-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Armina_Wildfield

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Вышивка_крестиком вязалочки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 45


Свято-Покровский храм, Старомихайловка

Суббота, 12 Января 2013 г. 20:51 + в цитатник
Свято-Покровский храм, Старомихайловка (332x500, 102Kb)
Свято-Покровский храм, Старомихайловка
14 октября 2011 года исполнилось 100 лет со дня основания Свято-Покровского храма

Основание первого храма
Почти три века назад в благодатном и живописном крае, неподалеку от Мариупольской почтовой дороги, зародился поселок Старомихайловка. Существует две версии названия. Первая - связана с особым покровительством архистратига Михаила над этим краем. Вторая - с именем первого жителя - Михаила Мацагора, который со своей семьей переселился в донецкие степи. Шли годы, поселение разрасталось. Уже к 1820 г. в нем насчитывалось 300 дворов и почти 1000 жителей.
Первый в Старомихайловке храм был построен на средства прихожан в1838 г. Он был деревянным и в 1840 г. сгорел. На его месте, в центре села, был воздвигнут новый - каменно-деревянный. В 1865 г. построили колокольню, в 1870 г. при храме была открыта церковно-приходская школа.
Прихожанами Покровской церкви были не только жители села, но и близлежащих 3-х деревень и хуторов. По данным метрических книг нашего храма, хранящихся в государственном архиве Донецкой области, приход насчитывал 2,6 тыс. человек: из них 1344 мужчин и 1248 женщин. В них клирики фиксировали рождение, брак и смерть своих прихожан. Из этих книг известно, что в 1911 г. в храме служил священник Григорий Матвиевский.
А в 1903 г. началось строительство нового кирпичного храма. Служил на приходе в то время священник по имени Василий, старосту также звали Василием. План храма начертили братья - инженеры Иоанн, Василий и Михаил. Они же руководили и строительством. В цемент для прочности подмешивали куриные яйца, собранные со всей волости. Белый мрамор для иконостаса на волах привезли из Италии по заказу некой барыни Анастасии. Были сделаны купола. На колокольню подняли новые колокола. Самый большой из них доставила подвода, запряженная несколькими парами волов! Его звон был слышен на расстоянии 15 км.
Свято-Покровский храм, Старомихайловка
В 1911 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме отслужили первую литургию.

Период лихолетья и Великой Отечественной войны
После революции началось планомерное уничтожение церквей. Ускорить этот процесс и изъять церковные ценности помог искусственно созданный голод в стране. В это время, в 1921 г., при храме, в церковной сторожке, организовали столовую, где бесплатно кормили голодающих.
В 1938 храм собирались разрушить: сняли кресты и колокола. Он уцелел благодаря ходатайству председателя колхоза Якова Лысенко. Удалось частично спасти иконы и церковную утварь - их спрятали верующие по своим домам. Храм был закрыт около 3-х лет (1938-1941 гг.). Его превратили в зернохранилище, а затем в конюшню.
В октябре 1941 г. в село вошли немцы и вскоре разрешили вести службу. Многие жители пришли помочь восстановлению храма, и уже к Рождеству богослужения возобновились. В годы войны в храме служил отец Петр Паскевский (по другим данным - Брюховецкий). Он часто с певчими ходил по селу: крестил, причащал, исповедовал. В храм жертвовали кто что мог. «На канун» приносили кто несколько кусочков сахара, кто крупу, кто ломтик хлеба. После службы батюшка с певчими относил все это в концлагерь. Комендант разрешал проводить там молебен. Благодаря ходатайству священника Петра многих удалось освободить из плена.
Зимой 1942 г. недалеко от храма проходила дорога, по которой перегоняли тысячи военнопленных. Они шли голодные, раздетые, оставляя на дороге множество трупов. В народе этот путь прозвали «кроваво-морозным».
Старожилы вспоминали, что в храме скрывались партизаны. Жители села приносили для них продукты. Однажды во время службы в храм ворвались немцы и начался обыск. Переполненный людьми храм застыл в гробовой тишине. Какой-то немец, поднявшись на солею, стал пристально рассматривать иконы. Было видно, что одна дорогая икона ему понравилась. Настоятель тут же среагировал: снял икону и преподнес немцу в подарок. Службу разрешили продолжить. Ночью партизан перепрятали: выкопали для них на поле землянку под стогом сена. Туда приносили продукты и сообщения. Десятилетняя Раиса Демина была связной. Ей в косы вплетали записки, а руки били крапивой, чтобы было похоже на чесотку, и немцы ее не трогали.
К осени 1943 г. село освободили. Под руководством отца Петра начался сбор средств в помощь фронту. Прихожане посылали солдатам вещи и продукты, вместе с батюшкой навещали раненых в госпитале. Были собраны деньги на несколько танков. Это спасло храм от разорения в 1944 г.: пришла правительственная телеграмма от имени Сталина с благодарностью приходу за помощь армии и тылу.

Время возрождения
Шли годы, менялись настоятели... В 60-70 гг. XX в. (при протоиерее Василии Гейко) сделали настенные росписи, провели паровое отопление, отремонтировали крышу.
В 90-е годы, уже при нынешнем настоятеле - протоиерее Вадиме Васильеве, построили новые помещения для крестильни, воскресной школы, трапезной. Благоустроили территорию. Оставалась главная проблема - на глазах разрушался храм. Поэтому были приглашены специалисты, которые установили, что деформация фундамента и стен здания произошла под влиянием горных работ. Как результат:
верхняя часть алтаря оказалась сдвинута относительно основания;
двухметровые стены дали многочисленные трещины;
крыша потрескалась и дала течь;
старые стены из-за сырости были поражены грибком, пострадала роспись храма;
в некоторых местах полы проваливались на 10 см.
Нашлись специалисты из прихожан, которые своими силами переделали проект реконструкции храма. Всеми ремонтными работами руководил один из прихожан - А.С. Кисель. Помогали - кто чем мог: кто-то привозил арматуру, кто-то кирпич, лес.
Откликнулись на просьбу настоятеля и благотворители. В укладке бетона были задействованы все: и настоятель, и прихожане. Чтобы остановить разрушение, по всему периметру храма выкопали котлован. По обе стороны стен был сделан мощный железобетонный фундамент. Под основание пола нижнего храма по всей его площади была подведена железобетонная подушка. На все это затратили около 4,5 тыс. кубов бетона и 1000 тонн арматуры.
Старый фундамент был таким крепким, что не раз ломались толстые шахтные буры. Большую проблему создавали грунтовые воды, их приходилось откачивать каждые полчаса.
Пришлось полностью сбивать штукатурку со стен храма, менять электропроводку, систему отопления. Был сделан теплый пол под гранитной плиткой. Старую, выложенную еще в 1904 г., пришлось снимать. Она не утратила своей яркости и прочности и сейчас использована в нижнем храме.
Заменили крышу и все купола. Чтобы поднять новые купола на 50-ти метровую высоту, прибыл кран грузоподъемностью 110 т. Использовали и другую уникальную строительную технику.
В настоящее время ремонт продолжается. Работы много - предстоит закончить настенную роспись, отреставрировать иконостас, заменить входные двери, построить автостоянку.
С 1999 г. при храме действует воскресная школа, работает библиотека. Клирики храма окормляют тюрьму № 124 и старомихайловский психоневрологический интернат, в котором недавно появилось долгожданное помещение для молитвы и совершения таинств (была освящена молельная комната).

Святыни храма
Престольная икона Покрова Богородицы, XVIII в. - подарок храму от схиархимандрита Зосимы (Сокура)

Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери. Наши прихожане называют эту икону чудотворной. Не счесть свидетельств о помощи по молитве перед этим образом. Вот некоторые из них.

Во время ремонта нужно было срочно перекрыть крышу храма, но денег не было. Настоятель с прихожанами стал горячо молиться перед чтимым образом, просить Матерь Божию помочь в этой ситуации. По окончании молитвы случилось чудо: в храм зашли двое неизвестных и пожертвовали на ремонт 2 миллиона купонов.
К настоятелю обратилась женщина с просьбой о помощи: она готовилась к онкологической операции. По совету батюшки несколько раз отслужили молебен перед чтимым образом. Контрольный снимок показал полное исцеление.
Одна семья прожила 13 лет без детей (на медицину надежды уже не было). После усердной молитвы Божией Матери перед Ее Казанским образом родился долгожданный младенец.

В алтаре храма находится ковчег с частицами святых: свт. Игнатия Ростовского, прмч. Вифлеемских, свт. Филарета Киевского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского, прп. Лаврентия Черниговского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Алексия Голосеевского, прп. Кукши Одесского, прп. Антония Оптинского (Потапова), прп. Прохора Лебедника Печерского и др. По большим праздникам ковчег выносят верующим для поклонения.

В Греции специально для храма был написан образ свт. Спиридона Тримифунтского, а в Петербурге - блж. Ксении Петербургской.

Особенно почитается прихожанами икона прмц. великой княгини Елизаветы с частицей ее святых мощей. Настоятель протоиерей Вадим рассказал, что во время паломничества по Святой Земле в Гефсимании посетил храм св. Марии Магдалины, где почивают мощи прмцц. Елизаветы и Варвары. В разговоре с игуменией он упомянул, что в храме есть приставной престол в честь великой княгини, а частицы ее мощей в храме нет. Матушка ответила, что у нее уже больше года лежит кому-то приготовленная частица мощей и, наверное, именно этого случая она ждала. Так, чудесным образом, святыня оказалась в нашем храме.

Около святого колодца по праздничным и воскресным дням проходит водосвятный молебен. Вода в колодце особенная: многим она помогла исцелиться от болезней пищеварительной системы и онкологических заболеваний.

Староста нашего храма, Надежда, вспоминает, как во время уборки в храме на ее руки с большой высоты упали очень тяжелые доски. Женщину пронзила сильная боль, руки отекли и потемнели. С молитвой она облила руки водой из святого колодца. В ту же минуту боль исчезла, а к вечеру не осталось никаких следов от удара.

Рассказывают, что ныне почившая староста храма Антонина безнадежно заболела раком. Настоятель повез женщину в больницу - врачи заверили, что лечить ее уже поздно. Она, как и прежде, исповедовалась и причащалась, а также стала принимать колодезную воду и готовить на ней пищу. Вскоре почувствовала себя лучше и прожила еще 18 лет.

Икона мученика Иоанна Воина известна многими примерами помощи по молитве перед его чтимым образом, особенно в случаях внезапной пропажи вещей.

Вот один из них. Поздней осенью в квартиру к Тамаре, нашей прихожанке, залезли воры и забрали самую ценную вещь - шубу. Бедная женщина излила свое горе в слезной молитве перед образом святого. Иоанна в нашем храме. Позже выяснилось, что как раз в то время, когда она молилась, милиция задержала грабителей, пытавшихся сбыть украденное на рынке. Шубу вернули хозяйке.

Преподобномученице великой княгине Елизавете посвящен наш нижний храм. Великая княгиня посвятила всю свою жизнь служению Богу и ближним после смерти горячо любимого супруга - великого князя Сергия Александровича - погибшего от бомбы террориста. Всех поразило величие духа, с каким вдова переносила страшное горе: она просила императора о помиловании преступника и поехала к убийце в тюрьму, надеясь, что его сердце смягчится и придет к покаянию.

Пережитая трагедия произвела в великой княгине глубокие духовные перемены, убедила в призрачности богатства, славы и других земных благ. Она продала все свои драгоценности и на эти деньги организовала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Благодаря ее помощи и молитвам исцелялись даже те, от кого отказывались врачи. Вылеченные совершенно бесплатно пациенты плакали, расставаясь с Великой Матушкой - так в Москве стали называть Елизавету Федоровну. В годы большевистской власти она категорически отказалась уезжать из России: «Я каждой частичкой своего существа русская. Может статься, я более русская, чем многие из русских», - говорила она.

В ночь на 18 июля 1918 г. великую княгиню вместе с другими членами царского семейства тайно привезли к заброшенной шахте вблизи г. Алапаевска. Когда ее сбрасывали в шахту, она крестилась и громко молила Бога: «Господи, прости им, не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, где, будучи тяжело раненой, сделала перевязку одному из великих князей. Даже перед смертью, забыв о себе, она помогала другим и укрепляла их молитвой. Местные жители слышали, как из глубины шахты долго раздавалась «Херувимская песнь». Прости нас, Великая Русская Матушка, за все, что с тобой сделали! Моли Бога о всех нас, живущих на многострадальной земле русской!

http://pokrova-dn.com/
http://www.ortodox.donbass.com/

Серия сообщений "история":
Часть 1 - Новороссия
Часть 2 - Грибоедов и Армения
...
Часть 6 - Путешествие в Ереван
Часть 7 - Новороссия (Новая Россия, Новая Русь, Новороссийский край)
Часть 8 - Свято-Покровский храм, Старомихайловка
Часть 9 - Село Старомихайловка Марьинского района, Донецкой области
Часть 10 - Джордж Байрон – про Армению и армян
Часть 11 - ЛЕРМОНТОВ и КАВКАЗ

Серия сообщений "религия":
Часть 1 - Свято-Покровский храм, Старомихайловка
Часть 2 - Джордж Байрон – про Армению и армян

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку