-Рубрики

  • (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Artesiana

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 14597


Таттвы.Медитации.Пути.

Четверг, 20 Августа 2015 г. 12:06 + в цитатник
Кайя-садхана
Кайя-садхана - (санскр. , kya - тело, , sdhana - средство, инструмент) - синоним хатха-йоги. Кайя-садхана является практикой, направленной на осознание тождества своего человеческого тела (вьяшти-пинда) и космического тела Шивы (самашти-пинда), а также единства Атмы, Параматмы и Дживатмы. Посредством постижения Атмана в теле йогин может постичь тождество тела и Вселенной. Кайя-садхана ведёт адепта к равному всепроникающему состоянию сознания, которое способно внутри себя выявить всё, что находится в макрокосмической Вселенной.
Согласно воззрениям натхов, человек по своей природе на уровне души и тела подобен Шиве: также как Шива, несмотря на своe проявление в мире форм как Сагуна Шива, не перестаeт быть вечным, так и душа не перестает оставаться вечной, трансцендентной, находясь в теле. В кайя-садхане просветление обретается не только на уровне ума, но и тела, т.к. все таттвы воспринимаются как проявления сознания Шивы. Именно на уровне «грубого» феноменального мира может быть в полной мере познано величие Божественного сознания. Тело и дух йогина сплавляются в одно единое состояние, которое является всем сразу и находится вне метафизических крайностей проявленного (сагуна) и непроявленного (ниргуна). Кайя-садхана ведёт к реализации внутри относительного бытия состояния дживан-мукты.Таттва
Значения термина Таттва
вечно сущее «То»;
истинный принцип, великое первоначало, элемент или первичная субстанция;
подлинная природа, суть вещей или явлений.
Термин имеет широкое применение в философии, обозначая как природу явления в целом, например, "нара-таттва" (человеческая природа) или "атма-таттва" (природа души), так и уровни (планы) бытия, структуру мира.
25 таттв
Так, метафизика философии Санкхья выделяет 25 таттв:
2 непроизводные таттвы Пуруша Пракрити
10 объектных таттв
5 махабхут - земля, вода, огонь, воздух, эфир.
5 танматр - запах, вкус, форма, прикосновение, звук.
13 инструментальных таттв
10 Внешних инструментов:
5 органов действия (кармендрии): органы речи, руки, ноги, анус, репродуктивные органы.
5 органов восприятия (джнянендрии): нос, язык, глаза, кожа, уши.
3 Внутренних инструмента:
Буддхи
Манас
Ахамкара
36 таттв
Шиваизм признает 25 таттв системы Санкхья и добавляет еще 11 таттв, которые отражают более тонкие уровни по отношению к высшей таттве Санкхьи - Пуруше:
Пять шуддха-таттв
Шива-таттва - Парамашива (Высший Шива), Чистое Сознание;
Шакти-таттва - Божественная Сила (Шакти), единая с Шивой и полная ананды;
Садашива-таттва - Иччха-шакти, осознание зарождающейся вселенной как "Я есть Это";
Ишвара-таттва - Джняна-шакти, осознание сформированной вселенной как "Это есть Я";
Шуддхавидья-таттва - Крийя-шакти, осознание вселенной как равновесия "Я" и "Это", единство в различии Шивы и созданной им вселенной.
Шесть Шуддха-Ашуддха-таттв, или покровов Истинной Реальности
Майя-таттва — покров иллюзии, неведения, скрывающий истинную природу Шивы;
КалА-таттва — ограничение всемогущества, идея невозможности что-то сделать;
Видья-таттва — идея ограниченного знания;
Рага-таттва — ограничение Воли, которое ведет к ограниченным желаниям и привязанностям;
КАла-таттва — ограничение, приводящее к понятию времени и временных последовательностей;
Нияти-таттва — ограничение в пространстве;
Затем проявляется Пуруша-таттва (принцип отдельности субъекта, Шива, подвергшийся вышеуказанным ограничениям) и все остальные 24 таттвы Санкхьи.
Лайя-йога («йога растворения») — один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда-, вайшнава-, шайва-, дакшина-, вама-, сиддханта- и каула-) с высшей — каулачарой[1], её философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь.
Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом) («растворение в Абсолюте»). Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений категории «Упадеша», передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах.Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога — это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.
Корни Учения
Первые упоминания о Лайя-йоге содержатся в Упанишадах:
« Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз — это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл Лайя-йоги».[2]
Йога-таттва-упанишада
«Учение зародилось около 3-5 тыс. до н. э. и окончательно оформилось в традицию в VIII—XI вв. Учение представляет собой глубокую изысканную традицию индуистского тантризма стиля „Сахаджаяны“ (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара -тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых Авадхута Даттатрейя, махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман Сараха, Бхагаван Шри Рамалинга Свамигал. Учение махасиддхов сосредоточено на неконцептуальном, живом опыте постижения природы „Я“, которое может быть открыто в самадхи (прямое видение Шуньяты). Сиддхов не интересуют теологические спекуляции, философия, эсхатология и т. д. Учение сиддхов — это глубоко внутренний путь трансмутации энергии и сознания, вплоть до достижения высших состояний — сахаджа-нирвикальпа-самадхи, то есть непрерывной внимательности к естественному состоянию, пребывание в созерцании на Высшую Сущность — Истинное „Я“, вплоть до саруба-самадхи — перехода в Радужное тело Света. Для авадхутов не имеет значение, каких концептуальных идей придерживается йогин, для сиддхов главное — практический подход, достигнуто самадхи или нет? Критерии успешного самадхи — остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы — путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т. д. Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Шанкары. Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду „двоякой“ принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму. К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам кауликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях — даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.»Источник: Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги (том 2)
Философия учения
Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-веданта. Понимание недвойственности, тождество «я» и Брахмана — фундамент всех высших учений йоги и тантры.
« Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?»
Даттатрея. «Авадхута-гита».
Таким образом, в основе философии Лайя-йоги лежит недвойственное видение Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи — чистом состоянии ума. Это Исконное «Я» есть «Сахаджья» — естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш. Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.
В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи — не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких — сахаджа-самадхи и саруба-самадхи.Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится «не практикой» — «не методом» — «анупайя», «не медитацией», так как любое усилие является помехой.Сахаджа-самадхи — это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству («прапати» — самоотдача), йогин растворяет «я» в Высшей Реальности Брахмана. Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры — «нираламбха». В этом самадхи он окончательно узнаёт своё «я» как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель — погружённость в Атман, средство — тоже.
Путь
Путь — это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трёх главных принципов:
прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).
Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.Узнав своё сознание — Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели — саруба-самадхи — трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания — Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело — как иллюзорное, а свою чистую энергию — как божества, звук — нада и свет — джьоти.
Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:
Путь Мудрости (Праджня-янтра);
Путь Энергии (Шакти-янтра);
Путь Сновидений (Нидра-янтра);
Путь Звука (Нада-янтра);
Путь Света (Джьоти-янтра).
Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погружённостью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
К практикам сидячей медитации относятся:
упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;
медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);
медитация на чувство «я» (ахам-вритти);
медитация на пустотное состояние ума;
медитация на Великое изречение (Махавакью);
решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен);
медитация на пространство неба;
медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т. д.;
медитация на световое пространство и другие.
К практикам созерцательной ходьбы относятся:
наблюдение за телом;
наблюдение за дыханием;
ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации);
самовспоминание;
созерцание Света;
созерцание Бесконечного пространства;
настройка на нисходящие силы Вселенной;
интеграция с пятью элементами и другие.
Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:
пробуждения Кундалини;
получения опыта нектара бессмертия;
выходов тонкого тела;
обретения непрерывного сознания в самадхи;
раскрытия четырёх блаженств и пяти пространств в теле.
Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.
Путь сновидений (Йога-нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:
осознавания себя во сне;
развития тела сновидений (Майя-дэха);
управления и трансформации сновидений;
вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.
Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.
Путь йоги Света (Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике — за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку