поприсутствовать молча. :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2012 г. 00:32ссылка
Эльф_в_капюшоне, тут, к сожалению, действует принцип, отлично сформулированный Титомиром: "Пипл хавает!" Пока есть потребители этой похабщины, она неистребима.
Да меня, собственно, даже не заблуждения девы-режиссера поразили, а то, что человек пришел поучать других, не обладая вообще никакими познаниями о предмете. Бывает же! Ошибиться-то всякий может: я, Вы, специалист-театровед, хирург от Бога (в последнем случае, правда, цена ошибки уж очень высока), но гордиться своим незнанием - это какой-то особый склад личности. Холивар-то умер, не успев родиться, так что там уже и говорить не о чем, а сообщество интересное: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post210640987/ Второй комментарий - от девы, мой ответ - четырьмя комментами ниже (древовидные комментарии отключены, к сожалению).
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 20 Марта 2012 г. 09:20 (ссылка)
arvenundomiel, но ведь вкусы надо воспитывать, сами они редко развиваются. И если человека воспитывать на гадости и не давать ему хорошее - он и будет барахтаться в этом гадостном болоте, а когда ему хорошее дадут - он не сможет это оценить и опять-таки уронит дар в эту же самую грязь. :) Как хрюшка жемчуг. :)

Да! Мне тоже это очень понравилось - "есть ошибки", прелесть просто. :) Меня раздражает, что люди прочитают одну-единственную книжку и потом по ней всех "лечат". :)
Ладно бы просто вопросы задавала, а то прям сразу - сейчас я вас научу, как надо! :))) И к чему придралась - смешно просто...
Кстати, нашла для себя новую инфу - не знала, что Антиной изображался в образе Диониса, подумала, мне сходство померещилось. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Марта 2012 г. 18:33ссылка
Эльф_в_капюшоне, это спорный вопрос... Ведь многие великие (даже величайшие) художники, писатели, композиторы вышли из самых низов, из такой грязи, что даже представить страшно. Кто бы в детстве мог привить им хороший вкус? Они видели те же ярмарочные (зачастую очень жестокие) забавы, что и все вокруг. Однако ж вкус у них откуда-то воспитался. А есть и обратные примеры: в интеллигентой семье при тактичных и тонко чувствующих родителях вырастает натуральный свинтус.
Ой, Антиноя кем только ни изображали!
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 26 Марта 2012 г. 13:48 (ссылка)
arvenundomiel, да, тут возразить нечего - я и сама часто размышляла, что было бы с историей, если бы Гитлера все-таки приняли в итальянскую академию живописи. :)

Я мечтаю хоть что-нибудь еще из античной скульптуры увидеть - была, конечно, в Эрмитаже (в Москве мало подлинников), в итальянских музеях была, но все-таки бывает так, что где-то мелькнет малоизвестная скульптура редкой красоты...
Очень хотела бы еще этрусками полюбоваться, мне очень, очень нравится Аполлон из Вей и Матер-Матута, вот так смотришь порой на репродукции и вздыхаешь - и как это выглядит на самом деле? :) Конечно, когда после репродукций видишь само произведение, дыхание перехватывает. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Марта 2012 г. 17:03ссылка
Эльф_в_капюшоне, увы, греческих-то скульптур в подлинниках очень мало сохранилось, в основном римские копии (хотя и выполненные на высочайшем уровне, разумеется). Этруски мне не очень близки, но это дело личных пристрастий, само собой :) Насколько мне известно, этрусское искусство сосредоточено, в основном, в Риме и Ватикане, но и в Британском музее кое-что есть, в частности - одна из известнейших версий Матер-Матуты (хотя я сильно задумалась, а склоняется ли это название, что-то сходу не могу сообразить).
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 26 Марта 2012 г. 18:12 (ссылка)
arvenundomiel, конечно, оригиналов мало, но я и на римские копии согласна. :)
Мне кажется, название склоняется. :)
У этрусков пугает мифология, но есть интересные художественные работы. Я помню, в 2005 году была выставка в ГМИИ, я, разумеется, побежала в первых рядах. :)))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Марта 2012 г. 19:03ссылка
Эльф_в_капюшоне, вспомнила, какая этрусская скульптура мне нравится - Капитолийская волчица.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 20:05 (ссылка)
arvenundomiel, о, ну это вообще гениальное произведение! Кстати, было мнение специалиста по металлу, что это не этрусская скульптура, что так варить металл научились намного позже... подозревали, что это копия, что ли? Она же описана древними авторами! Кажется, официального комментария не было по этому поводу...
Сразу же ассоциация прыгнула - Дельфийский Возничий. :) А еще - популярное когда-то имя Капитолина. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Марта 2012 г. 22:21ссылка
Эльф_в_капюшоне, наверное, подозревали опять внеземное воздействие, как в случае со сферами из Клерксдорпа или геоглифами Наски.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 27 Марта 2012 г. 22:49 (ссылка)
arvenundomiel, о, это у нас в последнее время самая популярная гипотеза. :)
Я думаю, что если знания утеряны, то тут уж надо просто констатировать, что утеряны. Вот как еще в 19-м веке у нас в России были такие умения, как травление кислотой по металлу, получались такие морозные узоры, или вот еще делали какие-то эмали на металле (в Иране такие видела), там тоже внеземные цивилизации умения передавали? :)
Я как-то делала пост про лен - в Египте умели делать такие ткани, какие сейчас не умеют. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Марта 2012 г. 02:43ссылка
Эльф_в_капюшоне, в 19 веке как раз научно-техническая революция произошла, все стали фабрично производить, вот многие навыки и отмерли за ненадобностью. Да что там об искусстве говорить: сколько было артелей, способных возвести дом без единого гвоздя? А сейчас таких умельцев много ли? Опять же: прясть, ткать, шить, вышивать, вязать умели все (даже мужчины по большей части), а сейчас? Но, конечно, на внеземную цивилизацию свалить проще.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 11:46 (ссылка)
arvenundomiel, сейчас вообще мало кто умеет что-то делать руками. Ну и я, в частности, совершенно разучилась. :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Марта 2012 г. 20:59ссылка
Эльф_в_капюшоне, по правде говоря, и я все реже рукодельничаю :( Надо наверстывать ;)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 28 Марта 2012 г. 21:46 (ссылка)
arvenundomiel, а что нравится из рукоделия? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 29 Марта 2012 г. 01:00ссылка
Эльф_в_капюшоне, буквально все! Я перепробовала, наверное, все возможные виды ручной работы: от квиллинга до бисерного ткачества, от мыловарения до декупажа, от вязания до скрапбукинга. Последним увлечением были открытки. Одно время только рукоделиями и занималась с утра до ночи, но постепенно как-то появились новые увлечения, и рукоделки забросились...
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Четверг, 29 Марта 2012 г. 12:09 (ссылка)
arvenundomiel, ух ты, ничего себе. :) Я когда-то шила (даже на машинке и на продажу), вышивала и вязала, потом все забросила. :)
Домашнюю косметику тоже делала, еще по советским рецептам (когда-то в юности), хочу попробовать мыло какое-нибудь сделать, что-нибудь интересное вышить, но это, конечно, долго, а у меня времени почти ни на что не хватает. :(
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 29 Марта 2012 г. 14:48ссылка
Эльф_в_капюшоне, мыло долго и трудоемко, если с нуля варить, а если из основы или переплавленного делать - довольно быстро, а результат все равно впечатляет :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Четверг, 29 Марта 2012 г. 16:28 (ссылка)
arvenundomiel, делаешь вроде как для здоровья и неземной красы, потому вот и хочется что-нибудь хорошее, если уж варить. :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Марта 2012 г. 03:07ссылка
Эльф_в_капюшоне, вообще, даже если переплавлять и обогащать обычное мыло, оно будет значительно лучше самого дорогого Лашевского, а самое главное: оно будет идеально "заточено" именно под Вашу кожу :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Пятница, 30 Марта 2012 г. 10:21 (ссылка)
arvenundomiel, я покупаю в основном мыло ради запаха - в "Лаш" не так часто, мне больше нравится "ЛэОкситан" и еще рижские мыловарни, подсела на несколько запахов, которые ну очень нравятся. В "Лаш" любила "Султан" и "Лаванду", но они сняты с производства, так что мне там стало неинтересно, окончательно перешла на другие марки. Теперь вот пересмотрела японскую косметику (даже на пост решилась!), думаю, не начать ли пробовать японское и корейское травяное мыло, говорят, очень приятные запахи. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Марта 2012 г. 22:50ссылка
Эльф_в_капюшоне, я Лаш привела в качестве примера только потому, что у них цены очень высокие ;) Мне и самой там мало что нравится.
Видела ваш пост про японскую косметику. но ничего не могу сказать по данному вопросу: я уже много лет всю уходовку для себя делаю сама :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 31 Марта 2012 г. 01:04 (ссылка)
arvenundomiel, а меня совершенно потрясли слизни, из которых японцы косметику делают, и прочие кошмары. :) Пост я писала больше для развлечения - насмотрелась на все эти забавные баночки. :)

Делать для себя самой косметику - это, конечно, высший пилотаж, мне недоступный. Можно все делать самой, даже шампунь и крем?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Марта 2012 г. 02:46ссылка
Эльф_в_капюшоне, да :) Крем, кстати, несложно ;) Шампунь несложно только на покупной основе, с ноля - труднее.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 31 Марта 2012 г. 12:25 (ссылка)
arvenundomiel, а как Вы учились? По книгам? У меня с шампунем сейчас вопрос насущный. Волосы до попы отрасли, но ослабели и очень сильно полезли сейчас, я просто в ужасе...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 03:47ссылка
Эльф_в_капюшоне, начинала с книг, потом в интернете появилось много интересных форумов, где люди делятся рецептами и опытом. Заочно ставить диагнозы последнее дело, но паниковать все же рано ;) Весна, плюс стрессы явно (у Вас же болеет родня), от этого запросто волосы могут лезть начать. Витамины, укрепляющие маски, репейное масло, поменьше фаст-фуда и газировки, побольше овощефруктов и соков - все нормализуется ;) Если за месяц ситуация не улучшится, надо к врачу, само собой.
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 22:55 (ссылка)
arvenundomiel, да вот самое обидное, что я питаюсь очень аккуратно. :) Кстати, у меня там в эльфийском разделе фото какие-то есть с распущенными. Конечно, уже и возраст надо учитывать, видимо, пришло время тщательного ухода за собой. Волосы подрезала, надо будет еще покороче. Но как в юности - по лопатки для стимуляции роста - боюсь, вдруг не отрастут. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 01:28ссылка
Эльф_в_капюшоне, думаю, Вы еще лет 20 можете смело не учитывать возраст! *нервно курю в уголочке*
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 14:27 (ссылка)
arvenundomiel, спасибо на добром слове. :) Но это ведь не самые плохие фотографии, в жизни все по-другому. :) Тем более, после тридцати каждые полгода идут за два-три, а стрессы и напряжения сразу же сказываются, как сход ледника. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 21:13ссылка
Эльф_в_капюшоне, не прибедняйтесь ;) Вы очень красивая женщина. Так что либо кокетничаете и напрашиваетесь на комплименты, либо правда не в состоянии адекватно себя оценить. В последнем случае рекомендую Луизу Хей: у нее совсем простые, но очень действенные методики :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 03 Апреля 2012 г. 11:05 (ссылка)
arvenundomiel, да вот мне тоже все говорят, что надо разбираться с головой, а не со внешностью - походить на психотерапию или почитать умные книги - понять, откуда у меня такие к себе завышенные требования. :)
Еще раз спасибо, приятно узнать такое мнение о себе от Вас. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 17:08ссылка
Эльф_в_капюшоне, да не за что, я ж не дежурный комплимент отвесила, а правду сказала. Куда там завышать-то, ты выглядишь лет на 20 с махоньким хвостиком (22-23).
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 03 Апреля 2012 г. 18:22 (ссылка)
arvenundomiel, и все равно - спасибо. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2012 г. 14:30 (ссылка)
Эх, ужасно захотелось в Третьяковку - полюбоваться на Троицу. :) Смотрю-смотрю на Ваши репродукции...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Апреля 2012 г. 01:50ссылка
Эльф_в_капюшоне, ой, Третьяковка - мой самый любимый музей :) Но из икон я там больше всего Владимирскую люблю, она в домовой церкви выставлена :)
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Четверг, 05 Апреля 2012 г. 14:41 (ссылка)
arvenundomiel, Владимирскую я тоже люблю, как-то глаз не могла отвести от нее в снопе золотого закатного света. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку