-Метки

Первая любовь Ромашка Снегопад Юрий Шевчук абрамцево абрахам маслоу август авторская песня акварель александр блок александр городницкий александр зилоти александр малинин александр пушкин александр розенбаум александр свияш алексей петрухин ана видович анатолий некрасов анатолий черняев анатолий ядрышников антонио вивальди арт баллада об уходе в рай берег берега берегите природу боевые искусства борис гребенщиков булат окуджава в лесном краю валерий залкин вальс василий фёдоров васильки верила верила верю верю в семиструнную гитару весна виктор цой витторио монти владимир асмолов владимир высоцкий владимир жикаренцев владимир солоухин возвращение в город воспоминание об альгамбре времена года вячеслав бутусов гарики гарики на все времена гастон роллан георг фридрих гендель городской пейзаж гражданское общество гуманистическая психология дарья чеботарёва демидыч дети деятельность в новой эпохе джо дассен дмитрий лаврентьев домино евгений дога евгений евтушенко екатеринбург елена камбурова жан поль бельмондо живопись за нас за окном забытая деревня зайка игорь губерман игорь тальков импрессионизм интеллигентная весна иоганн себастьян бах ирена буланова искусство испанский танец - сальвадор казаки как разумные люди создают безумный мир как цветы на заре... картошка в мундире катерина хамидуллина кино классика классическая гитара крепостное право легенда лес лесная река луис феррари любовь марко тамайо менуэт мой ласковый и нежный зверь морозы мотылёк моя дорогая моя любовь мужчина и женщина муза для асадова музыка нана мускури наталья ончукова наутилус помпилиус незнакомка николай дроздов николай некрасов новый год ольга качанова осенний лес павел еськов памяти виктора цоя перевал песни поль мориа поэзия поэма о первой нежности превращение в любовь прелюдия в си миноре прерафаэлиты природа притча притча о правде и лжи психологический брак психология роберт бёрнс роберту баден-пауэлл родриго риера романтика ромашки саксофон санкт-петербург саша бест сергей андрияка сергей данилов сергей любавин сергей степанченко сказано-сделано сказка о снежной королеве сколько лет мы не виделись с вами снова весна созерцание чуда спящая царевна стикс стихи тёплые и холодные цвета татьянин день телевизор температура цвета теории личности теория цвета то что было нам дано токката тото кутуньо тремоло урал фальсеты фотографии фрэнсис лэй ходят по планете раненые дети хуанес художественная фотография художник хулио иглесиас цветовой контраст цветочный роман церковь в переделкине чёрная рубашка чардаш шестидесятники шиповник эдуард асадов ю-питер юмор юрий бадалл юрий визбор юрий левитанский юрий рыбчинский

 -Цитатник

ЗИМНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ..../ ФОТОГРАФ СТАНИСЛАВ ЗАБУРДАЕВ... - (0)

"Самый красивый город России, а для кого-то и мира. Санкт-Петербург из-за св...

ДЖО ДАССЕН: ЛУЧШИЕ ПЕСНИ - (1)

Некоторые хиты Джо Дассена   ...

ДЖО ДАССЕН: БИОГРАФИЯ ПЕВЦА - (3)

ВСПОМИНАЕМ ДЖО ДАССЕНА !!!     Джо Дассен   Джо Д...

"МЕГАПОЛИС VS. ПРИРОДА": СНИМКИ ЭДУАРДА ГОРДЕЕВА... - (2)

«Мегаполис vs. природа» — извечный бой двух реалий этого мира, которые имеют св...

ХУАНЕС И ЕГО ГОРЯЧИЙ ХИТ "LA CAMISA NEGRA". ЭТА МЕЛОДИЯ НЕЗАБЫВАЕМА! - (0)

  Хуанес (Juanes) – известный колумбийский исполнитель популярной музыки. У него о...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Искусство_звука


МУЗА ДЛЯ АСАДОВА (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Четверг, 12 Декабря 2024 г. 18:00 + в цитатник

 

МУЗА ДЛЯ АСАДОВА (525x700, 454Kb)

 

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МЫ САМИ

ПРОХОДИМ МИМО СВОЕГО СЧАСТЬЯ

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ: БЕЗ СОКРАЩЕНИЙ!..

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ... НАЧАЛО - В ПЕРВОЙ ЧАСТИ

 

НИЧЕГО НЕ ВИЖУ – НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ

7 сентября 1945 года, в день своего рождения, Асадов переступил порог нового дома... С красавицей женой. Ему, как фронтовику с тяжёлым ранением, дали комнату в коммунальной квартире. А кто же была его благоверная? На самом деле они ещё не расписались, и всё это будет потом. Но решили уже жить вместе, как муж и жена. Девушку звали Лида Емельянова. Ей было 18, ему – 22. Знали они друг друга уже давно. Она была младшей сестрой одной из его бывших одноклассниц. Нужно сказать, что за долгое пребывание в госпитале его посещали разные знакомые девушки. Кто чаще, кто реже. А некоторые стали приходить регулярно: «Уж замуж невтерпёж». Всего человек пять. Асадов оказался в ситуации выбора. В конечном итоге, в поиске эмоциональной поддержки, он всё-таки его делает.

«...Я всегда пользовался горячим женским вниманием. И опять парадокс: я выбрал из всех возможных вариантов такой, тяжелее и обиднее которого уже ничего и не может быть».

До этого Асадов всегда бежал от женщин. Рвал отношения. Если так, получи – слияние. Созависимость с женой продлится долгие годы. Вместо Незабудки он получает другой цветок. Имя, которого – Нарцисс. Нарциссы по глотку выпивают душу своей жертвы. В книге подробно это рассказывается: скандалы, мат, прихватизация денег, клептомания, попытки сжить со свету... Личные границы нарцисса сильно размыты, поэтому такой тип людей вторгается в пространство другого человека, прибегая ко многим манипуляциям для собственной выгоды.

Поэт находился в большом замешательстве. На концертах и в письмах люди часто спрашивали о его жизни с женой. Приходилось эту тему обходить стороной. И очень долго.

Лидия & Эдуард. Посмотрим внимательно на эту чету. Сначала он видел в ней ангела: худенькая, симпатичная, большие карие глаза с поволокой, капризные изломанные брови, тихий голос... Много времени проводила с ним в госпитале. Ласковая. Говорила, что любит... Ну как не соблазниться?! Но вскоре, пошло разочарование: «Где твои крылья, которые нравились мне?..» С годами всё больше и больше стало холода в отношениях. Сразу скажем, что маска «ангела» не девалась никуда. На людях Л. К. (Лидия Константиновна) всегда вела себя вполне сносно и привлекательно. Все же козни были направлены исключительно на мужа, в обстановке тет-а-тет.

«...Сотни раз я был живым свидетелем редкостных метаморфоз. Как бы Л. К. ни кричала, в какую бы бурную ярость ни входила, стоило только кому-нибудь позвонить в дверь или зазвонить телефону, как картина мгновенно менялась, и трудно себе даже представить, что это не в кино, что это реальная жизнь. Самая бурная сцена: Л. К. выкрикивает злобственные слова самого раскалённого свойства. И вдруг звонит телефон. Она снимает трубку. Никакой скандальной женщины больше нет. Произошла трансформация. Теперь держит трубку в руке и мягким голосом говорит: «Да... Я слушаю...» та, первая девушка, с которой я общался в госпитале: тихая, добрая, приветливая и сердечная. Она разговаривает по телефону так, как если бы только что мирно поливала цветы или читала приятную книгу.

... – Удивительный ты человек! Почему же ты не покажешь людям подлинный образ, то есть то, что есть на самом деле? Ведь никто же тебя в таком виде ни разу не лицезрел...

– ...Дурочкой меня не считай. Люди будут видеть меня такой, какой мне нужно. Так было, так есть и так будет всегда!»

Ещё находясь в госпитале, Асадов отправил тетрадь своих первых стихов всем известному Корнею Чуковскому. Решил получить от него рецензию. Получил... Критика была беспощадной... Но с хорошим концом: «...Тем не менее, несмотря на всё сказанное выше, я с полной ответственностью хочу сказать Вам, что Вы – истинный поэт!..».

Это поселило надежду. Что дальше? Хочется больших знаний и среду общения. И Асадов осенью 1946-го для огранки своего таланта поступает в Литературный институт имени Горького. Жена ему читает учебный материал, и учёба идёт полным ходом. Однажды он ей предлагает учиться вместе. Они ведь заодно. Сказано – сделано! Теперь они оба студенты. В этом институте в то время учились многие будущие знаменитости: Владимир Солоухин, Василий Фёдоров, Роберт Рождественский... Учебная жизнь проходила более-менее успешно. А семейная – не ладилась. Он многое научился делать сам: убирал дом, стирал, мыл посуду... Л. К. же это всё было не надо, она всегда демонстрировала только «царское» поведение. В конечном итоге пришлось нанимать домработниц. И надолго.

И вот 1951 год. Учёба в ВУЗе позади. Самоцвет готов. Асадову вручили диплом. С отличием. У жены тоже высшее образование. Что теперь? Он год из года увлечённо работает за  пишущей машинкой. «Кровью сердца» пишет стихи и прозу. Она же всё последующее время предпочтёт ничем серьёзным не заниматься, и жить только за его счёт. Вести чисто потребительский образ жизни: работа «на унитаз», зрелища, наряды, универмаги, курорты, флирт, походы «налево»... Всё это требовало хорошего финансирования. Муж зарабатывал. А жена считала деньги. Всегда и всего ей было мало. Поэтому истерики были её обычным занятием. Скандалы шли один за другим. О «прелестях» их личной жизни знали очень не многие люди.

«Друзья говорили мне:

– Улетай ты из этого ада. Взмахни крыльями и лети к хорошим людям.

Однако взмахнуть крыльями и взлететь мешал груз, маленький, но весомый: сын, которого я в те годы любил без памяти и мечтал сделать из него отличного человека».

Скажем главное: Л. К. ничего «разумного» от своего мужа не желала слышать – никогда! А история с их сыном – это тихий ужас и чёрный юмор. Талант был зарыт в землю.

В отношениях с дамами Асадову явно не везло... «Но разве первая нежность сгорает?..» Память о Свердловске привела как-то поэта в дорогие ему места. Хотелось встретиться с давними знакомыми. И, конечно, услышать... свою «ненаглядную певунью».

Не знаю, найдутся ли в мире средства,
Чтоб выразить бьющий из сердца свет,
Когда ты идёшь по улицам детства,
Где не жил и не был ты столько лет!

Под солнцем витрины новые щурятся,
Мой город, ну кто бы тебя узнал?!
Новые площади, новые улицы,
Новый, горящий стеклом вокзал.

Душа – как шумливая именинница,
Ей тесно сегодня в груди моей.
Сейчас только лоск наведу в гостинице,
И буду обзванивать всех друзей.
 
А впрочем, не надо, не так... не сразу...
Сначала – к тебе. Это первый путь.
Вот только придумать какую-то фразу,
Чтоб скованность разом как ветром сдуть.

Но вести, как видно, летят стрелой,
И вот уже в полдень, почти без стука,
Врывается радостно в номер мой
Твоя закадычнейшая подруга.

– Приехал?
– Приехал.
– Постой, когда? –
Вопросы сыплются вперебой.
Но не спросила: – Сейчас куда? –
И не добавила: – Я с тобой! –
 
Сколько же, сколько промчалось лет!
Я слушаю, слушаю напряженно:
Тот – техник, а этот уже учёный,
Кто ранен, кого уж и вовсе нет...

Голос звучит то светло, то печально,
Но отчего, отчего, отчего,
В этом рассказе, таком пространном,
Нету имени твоего?!

Случайность ли? Женское ли предательство?
Иль попросту ссора меж двух подруг?
Я так напрямик и спросил. И вдруг,
Какое-то странное замешательство...

Сунулась в сумочку за платком,
Спрятала снова и снова вынула...
– Эх, знаешь, беда-то какая! – и всхлипнула.
– Постой, ты про что это? Ты о ком?!
 

Фразы то рвутся, то бьют, как копыта:
– Сначала шутила все сгоряча...
Нелепо! От глупого аппендицита...
Сама ведь доктор... И дочь врача...
 

Слетая с деревьев, остатки лета
Кружатся, кружатся в безутешности...
Ну, вот и окончилась повесть эта,
О детстве моём и о первой нежности.

Даже прошлое отвернулось от него... И чёрной каймой обвело ЕЁ имя.

Однажды, в 1961 г. Асадов знакомится с артисткой Москонцерта Галиной Разумовской. Тогда ему было 38. Ей – 36. У них сразу возникают тёплые отношения и взаимный резонанс. Эта эрудированная дама заодно полюбила и его стихи... Они начинают выступать вместе.

«Бывают же парадоксы судьбы: внешне Галя и Л. К. очень друг на друга похожи. Дежурные и администраторы гостиниц множества городов их без конца путали. Но по духовным качествам судьба развела их на полярно противоположные точки человеческой жизни. Это два антипода, два мира, две несопоставимые субстанции: мрак и свет».

А в далёком будущем, эта женщина, которую он никогда не видел и не увидит, но о которой говорит много добрых слов, станет его женой. В молодости же он так и не решится пойти на конфронтацию с «емельяновским кланом».

Прощение (списание долгов) и Конфронтация (умение говорить «нет») – две составляющие духовного роста человека, ведущего к Зрелости. Этот Путь у Асадова оказался стихийным, долгим и очень болезненным. Причина – в нём самом.

 

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

А сейчас настало время увидеть картину в целом.

То, что с нами происходит в жизни – то ранее произошло внутри нас. Наша Судьба – это то, что у нас внутри. Она похожа на концентрические кольца, которые проявляются во внешнем мире следующим образом. Первое кольцо: самое широкое. Человеку даётся самый лёгкий вариант жизненного Пути. К той цели, которая ему предназначена. Если возникающие на этой дороге самые простые преграды вызывают у человека устойчивое недовольство, и он пытается уйти от решения проблем – кольцо сужается. Если он снова не делает выводов и ничего не меняет, кольцо становится ещё уже, и ситуация усложняется... Всё это продолжается до тех пор, пока кольцо не станет совсем узким, и человеку приходится совсем тяжело идти по жизни. Судьба буквально берёт его за горло. Наступает самое время решать проблему. И идти к начертанной судьбой цели. Обычно человек начинает искать выход. Если он не находится, ситуация несколько раз повторятся в разных вариантах, которые дают возможность взглянуть на проблему с разных сторон. И если уж совсем всё плохо, тогда наступает – трагический финал, к которому человек неотвратимо идёт сам, иногда долгие годы.

Справедливо и обратное – перед человеком начинают открываться новые возможности, если он верно движется к своим целям. А главное направление у всех одно – Путь к Себе!..

Посмотрим, что происходило в жизни Асадова. В самом общем виде, без подробностей, первый круг обозначается временем от рождения до окончания школы. Родился он в городе Мары (Туркменистан), в интеллигентной семье, 7 сентября 1923 года. Рано остаётся без отца, и в пятилетнем возрасте с матерью приезжает жить на Урал, в город Свердловск. Страна была коммунальной. И живут они в соответствующих условиях. С матерью он видится мало – она вся в работе. Отец, чем мог – поддержал. Теперь на новом месте он общается со своим дедом. «Рахметов» производит на мальчика сильное впечатление. Отец с матерью, «исторический дед» и другие родственники – азиатские и уральские, хорошо помогают будущему поэту развить его природный потенциал. Одновременно по наследству ему завещают: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Эта идея, растворяющая личность в массе – самое главное препятствие в жизни нашего поэта, которая стоит у него на пути к себе, к своей сути. Его детство и ранняя юность проходят в цветном разноголосом хороводе: он страстно любит поэзию и театр, пишет стихи и занимается в драмкружках, запоем читает, у него хороший музыкальный вкус («Кумпарсита», «Рио-Рита»...), уважает спорт, любуется уральской тайгой. В школе он – активист, предан комсомолу, неплохо учится, а однажды в восьмом классе, на уроке литературы замечает на себе взгляд синих девичьих глаз... Незабудка Хилевская, так звали девушку, которая училась с ним вместе, предлагает ему стать друзьями, и даже более того... Они встречаются, гуляют, целуются под снегопадом... Сплошная романтика... Души звучат в унисон. А дальше... свою «первую нежность» он начинает идеализировать, а значит неосознанно – ревновать. Чувство собственности выливается в ссоры. Человека, что предназначен судьбой, он начинает отталкивать и забывать. Вскоре его матушка уезжает в Москву на новое место работы и попутно выходит второй раз замуж. Отчим Асадову не нравится. Общего языка он с ним не находит. Зато будущего поэта захлёстывает яркая и шумная столичная жизнь... С Незабудкой они видятся ещё один раз. Но он бежит от неё, не желая развивать отношения в глубину сердца. Больше они не встретятся никогда. Этот сценарий взаимоотношений пойдёт у него и в будущее, распространяясь на других женщин. Последние два класса учёбы проходят в Москве. Потом: выпускной вечер. А через неделю...

...Второй круг. Схватка с национал-социалистами, устроенная «отцом народов», будет долгой для советских людей (вопреки «Системе», всё же сумевшими одержать Победу!). На фронте поэту встречается девушка Шура, у них начинается любовная связь. Впервые в своей душе он ощущает нечто большее, чем раньше. Ему даётся шанс. Но его неудержимо тянут за собой инстинкт «предводителя» и «доблесть жертвы», невзирая на женскую любовь.

В третьем круге взрыв снаряда закрывает ему глаза. Навсегда. Родина превращается в невидимку. Зато распахивается другой мир, куда и надо было изначально смотреть: ставить на первое место – свою душу. А животные «инстинкты» и высокие «лозунги» – явления пятые и десятые. Асадов принудительно выходит на нужный путь. Добровольно не получилось... К сожалению. Верить в Бога, который внутри, никто не научил. Партия внушала свою лукавую правду: «Вы – Отечества сыны! – Да не будет у вас других богов!».

Асадов, как и большинство людей, желал нормальной личной жизни, но... у него не складывалась она. Жаждал Мира во всём Мире, но от него одного это не зависело. Хотел как лучше, а получилось... следующее: перевёрнутые жизненные приоритеты, навязанные коммунистами, не позволили ему стать гармоничным человеком. Его индивидуальная духовная организация и масштаб личности не вписывались в эту идеологию. Значит, нужно идти своим собственным путём!.. А в то время и в той среде это было нелегко. И он стал себя предавать... Но Жизнь сурово в этом остановила его: предоставила возможность основательно посмотреть на себя и заняться собой. После ранения, от которого мало кто выживает, он, наталкиваясь на создавшиеся ограничения и преодолевая жуткий стресс, начинает искать сферу занятий, в которой он почувствовал бы себя свободным и значимым. Сильнее всего его всегда привлекали поэзия и театр. О театре пришлось забыть. И он уходит от реальности в символический мир творческого самовыражения в области литературы. Идёт мощная компенсация... Он находит и ставит перед собой серьёзную долгосрочную цель: работа «на благо Родины». Для него это становится ценностью №1. Но деятельность – это не единственная сфера самореализации. Раскрытие своего «Я», своей индивидуальности, происходит в нескольких сферах жизни. Это: саморазвитие и построение личных границ, отношения с противоположным полом, семья, родственники, друзья, общение с природой... Тогда и появляется Смысл Жизни, иначе то, что мы называем Счастьем, не поселится в душе, хотя человек может быть в гуще событий и периодически получать порции адреналина. Для этого на первом месте в своей Системе Ценностей нужно быть самому: «Мир начинается с тебя!».

Итак: первая и главная наша ответственность – за себя! Родина здесь и близко не стоит.

Асадов всей душой стремится воспевать «романтику отношений»! А значит: «Нехорошо человеку быть одному. Сотворю ему подмогу под стать ему...». Чтобы поэзия бралась не «с потолка», а была самой жизнью, с ним должна идти женщина. И судьба предлагает ему очередной духовный рост: симбиоз с «нарциссом», который со временем открывает новые глубины души. Зрелость для Асадова – это ратные подвиги, учёба в ВУЗе и любимая работа. Так он считает. Возникает вопрос: «Почему же рядом с ним – психически не зрелая женщина?» Всё просто. Любая замкнутая система, любой коллектив стремится к равновесию и внутренней гармонии (соразмерности). Если кто-то из участников отклоняется от нормы, то другой уравновешивает ситуацию, отклоняясь в противоположную сторону. К примеру, если в семье один являет собой сверхчестного человека, и осуждает не честных, то другой становится вруном и даже клептоманом. Если один трудоголик, другой становится лентяем и бездельником. Один одержим жаждой обогащения, – другой в противовес тянется к творчеству и т. д. и т. п. Поэт превозносил до небес такие женские качества как Надёжность и Верность. Да и много ещё чего... В ответ на расхождение идеалов и реальности в душе вспыхивал далеко не радостный сложный комплекс чувств и эмоций. Это длилось очень долго. Поэтому и досталась Асадову такая жена, которая воспитывалась и жила в деструктивной семье. Отец там был номинально, в качестве дойной коровы. Всем заправляла мать. Недалёкая женщина с авторитарными замашками. Дети её были крепко привязаны к «отчему дому» и его традициям. Л. К., выйдя замуж и поселившись отдельно от своих, продолжала психологически находиться в родительской семье. Зависеть от неё, оставаясь верной её устоям, установкам и фамильным секретам. Не до себя ей было. И не до мужа. Успевай только работать на свой клан. Пару – «одну плоть», в такой ситуации не создать.

Брак Асадова с Л. К. и её роднёй крайне затянется: развод произойдёт только через 40 лет. Только тогда поэт начнёт строить «дом на двоих» с другой женщиной, той самой, которая выступала с ним вместе на концертах уже почти четверть века. И всё ждала: когда же?

Постепенно, ближе к пожилому возрасту, жизненные приоритеты у Асадова стали меняться. Начало происходить осознание истин. И какие-то из «идолов», которыми он так дорожил, зашатались и потеряли над ним власть, о чём он и сообщает нам в своих мемуарах.

Большинству молодых людей, к которым обращена эта автобиографическая повесть, будет сложно согласиться со многими установками автора, идущими через всю его жизнь:

- Раньше думать о Родине;

- Ждать свою Любовь до самой пенсии;

- Долгие годы терпеть паразитку-жену;

- Быть патологически честным и справедливым;

- Верить в будущее, забывая о настоящем...

Этот список можно дополнить известными «лозунгами», так близкими поэту:

- «Наслажденье – в битве жизни»;

- «Жалею – значит люблю»;

- «Всё лучшее – детям»;

- «Нам солнца не надо – нам Партия светит»;

- «Нам хлеба не надо – работу давай» и т. п.

Всё перечисленное выше забрало у поэта здоровье, встало на пути к семье, опустило сына... Страна всегда ждала от него всё новых и новых свершений... Множество людей полюбили его романтические стихи. Только не надо нам забывать что: человеку нужно не только принадлежать сообществу, но и быть индивидуальностью. Нужна своя ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ ЖИЗНЬ. Вместе с творчеством важен и личный опыт создания партнёрских отношений в семье (если выбран путь Пары).

Теперь о его поэзии, и её роли в обществе. У Эдуарда Асадова есть стихотворение, под названием «Модные люди». Эпоха Модерна уходит в прошлое. На смену Модернизму идёт Постмодернизм. Они сейчас сосуществуют вместе. Это стихотворение актуально для любого времени! Оно было написано поэтом в лихие девяностые, и вместо «коммунизма» ставит  Человека с периферии в Центр, на первое место. Для прояснения этой темы делаем по ходу краткий экскурс в социологию, которая хорошо постаралась и разложила всё по полочкам.

Модернизм – это мировоззрение индустриального общества. В 20 веке его создание пошло в двух направлениях. Первый, более ранний путь – это капитализм. Второй – социализм. Это две его разные формы. При всех идеологических и социальных различиях между ними, оба эти способа строительства индустриального общества создали общий тип мировоззрения. В основе Модернизма находятся взаимосвязанные мифы. Поэзия Асадова (многие стихи) мастерски их разоблачает, и любым власть имущим, держащих свой народ за «стадо баранов», это явно не понравится. Вот несколько главных.

МИФ О «СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ». Его смысл таков: народ, движущийся по пути прогресса приближается к идеальному обществу, где не будет сложностей массового недопотребления и откроются любые возможности для счастья. В формате буржуазной и коммунистической идеологии этот миф звучал по-разному, но содержание было одно: тех, кто рвётся вперёд, ждёт счастливое общество. Личное, семейное или общественное накопление Сегодня во имя потребления Завтра – суть модернистской морали. «Светлое будущее» – это не только официальная идеология, но и личная вера каждого в то, что «завтра будет лучше, чем вчера».

МИФ О ПРОГРЕССЕ. Человечество в целом и отдельные страны в частности идут от этапа к этапу вверх по ступеням прогресса. Старое отмирает, на его место приходит новое, более совершенное или иначе – прогрессивное. Отсюда вера: новое всегда лучше старого, на всех уровнях и в любых формах.

МИФ О ЕДИНООБРАЗИИ МИРА. Развитие – это путь к единообразию. Отсюда: национальное разнообразие – это отсталость и неразвитость, которые постепенно уйдут. Будет только эталонная культура. Отсюда тенденция превращения английского языка в мировой, уничтожение традиционных культур, вера в единые для всех эпох, народов и социальных групп эталоны комфорта, красоты, питания... Мода – это жёсткая норма, без отклонений.

МИФ О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Общество и природа – объекты, открытые научному познанию. Считалось, что наука в самое ближайшее время способна дать ответы на любые тайны мироздания, дать рецепты устранения всех язв общества и человеческих болезней. Отсюда её высокий статус и престиж образования.

МИФ ОБ УПРАВЛЯЕМОСТИ МИРА. Он следует из предыдущего мифа. Познание открывало пути и давало право управлять в согласии с открытыми научными закономерностями. Поскольку в познании их одни вырывались вперёд – более «культурные» нации и образованные классы, чиновники и эксперты, другие же отставали, не понимая, как лучше идти к собственному счастью, то насилие в научном исправлении последних считалось правильным и нужным делом: «Железной рукой загоним человечество в счастье!». Субъектом, познавшим Истину и Путь к счастью всех людей, считалось государство. Отсюда тенденция, в разных странах в разной степени и формах к усилению регулирующий роли государства, включая повседневную, личную жизнь человека. Особенно сильно это проявлялось в СССР: «Да здравствует, наука, да здравствует прогресс, и мудрая политика ЦК КПСС!».

Эпоха Модерна – это эпоха массового производства однотипных вещей. Эпоха поклонения вождям и веры в «науку». Её самые бесчеловечные проекты: Нацизм, Сталинизм, «Хиросима и Нагасаки». На её смену во второй половине 20 века начал приходить Постмодернизм. Сейчас они существуют вместе. Как он выглядит? Постмодерн ослабляет государственную власть и ей приходится изворачиваться. Властные структуры сегодня только декларируют общечеловеческие ценности, равные гражданские права и демократические свободы. А на деле вводят полную зависимость человека от наличия у него денег, вынуждая каждого искать наиболее прибыльную работу, заниматься добычей средств любыми путями, заставляют забывать о своих талантах и стремлениях души. Как результат – деформация Системы Ценностей человека и деградация личности. Отсюда воровство, обман, коррупция, преступность, наркомания... Вместо нормативного регулирования поведения обывателя – его соблазнение; вместо насаждения идеологии – реклама; вместо единообразия – рынок самых разнообразных товаров... Целью нового поколения стало потребление разного сорта символов. На смену взглядам о единой культуре общества и её прогрессивном развитии пришло трактование её как фрагментарного феномена. Мода теряет былую жёсткость и в ней мирно живут черты совершенно разных стилей. Культура Постмодерна дробится на множество стилей, каждый из которых имеет своё право на существование в качестве модного. Это касается как материальных вещей, так и любых духовных категорий. Таков взгляд социологии.

Поэзия Э. А. Асадова делает вызов модернистскому и постмодернистскому мышлению. Главное в ней – человек как Личность и его Отношения с противоположным полом. Но её нельзя рассматривать отдельно от реальной жизни, иначе получится «как всегда». Идти ко всему этому нужно ОТ ЖИЗНИ, без отрыва от нашей действительности. Творчество поэта, его высокие идеалы могут быть путеводной звездой для многих!.. Но сама его жизнь – не иллюстрация для подражания, в ней было много заблуждений. Пора жить своей головой.

Асадов сделал большой вклад в искусство. И одновременно ему пришлось пройти через большие трагедии. Которые могли его обойти. «Бог даст, но домой не принесёт»... Вариант был дан изначально: Первый круг судьбы... Школьная пора... Ему дарит своё внимание необычная девушка... «Первообраз», стоящий за таким человеком, завораживает многих творческих натур. Особенно романтиков. Асадов играет с этим цветочком, восхищается его цветом и светом... Восхищение и восторг всегда направлены на верхушку души другого. Восхищаться можно только высоким и красивым («А нежность – крылатей любой орлицы...»). Любовь же обнимает – всю душу целиком. И её верх, и низ, и светлое, и тёмное: «Золотой цвет пламени свечи покоится на фитиле чёрного цвета». И, если человек не отворачивается от близкой ему души: с одной стороны прощает ей «шалости», а с другой внешне не соглашается с тем, что противоречит его природе – это уже другая судьба... Не такая, как у ревнивцев и гордецов. Тех самых, кто точку опоры в жизни выводит за свои пределы.

Система Ценностей «советского образца» не позволила поэту-романтику стать счастливым человеком. Общественная жизнь для него оказалась важнее личной: себя самого, женщины, сына. Долгое время он верил и шёл в коллективное счастье, однако:

"Чтобы быть счастливым, надо жить в своём собственном раю! Неужели вы думали, что один и тот же рай может удовлетворить всех людей без исключения?"

          

ЭПИЛОГ

Был вечер. Большой новогодний вечер.
В толпе не пройти! Никого не найти!
Музыка, хохот, взрывы картечи:
Серпантина и конфетти.
 
И мы кружились, как опьянённые,
Всех жарче, всех радостней, всех быстрей!
Глаза твои были почти зелёные –
От ёлки, от смеха ли, от огней?

«Ёлка в тот новогодний вечер была суматошной и шумной. Настоящего зала в этой новостройке не было, и в тесном помещении было не столько порядка, сколько хохота, шума и толкотни. Чертили разноцветные линии ленты серпантина, на плечи и голову сыпались звёздочки конфетти.

– Если хочешь, – говорит неожиданно Незабудка, – давай  мы с тобой сейчас возьмём и удерём и побродим вдвоём по городу, хочешь?

Она не ожидает ответа, а, проталкиваясь сквозь толпу, спешит к выходу и бежит по лестнице с четвёртого этажа вниз. На площадке третьего она неожиданно останавливается. Тут совсем мало света. Почти темно. Сверху доносится слабый гул музыки.

– Хороший сегодня вечер. Правда? – говорит Незабудка. – А хочешь, чтобы был ещё лучше?

Она подходит ко мне близко-близко и вдруг, зажмурившись, обнимает за шею и крепко целует в губы...

Первый настоящий поцелуй в моей жизни! И потом второй, там, на морозной улице, возле школы, после того как мы, смущённые и радостные, дурачась, толкали друг друга в сугроб.

Горячие, яркие поцелуи юности, чистые-чистые, как летящий на наши плечи и головы снег...

Были встречи и расставания, были ссоры и дни примирений. Но я вскоре уехал, и песня эта оборвалась. Незабудки Казимировны Хилевской уже давным-давно в мире нет. Но лучи её сине-зелёных глаз нет-нет, да и сверкнут мне порой из далёкой-далёкой юности...»

Лишь где-то плывут, различимые еле:
В далёком, прощальном жесте рука,
Да два голубых-голубых огонька
В белесой, клубящейся мгле метели...

Жизнь и смерть этой девушки Асадов обходит молчанием. Книга красочно повествует только о его родственном таборе и склочной жене. Своё врождённое писательство он разглядел безупречно. А близкий ему архетип женщины, родственную душу, осознать не смог...

Могли бы стать Парой Незабудка и будущий поэт? Какой им нужно было пройти путь? Такой вопрос актуален после того, как маэстро сам «над своим домом зажёг яркий свет», и люди узнали о личной жизни, которая может показаться кошмаром. Нужна ли ему была такая? Чего только стоят каждодневные обыскивания Лидией его личных вещей... Ну что здесь скажешь: у неё – «воинственный» симбиоз,  у него с ней – «романтический». C’est la vie.

Незабудка звучала на волне романтики (тонкие вибрации), в унисон ему самому. Но этого мало. Чтобы по-настоящему встретиться и стать «одним цветком», им нужно идти собственным путём, как и вообще любому человеку, невзирая на то, что «скажут люди», и каждому развивать свою индивидуальность, чтобы стать равными партнёрами. Асадов же изначально был нацелен на пылкие взаимоотношения с женщиной, а также её верность и надёжность. Кроме этого, под влиянием окружения, хотелось шагать в коллективном потоке и не выпадать из него. Быть «как все». И всё это непременно должно было быть в одном флаконе. Главное в отношениях для него было: «Брать!», а не Создавать, Отдавать и Дарить, как предусмотрено самой природой. Его душа, конечно, была не согласна с таким «маршрутом», желая совсем не этого. А чего именно, Асадову было сложно понять. Есть высокие принципы. Есть увлечение искусством. Есть школьный роман. Есть авторитетное старшее поколение, возможно не одобряющее его выбор (какой ужас!). И есть ещё столько всего, что голова идёт кругом.

А реальность его такова: между ним и Незабудкой – Работа, Родительница и Родина. Добраться до неё – серьёзная и нужная задача. А на «том берегу»: Жизнь в Паре! Но нужно и кардинально меняться, становиться Личностью: ставить на первое место себя, а рядом с собой – обязательно творить место для любимой. А далее создавать демократическую семейную систему, основанную на любви и свободе, где существуют равноправные отношения: именно об этом его поэзия. Но такие перемены в себе самом и ближайшем окружении оказались ему не под силу. Ну не было тогда книжек по психологии... А сказки Андерсена, которые он всё читал, здесь не спасут: у самого их автора «жизнь без любви» прошла.

Асадов верил в ценность человека, в приоритет личности над обществом, но система приоритетов, существующая в Союзе и когда-то унаследованная им в семье происхождения, обесценивала всё это, возвышая государство и вождизм: единоличную власть правителя.

Идеалы перевесили. Любовь-«звездопад». Надёжность. Верность. Графомания. Заветы Матери... Ильича... Это дороже. И он проходит мимо. Себя самого и неё... 

Незабудка умирает молодой. В 40 лет. На фоне благополучия: шагая в ногу с наукой, с любовью, с друзьями... Внешне всё «как у людей», а внутри – разочарование. Судьба – «иная»... Но она: та же самая. Второго Асадова поблизости нет. Приходится довольствоваться отношениями с другим, который, как правило, далёк от романтики. Такие обычно настойчиво вовлекают «вторую половину» в жизнь «простого советского человека», которой живут сами, искренне не понимая как можно жить иначе. Но это другой мир. Ей он во многом не близок. И нет сил и желания всё делать только для других. Жить не так, как просится изнутри. Её тонкая душа входит в противоречие с окружающим миром. Она создана для «полёта». Это её Крест. А вокруг только «ползают» и «пашут». Среди них она чужая. Жизнь не складывается в единое целое. Есть только разрозненные сферы. А это больно. «Нравственный закон», что внутри – за «железным занавесом». Путь к Себе – сильно осложнён. От переживаний окружность судьбы стала слишком узкой. Об этом не ведает ум, но знает сердце.

И она делает бессознательный выбор... 

Пора! Теперь меня благослови

В путь осени, дождей и листопада,

От пламени цветенья и любви

До пепла увяданья и распада.

                                  Игорь Губерман

 

 

©2017г.                                                                                                                                                                          

Автор: ДМИТРИЙ СВЕТЛОВ

Литература:

1. Эдуард Асадов. Интервью у собственного сердца. Автобиография. – М. : Эксмо, 2008.

2. Эдуард Асадов. Праздники наших дней: Стихотворения. – М. : Эксмо, 2006.

 

НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ:

ЭДУАРД АСАДОВ... СКОЛЬКО ЛЕТ МЫ НЕ ВИДЕЛИСЬ С ВАМИ

 

ИСТОЧНИК:

Вложение: 5975937_muza_dlya_asadova.pdf

Рубрики:  ПСИХОЛОГИЯ
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 17 пользователям

АНТОНИНА_МАТВЕЕВНА   обратиться по имени Воскресенье, 27 Января 2019 г. 20:34 (ссылка)
АРТ-РОМАНТИКА, СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Января 2019 г. 20:52ссылка
Антонина Матвеевна, здравствуйте! Взаимно благодарю Вас!.. У меня эта публикация в двое сокращённой была размещена в дневнике... Теперь можно читать её целиком. Всего Вам самого наилучшего!
OKSOMORON   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2019 г. 12:47 (ссылка)
*
620976180 (300x243, 118Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2019 г. 17:27ссылка
Вам спасибо! Благодарю за интерес к жизни поэта!
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Февраля 2019 г. 19:00ссылка
Я очень люблю стихи Э.Асадова.
Аноним   обратиться по имени Среда, 27 Октября 2021 г. 20:33 (ссылка)
Благодарю! Какой глубокий анализ..Читала автобиографию поэта... Теперь понятнее причины трудностей не только в его судьбе, но и в своей..
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Ноября 2021 г. 20:29ссылка
И Вам спасибо за отзыв! Рад, что этот рассказ произвёл впечатление. А, то что Вы, благодаря этой публикации, больше разобрались в себе самой - так это тем более замечательно!..
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку