TV-мания
Шалак Владимир
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник Института философии РАН
vaal_project@mail.ru
На сайте
http://tvin.net.ru/ можно подписаться на еженедельную рассылку кратких анонсов художественных фильмов, демонстрируемых на различных каналах телевидения. Посмотрим, имеются ли различия между каналами в подборе фильмов.
Мы понимаем, что краткий анонс фильма - это не то же самое, что и фильм, но так или иначе рассылка рассчитана на то, чтобы ориентировать людей в их выборе, что смотреть.
Для анализа мы взяли текст рассылки за февраль 2004 года для каналов - ТНТ, ТВ-3, СТС, РТР, РЕН-ТВ, Первый канал, НТВ, Культура, ДТВ. В качестве примера анонсов от 16 февраля для каналов РТР и НТВ можно привести следующие:
РТР 8.45 "ЧОКНУТЫЕ". ("МОСФИЛЬМ". 1991 Г.)
Впервые Петербург и Царское Село соединит железнодорожная дорога. Трудно представить, что когда-то этого могло не быть! Инициатор строительства - австрийский инженер Отто фон Герстнер, приехав в Россию, наталкивается на массу сложностей и препятствий...
Режиссер: А. Сурикова.
В ролях: Наталья Гундарева, Николай Караченцов, Леонид Ярмольник, Ольга Кабо, Семен Фарада, Михаил Боярский.
НТВ12.30 "В ОСАДЕ-2". (США. 1995 Г.)
Террористы захватывают пассажирский поезд, чтобы, разместив на нем специальную аппаратуру, получить возможность управлять специальным спутником НАСА, снабженным лазерным оружием. К их несчастью этим же поездом следует и бывший командир морской пехоты Кейси Райбек со своей племянницей. Он вступает в борьбу с захватчиками и освобождает заложников, попутно уничтожив всю банду. И спасает от гибели жителей столицы Штатов - Вашингтона, на который нацеливались террористы.
Режиссер: Джефф Мэрфи.
В ролях: Стивен Сигал, Эрик Богозиан, Кэтрин Хэйгл, Моррис Честнат, Эверетт Макгилл, Брэнда Бэкки, Питер Грин, Энди Романо.
Оценки, полученные с помощью психолингвистической экспертной системы ВААЛ, нельзя в полной мере атрибутировать политике, проводимой телевизионными каналами, но определенный повод для размышлений эти оценки дать могут.
Герои, действующие в фильмах, наделяются теми или иными личностными чертами. На следующей диаграмме представлены оценки по 15 основным чертам, представленным в русскоязычной культуре. Нулевая оценка соответствует среднему значению по всем каналам, а отклонения от нее в положительную или отрицательную сторону характеризует специфику киноперсонажей конкретного канала. Например, на каналах ТНТ, Культура и ДТВ относительно общего фона они более доброжелательны, а на каналах ТВ-3 и НТВ - недоброжелательны (злобны). Аналогично и по другим чертам.
Различные исследователи обнаружили, что при общении с незнакомым человеком мы заранее ожидаем у него наличия определенных черт. А именно тех черт, которые наиболее часто встречаются у окружающих нас людей. Их совокупность можно назвать стереотипом русского/российского национального характера. Мы ожидаем, что окружающие нас люди в своем большинстве доброжелательны, умны, правдивы и немножко непрактичны. К этим же самым выводам мы пришли путем контент-анализа художественных текстов русской литературы. Результаты были в свое время частично опубликованы на нашем сайте в статье "Стереотипы национальных характеров".
Совокупность ожидаемых черт обладает особой притягательностью. Невольно вспоминаются главные герои фильма "Агент национальной безопасности" - Николаев и Краснов. Они добры, они умны, они борются за правду и справедливость, но постоянно попадают в дурацкие ситуации. Сценарист и режиссер правильно угадали, каким должен быть главный герой, чтобы зритель его полюбил.
Герои фильмов на различных каналах выглядят следующим образом:
* ТНТ - доброжелательны и непрактичны.
* ТВ-3 - лживы, глупы и злы.
* СТС - в пределах средней нормы.
* РТР - умны и немножко непрактичны.
* РЕН-ТВ - немножко практичны и немножко глупы
* Первый канал и НТВ - умны, практичны и злобны.
* Культура - доброжелательны и правдивы.
* ДТВ - доброжелательны.
В статье "Стереотипы национальных характеров" была выявлена общая структура черт русского стереотипа по всем 15 чертам. На следующей диаграмме представлены коэффициенты корреляции между русским стереотипом и наборами черт, присущих героям анализируемых каналов. Значимыми на уровне 0,05 являются коэффициенты, превышающие по абсолютной величине 0,51. Как хорошо видно, наиболее близки русскому национальному стереотипу герои фильмов на каналах РТР и Культура, а наиболее чужды - герои ТВ-3.
Аналогичные коэффициенты корреляции для стереотипа американца, каким он представлен в русскоязычной культуре, приведены на следующей диаграмме. Герои ТВ-3 и СТС близки к этому стереотипу, а герои Культуры и ДТВ совершенно отличны от него.
Оценки агрессивности содержания фильмов, как они представлены в анонсах, приведены на следующей диаграмме. Нулевая оценка - это средняя частота встречаемости агрессивно окрашенных терминов по анонсам всех каналов. Для конкретных каналов указано, на сколько процентов от средней отклоняется частота агрессивно окрашенных терминов в анонсах данного канала. Наименее агрессивны фильмы на каналах ТНТ (-38%), РТР (-27%) и Культура (-26%). Наиболее агрессивны фильмы на каналах НТВ (+42%) и Первом (+35%).
Чем мотивированы поступки героев?
* ТНТ - дружбой, взаимопониманием +23%
* ТВ-3 - стремлением к успеху +3%, дружбой и взаимопониманием +8%
* СТС - стремлением к власти и подчинению других +30%
* РТР - мотивы ниже средней нормы
* РЕН-ТВ - стремлением к успеху +18%
* Первый канал - стремлением к власти +10%, стремлением к успеху +20%, дружбой, взаимопониманием +20%
* НТВ - стремлением к власти и подчинению других +33%
* Культура - мотивы ниже средней нормы
* ДТВ - стремлением к успеху +11%
Мотивы интересны не только сами по себе, но и в виде отношений друг к другу. Например, большая величина отношения выраженности мотива Власти к мотиву Аффиляции (социальной поддержки) характерна для тоталитарных государств, в которых интересы личности приносятся в жертву интересам государства. На следующей диаграмме представлено отношение частот слов-маркеров мотива Власти к частотам слов-маркеров мотива Аффиляции. Максимальное значение данный показатель принимает для анонсов фильмов на НТВ и СТС.
Какое ценностное отношение к окружающему нас миру пытаются донести до зрителей демонстрируемые фильмы?
* ТНТ - практическое преобразование мира +49% и его красоту +67%.
* ТВ-3 - ценности людских взаимоотношений +55%.
* СТС - красоту +63%.
* РТР - практическое преобразование мира +46% и его познание +25%.
* РЕН-ТВ - практическое преобразование мира +11% и ценности людских взаимоотношений +17%.
* Первый канал - познание окружающего мира +39%.
* НТВ - все показатели ниже средней нормы.
* Культура - красоту окружающего мира +20%.
* ДТВ - познание окружающего мира +36%, ценности людских взаимоотношений +7%.
Таков краткий анализ анонсов художественных фильмов, показанных на различных каналах ТВ в феврале. Было бы хорошо дополнить его еще и анализом количественного и качественного состава их аудиторий, но в настоящее время необходимых данных у нас нет, и эту задачу мы отложим на более подходящее время.