С 1933 года Натали начинает сниматься в кино. Необыкновенная фотогеничность и роскошные платья "от Лелонга" делали ее заметной на экране, где в то время блистало много красавиц - эмигранток из России. Незамедлительно последовало приглашение в Голливуд, где Натали снялась в двух картинах. В одном из фильмов ее партнерами были восходящие звезды американского кино: Кетрин Хепберн и Кэри Грант. Во Франции Натали появилась в киноленте 1936 года "Новые мужчины" вместе с Жаном Марэ.
Александр Васильев писал о ней, как о неталантливой актрисе, ничем особым на экране себя не проявившей: но на нее можно было смотреть не отрываясь.."Она играла в основном характерные роли - взбалмошных, эксцентричных и, конечно, всегда элегантных женщин, но эти образы не отличались большой глубиной." - замечает А. Васильев.
Между тем, десятилетие брака Натали подходило к концу. Решившись на разрыв и оформив все официальные бумаги, мадам Лелонг стремительно возвратилась в ставшую ей родной Америку, заключила контракт на съемки в новом фильме и, ровно через десять лет после первой свадьбы, - в августе 1937 года вышла вновь замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона. А мсье Лелонг печальный факт развода ознаменовал новой коллекцией умопомрачительно дорогих туалетов для осенне -зимнего парижского сезона и новой серией ароматов, тоже сводящих с ума парижских модниц. Духи и туалетная вода носили название:"Le N"..
Натали? Ушедшая навсегда любовь? Но ведь по французски также звучит слово " ненависть":Натали. Пришедшая ненависть?.. Загадку названия не удалось узнать никому. Аромат моден до сих пор.
Ирина и Натали
На американском континенте Натали Палей - Уилсон по прежнему усиленно занимается модельным бизнесом, работая вместе со своими соотечественницами: Валентиной Саниной, сводной сестрой Марией Павловной Романовой. Не склонная быть "просто женой" за короткое время стала преуспевающей, известной моделью в американской фирме
"Линчбойчер" Она многим своим соотечественникам щедро оказывала поддержку, крестила детей, устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития и вечеринки. В ее салоне бывали Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты. Они очаровывались хозяйкой в пять минут, признавались в любви. Она пленительно улыбалась, кивала головой. Но настоящей эмоциональной близости у нее не было ни с кем. Даже с сестрой Ириной связь со временем ослабла, а потом и вовсе - прервалась.
Ирина и Натали
Может быть, это было связано с несколько замкнутым и эксцентричным характером самой Натали, а может, - с долгим и стойким увлечением спиртными напитками ее мужа, Джона Уилсона.
Увлечением, перешедшим в болезнь настолько быстро, что стало просто опасно не то, что пригласить гостей на вечеринку, но даже держать в доме спиртное. Она боролась сколько могла, но в 1961 году Джон Уилсон умер от цирроза печени, а саму Натали постигла тяжелая форма депрессии. Она выбрала для себя жизнь затворницы, расставшись с модельным бизнесом, оставив многих знакомых: Не реагировала на телефонные звонки, никого не принимала.
Так она жила еще долгие двадцать лет.
Ирина и Натали
В конце декабря 1981 года полуослепшая, седая Натали Палей - Уилсон сломала шейку бедра.
Врачи выносят приговор - остаться до смертного часа неподвижной!
Но блистательная некогда красавица выслушивает их с бесстрастной улыбкой. Оставшись одна, в задрапированной черным атласом комнате, где по стенам были развешаны ее собственные снимки - в пору ослепительной молодости - и портреты Последней Царствующей четы, матери, отца, брата Владимира, она, собрав последние силы, "чтобы уйти без истерик, жалоб, слез и ненависти к остающимся жить", (А. Васильев.) приняла большую дозу снотворного. В записке написанной твердым изящным - романовским почерком с сложными росчерками стояло три слова: "Хочу умереть с честью." Как и все Романовы, она знала, что есть Честь...
Irene, Theodor, Lucien L. and Nathalie, Paris:
Немного о Натали и Ремарке
роман Эриха Марии Ремарка "Тени в раю". Главный герой - немецкий эмигрант-антифашист, чудом спасшийся от нацистских гонений, оказался в начале 40-х в Нью-Йорке, где познакомился с русской манекенщицей Натальей Петровой. Собственно, весь роман - история этой любви, рассказанная настолько мастерски и подробно, что невольно закрадывался вопрос: не послужили ли основой для романа реальные события, не был ли образ Наташи написан Ремарком, так сказать, с натуры?
Из записных книжек Эриха Марии Ремарка, которые были приведены в биографии, написанной немецким писателем и журналистом Вильгельмом фон Штернбургом. "Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело - египетская кошка. Впервые ощущение, что можно влюбиться и после Пумы..." "Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные..." Так обозначил Ремарк первые впечатления от той, которую будет нежно и мучительно любить на протяжении 11 лет. Наталья П. - это Наталья Палей, русская красавица великокняжеских кровей. Именно с ней немецкого писателя свела судьба в самом начале 1940 года в Нью-Йорке. Кстати, Пумой, которая упоминается в приведенном выше отрывке, Ремарк называл Марлен Дитрих, "звезду" экрана, - с ней у него в ту пору был затянувшийся роман, который после знакомства с россиянкой медленно, но верно шел на спад. Наталья Палей была женщиной необычной судьбы.
Роман русской красавицы и Эриха Марии Ремарка протекал бурно. Они часто ссорятся и столь же часто мирятся. Когда Америка вступает в войну и Ремарк как беженец из вражеского государства на некоторое время попадает под ограничения, связанные с введением комендантского часа, и застревает в Калифорнии. Возлюбленной, оставшейся в Нью-Йорке (называя ее "лучиком света среди кукол и обезьян"), он шлет наполненные нежностью письма.
Через два года после окончания войны Ремарк решает вернуться в Европу. Вместе с ним на борту теплохода "Америка" Наталья Палей. Ремарк селится в своем швейцарском доме в местечке Порто-Ронко на озере Маджоре. Неугомонную Наталью же носит по всей Европе. То она в Италии, то в Париже. Время от времени они встречаются, но жизнь, как это бывает, разводит их по разные стороны. Постепенно чары русской княжны ослабевают. В конце апреля 1951 года Ремарк знакомится с актрисой Полетт Годар. Ей 41 год, ему на 12 лет больше. Полетт станет последней любовью писателя, женой, которая проводит его в последний путь в сентябре 1970 года.
Антуан де Сент-Экзюпери и Натали
Сент-Экзюпери оказался в США в самом конце 1940 года. Он был болен, он переживал за оккупированную Францию и оставшихся в Европе друзей, а его жена Консуэло, которую он страстно любил, уже много лет вела себя так, словно и не была замужем, провоцируя мужа своим поведением на ответные измены. Сент-Экзюпери чувствовал себя в Америке крайне некомфортно: он плохо говорил по-английски, а с соотечественниками-французами, также оказавшимся в американской эмиграции, не общался из-за несовпадения в политических взглядах. Французская диаспора была расколота на две части: одни поддерживали Петэна, другие – генерала де Голля; а Сент-Экзюпери не одобрял их обоих. Его мучило одиночество, безденежье и отчаяние. В начале 1942 года в США приехала Консуэло, но это только добавило страданий: Сент-Экзюпери был иногда вынужден часами разыскивать ее по ночным барам.
Измученный писатель познакомился с Натали в 1942 году – и почти сразу же влюбился. Она дарила ему покой, которого так не хватало, успокаивала его, разговаривала с ним, служила ему переводчиком, агентом и нянькой. Он писал ей: «Мне нужно, чтобы меня пожалели и утешили… Я просто не в состоянии противостоять всем требованиям жизни. У меня тяжело на сердце, и только ты можешь рассеять мою меланхолию». Это не был бурный роман, но он очень много значил для Сент-Экзюпери, который в одном из писем признался Натали в любви, добавив при этом, что произносил это слово всего в третий раз в жизни и не думает, что когда-нибудь скажет его снова… Впоследствии он напишет о Натали, что она «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье – то это чудо, сравнимое разве что с рассветом».
Их роман постепенно сошел на нет – место рядом с Сент-Экзюпери заняла влюбленная американка Сильвия Рейнхардт, к тому же он много разъезжал по стране, а в 1943 году вернулся во Францию, - но их переписка продолжалась почти до самой его гибели.
Натали и Кокто
В 1932 году Лифарь, безнадежно влюбленный в Натали, познакомил ее с Жаном Кокто. Между ними немедленно вспыхнул роман – в жизни гомосексуалиста Кокто это был чуть ли не единственная и уж точно самая серьезная полноценная любовная связь с женщиной. В Натали его привлекла не только совершенная красота, в которой Кокто знал толк, но и сила духа, острота и точность суждений и умение понимать. Роман продолжался несколько месяцев и закончился трагически. Как вспоминает сам Кокто, Натали забеременела от него – но к его великому горю, была вынуждена сделать аборт (по некоторым данным, на этом настояла давняя покровительница Кокто Мари-Лор де Ноай, когда-то сама влюбленная в Кокто и увидевшая в Натали угрозу своей власти над ним). После этого чувствительный Кокто расстался с Натали. С тех пор он навсегда возненавидел женщин – его многолетний любовник знаменитый актер Жан Маре в своих воспоминаниях писал, что Кокто не мог выносить даже случайного прикосновения к женщине, - но о Натали сохранил самые светлые воспоминания. В фильме Кокто «Орфей» у Смерти – милосердной и прекрасной – черты Натали Палей.
http://www.peoples.ru/family/sister/paley/
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200203140432501
http://sugneddin.livejournal.com/84241.html