Toshiba. За большие заслуги и в связи с 20-летием... |
Метки: История Изобретение Компьютер Toshiba |
Футуре-журнал Арт Электроникс |
ART ELECTRONICS начинает публиковать пробы нелинейной подачи текстов (точнее, пробы перевода во Flash текстов, написанных традиционно – просто текущих журнальных очерков). Это не более, чем пробы - только намеки на то, что может быть. У нас в редакции они вызвали долго длившиеся сомнения и споры. Хотя бы поэтому их, вероятно, лучше опубликовать «как есть», чем спорить дальше.
Иногда в литературе наступает усталость от текста, написанного линейно, в одном измерении, которое элементарно продиктовано «листом бумаги». Иными словами, возмущает сам факт, что текст можно писать лишь от начала к концу, мысли или описания событий могут только следовать друг за другом, даже если они противятся этому в сюжете или ассоциативном контенте, даже если их хронология безразлична. Но, оставаясь в плену у листа бумаги, текст обречен быть одномерным. Лет сорок тому назад французские структуралисты были от этого в отчаянии какое-то время.
Как бы то ни было, естественный порядок ассоциаций нелинеен (и значит, именно нелинейный текст порой совершенен). Любая мысль может вызвать массу ассоциаций, которые совсем не связаны прямым следованием. Напротив, они сплетаются или нанизываются друг на друга спонтанно и синхронно, создавая множество измерений этой мысли.
Лист бумаги искажает ее. Однако свободен электронный текст, благодаря платформам типа «Flash» (точнее, их языкам) он может иметь любое число измерений, приближаясь к естественной форме ассоциаций (или совпадая с ней в идеале, который, возможно, достижим). Эти платформы развиваются молниеносно - и требуют все более изящных применений.
В литературе прошлого века особенно много текстов, стремящихся к нелинейности, но лишенных ее. Образцы прозы потока сознания, если из них сделать ветвящиеся флэш-объекты, не потеряют ни грана аутентичности. Напротив, можно предположить, что именно «многомерная» проекция во флэш способна сделать некоторые главы «Улисса» абсолютно прозрачными. Например, «Итаку» (с ее пучками синхронных, пульсирующих, «разбегающихся» вдаль от центра монологов – в отличие от безусловно одномерной, текучей «Пенелопы»).
Одна из метафор времени у Борхеса – «сад расходящихся тропок». Иногда это вполне адекватное определение текста.
Вот пример такой статьи: Противостояние, которого нет
Метки: flash Арт Электроникс |
Хроника искусственного интеллекта (окончание) |
Крупнейший в мире спонсор исследований по ИИ и особенно по робототехнике — военное научное агентство DARPA. Современное оружие не может существовать без инструментов ИИ: нейронных технологий, нечетких экспертных систем и интеллектуальных решателей. Следовательно, львиная доля направлений ИИ закрыта от «основной массы населения», а, значит, и от нас с вами (если вы не работаете в НАСА или другой подобной организации). Но вместе с тем рынок домашних роботов и интеллектуальных устройств уже приносит немалую прибыль, а в перспективе превратится в огромный бизнес, поэтому компании занимаются исследованиями по ИИ самостоятельно, где-то дублируя DARPA и подобные ей организации, хотя вряд ли опережая их.
Сейчас установка бортовой ЭВМ не является проблемой — искусственный интеллект робота можно поместить в его «черепную коробку». Однако при создании потребительских роботов* навигация и распознавание речи остаются наиболее сложными задачами. Причем при проектировании домашних автономных устройств подчас возникает больше проблем, чем при создании военных и космических роботов. В основном они связаны с обеспечением безопасности и удобством интерфейса. Множество устройств этого типа уже вошло в обиход в развитых странах.
Проще всего оказалось сделать домашний робот-пылесос. Первый экземпляр такого устройства появился в начале 2002 года. Он был создан известной компанией Electrolux, которая выпустила на рынок первый в мире серийный робот-пылесос под названием «Трилобит» (Trilobite). Работая на аккумуляторных батареях, он самостоятельно передвигается по квартире, удаляя пыль из самых потаенных уголков. А в случае разрядки батарей электронный мозг пылесоса подает сигнал, после чего «Трилобит» сам находит зарядное устройство и пополняет запас электроэнергии. Размеры пылесоса (высота 13 см, диаметр 35) позволяют ему с легкостью забираться под шкафы, кровати и столы. «Видит» он при помощи ультразвука — так же, как летучая мышь (и как большинство технических устройств подобного рода), и без особых проблем определяет стены, ножки стульев, дверные проемы и ступеньки.
В 2004 в Японии, тоже впервые в мире, поступили в широкую продажу человекообразные роботы, которые должны были следить за домом в отсутствие хозяев. Базирующаяся в Токио молодая компания ZMP, финансируемая государственной корпорацией Japan Science and Technology Corp., объявила осенью прошлого года, что начала принимать заказы на них от крупных покупателей. В конце 2004 года роботы-гуманоиды поступили в розничную продажу по цене 500 тыс. иен (примерно $4.5 тыс.) за штуку. Разработанные компанией устройства получили имя Nuvo. Внешне они напоминают большую куклу — их рост при весе 2.5 кг составляет 39 см. Эти человекообразные роботы умеют вполне прилично ходить в специально разработанных для них мягких ботинках, а также сидеть, вставать и реагировать на человеческую речь. С помощью вмонтированной камеры Nuvo может фотографировать взятые под контроль участки квартиры или дома. Полученные снимки он через Интернет посылает хозяину на мобильный телефон. И для выполнения домашних обязанностей эти устройства достаточно интеллектуальны.
Но несмотря на все свои таланты и достоинства, Nuvo все же остается дорогостоящей игрушкой — некоей «очеловеченной» альтернативой давно уже появившимся и вовсю продающимся компьютерным собачкам AIBO фирмы Sony** (об этом «четвероногом друге» наш журнал уже неоднократно писал - здесь и здесь). Кстати, роботы-гуманоиды — например, Curio производства Sony — и раньше пользовались популярностью в Японии. Однако до сих пор они лишь сдавались в аренду, в основном для рекламных мероприятий, и в магазины не поступали***.
А, допустим, такие роботы, как IROBI, представленный в октябре 2004 корейской компанией Yujin Robotics, умеют уже не только ходить и выполнять простейшие манипуляции. Это сетевой многофункциональный семейный робот, который способен обучать, охранять дом, планировать дневные дела в режиме реального времени, умеет играть и доставлять сообщения адресату. Роботы будут составлять компанию человеку и развлекать его, становясь частью домашнего мира, такой же привычной, как телевизор или PC.
По сообщениям службы новостей BBC, уже через три года в семь раз больше роботов будут помогать людям по хозяйству, охранять их и развлекать. Они станут сообразительнее, дешевле, но необязательно будут похожи на людей.
Обладатели искусственного интеллекта уже стали настолько популярны, что на них обратила внимание Организация Объединенных Наций. «Роботы станут обычной частью домашнего окружения к 2007 году», — сообщается в докладе ООН, который датирован октябрем 2004 года. «Две трети из 607 тысяч уже существующих домашних роботов были куплены в 2003 году», — говорится в последнем Всемирном годовом отчете ООН о состоянии дел в области роботостроения. «К концу 2007 года 4.1 миллиона роботов будут делать домашнюю работу», — это уже из отчета европейской Экономической Комиссии ООН и Международной федерации роботостроения. — Из них почти 2.5 миллиона домашних роботов будут заняты исключительно в сфере развлечений, тогда как сегодня в ней задействованы 137 тысяч роботов». Меньше, чем в других странах, роботы почему-то используются пока в Великобритании, но и там дела идут в гору: капиталовложения в роботостроение выросли на 48%.
Кроме того, роботы все чаще используются для выполнения опасных или тонких работ. Они помогают проводить научные и медицинские исследования, решать проблемы защиты и экологии. В частности, они применяются при разминировании, и здесь тоже ожидается бум, как следует из доклада. Там же сказано, что, по последним данным, количество роботов в промышленности еще более выросло. Ученые изобретают новых роботов для многоцелевого использования, и те становятся все умнее и автономнее, обучаясь, то есть развивая собственные системы искусственного интеллекта >>
* Слово «робот», хотя оно прочно ассоциируется в сознании большинства с «железным андроидом», имеет и другие значения. К примеру, одним из главных компонентов распределенных информационно-поисковых систем в Интернет стали программы сканирования информационных ресурсов сети (spiders, robots и т.п.). Эти программы непрерывно просматривают в автоматическом режиме страницы Всемирной паутины и другие распределенные системы Интернет, доставляя во входные файлы программ индексирования информационных ресурсов полные тексты страниц или их компоненты: заголовки, гипертекстовые ссылки, комментарии и т.п. Оперативность работы этих «роботов» во многом определяет качество поиска. Сейчас в сети насчитывается около сотни широко используемых роботов, а об их общем количестве можно только догадываться. Каждая информационная служба World Wide Web считает хорошим тоном завести парочку роботов, создавая разного рода сервисы для своих пользователей. Наиболее полный список программ сканирования сети можно найти в каталоге WebCrawler.
** Около 692 тысяч AIBO обрели хозяев, начиная с 1999 года, когда они впервые появились на рынке.
*** Кстати, в 2001 компания ZMP уже создала робота-ребенка Pino, имя и длинный нос которого напоминают о Пиноккио. В груди Pino «бьется» микропроцессор Pentium III 733 МГц.
Метки: Робот Искусственный интеллект |
Все тот же Левинсон |
Метки: Марк Левинсон Акустические системы hi-end аудио |
Мадонна киберпанка |
Метки: Фотография Киберпанк |
Сэм Тэйлор-Вуд. Эмоциональные и физические пределы |
Метки: Видеоарт Искусство Фотография |
Альбом Vladislav Delay "Demo(n) Tracks" |
Vladislav Delay «Demo(n) Tracks»
Humme Recordings, 2004
13 trk., 55:18
Метки: Музыка Альбом Электронная музыка Эмбиент |
Диаграмма хаоса. World Press Photo - 2004 (архивное) |
Метки: Фотография Премия World Press Photo |
Звуковые террористы. История KMFDM 1984-2004 |
Метки: KMFDM Электронная музыка Берлинская электронная школа |
Интересная история корпорации SHARP |
Sharp - японская сказка, американская мечта
В восьмидесятые годы двадцатого века в СССР фирма Sharp была, безусловно, культовой. На полках комиссионных магазинов и в «Березках» гигантские двухкассетники Sharp, сверкая хромом и разноцветными индикаторами, вызывали у публики священный трепет. «Спейс» и «Бони М» звонко грохотали из затянутых полупрозрачными грилями мощных динамиков. Продавцы смотрели на публику снисходительно, как сторож при слоне смотрит на детей в зоопарке. Sharp стоил как «Жигули». Иметь Sharp означало иметь определенный статус.
Истории японских фирм похожи и одновременно фантастичны. Кажется, такое могут придумать только авторы поучительных книжек для детей младшего школьного возраста. История большинства крупных американских компаний начинается с капитала, тайна происхождения которого уважительно обходится стороной. Дореволюционных российских капиталистов вроде Елисеева и Морозова, не говоря уже о нынешних, тоже пока не ставят в пример первоклассникам.
А вот основатели гигантов японской индустрии — словно живая иллюстрация к сказкам братьев Гримм или Андерсена. Упорные, трудолюбивые, изобретательные, они начинают свое дело буквально без гроша в кармане и, усовершенствовав какую-нибудь мелочь ценой в пару йен, начинают неспешное, но упорное восхождение к вершинам бизнеса. Как та улитка, что ползет и ползет вверх по склону Фудзи.
Так и мы из 80-х «переползем» в 1912 год. В Китае прекратила свое существование династия Чинг, в Японии умер император Мейдзи, а молодой человек по имени Токудзи Хаякава, будущий глава корпорации Sharp, изобрел пряжку для ремня.
Какую пряжку? Аккуратненькую такую пряжечку для тонких ремешков, которая сама застегивается с приятным щелчком, и никаких дырочек в ремешке сверлить не надо. «Тоже мне, изобретение!» — скажут постоянные зрители канала «Дискавери». «А в Японии все так и начинается», — ответят им зрители канала «Хистори».
В возрасте девяти лет Токудзи Хаякава поступил учеником к слесарю с питанием и проживанием. Слесарь занимался изготовлением мелкой бижутерии, каких-то заколок для волос «и другими прецизионными металлопродуктами» (источник www.sharp-world.com). Десять лет Токудзи учился аккуратно обрабатывать металл, проявлял усердие, изобретательность и в девятнадцать, будучи все еще учеником, придумал свою знаменитую пряжку, которую назвал «Токубижо». Корпоративная легенда гласит, что толчком к изобретению пряжки стал некий увиденный Токудзи фильм, где главный персонаж ходил в плохо подпоясанных штанах.
Дальше начинается фантастика. Пряжка, хотя и стоила одну сотую йены по тогдашним деньгам, вызвала настоящий переполох. Японцы в то время еще поголовно носили кимоно. Даже в Токио человек, одетый в европейскую одежду, выглядел белой вороной, и на него оглядывались. Но европейская мода уже стучалась в двери, и на ничего не подозревавшего слесаря с учениками посыпались заказы.
Слесарь, надо сказать, поступил благородно — позволил Токудзи начать собственное дело и даже благословил его. Так в возрасте 19 лет Токудзи Хаякава, будущий глава корпорации Sharp, начал свой бизнес.
В кармане у него было 50 йен, что в переводе на нынешний курс соответствует примерно $1200. Причем сорок из этих пятидесяти было взято в долг. Он снял дом в центре Токио, нанял двух рабочих, и втроем они делали пряжки каждый день с четырех утра до десяти вечера. Уже через месяц расплатился с кредиторами, а через год чистая прибыль достигла 120 йен.
Предприятие переезжает из Токио в Хондзю, и ассортимент расширяется. Они изготавливают металлические части для зонтиков: спицы, кольца, стержни, причем изобретательный Токудзи опять чего-то улучшил и даже получил два патента на свои улучшения, что в возрасте 20 лет совсем неплохо.
Прибыль шла на модернизацию производства. В четырнадцатом году купили мотор мощностью в одну лошадиную силу, и бизнес закрутился быстрее.
Пятнадцатый год можно считать знаменательным в истории будущей корпорации Sharp. Токудзи Хаякава изобрел очередную гениальную вещь. «Что же может быть гениальнее самозастегивающейся пряжки?» — спросят недоверчивые зрители канала «Дискавери». Ответ опять дает История: «Только самозатачивающийся, вечно острый карандаш!»
Да, Токудзи Хаякава изобрел такой карандаш. Но обратите внимание на слова «вечно острый» (по-английски «ever sharp»), и все станет ясно. В сущности, это был обыкновенный цанговый карандаш. Нажимаете кнопочку, и тонкий острый грифель появляется из металлических зажимов. Вот именно: из металлических.
К тому времени цанговый карандаш уже придумал какой-то умник из США, но это неуклюжее, часто ломающееся изделие из целлулоида не шло ни в какое сравнение с изящным никелированным карандашиком с медной трубкой внутри. Опять же помогли навыки прецизионной обработки металла, полученные еще в детстве.
Японцы, к сожалению, не спешили раскупать чудо-карандаши Хаякавы. Они жаловались, что металлический карандаш холодно держать в руках зимой, а острый грифель рвет кимоно. Но как только Токудзи получил довольно большой заказ из Европы через одну торговую фирму в Йокогаме, местные оптовики бросились скупать карандаши, и производство едва успевало за спросом.
Карандаш выпуска 1916 года, который везде называли Sharp Pencil, выглядит на редкость современно, а ведь им вполне могли пользоваться Владимир Ильич Ульянов или Григорий Ефимович Распутин. И точить не надо было.
Токудзи Хаякава любил и умел модернизировать производство. К 1923 году, через одиннадцать лет после того, как он начал бизнес с капиталом в 50 йен и двумя сотрудниками, на производстве уже трудились двести человек, а продажи выросли до 50 тысяч йен в месяц.
Но здесь сказка заканчивается — точнее, приобретает трагический оттенок. Первого сентября 1923 года ужасное землетрясение, самое разрушительное в истории Японии, в считанные минуты буквально стерло Токио с лица земли. Деревянный по преимуществу город был полностью разрушен и сгорел дотла. Токудзи Хаякава потерял не только все, чего достиг в бизнесе. Погибла его семья — жена и двое детей.
Неизвестно, какие силы помогают людям пережить подобные несчастья. Хаякава переехал в Осаку и ровно через год с тремя сотрудниками возобновил свое металлически-карандашное предприятие. В Токио он больше не вернулся. Головной офис Sharp и по сей день находится в Осаке.
Прогуливаясь однажды в оживленном торговом районе Осаки, Токудзи Хаякава купил американский детекторный радиоприемник. На дворе стоял 1925 год. В Японии еще не было радиовещания, и приемников никто не производил и не улучшал. Не иначе, какие-то «не радиоголоса» сообщили Токудзи Хаякаве, что заняться надо именно радиоэлектроникой, хотя бывший ученик слесаря не имел к радиоделу никакого отношения. И все же Хаякава-сан с несколькими помощниками начали собирать детекторные приемники, причем испытывать их работоспособность приходилось с помощью обыкновенной морзянки — радиостанций-то не было. Сотрудники, по воспоминаниям, вопили от счастья каждый раз, когда собранный аппаратик начинал пищать переданные точки и тире.
И вот опять же — гениальное совпадение, как и в случае с понравившейся японцам европейской пряжкой. В апреле 1925 года был собран первый детекторный приемник, а через месяц с небольшим, первого июня, заработала первая японская коммерческая радиостанция. Когда кристально четкий голос диктора из студии, расположенной в роскошном универмаге Митсукоши, послышался из маленького рупорного громкоговорителя, который как цветок лотоса рос на детекторном приемнике Хаякавы, ликованию сотрудников не было предела.
Дальше вы уже знаете: массовое производство было налажено немедленно, спрос все время превышал предложение, сборщики работали по 25 часов в сутки, а в магазинах за приемниками выстраивались очереди.
Приборчик стоил три с половиной йены, но его счастливым обладателям приходилось еще платить государству одну йену в месяц за лицензию на право слушать радио. На заре радиовещания подобная практика существовала во многих странах.
Первые выпущенные Хаякавой приемники назывались просто: «Детекторный приемник», но вскоре на них появился логотип «Sharp Dyne». Производились четыре модели, в том числе одна high end, стоимостью 7.5 йен. Объем выпускаемой продукции достигал десяти тысяч единиц в месяц, и название Sharp быстро стало известно по всей Японии как синоним качественных радиоприемников.
Фирма открывала торговые представительства в разных городах страны и за рубежом. В Китай, Индию и Юго-Восточную Азию поставлялись радиодетали. В 1928 году на Sharp наладили выпуск ламповых радиоприемников и построили новые заводы. К 1936 году мы уже имеем дело с гигантским массовым производством. Запущены конвейерные линии, где сборка одного радиоприемника занимает 56 секунд! Число радиослушателей в Японии перевалило за миллион, а к 1940 достигло пяти миллионов.
Потом начинается период войн. Сначала Манчжурский инцидент, затем Япония сцепилась с Китаем, а там уж и Вторая мировая в Тихом океане. В 1941 году все предприятия Хаякавы были реквизированы командованием ВВС и приспособлены для производства военной продукции. Летописцы не уточняют, что именно производилось, но, по-видимому, основной профиль работ был такой: КВ- и УКВ-радиоприемники и передатчики для самолетов. Причем объемы доходили до 150 000 единиц в год. В 1944-ом даже построили дополнительный завод.
Послевоенная история Sharp похожа на историю всей Японии. Экономика буквально возрождалась из пепла. Сырья катастрофически не хватало, да и продавать продукцию было почти невозможно, потому что свободных денег у населения не было вовсе. Множество производителей радиоприемников разорились вскоре после войны, поскольку в Японии были введены новые стандарты для частот коммерческого вещания, но Sharp как-то устоял.
В 1951 в Японии началась эра телевидения. Фирма выпустила прототип, отвечавший требованиям патента RCA, а в 1953 наладила массовое производство модели TV3-14T. Аккуратный черно-белый телек с диагональю 14 дюймов походил на те, что будут продаваться в СССР в середине шестидесятых. Он стоил 175 тысяч йен, а жалованье, скажем, государственного чиновника начиналось от 5400 йен. В 1953 Sharp выпускал 500 таких телевизоров в месяц. Обладателям телевизоров все еще приходилось платить лицензию — 200 йен. Затем появилась модель с диагональю 17 дюймов. В последующие годы Sharp производил почти 60% от общего числа телевизоров, выпускаемых в Японии.
В 1954 национальный чемпионат по сумо уже транслировался в прямом эфире, а фирма Sharp строила один завод за другим.
К 1955 году, через десять лет после окончания испепелившей Японию войны, экономическое чудо можно было считать свершившимся фактом. Стандарты жизни приблизились к тем, что существовали в большинстве промышленно развитых стран. Телевизорами владели более ста тысяч человек, а Хаякава выпускал по пять тысяч новеньких ТВ в месяц, и они «разлетались, как горячие пирожки».
В 1956 благосостояние японской семьи покоилось на трех китах (или, может, это были три индийские священные коровы?): телевизор, холодильник и стиральная машина. Недавно организованное подразделение Sharp Electric занималось производством бытовой техники. Появились сети фирменных магазинов. Автоматизированные заводы в Осаке выпускают шикарные, блестящие хромом тостеры, кондиционеры, бесшумные вентиляторы с пластиковыми лопастями, телефоны, холодильники и стиральные машины.
Десятого сентября 1960 года в Японии проведен первый сеанс цветного телевещания, и Sharp, конечно, не стал медлить с выпуском цветных телевизоров. Первая модель CV-2101 стоила 500 тысяч йен (тогда как средний чиновник получал 10 тысяч в месяц).
Далее продукция фирмы становится все более разнообразной. Ведутся исследования и выпускаются солнечные батареи, транзисторные радиоприемники, микроволновые печи и медицинское оборудование. (В одном ряду с этими электронными чудесами историки фирмы обращают особое внимание на рыночный успех каких-то керосиновых обогревателей с самовыключением пламени. В Японии это, оказывается, был хит №1 от Sharp). Особое внимание уделяется микроэлектронике. В офисах Sharp появляются первые громоздкие компьютеры. Торговое представительство Sharp Electronics Corporation открывается в Нью-Йорке.
В интересах живости повествования пропустим описание гениальных светящихся буйков на солнечных батареях, электронных скальпелей и ультразвуковых систем очистки. Всем этим фирма занималась весьма успешно. Но в конце 60-х в Японии началась «война микрокалькуляторов». Тут Sharp поначалу несколько замешкался, увлекшись большими компьютерами, но вскоре наверстал упущенное и успешно конкурировал с тридцатью тремя другими производителями, которые предлагали 210 различных моделей.
К концу 60-х японский рынок, по сути, насытился. В экономике начались опасные тенденции «отрицательного роста». До выбрасывания телевизоров в море дело не дошло, поскольку к началу семидесятых была разработана новая маркетинговая концепция продаж (так называемая «70 Strategy»).
В семидесятых представительства фирмы открываются во многих промышленно развитых странах Европы. Один за другим появляются новые заводы в разных городах Японии. Постоянно проводятся какие-то кампании для укрепления морального духа сотрудников (например, MIC — Moral Image Campaign) и консолидации корпоративного имиджа. Придумываются новые девизы типа Sincerity and Creativity (Искренность и Творчество), которые должны обеспечить корпоративную неповторимость (corporate identity), и все в таком роде. Словом, современный бизнес-шаманизм, только в японском варианте и на тридцать лет раньше.
В 1969 году Sharp подписывает соглашение о сотрудничестве с американской фирмой Rockwell Corporation, которая вела все работы по осуществлению программы полета Аполлона 11 к Луне. Sharp в рамках этой программы налаживает массовый выпуск сверхъемких интегральных микросхем. Теперь в кусочке кремния площадью три квадратных миллиметра умещаются 1875 элементов: транзисторов, резисторов и диодов. Эти микросхемы созданы для космических кораблей, но всего через несколько месяцев Sharp выпускает новейший микрокалькулятор, собранный на четырех таких чипах. Этот продукт вызывает сенсацию.
Одновременно Sharp начинает исследования в области дисплеев на жидких кристаллах (LCD). По сравнению с использовавшимися в то время дисплеями на светодиодах (LED) новая технология была очень выигрышной. Однако найти ее коммерческое воплощение было невероятно трудно. На разработку процесса производства ушло почти три года. Но калькулятор, выпущенный в 1973 году, был в 12 раз тоньше первой модели, в 25 раз легче, отельных деталей в нем было в 250 раз меньше, и стоил он в 20 раз дешевле. А электрической энергии тратил в 9000 раз меньше и мог работать 100 часов от одной батарейки АА. Так фирма открыла эру дисплеев на жидких кристаллах. Они и по сей день остаются одной из ключевых технологий, предлагаемых корпорацией Sharp в различных вариантах.
Летопись Sharp продолжается. На одной странице празднуют выпуск миллионного калькулятора, на другой — десятимиллионного. Поколение бэби-бумеров требовало не только новых технологий, но и нового дизайна. Sharp выпускает все более стильные холодильники (три дверцы и специальное отделение для овощей!), пылесосы, калькуляторы (уже совсем без кнопок, сенсорные), компактные 16-дюймовые цветные телевизоры.
К концу семидесятых появились первые плоские телевизоры с ЖК-экранами и видеомагнитофоны с фронтальной загрузкой кассеты, видеопроекторы, телевизоры с функцией «картинка в картинке», говорящие калькуляторы, скоростные факс-машины и разные хитрые органайзеры с микрокомпьютерами.
Новая эра с трудом поддается описанию, поскольку личности вроде Токудзи Хаякава в ней отсутствуют. Остаются только гигантские корпорации и бесконечные списки производимых товаров. Поэтому пока остановимся на восьмидесятых.
P.S. Токудзи Хаякава скончался 24 июня 1980 года, а Sharp Corporation, по-видимому, бессмертна >>
Метки: История Электроника Изобретение Sharp |
"Хрустальное облако" Лиона |
* Бидермайер - стиль в немецком и австрийском искусстве около 1815-48. Архитектура и декоративное искусство бидермайера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта, что нравилось бюргерам. Для живописи характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей. Сейчас бидермайер считается понятием, близким к современному "китчу".
Метки: Архитектура Строительство Дизайн Инновации |
Майкл Муркок. Завтрак на руинах. Глава 11. Экскурсия по Шанхаю: 1932: Вопросы дипломатии |
Метки: Майкл Муркок Завтрак на руинах |
Беспроводной опыт |
Метки: Современное искусство Выставка |
Михаил Трофименков о "Господине Аркадине" Орсона Уэллса |
Метки: Кино Орсон Уэллс |
Марат Гельман: радикальное искусство сегодня неуместно |
Метки: Интервью Искусство Марат Гельман |
Мистическое искусство: фотография Людмилы Таболиной |
Герои фотографа-пикториалиста Людмилы Таболиной — квартиры и зеркала, куклы и скульптуры. Она любит петербургские и деревенские пейзажи. К своим темам относится внимательно: «сфотографировал и забыл» — это не про нее. Людмила Таболина возвращается в любимые места по многу раз, чтобы обнаружить еще не замеченные ракурсы.
Метки: Фотография Интервью |
Kraftwerk live |
Константин Ильин
Ранние годы: 1970–1973
Ральф Хюттер (родился в 1946 году в Крефельде) и Флориан Шнайдер-Эслебен (родился в 1947 году в Дюссельдорфе) познакомились в 1968 году в Дюссельдорфской консерватории. Ральф занимался в классе электрооргана, Флориан — флейты.
В 1970 году новый дуэт приступил к записи своей первой психоделической пластинки «Tone Float». Ральф занял привычное место за электроорганом, Флориан играл на скрипке и флейте, но этого им было мало. И они привлекли к записи барабанщика Фреда Моникса (Fred Monics), бас-гитариста Батча Хауфа (Butch Hauf) и вокалиста Бэзила Хамуди (Basil Hammoudi). Проект получил название Organisation.
Альбом «Tone Float» держался на ритм-секции и различных перкуссионных эффектах. В ритмическую основу вплеталось звучание гитары, флейты, скрипки и органа. Иногда здесь ощущалось влияние психоделической рок-музыки 60-х годов или чувствовался восточный колорит. В составе Organisation мы в последний раз видим экспрессивных и импровизирующих Флориана и Ральфа, открыто выражающих свои чувства в музыке.
«У нас не было никакой стратегии. Мы просто стали делать индустриальную музыку, используя все, чему научились, — говорит Ральф. — Ни тогда, ни сейчас мы не задумывались о каком-то там будущем».
Через полгода группа Organisation была распущена. Пятерым длинноволосым хиппи было слишком трудно уживаться в одном коллективе.
После исчезновения Organisation Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер выбрали себе имя Kraftwerk. По поводу названия группы есть легенда. Когда Ральф и Флориан были в Восточной Германии, то им бросился в глаза анонс футбольного матча с участием «Динамо», Дрезден. Слова Dynamo (огромная мертвая машина) и Dresden (город с многовековой историей) никак не связывались в их сознании. Под впечатлением от словосочетания Dynamo Dresden было придумано название Kraftwerk — менее ужасающее, но не менее технократичное, в духе футуристических лозунгов Маринетти.
На запись дебютного альбома Kraftwerk в июле-августе 1970 года были приглашены перкуссионисты Клаус Дингер (Klaus Dinger) и Томас Хоман (Thomas Homann). Специально для записи первого альбома Kraftwerk Ральф и Флориан создали в Дюссельдорфе собственную студию. Сопродюсером и звукоинженером пригласили Конни Планка (Connie Plank). В тот момент Планк всерьез поверил в будущее музыки Kraftwerk и в полной мере воспринял их футуристический стиль. Через несколько лет, после сотрудничества с Ultravox и Eurythmics, Конни станет звукорежиссером с мировым именем.
Дебютный релиз Kraftwerk вышел в оформлении Ральфа Хюттера. Музыкант изобразил на лицевой стороне конверта пластинки обычный пластиковый дорожный отбойник.
«Первый блин» Kraftwerk не вышел комом. Появление «спартанской музыки» (таким эпитетом наградила немецкая пресса LP «Kraftwerk») было успешным и вызвало коммерческий интерес. На первой волне славы Kraftwerk дали несколько концертов в Западной Германии. Концертная программа выдерживалась строго в последовательности альбомного плей-листа, а после, когда группу покинул Томас Хоман, и вовсе сократилась до минимума.
На место Хомана был приглашен Клаус Дингер (Klaus Dinger). Еще двумя участниками Kraftwerk в 1971 году стали бас-гитарист Эберхардт Кранеман (Eberhardt Krahnemann) и гитарист Михаэль Ротер (Michael Rother), позже сделавший сольную карьеру.
Но вскоре Кранеман покинул Kraftwerk и, более того, за ним ушел один из основателей — Ральф Хюттер!
Дела не шли, сказывалось психологическое напряжение. Группа была на грани распада, и, если бы он произошел, то мы, вероятней всего, никогда бы не услышали о феномене Kraftwerk. В начале 70-х годов в Западной Германии появлялось множество коллективов, они выпускали один альбом и разваливались. Kraftwerk были близки к тому, чтобы остаться блеклой вспышкой на немецкой авангардной сцене 70-х. Шесть месяцев Шнайдер, Ротер и Дингер сочиняли мелодии. В студии Конни Планка трио записало 35-минутную сессию, которая так и не увидела свет. Позже отрывки этой сессии, только в еще более скучном варианте, Ротер и Дингер использовали в собственном музыкальном проекте Neu!.
Ральф и Флориан воссоединились во второй половине 1971 года. Кризисный этап миновал. Альбом «Kraftwerk 2» был записан за семь дней, с 26 сентября по 1 октября 1971 года.
В 1972 году британские музыкальные менеджеры «созрели» для переиздания двух дебютных альбомов Kraftwerk в Великобритании. Релиз вышел в новом оформлении, в виде двойной пластинки на лейбле Vertigo — одном из подразделений компании Philips. Первые два альбома Kraftwerk были также переизданы в Германии в 1975 году, когда популярность дюссельдорфского проекта достигла своего пика. Альбомы вышли далеко за границы традиционной рок- и поп-музыки. Часто сменявшие друг друга музыканты привносили в звучание коллектива свои интонации.
Завершает ранний этап биографии Kraftwerk странный релиз 1973 года, записанный дуэтом Хюттер — Шнайдер. Музыканты назвали пластинку собственными именами: «Ralf and Florian». Этот альбом во многом определил дальнейшее развитие проекта. В нем появились повторяющиеся синтезаторные арпеджио и звучание вокодера, позволяющего искажать голос с помощью клавиатуры синтезатора >>
Продолжение следует...
Метки: kraftwerk Берлинская электронная школа Электронная музыка |
Техника безопасности |
Юрий Королев
президент ICS Group
Человечество строит информационное общество и в нем же живет — как в недостроенном доме. По ходу дела накапливая опыт, что-то меняя, делая ошибки и пытаясь предвидеть последствия следующих шагов. Информация — это продукт, созданный и потребляемый человечеством, это искусственная среда обитания. В ней — опасность, и в ней же — защита от опасности.
В большинстве стран после 11 сентября были увеличены расходы на содержание спецслужб. Терроризм был признан угрозой глобального масштаба. Ее можно игнорировать, можно попытаться сесть за стол переговоров — непонятно только, с кем. События в Беслане еще раз подтвердили известную истину: человеческий фактор — самое слабое звено во всех процессах управления, не исключая управление чрезвычайными ситуациями. Конечно, даже постфактум очень сложно понять, что именно надо было предпринимать. В этой долгой истории замешаны политика, криминал, коррупция. Однако при наличии определенного набора технических средств — системы управления малым городом — события такого рода, думаю, можно было бы предотвратить, хотя бы отчасти. Преграды должны быть выставлены на всех этапах развития угрозы, от ее появления до реализации. И если пока не удается пресечь «посев» терроризма на благоприятном для него политическом субстрате, это не означает полной бесперспективности попыток уничтожения «урожая».
Система «Большого Брата»
Такие системы есть во многих цивилизованных странах. Каждая из них имеет свою специфику, историю, законодательный базис. Британский «Большой Брат», а именно, система тотального видеонаблюдения на дорогах под названием City Watch, введена достаточно давно и является частью «надсистемы» City Management. На улицах, площадях и автострадах страны установлено более 40 миллионов видеокамер. Цель — автоматическая фиксация событий с идентификацией автомобильных номеров. Главным инициатором «тотальной слежки» за британскими водителями выступили… страховые компании. Там, в отличие от России с нашим ОСАГО, жизнь человека стоит намного дороже. Вместе с оснащением перекрестков и дорог средствами мониторинга автомобильного потока были значительно ужесточены меры наказания за нарушения правил уличного движения, а информация от автоматических систем была легализована в качестве законного свидетельства нарушения правил. Поняв, что от дорожной полиции скрыться не удастся, водители почли за благо перейти к дисциплинированной езде с соблюдением правил. В результате количество ДТП снизилось на 75%! Что дало, кроме всего прочего, еще и серьезный экономический эффект.
На последней олимпиаде в Афинах была развернута, возможно, самая мощная на сегодня система безопасности, стоимость которой оценивается примерно в 300 миллионов долларов. Это огромное количество датчиков, микрофонов, видеокамер, которые фиксировали все, что творилось вокруг. Ясно, что такая система не могла работать в полностью автоматическом режиме, действовал также громадный человеческий ресурс. Но в списке ее технических возможностей значилась идентификация уличными микрофонами взрывов с надежным отсеиванием похожих событий: хлопков проколотых шин и пр.
Однако у нас — не Афины. В России отсутствует информационная система, способная оказать реальное противодействие терроризму. Какая там борьба, если до сих пор нет даже единой базы утерянных паспортов! Государство практически ничего не видит и не слышит. Если что-то происходит, начинается расследование, которое в лучшем случае ведется с помощью агентуры. В Москве сейчас реализуется большое число локальных систем безопасности: в частности, в метрополитене, и порой на улицах, ставятся видеокамеры. Есть и средства автоматической идентификации номеров, можно искать угнанные машины. Но масштабный эффект от всего этого станет возможен, только когда будет создана централизованная база данных, система управления городом. Да, есть отечественные разработки, предполагающие возможность охвата целого муниципального образования и даже города. Хорошо, что они делаются на основе IP-протокола, с использованием сетевых технологий. Но даже глобальная система охраны города проблемы не решит, если отсутствуют системы диспетчеризации и управления. Многоуровневая информационная система не может быть создана, если отдельные ее компоненты отсутствуют или разрознены. И вряд ли она будет осмысленной, если ее компоненты проектируются и строятся порознь, а не интегрально. Между тем, именно так все у нас и происходит. Информационная разрозненность одновременно является и причиной, и следствием межведомственной разрозненности.
Чрезвычайная история
Что делает интеллектуальные системы наблюдения столь популярными? Любые ситуации, в том числе чрезвычайные, всегда имеют свою историю. И техника может помочь восстановить эту цепочку событий. В отсутствие техники источником информации становятся очевидцы, а людям свойственно ошибаться. Можно вспомнить тот же Беслан и разноречивые данные о числе заложников — были они ошибочны или искажены намеренно, но суть в том, что достоверная информация отсутствовала как таковая. Что доказывает: наша правоохранительная система не работает. И не только она, буксует все! Здесь не поможет техническая поддержка. Что даст оборудование отдельно взятого поста ДПС интеллектуальной системой, ведущей контроль потока? Получится еще одна автоматическая «кормушка». Скорее всего, наблюдение за въезжающим и выезжающим транспортом с мониторингом скоростей и идентификацией номеров не даст полезных сведений, если не установлено еще и наблюдение за самими наблюдающими, отсутствует контроль их действий. Половинчатые решения, «недоинтеграция», блокирующая сведения на локальном уровне, лишь стимулирует произвол.
Что такое превентивное управление?
Чтобы сегодня перейти к процессу превентивного управления, нужна информация. Если фиксировать цепочки событий, предшествовавших различным чрезвычайным ситуациям, то есть накапливать соответствующие знания, то при появлении в других местах схожих «симптомов» можно вести превентивное управление ситуацией. К сожалению, мы не можем предвидеть события, которые еще не имели прецедентов — ведь у нас нет соответствующего опыта. И если информация не накапливается, то нечего и анализировать. Единственный способ накопления информации — внедрение интеллектуальных технологий мониторинга в домах, на улицах, в публичных местах. С помощью разобщенных, неинтегрированных систем строить цепочки событий нельзя.
Алгоритмы интеграционного процесса, в принципе, одинаковы для систем безопасности, энергоэффективности или каких-то других. Данный процесс, прежде всего, строится на аудите. Если нет цифр — показаний приборов автоматизированной системы, истории, кривых — что-либо сделать окажется крайне сложно. В противном случае результат достигается легко и просто. Это и есть то самое рациональное (превентивное) управление. Безопасность, как и энергосбережение — это вовсе не пуско-наладка той или иной аппаратуры. Нет! Решив заняться энергоэффективностью, мы вступаем на путь постоянной оптимизации всех процессов, происходящих в нашем здании. Нам придется раз за разом применять некие алгоритмы оптимизации, а затем оценивать полученный эффект. Для этого понадобится вычислительная платформа и «черный ящик», из которого можно будет извлекать цепочки событий.
Конечно, оборона всегда отстает от нападения. Но, выстроив эффективную линию обороны, можно затруднить атаку и даже сделать ее невозможной. Если хотите, невыгодной. Приведу пример: тему насильственных слияний и поглощений придумал один американец. Правительство США отреагировало очень быстро, введя 80% налог на эту разновидность бизнеса. Вот это и есть превентивное планирование.
Об информационных каналах
С «мозгами» информационной системы все более или менее ясно. С «глазами» и «ушами» — тоже. Датчиков, видеокамер и микрофонов должно быть много. А вот как быть с «нервами», по которым сигналы от органов чувств должны поступать в мозговой центр?
Недавно состоявшаяся конференция операторов сотовой связи показала, что данный рынок близок к насыщению. Сейчас количество абонентов сотовой связи составляет 57 миллионов человек, и это число увеличивается. Но количество «абоненто-часов» при этом остается практически прежним. Если раньше на каждого абонента в среднем приходилось двадцать минут в день, то теперь — пять. Поэтому отрасли сегодня нужен новый контент, способный восстановить ее реальный рост. Мы предложили включить в сети GSM и GPRS роботов-машин. Чтобы выдержать при этом ряд требований к онлайн-услугам (в числе которых, естественно, безопасность), операторы связи должны произвести измерение собственных сетей, их настройку. Когда вы заказываете мелодию для своего мобильника, задержка в пару минут неважна. А вот в системе безопасности все тревожные сообщения должны передаваться в течение трех секунд. Плюс возникают вопросы по синхронизации и пр. Однако я уверен, что большинство операторов мобильной связи с удовольствием бы пошли на эти шаги, чтобы получить в качестве новых клиентов машины, которые куда-то смотрят, что-то слышат и чем-то управляют. Вероятно, сотовая связь не решит всех проблем, но попытаться с помощью сетей GSM создать универсальную услугу все же стоит, несмотря на мнение, что там, где производятся онлайн-операции, нужна проводная сеть. Проводные сети могут обслуживать городские пространства, а движущиеся объекты перейдут в сферу беспроводного сервиса.
Сейчас во всем мире усиленно разрабатывается идеология «3G» — вам гарантируется доступ, определенная пропускная способность и трафик, где бы вы в данный момент ни находились. И неважно, какие при этом используются средства связи: проводные или сотовые, наземные или спутниковые, стационарные или мобильные. Связистам стоит подумать о глобальной конвергенции всех видов связи с возможностью оперативного взаимного дополнения и замещения. На этой основе можно разработать качественную универсальную услугу, включающую и телевидение, и каналы передачи данных. Когда будет создана эта IP-сеть, станут широко востребованы и технологии интеллектуального здания, и интеллектуальные средства безопасности. Кстати, мы бы с удовольствием предложили в качестве альтернативы Интернет, но известно, что Интернет-пользователей сейчас в несколько раз меньше, чем абонентов сотовой связи.
Бесспорно, нельзя сбрасывать со счетов Wi-Fi и Bluetooth. Они позволят скорее совершить скачок в строительстве глобальных информационных сетей. В близком будущем каждый автомобиль будет оборудован персональным GPS-приемником. Но, вообще говоря, строительство сетей — вопрос освоения не только технологий, но и территорий. Если идет строительство, и так или иначе приходится тянуть кабель, почему бы в ту же самую канаву не «бросить» еще и оптоволокно? Просто об этом забывают. Газ — это да, как и электричество. Хотя это значительно более сложные и дорогие инженерные системы, чем оптоволоконная линия.
Самое правильное на сегодня решение: максимально быстро включить мониторинг объектов с помощью любых подходящих для этого сетей и технологий, а затем постепенно переводить отдельные участки сети на кабель или оптоволокно.
Безопасность как один из компонентов комфорта требует подключенности. Как, впрочем, и другие компоненты. Всем нужен качественный и надежный ресурс, который позволит получать полноценные виды сервиса. Качать файлы MP3 — все-таки мальчишество. Нужна настоящая музыка, видео высокой четкости, различные онлайн-услуги. И, конечно, сама безопасность.
«Большой Брат» и демократия
По мере увеличения числа угроз человечеству набирает силу изнурительный спор между поборниками идей коллективной безопасности и защитниками демократических свобод. «Большого Брата» обвиняют в насаждении тоталитаризма, попрании священного права неприкосновенности личности.
Может ли Интернет служить орудием «электронных атак» и средством слежения? В принципе, да. Может ли сотовая связь стать средством тотальной слежки за населением? Запросто! Опасность того, что любое благо обернется во зло, есть всегда — все зависит от того, в чьи руки оно попадет, и как им захотят воспользоваться. Если страной правит хунта, технические средства (регулярная армия, спецслужбы) могут быть использованы против общества. Любым, самым безобидным предметом (скажем, кастрюлей) можно при желании искалечить. И что, прикажете избавиться от кастрюль, электричества, телефонов, компьютеров, автомобилей?
Жизнь в информационном обществе предполагает подключенность. При этом никто никого насильно подключать не собирается: покупая сотовый телефон, вы выбираете подключенность к внешнему миру. Можете этого не делать, не пользоваться Интернетом, даже не писать писем. Тем самым вы обезопасите себя от возможного подслушивания и слежки. Но заплатите за это лишением абсолютно конкретных благ. Тогда уж лучше поселиться на необитаемом острове.
Входя в информационное пространство, мы отдаем себе отчет в том, что «подключаемся». И при этом демократические принципы несколько видоизменяются. Если ты купил себе средство коммуникации, которое имеет адрес и может быть использовано, в том числе, и против тебя — значит, ты сделал осознанный выбор. Не хочешь быть подключенным — не будь им.
Созданная нами искусственная среда обитания так или иначе переходит в глобальное информационное пространство. Если до недавнего времени связь была услугой, то сейчас она стала частью нашей среды обитания, самой средой. А любая среда всегда содержит в себе и полезные, и вредные компоненты.
Автоматическая идентификация в толпе людей, которые ведут себя агрессивно, значительно облегчает работу спецслужб. Это значит, что для достижения высокого уровня коллективной безопасности потребуется меньше необразованных милиционеров, которые будут заглядывать в паспорта и лица. Однажды, находясь не в лучшем настроении, вы можете что-нибудь такое буркнуть стражу закона, а ему по чистой случайности сильно не понравится ваша физиономия. И вы окажетесь пораженным в своих демократических правах в гораздо большей степени, чем если на вас глазеет видеокамера. В отличие от людей, у машин нет эмоций!
Основной принцип демократии — это, прежде всего, уважение прав других членов общества в обмен на признание ими твоих прав. Элементарная, по сути, сделка — обмен лояльностью.
Государство регламентирует поведение своих граждан законами, а закон — это всегда ограничение свобод. Так давайте посмотрим: ограничение свобод в определенной степени — это благо или зло? Если принять второе, то следует признать абсурдность таких выражений, как «демократическое государство» и «демократические законы».
Впрочем, по этому поводу можно спорить бесконечно. Можно даже вынести тему спора на референдум. В самом деле, давайте представим себе электронный референдум: 57 миллионов владельцев мобильных телефонов дадут ответ («да», «нет», «воздержался») на ряд корректно формализованных вопросов. Такое мероприятие с подсчетом голосов и выводом результата на графики (а при желании и с дифференциацией участников) займет от силы несколько часов. Если государству интересно мнение людей, оно может проводить такие референдумы хоть по несколько раз на дню. Тогда-то граждане и начнут реально участвовать в управлении государством. Вот вам, кстати, новая модель демократии информационного общества. Современная ее трактовка, причем не только «духа», но и «буквы»: ведь «демократия» означает власть народа!
Позиция технократа по поводу всего вышесказанного оптимистична: хотим мы или не хотим, но строим информационное общество, а, значит, должны в него вписываться. Так что на сегодня наш вердикт: «Иметь»! — строить электронные системы на благо общества. Однако известно, что благими намерениями выстлана дорога в ад. И это тоже необходимо помнить. А критерием оценки того, кто прав, а кто нет, является показатель устойчивого развития. Хорошо известный треугольник, внутри которого находится точка пересечения трех векторов: экономического, социального и экологического.
А ярые «поклонники» демократии почему-то (какие у них цели?) стремятся замедлить прогресс. И технический — создание совершенной информационной среды, и гуманитарный — повышение уровня защищенности людей.
Да и демократия, в конечном счете, не цель, а средство. Не общество ради демократии, а демократия — ради общества. И нечего носиться с ней, как с писаной торбой!
Так все-таки что выбрать?
Самое важное — сохранить право выбора. Но не во всем. Родину, родителей и эпоху не выбирают. Так и в наше время очень трудно выбрать «неподключенность». Просто нет смысла. Но можно выбирать отдельные ее фрагменты. Например, не смотреть репортажи с мест трагических событий, тех же терактов. Многих это травмирует.
Между тем, в той или иной форме мы все давно подключены. К радио, к телевидению. В нас нещадно «закачивают» что ни попадя, от политики до рекламы. Ничего, пока держимся. Реклама — это, кстати, тоже тот еще вирус глобального масштаба, виртуальный терроризм, пожирающий наше время и деньги. В США недавно произошло весьма знаменательное событие. Доходы от платного телевидения впервые за всю историю превысили доходы от телерекламы! Значит, люди в конце концов предпочли свободу выбора информации.
Есть такой стандартный (и при этом правильный) вопрос: вы что, хотите жить в атмосфере тотальной слежки? Ваш «Большой Брат» будет пострашнее любого КГБ — просто потому, что он будет гораздо эффективнее. Но на этот вопрос ответ у меня давно готов.
Либеральность и прозрачность — два взаимосвязанных явления. Если движение в сторону прозрачности имеет позитивные экономические, социальные и экологические последствия, то в политической сфере это приведет именно к либерализации. Нет между этими процессами непримиримых противоречий! Людям должно быть выгодно играть в открытые игры, и задача государства — локализовать игроков в закрытые игры и защищать от них тех, кто играет в открытую.
Один известный юрист сказал: если 93% населения делает нечто, то это нечто нужно принять как правомерное действие, изменив соответствующим образом действующий закон.
Сейчас общество из состояния потребления ресурсов переходит в состояние безопасности, достраивая еще один уровень известной «пирамиды Маслоу». Предыдущие уровни — еда, секс, развлечения и т.д. Насытившись всем этим, человек начинает претендовать на дополнительный уровень комфорта — он хочет жить в безопасности. Вокруг этого великого перехода и должна выстраиваться логика «подключенных» домов, систем коллективной безопасности и единого информационного поля >>
Метки: Безопасность Государство Информационные технологии |
John Sellekaers на экспериментальной сцене Европы |
Метки: музыка электронная музыка |
Дневник Artelectronics |
|