Время, отведенное жанру ню в советской России, было катастрофически коротким и пришлось на 1920–30-е годы. Вслед за социальной революцией 1917-го произошла и революция сексуальная: были подписаны декреты, уравнивавшие права женщин и мужчин, легализован аборт, прекратилось преследование гомосексуализма. Женщина получила полную самостоятельность, могла свободно выбирать себе место жительства и мужчину. Повсеместно организовывались молодежные коммуны — экономические сексуальные коллективы, основанные на связи «свободных людей, любящих друг друга в условиях независимости».
Также появлялись различные общества типа «Долой стыд!», члены которого взяли за принцип появляться раздетыми на людях, и бюро «свободной любви», где должны были регистрироваться незамужние девушки с 18 до 32 лет. Здесь же всем желающим предоставлялось право выбора мужчин или женщин в сожители. Сексуальная революция продержалась в СССР еще меньше, чем жанр ню, и закончилась к концу 1920-х годов. На фоне описанных выше социальных явлений изображения обнаженного тела как в живописи, так и в фотографии выглядели вполне пуританскими.
Неизвестный фотограф. Артист оперы и балета Р.И. Гербек. 1930-е гг.
Александр Родченко "Двое"
Раннее советское ню представлено работами Евгения Корбута, Иды Наппельбаум и Алексея Сидорова. Модели на их фотографиях чрезвычайно статичны и театральны. В действительности в представленном жанре было всего два основных направления, отличавшихся художественными и идеологическими принципами.
Первое представляли художники-пикториалисты, они же «правые», «проводники мелкобуржуазной стихии» и «фотовредители»: Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищев-Паола и другие. Они делали постановочные фотографии в студии или на пленэре, использовали мягкорисующие объективы и сложную технику печати. В результате получались зыбкие, словно вырисованные игрой светотени, ускользающие изображения. Нередко тело превращалось лишь в выразительное пятно на темном фоне. Фотографии Гринберга по своей композиции нередко напоминали работы в жанре академического этюда, а светотеневая моделировка у Свищева-Паолы превращала реальные женские тела в подобие античных скульптур.
Николай Свищев-Паола.Фотография девушки
Александр Гринберг: русский пикториалист
Судьба уготовила мастеру фотографии Александру Гринбергу долгую и полную драматических событий жизнь – без малого целое столетие. Ему довелось стать свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий и идеологических гонений. За свои работы фотограф был обвинен органами НКВД в распространении порнографии и сослан в один из лагерей ГУЛАГа. Однако ни один из исторических катаклизмов и трагичных поворотов судьбы не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, Гринберг всегда оставался верен своему стилю.
Классик русского пикториализма, Александр Гринберг родился в 1885 году в Москве, окончил физикоматематический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище, во время учебы в котором увлекся фотографией. В 1907 году молодой фотограф стал членом Русского фотографического общества, а через пять лет после этого вошел в состав творческого руководства организации. С 1910 по 1924 год работы Гринберга выставлялись почти во всех крупнейших фото салонах, а сам автор был удостоен нескольких призов на международных выставках в Дрездене, Оттаве, Милане, Токио и Нью-Йорке.
Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах – мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Эти фотографии превосходно вписывались в стилевые сплетения модерна. Фигура в портретах уплощалась, линия пела изысканную мелодию, моделируя формы. В пейзажных снимках предметы растворялись в мареве среды, а свободная композиция настраивала зрителя на лирический лад. Еще в молодости Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). Однако к середине 30х годов мастер приходит к выводу, что творческое начало в фотографии может выражать себя и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею «чистой фотографии» и вводит это понятие в обиход. Идея эта зародилась в пору работы над фотографическим воплощением «искусства движения». Интерес к теме вызвал приезд в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, которая пропагандировала школу свободного танца и воскрешала в пластике движений дух античной классики. Гринберг начинает ездить по подмосковным усадьбам вместе с танцевальной студией Веры Майя, которая воплотила новшества Айседоры в своих постановках. Используя танцовщиц в качестве моделей, фотограф создал великолепные пластические этюды на фоне классической архитектуры усадеб Архангельское, Царицыно, Кузьминки, Николо-Урюпино…
Еще в 1929 году начался разгром старой фотографической школы, и в списке тех, чьи произведения получили ярлыки «упадочные» и «социальноимпотентные», стояло имя Гринберга. Особенно досталось «красивым, бесполезным самкам» – обнаженным моделям на фотографиях мастера. Вывод был соответствующим духу времени: «эротизм, который питается истоками богатого, пресыщенного безделья, – советскому искусству не к лицу. Публичная, общественная фотография, – говорилось в статье «О «правых» влияниях в фотографии», – должна раз и навсегда прекратить доступ этому грязноватому пережитку капиталистических отношений, на свои выставки, в свои витрины, в свою печать».
И всетаки мастер рискнул еще раз выставить свои фотографии в стиле «ню» на выставке 1935 года. Любопытно, что развеской фотографий занимался Александр Родченко (кстати, сосед Гринберга по лестничной клетке), самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве – конструктивизма. Экспозиция оказалась для Гринберга роковой, его шедевры с обнаженной натурой «привели» его прямиком в ГУЛАГ. На особом совещании НКВД СССР, фотограф был приговорен к лишению свободы. В дни проведения выставки ведущий фотокритик тех лет Л. Межеричер обрушился на Гринберга с обвинениями. Он писал: «Товарищ А. Гринберг... выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус. ...Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга – яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков». На самом же деле в работе с женским телом Гринберг, пожалуй, не имел соперников в выражении идеального женского образа. На его фотографиях модели полны истомы, обещая блаженство и неземную любовь. В женщинах нет роковой страсти, а духовное не противостоит телесному. Именно гармония этих начал более всего занимала мастера, и поэтому его женские образы столь полнокровны и романтичны. Свои модели мастер снимал в небольшой комнате с использованием одного фона при минимальных осветительных средствах, однако каждая фотография была истинным произведением искусства. В 1939 году Гринберг чудесным образом был выпущен из ГУЛАГовского лагеря на свободу, но, тем не менее, на долгие годы он так и остался «бывшим заключенным». Вернувшись в Москву, фотограф продолжил снимать. Даже в военные годы Гринберг не покидал столицу, зарабатывая на жизнь съемкой портретов.
Умер Александр Гринберг в 1979 году в возрасте 94х лет, пережив как своих хулителей, так и яростных критиков русского пикториализма. В наши дни интерес к творчеству Александра Гринберга с каждым годом растет. Его фотографии печатаются в журналах, участвуют в выставках. Творчество талантливого мастера служит прекрасным учебным материалом для современных фотохудожников. И хотя при жизни фотограф около 10 лет преподавал киносъемку в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК), известным на весь мир его сделали именно фотоработы, которые до сих пор поражают зрителя удивительной пластичностью изображения и кажущейся простотой композиции.