Рафаэль |
Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.
В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо да Винчи.Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.
В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”, “Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы” Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (“Аньоло Дони”, 1505, Питти, Флоренция; “Маддалена Строцци”, около 1505, там же; “Донна Гравида”, 1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (“Портрет кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Дама в покрывале” или “Донна Велата”, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и другие). В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана, 1519; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.
http://smallbay.ru/raffaello.htm
Диспута
1510
Дама в покрывале
1516
Мадонна дель Импанната, 1514
Видение Иезекииля, 1518
Палаццо Питти, Флоренция
Мадонна ди Фолиньо
1511
Ангел. Алтарь Барончи
фрагмент, 1501
Мадонна Грандука
1504
Преображение
1520
Сикстинская мадонна, 1514 Картинная галерея, Дрезден
Афинская школа
1509
Святое семейство под дубом, 1518
Иоанна Арагонская
1518
Мадонна в зелени
1506
Суд Соломона
1518-1519
Сон рыцаря
1504
Святое семейство, 1508
Старая пинакотека, Мюнхен
Tomba di Raffaello Sanzio
(1483-1520)
http://www.centre.smr.ru/win/artists/rafael/vasari_rafael.htm
Не один раз к творчеству Рафаэля в своих стихах обращался А. С. Пушкин.
1819 г. Пушкин пишет стихотворение "Возрождение" (здесь название имеет двойной смысл), написанного под впечатлением картины Рафаэля "Мадонна с безбородым Иосифом"("Святоне семейство"), выставленной в Эрмитаже.
Картина поступила в музей в 1772 г. в составе знаменитой коллекции Пьера Кроза. На первых страницах каталога выставки пушкинского времени, открывавшегося репродукцией картины, сообщалось: "Господин Барруа весьма дешево купил сию картину, принадлежавшую Ангулемскому дому. Она хранилась в оном без особенного внимания. Не искусной какой-то живописец, желая поновить ее и не умея совместить работы своей, с работой творца оной, всю ее переписал снова, так что уже не видно было в ней кисти Рафаэла. Но когда господин Барруа ее купил, то Вандин, очистив ее от посторонней работы, возвратил свету подлинное ее письмо, которое вместо повреждения стало от того гораздо свежее; наложенные на нее краски не искуснаго живописца послужили ей покрышкой и сохранили ее от вредных действий воздуха". Сегодня принято считать, что картина датируется 1506 г. и ее создание связано либо с именем Таддео Таддеи, либо с именем Гвидобальдо да Монтефельтро. Именно этот факт и послужил Пушкину при написания следующего стихотворения:
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
В том же 1819 г. Пушкин пишет стихотворение, посвященное последней, не законченной картине Рафаэля "Преображение".
НЕДОКОНЧЕННАЯ КАРТИНА
Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о небо, означала
Сии небесные черты?
Ты, гений!.. Но любви страданья
Его сразили. Взор немой
Вперил он на свое созданье
И гаснет пламенной душой.
А. С. Пушкин
Подлинная причина гибели Рафаэля остается тайной и сегодня. В биографиях, восходящих к жизнеописаниям Джорджо Вазари о последних днях говорится так: "...Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил... после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду". В 1805 г. в русской книге "Эрмитажная галерея" сообщалось: "Рафаэль достиг бы блистательных успехов в колорите, если бы пламенное его сложение, непрестанно влекшее его к любви, не причинило ему преждевременной смерти". Во французском "Всеобщем словаре" 1810 г. эта же версия излагалась так: "Рафаэль умер вследствие истощения от своей страсти к женщинам". Отсюда идет и Пушкинская оценка: "Но любви страданья Его сразили.". Во времена Пушкина даже "Сикстинская мадонна"(1515) так высоко не ценилась, как "Преображение", которое считалась общепризнанным шедевром мировой живописи. Вверху картины изображен "преобразившийся" Христос, вознесшийся над горой Фавор, он излучает сияние, а рядом с ним пророки Илья и Моисей, спустившиеся за ним с небес. Ощущение парения трех основных фигур передано настолько сильно, что кажется невесомость возможна и вблизи поверхности земли. Внизу изображены павшие ниц апостолы, а у подножия горы евангельские персонажи. Но, присмотритесь внимательно к лицу Христа и сравните его с автопортретом художника, и вы найдете сходство, еще ранее Рафаэль изобразил себя и в самом ясновидящем из всех ветхозаветных пророков - в портрете пророка Исайи. Незаконченной картина "Преображение" стояла у гроба великого художника, Рафаэль скончался 6 апреля 1520 г., в тот же день когда и родился в 1483 г. Так Рафаэль подготовился к вознесению над временем и бренной суетой земного мира...
Но наиболее интересна, наверное, история стихотворения «Мадона» и картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна".
МАДОНА.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С. Пушкин
Шедевр Рафаэля не раз менял владельцев и страны. И однажды картина попалась на глаза Пушкину, который ее именем назвал свою избранницу.
Странно было бы, казалось, искать следы Наталии Гончаровой в Шотландии, в стране, где ни ей, ни Александру Сергеевичу так и не суждено было побывать. И все же они есть. Земные, зримые следы. В Шотландии, равно как и в Англии, живут прямые наследницы четы Пушкиных - Майра Элис Баттер и Джорджина Филипс.
Девочкой будущая жена поэта учила английский язык и позже в зрелые годы удивлялась себе, что не забыла язык и смогла без ошибок написать письмо своей бывшей воспитательнице, гувернантке-англичанке. Ныне имя самой Наталии Николаевны с благоговением произносится на английском в семьях ее далеких потомков.
Но есть в стране Байрона и Вальтера Скотта реликвия, принадлежащая к числу национальных и самым тесным образом связанная с именем прекрасной Натали. Это одна из жемчужин Национальной картинной галереи в Эдинбурге - "Бриджуотерская мадонна", творение великого Рафаэля.
Именно старинной копией этой картины в июле далекого 1830 года любовался Пушкин. Копия (но об этом тогда мало кто знал - ведь картина приписывалась кисти самого Рафаэля) была выставлена для продажи в Петербурге на Невском проспекте, в витрине книжного магазина, принадлежавшего И.В. Сленину, знакомцу поэта. Пушкин не мог оторвать глаз от чудесного образа мадонны: в ее лике виделись ему небесные черты невесты.
"Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет, - пишет он Натали Гончаровой в Москву. - Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей".
И далее в том же письме - неожиданное предложение поэта-жениха: коль на покупку так полюбившейся картины не достает средств, "Афанасию Николаевичу следовало бы выменять на нее негодную Бабушку" ("Бабушка" - это всего лишь бронзовая статуя Екатерины II работы немецкого скульптора Мейера, принадлежавшая Гончаровым и назначенная в качестве приданого Натали). Бронзовая императрица в обмен на "Рафаэлеву мадонну" - ну, чем не гениальное решение?
Как же хотелось поэту "украситьсвою обитель" именно этой картиной!
Тогда пушкинский "прожект" так и не был исполнен. Прекрасная копия обрела иного владельца и была увезена в Германию (к слову сказать, на родину "медной бабушки") во Франкфурт-на-Майне, где и хранилась в Штеделевском институте искусств. В годы Второй мировой войны она таинственным образом исчезла, и следы ее затерялись. Именно на этой копии и был в отличие от оригинала изображен пейзажный фон: "под пальмою Сиона".
Но вернемся к самому подлиннику. Пушкину не суждено было воочию видеть шедевр Рафаэля. История этой картины удивительна.
"Мадонна с младенцем" (так первоначально именовалась она) написана была великим итальянцем в пору расцвета его гения в 1504-1507 годах, в так называемый флорентийский период. Затем, в веках меняя своих владельцев, оказываясь то во Франции, то в Англии, картина попадает наконец в собрание к герцогу Бриджуотеру - отсюда и ее странное, не привычное русскому уху название.
Картина в числе шести изображений Святого семейства хранилась в Пале-Рояле, парижском дворце герцога Орлеанского, и была похищена во время революции. Именно во Франции у неизвестного владельца ее купил другой герцог - Бриджуотер.
После кончины английского герцога все богатейшее собрание живописи, в том числе и "Бриджуотерская мадонна", перешло к его наследнику Стаффорду. Долгие годы картина хранилась в лондонской галерее - фамильном "Доме Бриджуотеров", но во время Второй мировой, когда немцы нещадно бомбили Лондон, картину вместе с другими шедеврами (полотнами Тициана, Рембрандта, Пуссена) вывезли в более безопасное место, в Эдинбург. Для Англии существовала и еще одна реальная угроза лишиться замечательных творений старых мастеров. Тогда созданные по приказу Адольфа Гитлера специальные отряды экспертов рейха буквально охотились за живописными шедеврами. По всей Европе рыскали они в поисках объявленных "важными для империи" экспонатов, что должны были бы постоянно пополнять личное собрание фюрера, огромный музей на его родине, в австрийском городке Линце. Так что предосторожность англичан была не лишней. Да и шотландский характер был знаком им не понаслышке - кто-кто, а шотландцы со своими сокровищами просто так бы не расстались.
Даже в военные годы Национальная галерея в Эдинбурге не закрывалась. Напротив, галерея словно переживала свой Ренессанс: сотни посетителей в благоговейной тишине созерцали ее сокровища. И многие из них чуть ли не каждодневно приходили к "Бриджуотерской мадонне", притягивавшей к себе неведомой силой.
Знаменитому полотну Рафаэля вот-вот сравняется пятьсот лет. Сколько раз за века великое творение было буквально на волоске от гибели. Сколько раз картина становилась невольной заложницей политических страстей, бушевавших в Европе, и последующих за ними губительных революций, переворотов, войн, мятежей. И все же после стольких опасных приключений, выпавших на ее судьбу, она обрела свое надежное пристанище - в Национальной галерее Шотландии.
Кто из пушкинистов не мечтал бы увидеть "Бриджуотерскую мадонну"! Ведь в ней, помимо зримого образа, запечатленного гениальной кистью, будто заключен еще и некий мистический "треугольник": Рафаэль Санти, Александр Пушкин, Натали Гончарова.
Пушкин, как уже сказано, часами простаивал у копии. (Сам-то он был уверен, что это подлинник, ведь картина продавалась по баснословной цене - сорок тысяч рублей.) Но какой восторг должен был бы испытать поэт, доведись ему увидеть сам оригинал. Гении - родня друг другу. И встреча их, пусть и виртуальная, через столетия, не проходит бесследно для человечества.
Уже давно и самым убедительным образом доказано, что именно "Бриджуотерская мадонна" Рафаэля вдохновила Пушкина на создание его поэтического шедевра - сонета "Мадона", гимна великой и светлой любви. Один шедевр - живописный побудил к жизни другой - поэтический. Пушкин сумел предвидеть, предвосхитить суть своей избранницы, ее гений, тихий гений красоты и материнства. Она - мадонна. Слово было найдено, самое емкое и точное. Но все же Пушкин назвал невесту Мадонной и этим будто предсказал ее будущие страдания. В свете шутили, поговаривали, что Пушкин женится, чтобы завести дома собственную мадонну. Поэт смеялся, ласково называл свою Ташу "косой мадонной" за легкую, чуть заметную косинку ее прекрасных светло-карих глаз.
Не только Пушкин нашел столь точный образ для своей любимой. Графиня Долли Фикельмон имела обыкновение все чувства и впечатления поверять своему дневнику. Жена поэта поразила воображение светской красавицы-графини:
"Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страдания Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!"
Да, ей предстояла горькая, но и великая судьба, судьба Мадонны. И это заветное слово было произнесено, став названием чудесного пушкинского сонета.
Сонет, первоначально названный Пушкиным "Картина", а лишь затем "Мадона", под стать величайшим творениям ушедших эпох. Есть непостижимые совпадения, некие временные параллели в судьбах гениев. Известно, что Рафаэль не чужд был поэтического вдохновения и сам писал сонеты. Пушкин поистине боготворил Рафаэля, подтверждением чему его стихи, где столько раз упоминается имя итальянского живописца. По странной прихоти судьбы русскому гению было отпущено столько же земного бытия, сколь и великому флорентийцу, - ровно тридцать семь лет.
В Эдинбург я стремилась давно. Конечно же, была наслышана о древней столице шотландского королевства, не похожей ни на один из городов мира, о величественном замке, возвышающемся на неприступной скале - символе свободы и независимости, великолепных памятниках, садах и музеях.
Нет, не случайно в славном Эдинбурге, настоящем городе-музее, более всего я мечтала побывать в Национальной галерее и среди ее бесценных сокровищ увидеть лишь одну картину. И вот, наконец, она, "Бриджуотерская мадонна". Сколько раз я вглядывалась в ее черно-белое изображение и, казалось, знала все до мельчайших штрихов. Но цвет, вернее, чудотворная кисть Рафаэля вершит чудеса. Перед этим совершенным творением можно поистине стоять часами. Есть, наверное, скрытая символика в том, что "Бриджуотерская мадонна", навеки соединенная с именами поэта и его избранницы, хранится в Шотландии - стране, ставшей родиной их далеким потомкам.
Как загадочно и тесно переплетено все в нашем мире - средневековая Флоренция, Москва и Петербург девятнадцатого столетия, Эдинбург - двадцать первого века, нового уже третьего тысячелетия. Сколь много людских судеб, как в таинственном зеркале, отразились в бессмертном шедевре Рафаэля. В том-то и смысл, суть гениальных творений, что однажды, волею Создателя явившись в мир, они начинают жить особой жизнью, вовлекая в свою орбиту тысячи иных жизней и наполняя их чудесной силой.
источник
Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды:
Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды,
И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды,
И это лоно матери, и в нем
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной
Ave Maria - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
1842
Необычайная она! Сверх сил!
Не обвиняй меня пока! Забыл!
Благословенна ты! Велел сказать -
Благословенна ты! А дальше гладь
Такая ровная... Постой: меж жен
Благословенна ты... А дальше звон
Такой ликующий... - Дитя, услышь:
Благословенна ты! - А дальше тишь
Такая...
18 декабря 1921
Марина Цветаева
.
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |