Игральные карты "Мертвые души" Гоголевские типы по рисункам художника П. Боклевского
Жил-был художник один, звали его Петр Боклевский. Имя это мало кому что-то говорит (кроме знатоков живописи, разумеется, и, в частности, знатоков русской графики середины XIX века).
Но вот работы этого художника знают все (кто учился в советской школе, разумеется, и, в частности, читал там учебник литературы).
В молодости художник этот был хулиганист, задирист, богемен, нигилистичен и даже сколонен к революционности. В университе учился спустя рукова, юридический факультет кое-как окончил, но юристом не стал – не богемное это дело.
Его увлекало одно лишь рисование. Не живопись с ее холстами и красками, мольбертами и палитрами, а простой бег карандаша по листу бумаги, после чего на девственно чистом поле рождалось изображение, родившееся прежде в воображении – это приводило Боклевского в неописуемый восторг.
Живя то в столице, то в провинции, он учился рисованию у разных преподавателей, в том числе, даже у Карла Брюллова в Академии Художеств (правда, в статусе «стороннего посетителя»), но нигде не удерживался, всюду наживая неприятности своим вызывающим поведением и особенно – злыми карикатурами.
Позже Боклевский оправдывался по поводу гротесковости своих персонажей:
«Да я же помню их, я помню совершенно таких, я их встречал в то время, в массе, кругом. Это не карикатуры, нет, это живые люди. Теперь вы их не встретите, и вам они кажутся искусственными, но я их знал, я их видел, я жил среди них».
Это не совсем так. Не среди всех своих персонажей он жил, ибо был родом из рязанской деревни, был беден, если не сказать нищ, живя в Петербурге вращался в своей среде, «наверх» пробивался долго и с трудом – туда таких, как он, неохотно пускали.
Но он туда таки пробился, хотя на это ушло 47 лет! И произошло это благодаря именно накопленной лютой неприязни к окружавшим его персонажам русской действительности. Известность (и деньги) принесли выпущенные в 1863 году литографии его иллюстраций к «Ревизору» Гоголя. В тех рисунках знаменитая комедия стала поводом для всплеска обличительного творчества. Недаром через пять лет альбом был переиздан под публицистическим названием «Бюрократический катехизис». Ободренный успехом, Боклевский создал серию «типов» и для гоголевских «Мертвых душ».
Читать далее