"Агитационный фарфор" не нуждается в специальном представлении. Тем не менее, коротко напомним историю появления этого, своего рода, феномена, не имеющего аналогов в мировом искусстве. Разве что можно провести лёгкую параллель с французскими фаянсовыми изделиями, выпускавшимися во время буржуазной революции 1789 года, на которых в карикатурной форме стали изображать символы трёх сословий, прославленного Мирабо, бдительного галльского петуха, сидящего на пушке... А когда стала сказываться усталость от нескончаемых войн, появилось изображение "Тихой пристани" с надписью "стремлюсь сюда".
Со значительной натяжкой к агитационным можно присовокупить русский фарфор и стекло, выпускавшиеся в России по следам Отечественной войны 1812 года, с воспроизведением карикатур И. Теребенева на французскую армию и графических листов с портретами российских героев.
Последнее упоминание об Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) поместила газета "Свет" 17 февраля 1917 года. Изделия, выпускавшиеся ИФЗ в период Временного правительства, маркировались особой отметкой в виде тёмно-зелёного двуглавого орла в круге с датой "1917". Предметов этого периода было выпущено очень небольшое количество, и их коллекционная значимость несомненна. В марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных искусств завод был передан в ведение Народного Комиссариата просвещения как испытательная керамическая лаборатория республиканского значения. С этого времени предприятие стало именоваться Государственным фарфоровым заводом в Петрограде (ГФЗ).
Тогда же заводу был дан государственный заказ на изготовление бюстов "Великим людям в области революции", а также "утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами". Столь ответственный, по тем временам, заказ стал следствием выдвинутого Лениным плана "монументальной пропаганды" и принятого на его основе декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". В числе первых были выполнены в бисквите реалистические бюсты Карла Маркса и Карла Либкнехта (скульптор В. Кузнецов), бюст публициста-просветителя XVIII века Н. Новикова и рельеф "Декабристы" (скульптор Н. Данько). Наиболее удачным из них стал, безусловно, монументальный бюст Карла Маркса.
Несколько лет назад через отдел антиквариата магазина "Букинист" на Проспекте Мира был продан очень хороший, подлинный экземпляр этой работы В. Кузнецова. К сожалению, у музеев не нашлось необходимых средств, и он был приобретен одним известным московским коллекционером за смешную сумму для такого класса произведений - 1500 или 1700 долларов.
С бюстом Карла Маркса связан ещё один любопытный исторический факт. Это было первое произведение советского фарфора, которое приобрёл в свою коллекцию А. Морозов, чьё уникальное собрание, как известно, позднее было преобразовано в Музей фарфора.
Из живописных работ первым "произведением монументальной пропаганды" стало крупное юбилейное блюдо по рисунку С. Чехонина к октябрю 1918 года, с изображением герба РСФСР в цветах, исполненных золотом и яркими полихромными красками на чёрном фоне. За этим последовал целый ряд агитационных изделий. Наряду с Чехониным, возглавлявшим тогда творческий коллектив завода, с Н. Данько и В. Кузнецовым, работала целая плеяда талантливейших художников и скульпторов: М. Адамович, Р. Вильде, З. Кобылецкая, А. Щекотихина-Потоцкая, В. Тимарёв и многие другие.
Любопытно, что в перспективе предполагалось наладить массовый выпуск агитационного фарфора, сделав его доступным для "широких народных масс". Так, Д. Штеренберга, известного художника-авангардиста, бывшего с 1917 года "комиссаром по делам искусств в Петрограде", очень тревожило, что фарфор оседает у коллекционеров, не доходя до "рабочих слоёв", и не выполняет из-за этого своей агитационной миссии. В. Ленин, в беседе с которым Штеренберг затронул эту тему, успокоил его, сказав, что "со временем, когда разовьётся наше хозяйство", фарфор будет доступен рабочим и крестьянам.
А всероссийский староста М. Калинин наивно предполагал, что "постепенно, но, несомненно, разовьётся вкус у наших трудящихся к изящной жизни, к изящной обстановке", и они "потянутся к фарфору" и будут понимать, "сколько радости может доставить в становящейся постепенно всё более уютной квартире рабочего красивое фарфоровое произведение".
На практике дело обстояло несколько иначе. Фарфор выпускался весьма незначительными тиражами - не более 300 экземпляров, и предназначался, главным образом, для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках, где успешно исполнял, по словам А. Луначарского, роль полпреда молодого государства Советов за рубежом. Начиная с 1920 года, советский художественный фарфор побывал на выставках в Риге, Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Как писал один французский журналист: "Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре".
Ему вторит наш соотечественник, коллекционер В. Охочинский. В журнале "Среди коллекционеров" (№№ 8-9, 1921) он делится впечатлениями о выставке изделий ГФЗ за 1919-1921 годы, экспонировавшейся в заводском магазине. Коллекционер отмечает, что "из всех видов современного русского изобразительного искусства один только Государственный фарфоровый завод сумел найти те новые пути и виды живописи, которые смогут войти в историю искусства под названием "пролетарского стиля". Косвенным подтверждением сказанному служит и такой факт: на выставке в Брюсселе группа белоэмигрантов разгромила витрину советского фарфора.
В самой же Стране Советов агитационный фарфор можно было увидеть разве что выставленным "за стеклом" на центральных улицах Москвы и Петрограда. Художник Елена Данько (сестра скульптора Натальи Данько) позднее вспоминала: "Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад".
Увы... Мир остался прежним, но агитационный фарфор превратился в предмет коллекционирования. Рассмотрим связанные с ним проблемы спроса и ценообразования на отечественном антикварном рынке.
Итак, художественные достоинства и коллекционная привлекательность агитационного фарфора были неоспоримы и очевидны уже для современников. Упомянутый выше В. Охочинский сетовал на то, что завод не продаёт своих изделий, и возлагал большие надежды на предстоящий аукцион в пользу голодающих. Тем более что изделия, изготовленные специально для продажи на аукционных торгах, имели особую марку с надписью "В пользу голодающих" и датой "1921". Акция, ориентированная на помощь голодающим Поволжья, включала и участие произведений агитационного фарфора в аукционных торгах за рубежом.
Первый номер журнала "Эхо" за 1922 год, повествуя об успехе советского фарфора за границей, приводит следующий факт: после одного из обедов в Стокгольме была продана с импровизированного аукциона в пользу голодающих детей фарфоровая тарелка с изображением В. Ленина. "Присутствовавшие на аукционе капиталисты наперебой набивали цену, мечтая "завладеть Лениным". Речь идёт об известной тарелке М. Адамовича с портретом В. Ленина, выполненным по рисунку Н. Альтмана. Подтверждение популярности советского фарфора первых послереволюционных лет, прежде всего, у иностранных коллекционеров, мы находим и в журнале "Среди коллекционеров". В № 10 за 1921 год сообщается, что Петровнешторгом зафрахтован пароход "Руно" для перевозки в Лондон различных товаров, в том числе фарфора. Далее обозреватель антикварного рынка резюмирует: "На наш фарфор предъявляется огромный спрос со стороны европейских коллекционеров, особенно на изделия ГФЗ, выпущенные в ознаменование того или иного политического события и снабжённые соответствующими лозунгами". И далее: "За последнее время, в связи с приездом иностранцев, цена на фарфор и русские художественные изделия возросла почти вдвое, и сильно повысился интерес к произведениям искусства, как нового, так и старого".
Таким образом, советский фарфор становится не только средством агитации "за власть Советов", но и превращается в весьма прибыльную статью дохода. Об этом свидетельствуют и некоторые данные аукционных торгов, которые проводились, например, в Петроградском Доме искусств в сентябре 1921 года. За две "старые" тарелки ИФЗ было уплачено 19 800 рублей, за пару же "новых" тарелок 1919 года - 22 000 рублей.
Ещё один пример. В октябре 1921 года магазин Государственного фарфорового завода неожиданно открыл свободную продажу своих изделий, очевидно, после закрытия упомянутой выше выставки. "Фигурки последнего выпуска" продавались по 400 000 рублей, тарелки - от 12 000 до 300 000 рублей. Самой дорогой оказалась известная агитационная тарелка М. Адамовича "Красная звезда" с кобальтовым бортом, украшенным золотыми колосьями.
По мере приближения к зловещему 1937 году ситуация стала меняться. Изменилось и официальное отношение ко многим художникам, участвовавшим в создании агитационного фарфора. И вот уже С. Чехонин из "верного спутника революции - трубадура советской государственности", как охарактеризовал его А. Эфрос (Профили. "Федерация", К., 1930), превратился в "идеолога оттеснённых капитализмом групп, реставратора старой аристократической романтики" и, вообще, "выявил своё классово чуждое пролетариату идеологическое содержание".
В качестве совсем уж анекдотичного примера можно привести "критический анализ" рисунка на "советский сюжет" под названием "Новгородская стройка". В одной из статей сборника "Художественное оформление массовой посуды", выпущенного в 1932 году, Н. Соколова пишет, что художник не только не сумел "творчески оформить идею о социалистическом строительстве", но и оказался "бессильным вскрыть идеологическое содержание темы". И уж совсем не понятно, сетует автор, "за что агитирует художник, куда и зачем мы вместе с ним поплывём, - его "попутный" ветер дует сразу к двум разным берегам". Автор имел неосторожность "направить" дым фабричных труб влево, а парус лодки, проплывающей под мостом, - вправо.
Речь идёт всего лишь о печатном рисунке для оформления массовой посуды. Как это ни парадоксально, отдельные предметы фарфоровой посуды, декорированные именно этим рисунком, хранятся во многих музейных собраниях, а на одном из последних антикварных Салонов был выставлен целый чайный сервиз прекрасной сохранности и за небольшие деньги, но и этой суммы, увы, не оказалось у музея.
Неудивительно, что художественные ориентиры собирателей в контексте своего времени существенно изменились. На фоне утверждавшегося в частном интерьере "сталинского ампира" во второй половине 1930-х годов особым пиететом пользовались вещи бесспорные, освящённые традицией русского классицизма минувших столетий. В таком "царственном" окружении собрание советского фарфора недавнего прошлого выглядело почти нонсенсом, если не сказать - чудачеством. Мария Владимировна Миронова, чья совместная с А. Менакером коллекция формировалась в предвоенные 1930-е годы, позднее вспоминала: "Это увлечение было постоянным объектом шуток наших друзей: настоящие коллекционеры старину собирают, а вы - черепки. Но, надо сказать, старину в то время собирать было гораздо проще, чем агитационный фарфор".
Тем не менее, именно в эти годы сформировалось новое поколение коллекционеров, утративших прежний размах, но зато часто движимых желанием сберечь и сохранить для потомков культурные ценности. Тогда же было положено начало коллекциям советского, в частности, агитационного фарфора. Кроме уже упомянутых М. Мироновой и А. Менакера, можно назвать Ф. Вишневского, Е. Кристи, С. Бакулина, Л. и Э. Утёсовых, в чьи собирательские интересы в большей или меньшей степени входил и агитационный фарфор.
Справедливости ради нужно отметить, что и в Москве, и в Ленинграде продолжали функционировать антикварные магазины, в которых продавались и предметы раннего советского фарфора. Например, небезызвестный Государственный музей керамики, переместившийся уже тогда из Москвы в подмосковную усадьбу "Кусково", через антикварный магазин приобрёл в 1939 году скульптуру Н. Данько "Пятилетие Красной Армии", а в 1949 году - фигурку Б. Кустодиева "Гармонист".
В 1950-1960-х годах коллекционирование получает, наконец, вполне официальный статус, постепенно набирая темпы и даже приобретая оттенок престижности и моды. Наряду с коллекциями, сложившимися ещё в довоенное время, появляются новые. Одни из них носят комплексный характер, в других предпочтение отдаётся какому-то определённому направлению. Наиболее ценные коллекции раннего советского, в том числе агитационного, фарфора были в тот период, кроме уже упоминавшихся С. Бакулина, М. Мироновой, А. Менакера и Утёсовых, у П. Данилова, Л. Кагана, Я. Рубинштейна, Е. Гридневой - в Москве, у О. Рыбаковой, В. Голод, И. Эзраха, Е. Рыковой-Саяновой - в Ленинграде. Однако до поры до времени эти коллекции и имена их владельцев были известны лишь очень узкому кругу специалистов и любителей, равно как и сам агитационный фарфор оставался малодоступным широкой зрительской аудитории и практически "нераскрученным" видом антиквариата, как у нас в стране, так и на Западе.
Впервые в послевоенные годы агитационный фарфор был представлен на выставке "Советский художественный фарфор завода имени М.В. Ломоносова", организованной ЛФЗ совместно с Государственным Русским музеем и экспонировавшейся в залах ГРМ в 1954-1957 годах (в 1961 году был издан краткий каталог-перечень выставки). Но первой, по-настоящему серьёзной, попыткой "легализовать" ранний советский фарфор и представить его массовому зрителю стало издание в 1962 году каталога собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", включающего 174 произведения советского фарфора 1918-1923 годов. Каталог снабжён научным комментарием и содержит биографии художников, а также заводские марки и авторские метки. На сегодняшний день это почти раритетное издание (тираж 5 000 экземпляров).
Полностью статья по ссылке
http://www.farfor.net/index/ru/press/13.html
Подробная книга по истории агитационного фарфора по ссылке
http://www.jamert.ee/ap/main.html?cat=work_1
http://farfor.antikwariat.ru/