-Рубрики

  • (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Artesiana

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 14597


Особое Состояние сознания.Теозис.

Среда, 04 Февраля 2015 г. 14:51 + в цитатник
В христианской традиции существует несколько течений, изначальной целью которых было достижение состояния “Тело Света”. Это следующий ряд традиций: православие, катаризм, мессалианство, гностицизм
Христианство (православие)
(Греция, Византия, Русь)
Учение Христа, излагаемое апостолом Павлом и пришедшее в Россию из Византии, известное как православие, изначально состояло из двух аспектов: полный отказ от привязанности ко всему материальному и мирскому, и практики исихазма, конечной целью которой было достижение внутреннего безмолвия, позволявшего проявить через себя Свет, названный в честь горы, на которой произошло Преображение Христа Фаворским.
Исторически исихазм зародился в византийском монашестве, и в 681 г. на 6 Вселенском соборе в Константинополе он - после периода гонений - официально признан Византийской православной церковью. Наибольшую известность практика получила в 13 - 14 вв. благодаря инокам Святой горы Афон.
На Руси воплотителями этих идей стали Сергий Радонежский /ок.1321-1391гг./, митрополит Киприан /1390 -1406/, к ним присоединился основатель учения "нестяжателей" Нил Сорский /I433 - I506/ и его ученики, "заволжские старцы". И уже затем свою вторую жизнь это учение получило при Серафиме Саровском.
В 1782 г. Никодим Святогорец /1748 - I809/ издал в Венеции сборник текстов об исихастской "чистой молитве" - "Добротолюбие святых отшельников". Первое издание "Добротолюбия" в России было осуществлено в 1793 г. В 80-е годы 19 в. появилось ещё одно значительное произведение - "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Это рассказ простого орловского крестьянина о дивном опыте использования метода исихазма.
Внутреннее безмолвие, или внутренний покой, тишина на греческом языке называется “исихия”.
В широком смысле оно подразумевает особые стороны православного мировоззрения и вероучения — те, что связаны с представлением об “обожении” подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца, о чём апостол Павел писал: “Бог есть Свет и нет в нём никакой тьмы”. И о чём Христом в Нагорной проповеди был сказано: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
В основе практики исихазма лежит понимание того, что поскольку любой поступок Иисуса становится для христианина образцом, которому ему следует подражать, то и таинство Преображения на Горе Фавор тоже ложится в основу трансцендентного образца духовного совершенствования (см. Матф. 5:48; Иоанна 17:23,24).
И, таким образом, подражая Христу, святой (проводник света) оказывается достоин того, чтобы благодаря божественной благодати преобразиться уже в этой жизни; во всяком случае, именно так поняла Восточная церковь тайну горы Фавор.
Посмотрим, кем был Иисус для ранних христиан? Это был их Спаситель. В каком смысле "Спаситель", как это нужно понимать? Не только в том дело, что Христос переводится как "Спаситель". В том смысле Иисус Христос — Спаситель, что Он дал спасительное Учение. Вспомните притчу о блудном сыне, он дал людям Учение о возвращении к Отцу и воссоединении с Ним...
“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, который просвещает всякого ..., приходящего в мир” (Иоанна 1:5,9).
Согласно практике исихазма, в каждого из нас с момента нашего зачатия вкладывается искорка Божья и наша задача как людей, в том, чтобы усилить светимость этой искры настолько, чтобы этим божественным сиянием осветилось всё наше тело, озарив тем же светом всё вокруг. А сделать это можно только за счёт осознания и усиления своей связи со Светлым Духом.
Возвращение к Отцу и воссоединение с Ним, получило название обожение или теозис.
Максим исповедник писал о теозисе, что поднявшийся, восшедший к Богу достигнет цели, “...весь оставаясь в душе и в теле человеком по природе и весь в душе и теле став богом по благодати”. Теозис (обожение, преображение) потенциально доступен каждому человеку.
“Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги” ? (Иоанна 10:34)
“Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы” (Псалтирь 81:6).
И поскольку сейчас мы живём в тот период, когда наука и духовные традиции начинают быстро продвигаться друг к другу и смыкаться воедино. Когда учёные опытным путём получают точно такие же результаты, что за тысячи лет до них без помощи каких-либо технических приспособлений, уже были досконально изучены и исследованы многочисленными духовными подвижниками, постигающими все эти факты внутренне, интуитивно. То, в настоящее время и вышеприведённые слова Христа “Я сказал: вы боги”, также нашли своё научное обоснование и подтверждение.
В номере от 26.01.2001 г. “Российская газета” в рубрике “Моё второе “я”” опубликовала статью Максима Зарезина ““Умная” молитва: когда рассудок молчит, душа разговаривает”, в которой рассказывается о том, что, наконец, учёные смогли подтвердить наличие у человека потенциальной возможности раскрытия своей изначальной божественной природы и возможности непосредственного внутреннего общения с Богом, без каких-либо посредников.
В этой статье говорится о том, что доктор биологических и кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейропсихофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева Валерий Слезин помимо трёх уже известных, открыл ещё одно четвёртое состояние сознания. Вот как он сам говорит об этом: “До последнего времени наука знала три состояния – бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга. Теперь нам известно ещё одно”.
Открытие заключается в том, что в момент вхождения человека в это четвёртое состояние, кора головного мозга оказывается отключена и восприятие информации человеком происходит напрямую, минуя мыслительные процессы и анализ.
В этот момент человеческое сознание обращается к Духу и становится его проводником.
Именно такому духовному общению и учил Иисус своих учеников.
Это называется “говорить духом”, действовать и говорить по наитию, интуитивно.
“Ибо не вы будете говорить, но Дух (Сознание) Отца вашего будет говорить в вас”. (Матфея 10:20)
“Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать. Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, не противостоять все противящиеся вам”. (Луки 21:14,15)
“Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям... (Луки 12:11,12) “... не заботьтесь наперёд, что говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой”.
Довериться такому божественному потоку - значит следовать естественному ходу вещей. В христианстве это звучит в словах Христа, когда он говорит, что во всём следует Воле Единого.
“Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно”. (Иоанна 8: 28,29) “Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне ? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела”. (Иоанна 14: 10)
Об этом же говорит и апостол Павел: “Уже не я живу, но живёт во мне Христос” (Галатам 2:20).
Как же было открыта эта возможность духовного общения ?
Для этого вновь обратимся к тексту статьи: “Записав электроэнцефалограмму священников и иноков Александро-Невской лавры во время молитвы, обнаружил, что в молитвенном состоянии отсутствует электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга – она была полностью отключена при том, что человек находился, что называется, в здравом уме и твёрдой памяти. Примечательно, что, по свидетельству священников, они нередко во время службы теряют чувство времени и трёхчасовая литургия проходит для них как один миг”. А далее Слезин отмечает, что, таким образом, “молитвенное состояние также свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее нам известных. Причём во время молитвы на энцефалограмме появляется дельта-ритм биотоков мозга, какой наблюдается у новорожденного младенца. В этой связи учёный вспоминает слова Спасителя: “Будьте как дети!””.
Как нам известно, у новорожденного ребёнка ещё полностью отсутствует внутренний диалог и это является причиной того, что, ещё ничего не разделяя, ребёнок способен воспринимать весь мир Единым Целым и себя единым целым со всеми людьми.
А поскольку данная статья полностью посвящена православной практике достижения внутренней тишины – исихии, то далее автор статьи говорит о “пустоте безмыслия” (отсутствии внутреннего диалога, когда говорит уже не внешний человек, а внутренний, как называет его апостол Павел (см. 2-е Кор. 4:16-18, Ефес. 3: 3-6,16-19, Ефес. 4: 21-24, Рим. 7:22,24) или, иначе говоря, когда в человеке впервые начинает говорить его душа): “Открытие петербургских психофизиологов позволяет уже на рациональном уровне лучше понять воззрения заволжских старцев, их молитвенный метод (имеется в виду “Иисусова молитва”). Так, преподобный Нил Сорский говорил о том, что спасение состоит в том, чтобы “блюсти ум в сердце, устранив все помыслы”. А пять столетий спустя Валерий Слезин с помощью современных приборов выяснил, что при чтении молитвы появляется “сознание как бы вне мозга””.
Поэтому Макарий Египетский оставил такую запись: “Ныне после крестного знамения благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек и радуется о целом мире”.
И далее в статье говорится: “Крещение Руси в значительной степени свелось к замене языческих богов христианскими святыми во главе с единым “главным” Богом. Этот новый Бог был грозен в своей непостижимости и универсальности, но существовал “сам по себе”, а его чада – сами по себе. Исихазм рушил эту стену, и потому русские с таким вдохновением ринулись в образовавшийся пролом... Идя по их стопам, православные верующие способны обрести возможность нравственного и даже физического оздоровления. Исследования профессора В. Слезина показали: когда при молитве происходит полное исчезновение корковых ритмов, человек отходит от психотравмирующей действительности, от накопленных за прожитые годы негативных стереотипов, разрушающих иммунную систему. ...застрявшие “комплексы”, грехи. ...посредством молитвы человек способен нейтрализовать эти негативные факторы, которые уходят на второй план и могут даже “стереться””.
“Как заметил известный византолог Г. Прохоров, исихасты “нащупали какую-то скважину в глубине человеческой души”. По учению исихастов, человек возлюбив Бога, способен посредством молитвы приобщиться к божественной благодати и возвыситься до самого Бога. Многие подвижники исихазма видели славу Божию в виде ослепительного и неописуемого света, подобного тому, что апостолы увидели на горе Преображения – Фавор”.
Потому и было сказано Христом: “Я сказал вы - боги, все вы”. Каждый из нас потенциально имеет в себе возможность восстановить утерянную связь с Отцом.
И потому апостолом Павлом было сказано, что наши тела - храм Бога Живого и Дух Божий (Я Есмь Присутствие) живёт в нас.
“Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ... храм Божий свят; и этот храм - вы”. (1-е Кор. 3:16,17)
Практика начинается с простых слов. Есть два варианта Иисусовой молитвы: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя” и второй : “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. И является ответом на его слова, обращённые к людям: “Молитесь ... дабы Я скорее возвращён был к вам” (Евр. 13:18,19).
Слово “милость” означает любовь, поэтому, произнося слово “помилуй“, мы имеем в виду: наполни нас этой любовью, как ребёнок просит своего родителя о милости и ласке... При этом мы точно также вкладываем любовь и в своё сердце и в свои слова, обращённые к нему. И одновременно внутренне вслушиваемся в возникающее в нём ощущение. Не думаем о нём, не придумываем его, а просто слушаем, как если бы мы обладали внутренним слухом и зрением. Снова обращаемся к своему сердцу и вслушиваемся в него... Здесь очень важно не думать об этом, потому это и называется внутренней тишиной, что слышать мы начинаем только тогда, когда успокаиваются все наши мысли. Сердце, как совесть - говорит интуитивно и очень тихо...
Количество произнесения обращений любое, в идеале оно равно бесконечности. Исихасты повторяли обращение к Иисусу сначала "умом", причём очень подолгу, занимая этим целые дни. Ведь повторяемые вами слова очень просты и идут эти слова прямо к вашему же сердцу.
Сначала молитва проговаривалась "устами". Затем, по истечении некоторого времени и при достаточном усердии практикующего, она становится "умным /умственным/ деланием", т.е. проговаривается мысленно автоматически, независимо от контроля и собственно усилий самого человека. Всё, что остаётся это сохраняющееся внимание на ней, лишь внутреннее осознания самого её присутствия.
Всё, что вам необходимо это не думать о том, что вы говорите и как вы это делаете, а полностью сконцентрироваться на возникающем в теле и сознании состоянии глубокого внутреннего покоя. Наблюдая телом за этим состоянием, запоминая телом его, впитав его в себя, а не думая о нём. И, когда вы, по мере успокоения внутреннего диалога, станете способны видеть внутренний несотворённый свет, то каждая клетка вашего организма станет способна воспроизвести и сохранить его внутри себя. Ваше тело обретёт возможность из плотского, плотного стать хоть и всё ещё физически зримым, но уже состоящим из совершенно другой энергии, более духовной, тонкой.
Это касается обещания Христа людям, что к концу времён многие из них достигнут полной победы духа над материей, когда тело каждого совершившего переход преобразится и безмерно наполнится светом.
Но как это возможно ?
В основе этого опыта лежит принцип голограммы, когда каждая отдельная клетка организма способна отразить и содержать в себе информацию о всём теле в целом, поскольку любая клетка содержит в себе ДНК и именно в неё и записывается вся получаемая сознанием информация. И, если наше сознание (дух) становится способно внутренне воспринимать свет (Светлый Дух или световую энергию), то этот опыт сознания становится достоянием каждой клеточки тела и чем сильнее внутренний свет, тем скорее произойдёт то, что и всё тело постепенно получит возможность осветится. Вспомните Серафима Саровского во время его беседы с Мотовиловым.

Преображение преподобного Серафима Саровского.
“Тогда праведники воссияют, как Солнце, в Царстве Отца их”. (Матфея 13:43)
“И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их...”. (Откровение 22:5)

Практика удивительно проста. И, если практиковать её, как написано выше, наступит момент, когда ваше сердце откликнется на неё и окажется преисполненным любовью ко всему миру, и с этого момента вы начнёте во всём ощущать живое проявление Единого, начнёте воспринимать весь мир как Одно Целое, а вслед за этим навсегда изменится и ваше к нему отношение.
И эти перемены есть не что-то внешнее, а появляющееся в вас ваше новое осознание, которое есть ничто иное, как дух или, как говорит апостол Павел, Светлый Дух, который проницает всё и находится, как вовне, так и у вас внутри. Отсюда и высказывание, что “нет ничего тайного, что не стало бы явным” (Матфея 6:6). Отец, Духом пребывая в вас, следит за каждым вашим движением.
Подобно тому, как мать вынашивает в себе ребёнка.
Воссоединение же с Отцом - это такая преданность ребёнка Отцу, когда сознание обоих становится как одно, сливается воедино. “Я и Отец – Едино”, “Да станут и они совершенны во едино, чтобы там, где Я и они были”.
В этот период наше сердце действительно начинает чувствовать и осознавать присутствие Иисуса, присутствие Его сладкой и тёплой Любви... И даже на окружающий мир мы начинаем смотреть его глазами...
Что при этом происходит? Мы сонастраиваемся с той Силой, которая нас всех создала и, если мы, сонастраиваясь, входим с ней в резонанс, она способна начать вести нас по жизни, а мы способны начать за ней идти. Здесь даже вопрос не веры, а доверия к Ней.
И тогда вы поймёте, что означают слова: “Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой”. (Иоанна 8:28)
Интересно, что в исихазме имела место попытка совмещения практики "Иисусовой молитвы" с дыхательными упражнениями. Так, Никифор Исихаст советует одновременно со вдохом через ноздри перевести “дух” (т.е. сознание) из головы вниз, как бы по "дороге, которую избирает дыхание, чтобы достичь сердца. Когда дух будет там, то почувствует, радость, пришедшую следом... Знай, что при этом.. /ты не должен допускать/ никакого размышления, ни занятия, кроме молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя !".
Предлагалась также такая техника: на вдохе "поток" молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...” опускается в "сердце", а на выдохе "...помилуй мя !" излучается по всему телу как свет.
Или в другом варианте, первая часть молитвы опускается во внутрь тела в виде образа света, а со второй частью наружу "выдыхается" всё грубое, тёмное.
Но хотя сочетание "Иисусовой молитвы" с дыханием не обязательно, всё же какой-то один из этих трёх вариантов или все три могут явиться импульсом, ведущим к тому, что результаты практики станут проявляться значительно быстрее.
А, чтобы человеку сохранить достигнутое им состояние, которое могло тускнеть и теряться в результате ослабления духовных усилий, Симеон Новый Богослов предлагал в этих случаях практикующему исихазм подвижнику поступать так: посредством Иисусовой молитвы "...Отвлеки свою мысль от всего земного... и отыщи... то место сердца, где сосредоточены все способности души, ... тогда - о чудо! - ...увидишь, что вокруг сердца распространяется божественный свет".
Практика на этом не заканчивалась и продолжалась на ещё более тонком уровне.
Теперь, после очищения "духовного сердца", при помощи специальных приёмов постепенно очищается и высветляется весь организм: он должен стать настолько чистым, чтобы выглядеть как прозрачный для духовного видения. И "когда он /человек; в данном контексте речь идет о теле/ станет /как бы/ пустым — он наполнится светом..." .(Евангелие от Фомы, 65).
Очистивший себя, подобным образом, духовный подвижник становится способен видеть Божественное Сознание, но не телесными глазами, а зрением своего осознания, духовным зрением. Он начинает видеть духом.
“Светильник (же) тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло”. (Луки 11:34)
“Если же тело твоё светло и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием”. (Луки 11:36) В этот момент происходило то, о чём говорил выше апостол Павел - слияние с Духом Света, Светлым Духом.
Святой Дух – и несотворённая энергия: исихазм рассматривает оба эти явления как одно, полностью их отождествляя. Именно через него передаётся благодать, переживаемая как соприкосновение со светом.
Пройдёт ещё немного времени и станет ясно, что высказывание основателя православной церкви апостола Павла, обращённое к коринфянам, это не пустые слова.
“...храм Божий свят (светел); и этот храм - вы”. (1-е Кор. 3:17).
И тогда вам раскроют свой смысл слова, означающие этап начавшегося воссоединения со своей подлинной природой, тем, что Павел называет “внутренним человеком”, со своим “Высшим Я”, в котором вы и Отец снова соединяетесь воедино. Время, когда начинается ваш путь возвращения к Отцу: “Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону, как внешнюю сторону... когда вы сделаете образ вместо [другого] образа (образ человеческий смените на Я Есмь Присутствие Единого), - тогда вы войдёте в Царствие” (Евангелие от Фомы, 22). В тот день, когда ваше осознание сольётся с Осознанием Отца, произойдёт встреча там, где Он давно ожидает вас. “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас”. (Иоанна 14:20) Ученики Христа, следующие по его стопам на этом пути, говорили: “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду ... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека...” (Ефес. 2:6,10,14-18) Новый человек - это человек, воссоединившийся в своём сознании с Отцом, достигший этого. О нём говорит Христос, как о победившем, как о превзошедшем всё мирское, вознёсшемся над всем мирским.
Как мы только что говорили выше, осознание обоих, Отца и сына, становится как одно, сливается воедино.
Мы ещё встретимся на страницах этой книги с тем, насколько хорошо этот опыт удавался многим людям.
Ведь, обращаясь к людям, Иисус просил их воссоединиться, став Едино с Отцом, как он.
“...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах”. (Ефес. 1: 18,20)
“Я победил мир” (Иоанна 16:33). “Победившему (как и я) дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Откровение 3:21). “Ибо всякий рождённый от Бога, побеждает мир” (1-е Иоанна 5:4).
Разве не говорит ученик Иисуса Иоанн: “...ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, подобны Ему будем” (1-е Послание Иоанна 3:2).
Вспомните, как часто вам приходилось слышать про указанный в Евангелии знак того, что исчезла преграда, граница между внутренним и внешним, между Богом (Единым) и человеком - разорвавшийся в Храме занавес (Матфея 27:51). После чего человечеству было дано время это осознать. Путь открыт. “Станьте, как Я”.
Кто следующий ? Кто пойдёт следом ? Кто вернётся к источнику всего сущего и нырнёт в него, слившись с Ним ?
Наиболее ярко в России этот опыт был реализован Сергием Радонежским, Амвросием Оптинским, Серафимом Саровским и многими другими подвижниками, тела которых от воздействия практики духовно преображались и начинали интенсивно изливать вокруг себя этот несотворённый Свет.
Если вы внимательно читали Новый Завет, то не могли не обратить внимание на слова Христа обращённые к человеку занятому собиранием земных богатств и благ, которые станут совершенно бесполезными, когда он, покинув тело, отойдёт в мир Духа: “Советую тебе купить у Меня ... белую одежду, чтобы одеться...” (Откровение 3:18)
Какую одежду имел в виду Христос ? Как мы увидим, этой одеждой является Свет и он говорит об одежде сотканной из световой энергии !
И Новый Завет содержит неоднократные упоминания об этом, например: “Одежды же его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Марка 9: 3).
Тканные одежды от воздействия на них Духа стали столь блистающими, что ученики Иисуса не могли на него больше смотреть, но так же они, наблюдавшие это со стороны, видели теперь не только одежды Христа, но и всё его преобразившееся в Свет тело.
И, когда мы снова открываем и перечитываем Новый Завет, то видим, что именно о необходимости повторения этого опыта каждым правоверным христианином, пишут идущие вослед за Христом, ученики. О становлении Светом, о преображении человека в Свет и становлении Им !
“В усердии не ослабевайте; духом пламенейте...” (Рим. 12:11).
“Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного..” (1-е Петра 4:2)
“... тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё”. (к Филиппийцам 3:21)
“Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, потому что не хотим совлечься, но облечься [в небесное жилище]...” (2 Кор. 5:1,2).
“...чтобы смертное поглощено было жизнью“ (2 Кор. 5:4).
“На это самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 5:5; 1:22).
“Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека”. (Евангелие от Фомы, 17)
“Я и Отец – одно” (Иоанна 10:30) “... как ты Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да станут в нас одно. Я в них, и Ты во Мне, да станут совершены ... чтобы там, где Я и они были...” (Иоанна 17:21-24)
И слышавшие это ученики восприняли его слова совершенно буквально. “Мы все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа”. (2-е послание апостола Павла к Коринфянам 3:18).
Заметьте это себе: “Как в зеркале... преображаемся в тот же образ...”.
“И когда молился, вид лица Его изменился... ”. (Луки 9:29)
“И преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет”. (Матфея 17:2)
“Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
- Мы оба теперь батюшка, в Духе Божием с тобою ! Что же ты не смотришь на меня ?
Я отвечал:
- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли !
Отец Серафим сказал:
- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие ! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть....
- Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза ? Смотрите просто и не убойтесь - Господь с нами !
Я взглянул после этих слов и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите - не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающуюся сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?”
Что удивительней всего в этом переживании ? То, что его апогеем становится чудесная метаморфоза: созерцающий Свет сам становится Светом. Симеон Новый богослов об этой чаемой трансформации говорит так: “...да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню божества и возгораются от него, или каждый особо, или все вместе, если возможно и сияют посреди как боги”.
Давайте обратим внимание на слова отца Серафима обращённые к застывшему перед ним в изумлении Мотовилову: “... Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь кружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно этому ! Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: “Теплотою Духа Святого согрей мя !” Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы как в тёплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем...”
”... Господь ищет сердца преисполненные любовью к Богу и ближнему, - вот престол , на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. “Сыне, даждь Ми сердце твоё ! - говорит Он. - А всё прочее Я сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам”. (“Одеяние Духа” ж-л “Наука и Религия” 1991 г.)
“Ибо Царствие Божие не пища и питиё, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17).
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Матфея 5:3).
Нищие материально просят милостыни и возрастают в материальном, а не имущие в себе силы духа, просят Отца, чтобы Он дал им его и возрастают в богопознании или иначе в познании своего высшего “Я”, в познании своей изначальной природы: “и будете сынами Всевышнего” (Луки 6:35), “...не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?” (Иоанна 10:34), “Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы” (Псалтирь 81:6).
Потому что извечно Единое “Сверх-Я” присутствует в нас самих, “Царство Отца внутри вас” и все прилагающие усилие входят в него (Луки 16:16).
“И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (Луки 11:9-13).
В “Житии и подвигах преподобного Сергия Радонежского” среди многих чудесных событий из жизни святого есть и рассказ блаженного Симона. “Однажды, когда святой игумен совершал божественную литургию, блаженный Симон видел, как небесный огонь снизошёл на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь ходил по святому престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Тайн, божественный огонь свился „как бы некая чудная пелена" и вошёл внутрь святого потира...
Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал; но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Христовых Тайн, он отошёл от святого престола и спросил Симона: „Чего так устрашился дух твой, чадо моё?". „Я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою, отче", — отвечал тот. „Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовёт меня из этой жизни", — заповедал ему смиренный авва”.
“Иисус сказал: Тот, кто напился из уст моих, станет как я. И также я стану им, и тайное откроется ему”. (Евангелие от Фомы, 112)
О других духовных дарах, которые приобретает подвижник, практикующий исихазм, мы также узнаём из записей сделанных учеником Сергия Радонежского, иноком Епифанием. Описывая опыт проявления духовной силы, которую обретали подвижники, он пишет о том, как однажды зимой некий селянин, у которого тяжко захворал сын, на руках понёс его к преподобному, но по дороге мальчик скончался. Обессиленный крестьянин, оставив тело у дверей обители, отправился домой, чтобы приготовить всё необходимое к погребению. Когда же он вернулся за телом, то обнаружил сына в келье преподобного живым. Сергий строго запретил крестьянину рассказывать об этом, не видя в сём своей заслуги, но скрыть происшедшее от братии было невозможно. Слава св. Сергия как чудотворца многократно подкреплялась исцелениями недужных и бесноватых (невменяемых, одержимых ).
Вы помните подобные действия Христа, а также тот случай, когда он произнёс: “Не умерла дочь ваша, но спит”. “И возвратился дух её, она тотчас встала” (Луки 8:55).
У вас может возникнуть вопрос откуда же появляются у людей такие способности ? На это ответил апостол Павел: “...возрастая в познании Бога (духом), укрепляюсь всякою силою по могуществу славы Его” (Колос. 1:10).
Потому что “соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1-е Кор. 6:17,19) Подвижник в своём сознании всё больше воссоединяется с Единой Силой, Единым Духом Вселенной (Светлым Духом, представляющим собой Осознание Бога - Отца ). Чем меньше в нём остаётся от собственного человеческого “я”, тем больше в нём проявляется Я Есмь Присутствие Единого. А как мы знаем Единое Всесильно. Отсюда те возможности, которые покажутся человеку не практикующему чем-то запредельным. Для подвижника же это часть навыков, приобретённых им вследствие продолжительного опыта духовной практики, практики расширения осознания - раздвижения духовного горизонта... Потому что “чем выше летает чайка, тем дальше она видит”...
Как пишет в книге “Мой исихазм“ Юрий Линник: “Бог есть Свет... В том и тайна старчества, что тут достигается кажущееся недостижимым: живое, без всяких посредников, соработничество человека и Бога – их сотворчество во имя спасения мира. ...Это Преображение, которое переходит в теозис – обожение человека. Да, да! Человек становится Богом, исполняя первый завет Христа. Ведь он сказал со всей определённостью о нас, людях: “как ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они будут в нас Едино” (Иоанна 17:21). Или слова Христа надо понимать метафорически ? Старцы знали: во всё сказанное Спасителем заложен прямой смысл – тут нет ничего условного или приблизительного. Суть евангельского предсказания они поняли однозначно. И осуществили его: воссоединились со Святой Троицей – напитались её Светом”.
На своём опыте Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие показали, что опыт Иисуса повторим и, как вы уже прочитали выше, именно стяжание Света являлось подлинно духовной целью первых христиан - обретение Светозарного Тела преобразующего их земную плоть в Духовный Свет...
Говоря об этом преподобный Григорий Синаит, лично практиковавший исихазм, пишет: “Кто очистит свой ум слезами, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, — тот почти становится сожителем ангелов (...), ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано в начале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным образу Сына Человеческого”.
“И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе... (Марка 9:1)
“Говорю вам тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его (Колос. 1:26): не все мы умрём, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1-е Кор. 15:51,52).
Но почему? Потому что говоря о мире, люди говорят о мире духовном и мире плотском. При этом, если мы говорим, что материя является чем-то плотным, то, говоря о духе, мы говорим о том, что дух бесплотен, то есть не материален. Соответственно и тела могут быть, как плотские, плотные, материальные, так и духовные, ставшие чистым осознанием, нематериальные, преисполненные духом, светом.
Именно об этом Святой Павел писал: “Не всякая плоть одинакова, есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных... сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (небесное, богоподобной тонкости)” (1 Кор. 15:40,44).
“Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную” (Галат. 6:7,8).
Внутренне состояние всё большей телесной одухотворённости воспринимается сознанием, как всё более увеличивающееся состояние разуплотнённости тела, его прозрачности, тонкости того материала, из которого оно создано.
Для этого стоит ещё раз вернуться к словам Григория Синаита: “Кто очистит свой ум, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным (...), ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости”.
И чем более прозрачным будет восприниматься ваше тело, тем меньше вы станете уставать, потому что Единое - это Нескончаемый Источник Энергии.
И постепенно дух в вас, начнёт постигать Дух находящийся повсюду, потому что сказано: ”Дух проницает всё и глубины Божии”. А поскольку мы говорим о том, что Отец пребывает Духом в своём Творении, то, выражаясь современным языком, мы имеем полное право сказать, что в этом случае Дух является ни чем иным, как Его Космическим Сознанием, а раз так, то и наше сознание в момент единения с Мировым Духом, также становится космическим.
Вы перестанете быть одиноко сияющим светлячком, вы начнёте проникать в Океан Света Вселенной.
Постепенно вы начнёте становится Пространством, а Пространство начнёт приближаться к вам и наполнять своей Силой, Светом и Пустотой.
Как все семь цветов являются проявлением белого цвета, так и Пустота не означает превращения ни во что, стать пустым, значит перестать разделять, т.е. стать Единым Целым. “Я и Отец – Едино”.“... соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду ... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека...” (Ефес. 2:6,10,14-18)
“Да станут и они ... как Мы ... чтобы там, где Я и они были...” (Иоанна 17:21-24)
“.. не Тот же ли Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее (недвойственность) ?” – спрашивает Христос. (Луки 11:40) “... храм Божий свят; и этот храм - вы” (1-е Кор. 3:17).
Мы привыкли считать, что всё это должно быть чем-то сложным, и, в связи с этим Максим исповедник говорит: ”наше мышление ...ещё не выходит за пределы двойственности”.
В действительности, по мнению Максима Исповедника, “Бог непостижимо прост”.
“Царство Божие у вас внутри”. И всё, что нужно - войти в него.
И поэтому Царство Света подобно зеркалу: каждый шаг к нему вызывает встречное отражение.
“... посему сказано: “встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос”.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом” (Ефесянам 5:13,14,18).
Потому что “Если тело твое всё светло (преисполнено духом) и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием” (Луки 11:36).
“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матфея 5:16).
“Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники (сердца ваши) горящи и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему” (Луки 12:34-36).
И ещё об одном свойстве исихастов – способности прозревать будущее. О чём основатель православной церкви апостол Павел говорил: “...постигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто ..., пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение...” (1-е Кор. 14:1-5).
“Все ли Апостолы ? все ли пророки ? все ли учители ? все ли чудотворцы ? все ли имеют дары исцелений ? все ли говорят языками ? все ли истолкователи ? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший” (1-е Кор. 12:29-31).
О проявлении этого духовного дара Архимандрит Киприан пишет: “Добытийственные бездны мироздания и неразъединённая целость мира открывались подвижникам благочестия”.
Макарий Египетский так рассказывает о своих прозрениях: “Иногда также являлось как бы ветоносное некое одеяние, какого нет на земле в веке сём”. В такие “молниевидные ризы” на горе Фавор облёкся Иисус Христос. Но Макарий видит в них обычного человека: это ли не знак того, что тот полностью раскрыл своё богоподобие ? “
Не видел ли Макарий, то, о чём говорит в своём “Откровении” Иоанн, описывая будущее Преображение планеты и человечества:
“И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их...”(Откр. 22:5). “Тогда праведники воссияют, как Солнце, в Царстве Отца...”. (Матфея 13:43)
“И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасённые народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет” (Откр. 21:23-25).
“Ибо кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы он был первородным между многими братиями” (Рим. 8:29).
“ ... Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу ... Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями” (Евр. 2:10,11) “Я в них, и Ты во Мне, да станут совершены во едино, ... чтобы там, где Я и они были...” (Иоанна 17:23,24)
В этом и есть суть учения Христа – Восхождение – Вознесение – обретение Светозарного Тела, преображение человеческого тела в Духовный Свет.
“...ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, подобны Ему будем”. (1-е Послание Иоанна 3:2)
“Побеждающий облечётся в белые (Светозарные) одежды”. (Откр. Иоанна 3:5)
“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих”. (Откр. Иоанна 7:9)
“Бог есть Свет” и выступая на Соборе 1341 года в защиту исихазма, Палама сказал: “Бог по существу Един, но в Нём существует много энергий. К числу таких энергий относятся Благодать Божия и божественное озарение. Это озарение было в Адаме, но через преступление Адама, оно утеряно. Оно потом было явлено на Фаворе, дабы мы знали, чем мы были и чем будем”.
“И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко” (Откр. 22:10).
“... потому что тьма проходит и истинный Свет уже светит” (1-е Иоанна 2:8).
http://www.fund-intent.ru/Document/Show/4131#g11\
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку