Шедевры русской живописи в "Красках и звуках". Часть VII
Друзья, сегодня мы познакомимся с VII частью смоликов (роликов) из нашего нового цикла «Шедевры русской живописи».
1. Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) «Спящая царевна» Картина Виктора Васнецова «Спящая царевна», написанная в 1926 году, одна из иллюстраций к циклу «Поэма семи сказок». По замыслу художника, в ней были запланированы такие сюжеты: «Спящая царевна», «Баба-яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и новый вариант «Ковра-самолета». Картину можно рассматривать просто как талантливую иллюстрацию, но как любой живописный шедевр, она скрывает в себе глубокие смыслы. Если выйти за рамки сказочного сюжета и рассмотреть социально-исторические аспекты, то окажется, что «Спящая царевна» — это аллегорическое изображение Руси. Васнецов не одобрял революцию, от иммиграции отказался из-за любви к родине. Но той России, которую он знал и любил, уже не осталось, поэтому после 1917 года художник с головой ушел в сказочную и былинную живопись. В его картине Русь-царевна и все ее подданные заснули глубоким сном и не видят того ужаса, что творится вокруг. Спят даже воины – некому защитить девицу. Остается надеяться только на дальние терема-страны, в которых жизнь, кажется, не остановилась. Придет ли оттуда принц, который разбудит девушку-Россию от страшного сна? В своих мифических полотнах художник скрывал свою боль и тоску, ужас от происходящего. Он словно сам мечтал забыться столетним беспробудным сном, чтобы проснуться в новом лучшем мире. (Музыкальное сопровождение: Лядов Анатолий (1855-1914) Восемь русских народных песен для оркестра, Op.58, «Протяжная»)
2. Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) «Баян» Знаменитая картина Васнецова «Баян» была создана предположительно по мотивам «Слова о полку Игореве» и стала завершающей в цикле работ, посвященных фольклорно-исторической тематике. Художественное произведение повествует о неудачном походе русских князей против половцев в 1185 году. Картина «Баян» выполнена традиционном стиле Виктора Васнецова. Полотно было закончено и представлено на обозрение другим художникам в 1910 году. В картине «Баян» Васнецов пытался передать духовное единство дружины и древнерусского сказителя, а также преемственность поколений на Руси. (Музыкальное сопровождение: «Приди Душе Велий», исп. Кирилл Богомиловъ (Кантелеон)
3. Максимов Василий Максимович (1844-1911) «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» одно из лучших произведений позднего передвижника Василия Максимова. Выходец из крестьян, знающий жизнь деревни, кровно с ней связанный, Максимов, по его собственным словам, ставил целью пробудить в зрителях "любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного бытия". Тускло освещенная изба, накрытый скатертью стол, взволнованные хозяева, колоритные гости, нарядные жених и невеста под иконами, пестро расшитые полотенца на стенах – каждая деталь повествует о жизни русского крестьянства, самобытности его мира. Позднее художник писал П.М.Третьякову о своей деревенской жизни: "Живя здесь, среди простых людей, не видя ни искусства, ни искусственности, постоянно сравниваешь и себя с этим людом, и картину с той жизнью, которую задаешься изображать"
(Музыкальное сопровождение: "Ходила младёшенька", исп. К. Шаханов, В. Беляевский, обр. В. Городовской)
4. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) «Московская улица XVII века в праздничный день»
Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» была представлена на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве в марте 1895 года. В 1898 году полотно Андрея Рябушкина экспонировалось на организованной художественным объединением «Мир искусства» выставке русских и финляндских художников, открывшейся в Петербурге. В 1900 году картина входила в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже. Хотя в целом картина получила положительные оценки от критиков, продать её художнику не удалось. Впоследствии Рябушкин «уступил» её своему другу, художнику Владимиру Фролову, а в 1945 году картина была приобретена Государственным Русским музеем.
(Музыкальное сопровождение: Николай Римский-Корсаков (1844-1908) "Колыбельная" из оперы "Садко")
5. Маковский Константин Егорович (1839-1915) «Поцелуйный обряд»
В стародавние времена, на Руси было большое количество обрядов и традиций, которые несли в себе глубокий смысл для народа того времени, передавались из поколения в поколение и строго соблюдались всеми жителями. Картина К. Е. Маковского «Поцелуйный обряд» создана в 1895 году. На полотне художник изобразил поцелуйный обряд - ритуал, с помощью которого хозяева чествовали своих гостей выражая им свое почтение. Появление данного ритуала датируется 15 - 17 вв. После богатого обеда жена хозяина дома выходила к гостям со своими дочерьми и слугами. Для проведения обряда она наряжалась в лучшие наряды и украшения для того, чтобы преподнести гостям чашу с напитком. Прислонившись губами к чаше, она давала ее гостю. После того, как гость выпьет содержимое, ему нужно поцеловать хозяйку и ее дочерей в щеку.
(Музыкальное сопровождение: «Травушка-муравушка», исп. Этно-фьюжн проект «Груня»)
Полотно «Послы Ермака у Красного крыльца перед царем Иоанном Грозным» было написано Станиславом Ростворовским в 1884 году. Картина стала выпускной и за нее художник получил Большую золотую медаль и поездку за границу для работы. В конце 19 века в Академии художеств появились костюмные классы, где студенты с натуры писали одежды, тщательно прорабатывая детали. В этом полотне бросаются в глаза – полутона, рефлексы, светотени, которые строят объемное восприятие картины. Полотно хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
7. Пукирев Василий Владимирович (1832-1890) «В мастерской художника»
Сцена, изображенная на картине Василия Пукирева «В мастерской художника», весьма характерна для того времени. Мастерскую художника посетил покупатель – богатый купец, чей образ не лишен карикатурности. Его сопровождает священник и знаток, изучающий икону, возможно, нужную для домовой церкви купца-покупателя. По воспоминаниям ближайшего сподвижника П.М.Третьякова, Н.А.Мудрогеля, старейшего хранителя галереи, в образе художника запечатлен сам автор картины, а в покупателе – П.И.Губонин, крупный землевладелец, подрядчик по строительству железных дорог, благотворитель и меценат. Священник написан с В.И.Романовского, протоиерея церкви Святой Параскевы на Пятницкой улице в Москве, в эксперте-знатоке можно узнать учителя рисования одной из школ Замоскворечья. Близость к традициям "натуральной школы" – находить объекты для изображения в окружающей жизни – очевидна. Несомненен и чуть ироничный взгляд Пукирева на создавшуюся ситуацию. Разыгрываемая комическая сцена заставляет самого автора несколько строго и отстраненно наблюдать за происходящим
(Музыкальное сопровождение: П.И.Чайкрвский (1840-1893) "Variations on a Rococo Theme, Op. 33")