-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arsentievna

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукоделие_Оленьки63

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.12.2013
Записей: 3710
Комментариев: 80
Написано: 4010


g>Кризисы и семилетние циклы развития человека

Среда, 26 Апреля 2017 г. 16:23 + в цитатник
Цитата сообщения Главный_Мужчина

Читайте также: 12 загадочных циклов в жизни человека

Человеческая жизнь развивается семилетними циклами.
Каждый цикл завершается различным кризисом, ведущим к следующему этапу.

002-23 (700x328, 63Kb)
Жизнь каждого человека представляет собой длинную дорогу - путь, состоящий из определенных остановок, укрепляющих его сущность и направляющих его в выбранное русло. Свою дорогу каждый прокладывает самостоятельно, однако на определенных этапах своего жизненного пути каждый человек сталкивается с личностными и психологическими проблемами. В 20-ом веке психологи проанализировали схожесть проблем разных возрастов и сформировали теорию семилетних циклов.

Суть этой теории заключается в том, что каждому возрасту, поделенному на отрезки в 7 лет, соответствует свой психологический кризис личности, который проявляется в современном обществе у абсолютного большинства. Каждый из циклов имеет свои устоявшиеся характерные особенности. Также, по мнению швейцарского астролога А. Руперти, в разных возрастных циклах то или иное явление неоднократно повторяется (например, отношение к семейным ценностям), однако приобретает новые формы, видоизмененные либо совершенно противоположные.

Рассмотрим семилетние циклы жизни подробнее.

0 до 7 лет


Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

Первый важный этап в череде кризисных периодов, его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: « Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит».
Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного.
Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Резюме
Человек появляется на свет от матери и в первые годы своей жизни практически не существует отдельно от нее. От матери он получает молоко и развивается психологически: формируются чувствительность, восприятие мира. Психологическая стабильность в этом возрасте сохраняется, благодаря надежной материнской защиты. Ребенок только внедряется в окружающий мир, однако контактирует только с ближайшим окружением. К концу цикла, в 6-7 лет происходит кризисное состояние - с походом в школу ребенок знакомится с грузом ответственности и новыми требованиями к себе. Это начало восприятия более отдаленной окружающей среды, не такой «надежной и теплой», что вызывает психологические колебания.

7 до 14 лет


Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех... ».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от своего внешнего вида, от лица и тела, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

Именно с семилетнего возраста свою главную роль в жизни ребенка начинает играть отец. Цикл от 7 до 14 лет – это возраст, в котором происходит создание личности и выбор ориентиров для дальнейшего развития под контролем отца. Ребенок учится рассуждать логически и здраво оценивать ситуации, и пусть это пока еще мало получается, он делает огромные и важные шаги на пути к настоящему взрослению.

Основной кризис этого возраста 13-15 лет, также называется подростковым - гормональный бум в биологически созревающим организме способствует бурному эмоциональному развитию и приводит к эмоциональным нестабильностям. В том числе происходит непринятия авторитетов и ценностей большинства - начинает формироваться индивидуальность человека. В этом периоде главное - научиться контролировать собственные эмоции.

14 до 21 года


Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», - громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

Третий кризисный период связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Возраст от 14 до 21 года - это время интеллектуального становления личности и выход во взрослый мир. Нередко данный цикл сопровождается «кризисом подросткового возраста», однако на самом деле его нельзя считать кризисом – главной причиной бурного реагирования общества на окружение и на самого себя является обострение чувств, что свидетельствует всего лишь о переломном моменте в психологическом развитии подростка.

В конце цикла 18-21 год может наступить «кризис социализации». Когда юноша либо девушка не могут найти свое место в выбранном социальном круге, что может привести к депрессиям и дальнейшей замкнутости человека. Также, главная задача этого периода - научиться доверять людям, т.к. это впоследствии сильно повлияет на отношения человека с окружающими, в том числе с противоположным полом. В будущем может негативно отразиться на возможности обзавестись семьей.

21 до 28 лет


Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей. Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом.

Следующий кризис, при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Этот период характеризуется вступлением в общество и принятие общества и его законов. Главной задачей человека, искренне желающего преодолеть психологические колебания, становится создание стабильности в своей жизни - в большинстве случаев цикл заканчивается браком и созданием собственной семьи.

В период близкий к 28 годам у человека начинаются стандартные кризисы современной личности. В рассуждениях с самим собой человек может прийти к мыслям, что данная сложившаяся реальность его не устраивает, либо что он ничего в жизни не достиг (в сравнении с собственными ожиданиями). Тут следует понимать, что жизнь только начинается, и в данном периоде сосредоточиться на собственном росте и собственных целях, а не рассуждениях о бесцельно прожитых годах. В дальнейшем именно принятие решений на данном этапе зачастую определяют, куда человек будет двигаться по жизни.


Основные предвестники и сам кризис начинаются перед рубежом конца цикла за несколько лет (1 - 3 года) - отмечено на схеме черной полоской.

КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ


После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

28 до 35 лет


Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе.

35 лет - тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и… Наступает этот кризис, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. « Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: « Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Возраст от 28 до 35 лет сопровождается созданием семейного очага, однако в случае неудач на прошлых циклах формирование очага будет происходить неверно. Нередко это приводит к разводам и рискам конфликтов, и такое обострение проблем оборачивается в «кризис среднего возраста».

Кризис 35 лет во многом сфокусирован на продолжении рода, а также развитии отношений. В случае если со взаимоотношением в семье, а также в своем социальном круге - все в порядке, то кризис минует личность, при условии, что предстоящие периоды жизни проходили в гармонии с самим собой. В случае, если кризисы прошлых периодов не были преодолены - растет постоянная неудовлетворенность окружающими людьми, собой, и в следствие, собственной жизнью.

35 до 42 года


Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин - любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет. После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй. Новый брак, новая работа, новые отношения.

Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон. Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу». С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.

Один из самых сложных этапов. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

В этот период, как правило, человек строит свою жизнь заново с позиции всего своего опыта, который он смог накопить к этому периоду: пересматривает отношение к миру, меняет внутренние приоритеты. Если избавление от тормозящих развитие элементов происходит удачно, человек улучшает свою жизнь, если нет - возвращается к тому, с чего начинал 8 лет назад.

42 до 49 лет


Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

После 42 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. Мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками.
Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессам. Они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам.
Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым "наступают на пятки" более молодые.

Мужчины сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: "Кто я?" и "Куда я иду?". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезд ", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры.

Период жизни для себя. Человек достигает определенных успехов, преодолевает кризис среднего возраста - остается познать вкус жизни в браке, собственном развитии и работе. Такой цикл становится периодом физического и морального насыщения. Остается насыщение духовное - что и происходит.

Возможный кризис личности этого периода заключается в том, что фокус на духовные ценности у человека не происходит и он остается заложником своих материальных ценностей. В последствии, такая установка приводит к разочарованию в жизни.

49 до 56 лет


Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты.

Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

Главная задача - обретение мудрости, чтобы было, что передать и чему научить своих детей. К этому периоду человек либо доволен своей жизнью и встречает старость полный умиротворения и гармонии, либо напротив, превращается в ворчащего «злого старика» - если кризисы предыдущих циклов не удалось разрешить.

Основная проблема тут состоит в том, что в этот период жизни уже поменять ничего нельзя. Как бы не говорили на разных тренингах о том, что изменить себя можно в любом возрасте, обрести гармонию в возрасте 56 тогда, когда в остальных семилетних циклах жизни личностные кризисы не были разрешены - крайне проблематично.


КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ


В возрасте после 56 лет заканчивается второй квадрат циклов 4*7. В дальнейшем актуальной целью становится передача жизненного опыта, знаний, любви, возникает желание оставить след после себя, оставить наследие для последующих поколений. Человек подводит итоги, и если он доволен свое жизнью, она продолжается далеко за обыденными пределами.

Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток. Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

Человека изменить нельзя. Измениться - можно.


Подводя итоги сказанному, отмечу, что совершенствование не имеет границ. В том числе и в возрасте. Из каждых правил есть свои исключения, и если человек хочет стать осознанным - он обязательно им станет. Посему, совершенствуйтесь и будьте готовы встретить кризисы с улыбкой. Ведь если все правильно делать, зная в какой период и почему они возникают - кризисы удастся легко преодолеть.
Рубрики:  Психология/разное

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку