Цитата сообщения Matrioshka
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Зал 5 (панорама)
Конец XVII и особенно начало XVIII века — эпоха крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. Петр I резко поворачивает колесо России в сторону Запада. На смену всеобщей религиозной идеологии насильственно вводится иная система ценностей и мышления. Из Германии, Голландии, Франции, Италии и других стран приглашаются архитекторы, скульпторы, живописцы.
Начиная с петровского времени в изобразительном искусстве преобладает портретный жанр в различных видах – от парадного до камерного. Еще при своей жизни Петр I всемерно содействовал появлению собственных национальных художников, архитекторов и скульпторов. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе. Среди петровских пенсионеров, отправленных в Италию, был Иван Никитин. В 1716 году вместе с братом он приехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств. Его наследие невелико. Одна из лучших его работ — "Портрет напольного гетмана". Имя изображенного тоже пока установить не удалось. Среди возможных персон называют имена украинских гетманов, польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.
Иван Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е
Никитин Иван Никитич. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны.
Иван Никитич Никитин. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726
Иван Никитич Никитин.Портрет царевны Натальи Алексеевны
Никитин И. Н. (1690–1741) «Пётр I на смертном одре»
Портрет Петра I. Никитин Иван Никитич
Иван Никитин. Портрет Анны Петровны
И.Н.Никитин - Портрет цесаревны Елизаветы Петровны
Матвеев Андрей Матвеевич.«Венера и Амур»
Матвеев Андрей Матвеевич. Автопортрет с женой Ириной Степановной
Петр I Карло Бартоломео Растрелли 1810
Зал 6 (панорама)
Процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться.
Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка художественного сознания. Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались в это время драматически. Среди них — Иван Вишняков (1699–1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Изображение Сарры Элеоноры Фермор — свидетельство несомненной талантливости и высочайшего художественного уровня его автора.
Вишняков Иван Яковлевич.Портрет Сарры Элеоноры Фермор
Есть в этом портрете несомненная близость к европейским образцам. Вместе с тем в нем еще сохраняется некая неуклюжесть, наивная чистота и свежесть отношения художника к недавно освоенным приемам писания маслом на холсте. Традиция иконописи, с ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету, также заметна в портретах Сарры Фермор и ее брата Вильгельма.
Вишняков Иван Яковлевич. Портрет Вильгельма Георга Фермора
Чуть позднее портретный жанр в России, как и во всей Европе, стал самым популярным. Камерные, небольшого формата, и огромные, парадные изображения знати той поры составляют интересную и важную часть собрания Русского музея.
При всей внешней эффектности и европейском типе полотен в портретах кисти таких мастеров, как Алексей Антропов (1716–1795) или Иван Аргунов (1727–1802), тоже еще сохраняются отголоски средневековых традиций.
Портреты кисти Ивана Аргунова (1727–1802) и Алексея Антропова (1716–1795). В центре портрет Петра III мужа Екатерины, кисти Антропова.
А. П. Антропов. Портрет Петра III
Иван Петрович Аргунов - Портрет Е. Лобановой-Ростовцевой
Иван Петрович Аргунов -Портрет И.И. Лобанова-Ростовского
Мозаичные портреты Петра I, Екатерины II и другие изготовлены на фабрике, основанной М.В.Ломоносовым в 1754 году под Петербургом.
Бюст Меньшикова
Зал 7 (панорама)
Жанр портрета нашел свое яркое выражение и в скульптурах Бартоломео Карло Растрелли, итальянца по происхождению. В 1716 он был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).
Шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году.
Зал 8 (панорама)
В конце XVIII — начале XIX столетия портретный жанр пользовался в России особой популярностью. 1770–1780-е годы — пора расцвета творчества Федора Рокотова (1730-е — 1808), одного из самых тонких и изысканных портретных живописцев той поры. В Русском музее более сорока произведений этого мастера. Дымчато-серо-розовые и голубые тона, любимые Рокотовым, замечательно гармонировали в созданных им портретах с интерьерами эпохи рококо и раннего классицизма.
Федор Рокотов. Портрет императора Павла I в детстве
Федор Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве
Федор Рокотов. Обнаженная девочка
Федор Рокотов. Портрет Графа И.Г.Орлова
Ф.С.Рокотов (1794 г.) Портрет Дурасовой-Писаревой А.М
Федор Рокотов. Портрет В.Н.Суровцевой
Дрождин Петр Семенович. Портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
Христинек, Карл Людвиг. Портрет С.А. Грейг
Чувственным отношением к жизни пронизаны некоторые произведения скульпторов этого времени (Феодосий Щедрин (1751–1825) "Венера". 1792).
Зал 9 (панорама)
Придерживаясь иерархии жанров, свойственной всем академиям, российская с середины XVIII столетия установила официальное первенство исторического жанра. По примеру европейских академий, в которых совершенствовались и русские мастера, в России создавались исторические полотна прежде всего на темы из Библии и мифологии, реже — собственно истории. Русскому музею принадлежит блистательная коллекция образцов академического искусства от его зарождения до недавней поры, 1980-х годов.
Соколов Петр Иванович. Меркурий и Аргус 1776
Антон Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762
Антон Лосенко. Андрей Первозванный
Лосенко Антон Павлович (1737-1773) Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765
Лосенко Антон Павлович. Зевс и Фетида
Лосенко Антон Павлович. Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Лосенко Антон Павлович. Фёдор Григорьевич Волков, основатель русского театра
Особенную роль в истории становления русского исторического жанра сыграла картина Антона Лосенко "Владимир и Рогнеда". Это произведение обращено к эпизоду из национальной истории (X век).
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда
Князь Владимир, крестивший Русь, утвердившись на новгородской земле, пожелал взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду. И, несмотря на ее сопротивление, хитростью и властью добился своего. Введение в картину простолюдинов — русских и польских — придает ей жизненность, национальный колорит и историчность.
Зал 10 (панорама)
Дмитрий Левицкий (1735–1822), пожалуй, самый яркий русский портретист-живописец эпохи просветительского классицизма.
Дмитрий Григорьевич Левицкий - Портрет П. Репниной.
Левицкий Дмитрий Григорьевич - Портрет Агафьи Дмитриевны, дочери художника
Дмитрий Левицкий. Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Митрофановых
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет Николая Александровича Львова
Д.Г. Левицкий. Портрет Алимовой Г.И.
Д.Г. Левицкий. Портрет Борщовой Н.С.
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Д. Ланского
Д.Г. Левицкий. Портрет графини А.С.Протасовой
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И.Нелидовой
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
Д.Г. Левицкий. Портрет Левшиной А.П.
Д.Г. Левицкий. Портрет графа А.И. Воронцова
Д.Г. Левицкий. Портрет А.А. Воронцовой в детстве
"Портрет Екатерины II — законодательницы" (1783) — пример парадного, репрезентативного изображения с символикой и аллегориями.
Портрет Екатерины II — законодательницы“ (1783), Дмитрий Левицкий (1735–1822).
Императрица изображена в храме Богини Правосудия. Екатерина II предстает перед скульптурным образом богини в виде Законодательницы. Сжигание на алтаре маковых цветов обозначает, что императрица жертвует собственным покоем для общественного счастья. Лавровый венок вместо обычной императорской короны, знаки ордена святого Владимира, книги у ее ног означают истину, отличия за труды для пользы Отечества. Море вдали, Меркурий на развевающемся флаге — знаки защищенной законом торговли.
Портрет был заказан художнику князем А. А. Безбородко для его дома на Почтамтской улице. С него делались повторения, копии и гравюры.
Скульптор Федот Шубин (1740–1805), сформировавшийся на севере, в Архангельском крае, через всю свою жизнь и творчество пронес любовь к народному искусству, особенно резьбе по кости, которой славились архангельские мастера. Во многих скульптурных портретах из мрамора сказался навык художника работать с твердым материалом, добиваясь максимального сходства с натурой. Портреты Шубина не просто точны физиогномически. Это одновременно портреты-характеры. Шубин не боялся деталей. Они не мешали в его портретах главному — характеристике персонажа. Коллекция работ Шубина в Русском музее — самая представительная в мире.
"Екатерина II — законодательница" (1789) — огромная фигура в мраморе — демонстрирует Шубина — мастера аллегорий и декоративных форм. Статуя была создана по заказу князя Григория Потемкина для Таврического дворца. Стареющая императрица представала могущественной и женственной одновременно за счет аллегорических атрибутов и мягкой, лирической характеристики образа.
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
Часть 4 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 4.