Цитата сообщения Cayetana_de_Alba
Краков. Мариацкий костел.
Главная святыня средневекового Кракова – величественный Мариацкий костел, расположенный возле Рыночной площади. От него в шахматном порядке расходятся городские улицы, так что заблудиться в старой части Кракова практически невозможно.
Рыночная площадь и Мариацкий костел
Первый костёл, построенный на этом месте был деревянным, и когда он отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый, романский, по размерам близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен татаро-монгольским набегом в 1241г. Позднее фундамент того романского костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового – уже готического. Возводился он в течении практически всего XIV века. Именно поэтому сегодняшний Мариацкий костел стоит под углом к Рыночной площади – ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана. Его невозможно спутать ни с одним храмом мира. Даже туристы, далекие от знания архитектурных терминов и не прельщающиеся посещениями храмов и костелов – не смогут, однажды увидев, не запомнить Мариацкий костел. Его отличительной чертой являются две разновеликие башни.
Вид с ул. Флорианьской
Высокая башня Мариацкого костела в высоту имеет 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая "корона" добавлена в 1664-м. Наконец, в XVIII веке интерьер был перестроен в стиле барокко - и у костёла появился притвор.
Высокая башня
Почему у костела две разные башни?
Я лично знаю две легенды о строительстве костела.
Одна из них – страшная. Согласно легенде, сооружение костела было поручено двум братьям – умелым каменщикам. Старший брат быстро справился с постройкой первой башни со шпилем. Довольный своей работой, он уехал в другой город, на строительство следующего храма. Когда он вернулся, то увидел, что брат еще не закончил свою башню, но она была явно крепче, массивнее первой, то есть могла стать более высокой. Старшего брата обуяла зависть и злоба. И он убил брата-соперника. Но, придя в себя, после вспышки гнева, он устыдился содеянного и в отчаянии бросился с недостроенной башни вниз на камни площади.
Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили навсегда вычеркнуть из городских анналов имена братьев-гордецов, которые запятнали святое дело возведения Божьего храма грехом гордыни. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей. Правда это или нет, но в Сукенницах до сих пор хранится нож, которым брат убил брата, да и налицо главное доказательство – две разновеликие башни. Наверняка, такая убийственная ассиметрия во времена, когда ценилась гармония и правильность линий, была отнюдь не рядовым событием.
Башни
Второй вариант легенды повеселее, и так сказать, "для взрослых". Предание гласит, что возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом, мягко говоря, далеко не в лучших отношениях. Ну, такие вот польские Монтекки и Капулетти! Строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак. Отец семейства, в котором был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Однако отец другой семьи, в которой была дочь, предложил заключить хитрый договор, согласно которому дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе. Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не учли они только одного обстоятельства...:)))) А именно: после свадьбы молодая жена стала столь добросовестно и рьяно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил для строительства. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга.
Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами? В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.
Мариацкий костел сегодня
С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня в средневековом городе, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии ворот и, соответственно, доступа в Краков. С краковским трубачом также связана красивая легенда, перешагнувшая в реальность. Согласно преданию, в XV веке, когда татары приблизились к городским стенам, первым неприятеля заметил трубач на башне старого костела и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло. Мелодия оборвалась… В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия – пронзительный мариацкий хейнал (венг. "утро"). Она обрывается так же, как оборвалась много веков назад. Сначала хейнал играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши – для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).
Трубит трубач
Что правда, а что неправда в этой легенде – неизвестно, однако еще в 1382 году в городских расходных книгах Кракова зафиксирована ежедневная выплата восьми грошей караульщику на башне и еще полгроша – трубачу, который должен был трубить хейнал в случае опасности.
В 1926 году на башне костёла были установлены трансмиссионные микрофоны. И, если ежечасно хейнал слышен только в Кракове, то в полдень он разносится уже по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио. Ныне эта мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция в 1810 году, и даже время второй мировой войны её исполняли 2 раза в день - в 12:00 и 19:00.
Отсюда лучше всего видно трубача
Подкараулить трубача удобнее всего во дворике за Мариацким костёлом. Есть один секрет: для того чтобы увидеть горниста, надо стоять сбоку костела, обойдя его с правой стороны. Именно оттуда можно увидеть окошко, которое открывается, чтобы из него вылились звуки хейнала. На эту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой. Конечно, местные жители знают об этом – и потому горнист машет после каждого исполнения.
Трубач машет туристам
Хейнал является одним из символов Польши — его мелодию протрубил польский горнист капрал Эмиль Чех 18 мая 1944 в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Касино.
А 11 июня 2000 года хейнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как мелодия, которую сыграли одновременно примерно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира.
Легенда о краковском трубаче имела и продолжение. Согласно ему, после того, как горло трубача пронзила стрела татаро-монгольского воина, Польша потеряла независимость. Вернуть независимость стране можно было только после того, как польский трубач протрубит свою песнь с самого высокого минарета Самарканда – столицы татаро-монгольского государства.
И вот в 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши была восстановлена. Наверное, не стоит проверять факты и даты – это всего лишь легенда, но что-то в этом, безусловно, есть. И вообще, древний Краков с его тысячелетней историей - это город легенд. Всякое могло быть...:)
Внутри костела тоже есть на что посмотреть. Главной достопримечательностью Мариацкого костела считается главный алтарь. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше, созданное в 1477-1489гг. Витом Ствошем. Центральным сюжетом алтаря служит венчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены двенадцать сцен из ее жизни. Вит Ствош лично резал из липового дерева скульптуры и детали алтаря и сам их расписывал. Трехстворчатый алтарь содержит около 200 деревянных расписанных фигур, исполненных с необыкновенной тщательностью – соблюдены все пропорции и детали, нет ни капли схематичности.
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Вит Ствош (Wit Stwosz) прожил долгую жизнь – он умер в возрасте девяносто трех лет. Родился Ствош в Южной Германии, в Нюрнберге, но в 1447 году переехал в Краков и прожил здесь 22 года. Из них 12 лет, с 1477 по 1489, соорудив себе мастерскую на улице Гродской, он вместе с помощниками и учениками работал над алтарем Мариацкого костела – самым большим из алтарей средневековой Европы, который стал главным творением гениального мастера и величайшим сокровищем Мариацкого костела. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова!
Во время Второй Мировой войны алтарь был вывезен в Германию. К счастью, он не затерялся и не погиб, как многие шедевры (например, картина Рафаэля, вывезенная из музея Изабеллы Чарторыжской в том же Кракове). После окончания войны алтарь был найден в 1946г., отреставрирован и возвращен в древнюю столицу Польши.
Главный алтарь Мариацкого костела
В центральной части алтаря мы видим Успение Богоматери, а над ним – Вознесение Марии. На боковых крыльях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Образы венчает сцена коронации Матери Божией, а по бокам находятся фигуры покровителей Польши – святых Войчеха и Станислава. За алтарём можно увидеть бесценные витражи, созданные в 1370-14000 годах.
Центральная часть алтаря
Фрагмент алтаря, голова апостола
Фрагмент алтаря, Св. Иероним
Роспись костёла – дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским и Влодимежем Тетмайером.
Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне (Giovanni Battista Pittoni), и лучшего художника Венеции Тепола (Tiepol).
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии кисти Питтоне
Следует обратить внимание также на Распятие Христа, находящееся справа от входа входа для туристов. Полная экспрессии каменная скульптура изображающая мучения Иисуса на кресте – тоже творение Вита Ствоша.
Krucyfiks Slackerowski
Фрагмент распятия, голова Христа
Слева от распятия находится другой заслуживающий внимание объект, выходящий в главную галерею – Святилище (Cyborium). Здесь хранится Святое Причастие. Создано оно в 1552 году по проекту Яна Марии Падовано (Jan Maria Padowano). На Святилище находится польская надпись: "Najswiętszy Sakrament - przyklęknij", что значит "Святое Причастие - встань на колени". Верующие католики обязаны соблюдать правила!
Cyborium
Скульптура "Пиета" ("Оплакивание Христа"), относящаяся к 1410 году - еще один шедевр Мариацкого костела, который сейчас находится в соседнем костеле Св. Барбары. Совершенство, с каким выполнена эта композиция, позволяет некоторым исследователям считать, что ее автором был загадочный "Macтер Прекрасных Мадонн" - гениальный безымянный ваятель, оставивший после себя несколько удивительных по совершенству и красоте скульптурных изображений Мадонн.
Pieta
Как видно на фото, приведенных выше, Мариацкий костел обычно разделен на две части – для молящихся и для туристов. Соответственно, и входов два: тот, что смотрит на площадь, предназначен для верующих католиков - через него можно пройти только в заднюю часть костела. А вот справа находится вход для туристов - здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть. Я сделала эти снимки из задней части, и было невыносимо стыдно: пришла помолиться и оставить пожертвования - и не удержалась...
Вид слева
Возле бокового входа можно увидеть кандалы, прикованные сбоку от входных дверей, это "обруч грешников" (Kuna). В них заковывали преступников - чтобы приличные люди знали их в лицо, и заодно в назидание другим. Обруч находился на такой высоте, что закованный в него не мог ни разогнуться в полный рост, ни встать на колени. Суровое католичество!
Kuna
Еще одной достопримечательностью Мариацкого костела являются солнечные часы, установленные в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и день года.
Уникальные солнечные часы
Cледует, наверное, упомянуть, что последняя генеральная реставрация - как внешняя, так и внутренняя - была закончена в 2000 году, когда внутреннюю роспись костела очистили от многолетнего темного налета. Многие верующие с удивлением увидели, что внутренняя роспись костела, оказывается, выполнена не в темных, а в светлых тонах. Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг – во время реставрации на костеле разместить коммерческую рекламу. Ортодоксальные католики, конечно, не одобряли этот шаг, но когда увидели результат – вопросы отпали сами собой.
Увидеть костел во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нем иногда по вечерам концертов органной музыки. Тогда включается все освещение и можно осмотреть костел целиком. Плюс возможность насладиться прекрасной органной музыкой – причем совершенно бесплатно.
Небольшая площадь справа от Мариацкого костела носит название Мариацкой площади.
plac Mariacki
На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного средневекового студента, жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников - поставлен в 1958 году. Фигурка жака скопирована с алтаря Вита Ствоша.
В предыдущих постах я писала, что в средние века здесь находилось церковное кладбище (как и при каждом костеле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади. В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костел Св. Барбары.
Костел Св. Барбары
Рассказ об истории костела Св. Барбары стоит начать со времени постройки Мариацкого костела, поскольку они неразрывно связаны преданиями. В средние века Мариацкий костел содержался за счет пожертвований богатых горожан. Вавельский костел был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костеле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костел Св. Барбары. Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костел Св. Барбары, где иногда они проходят и по сей день.
Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костела. И даже строили его строители Мариацкого костела в качестве "халтуры" в свободное время. Однако на самом деле этот костел был построен в 1394-1399 годах. С 1586 года он перешел к ордену Иезуитов. Здесь проповедовал Петр Скарга (его имя связано с костелом Св. Петра и Павла, о котором расскажу позже). Центральный вход в костел Св. Барбары обычно закрыт, и войти внутрь можно только обойдя его со стороны Малого Рынка.
Здесь можно рассмотреть внутренний интерьер костела Cв. Барбары
Лепнина стен Мариацкого костела
Под стенами всегда много ряженых.
Смерть
Кошмарный Парикмахер, по-видимому
Этого персонажа не знаю, но колоритный дед
Иногда можно встретить Белую Пани. Это не просто "живая фигура", это персонаж краковской легенды - привидение. По преданию, встреча с Белой Пани не сулит ничего хорошего. Живое воплощение более безобидно, и единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает привидению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) Белая Пани может преследовать довольно долго по мощеным булыжниками улочкам.
А вот и она
Как и в других католических храмах, в Мариацком костеле находится 8 часовен - по 4 с каждой стороны главного нефа. Одна из таких часовен, носящая имя Святого Антония, называлась в народе Часовней Преступников - в ней, по преданию, священник исповедовал перед казнью приговоренных к смерти убийцу, которому затем отрубали голову - тут же, на площади Главного рынка.
Часовня святого Антония
Сегодня на площади Главного рынка голов уже не рубят. Рыночная площадь - одно из самых светлых и душевных мест на земле.
Вот торгуют сувенирами
А вот знаменитые краковские бублики с маком и с кунжутом
Удивительная архитектура, множество голубей, отсутствие городского транспорта – все это переносит вас в ощущение безвременья и гармонии.
Голуби клюют прямо из рук.
Сотни туристов щелкают фотоаппаратами, желая запечатлеть себя на фоне овеянного легендами Мариацкого костела или, прикрывая ладонью от яркого солнца глаза, устремляют взгляд ввысь, пытаясь разглядеть маленькую фигурку трубача, вновь и вновь играющего свой тревожный, внезапно обрывающийся сигнал ... О чем он хочет предупредить нас?..
А Мариацкий костел возвышается над этим удивительным местом, и пока трубит трубач – городу не грозят беды и несчастья.