Крутые дороги Дмитрия Лихачёва |
Лихачёв Дми́трий Серге́евич (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Дмитрий Лихачев – это человек, которому под силу было оставить глубокий след, как в научной, так и в общественно-политической жизни России. Он прошел через суровое горнило испытаний: репрессия и ссылка на Соловки, блокада Ленинграда 1942 года, советский прессинг свободомыслия. Однако все эти обстоятельства были преодолены с достоинством человека, не потерявшего ни веру, ни умение отдавать себя работе, ни чувство долга и ответственности перед родиной.
Детство Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Ежегодно, несмотря на недостаток в средствах, они старались снять квартиру как можно ближе к Мариинскому театру, покупали два балетных абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми», — рассказывал Лихачев.
В 1923 году Дмитрий Лихачёв поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. Несмотря на начавшиеся уже репрессии против интеллигенции, 1920-е годы были временем расцвета гуманитарных наук в России. Лихачев имел все основания говорить: «Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было много выдающихся ученых. Достаточно назвать имена В. М. Жирмунского, Л. В. Щербы, Д. И. Абрамовича (у него Лихачев писал дипломную работу по повестям о патриархе Никоне).
Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные разговоры на мировоззренческие темы в длинном университетском коридоре, посещение публичных выступлений и диспутов, философских кружков — все это увлекало, духовно и интеллектуально обогащало юношу. «Все кругом было интересно до чрезвычайности <…> единственное, в чем я испытывал острый недостаток, — это во времени», — вспоминает Дмитрий Сергеевич.
Большую часть своей жизни академик Лихачев посвятил изучению древнерусских памятников литературы, которые до этого находились в некотором забвении. Результатом его труда стали произведения, которые открыли Древнюю Русь с новой, глубоко поэтичной стороны. Это такие монографии, как «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Заметки о русском», «Слово о полку Игореве“ — героический пролог русской литературы» и т.д. С большой тщательностью он анализировал и изучал литературные памятники, полемизировал со скептиками, которые сомневались в подлинности древних произведений. Эти труды Дмитрия Сергеевича Лихачева были особенно ценны, так как они рассматривались в контексте библейских текстов, вне которых древнерусская литература безжизненна. С высоты пережитого Лихачев принимал на себя ответственность выступать в защиту ученых и деятелей, провозглашавших правду с трибун. Его огромный авторитет в мировой науке стоял на страже архитектурных памятников Москвы и Санкт–Петербурга: Александровский сад, Невский проспект, квартира поэтессы Цветаевой, вековые деревья остались в жизни современников, благодаря его твердым выступлениям в их защиту.
В эпоху правления Горбачёва академик Лихачев основал Советский фонд культуры, который занимался поиском и возвращением в Россию раритетов, находившихся за ее пределами. Благодаря Дмитрию Лихачеву и помощи, как со стороны руководства, так и со стороны эмигрантов на родину были доставлены многие ценные экспонаты. Ученый лично ввез вещи, принадлежавшие Тургеневу. Времена Ельцина отличались глубоким падением нравов и морали в обществе. Эта ситуация вызвала огромное неприятие академика, что легло в основу его «Декларации прав культуры» и введения им такого понятия как «экология культуры». В конце 90-х годов академик активно работал над созданием фонда, целью которого была поддержка образования, гуманитарных дисциплин и культурных начинаний в России. В 2001 году, уже после смерти ученого, этот фонд имени Дмитрия Лихачева начал свою работу, содействуя общественной инициативе по сохранению и восстановлению культурных пластов страны.
Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (1962)
http://rufact.org/
Серия сообщений "Учёные и открытия":
Часть 1 - Никола Тесла
Часть 2 - Игорь Сикорский
...
Часть 47 - Жизнь и научная деятельность Николая Ивановича Вавилова
Часть 48 - Даниил Гранин о Дмитрии Лихачёве
Часть 49 - Крутые дороги Дмитрия Лихачёва
Рубрики: | Жизнь замечательных людей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |