Литературные приемы, используемые в презентациях и выступлениях
|
|
Среда, 28 Апреля 2010 г. 01:18
+ в цитатник
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр.,
анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.). Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (напр., солецизм).
- АНАФОРА (греч . anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин)
- ЭПИФОРА (от греч . epiphora - повторение), стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры - рифма.
- СИМПЛОКА (от греч . symploke - сплетение), стилистическая фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце ("И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу"). Часто совпадает с параллелизмом.
- ЭЛЛИПС (от греч . elleipsis - выпадение, опущение), фигура стилистическая, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации ("Не тут-то [было]. Море не горит". - Крылов)
- АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат . amplificatio - расширение), стилистическая фигура: нагнетание в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов) ("Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал", М. Ю. Лермонтов)
- ГРАДАЦИЯ , стилистическая фигура, последовательное нагнетение или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи ("Не жалею, не зову, не плачу...", Есенин).
- АНТИТЕЗА (от греч . antithesis - противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!", Г. Державин).
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике , тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут" - А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.
- ХИАЗМ [от греч . chiasmos - крестообразное расположение в виде греческой буквы ? (хи)], вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке ("Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть")
- ОКСИМОРОН (оксюморон) (греч . oxymoron, букв. - остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов ("живой труп" - Л. Н. Толстой; "жар холодных числ" - А. А. Блок).
- КАТАХРЕЗА (от греч . katachresis - злоупотребление), необычное или ошибочное сочетание слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений ("зеленый шум", "есть глазами"). Ср. Оксиморон.
- ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе) , экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ в поэтике , тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут" - А. С. Пушкин;
- ИНВЕРСИЯ (от лат . inversio - перестановка), в лингвистике - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.
- БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) , построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов
- МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) , такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.
ТРОПЫ (от греч . tropos - поворот, оборот речи),..1) в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три типа тропов: соотношение по сходству (метафора), по контрасту (оксиморон), по смежности (метонимия). В художественных текстах тропы - различные способы словопреобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. Виды тропов:
метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет и др...
- МЕТАФОРА (от греч . metaphora - перенесение), троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").
- МЕТОНИМИЯ (греч . metonymia, букв. - переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала").
- СИНЕКДОХА (греч . synekdoche, букв. - соотнесение), вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот ("пропала моя головушка" вместо "я пропал").
- ГИПЕРБОЛА (от греч . hyperbole - преувеличение), разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота
- ЛИТОТА (от греч . litotes - простота), 1) троп: отрицание признака, не свойственного объекту, т. е. своего рода "отрицание отрицания", дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение ("небесполезный"). 2) Троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение ("мужичок с ноготок")
- ЭПИТЕТ (греч . epitheton, букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий")..
Собрал из словарей
Метки:
книга
Процитировано 4 раз
-
Запись понравилась
-
4
Процитировали
-
0
Сохранили
-