-Метки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up Давай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеция вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирная выставка генри хатт гимназистки румяные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир дягилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачья зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство история камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лиля брик лучшие друзья девушек лытдыбр ляльки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмерия перенос из дайри ру пиво поздравления прически про это пух и перья пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шляпки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arin_Levindor

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 8912


Славянский цикл Альфонса Мухи (часть 2)

Пятница, 04 Апреля 2008 г. 00:00 + в цитатник
«Петр Хельчицкий»
 (700x440, 59Kb)

Идеологом общины чешских братьев являлся чешский писатель, мыслитель Петр Хельчицкий (1390-1460), который в своих сочинениях бичевал произвол и насилие светских властей, проводил мысль о том, что отношения между людьми надо строить так, чтобы оправдать имя христианина. Он осуждал праздность, стремление к роскоши, жестокость, насилие панов, раскрывал пособническую роль церкви, выступал за радикальную реформу всей жизни христианского общества на основах евангельского учения Христа, как полного возвращения к первобытному образу жизни первых христиан времен Христа и апостолов. Притом это возвращение должно совершаться без борьбы и насилия. Его идеал — равенство между людьми, взаимная любовь друг к другу и служение другим из любви к ним.

http://anthropology.ru/ru/texts/breev/confess_23.html


«Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
 (700x454, 63Kb)

Ян Амос Коменский (1592-1670) - один из величайших умов в истории человечества, звезда первой величины эпохи возрождения, непревзойдённой по количеству гениев в науке, культуре, искусстве (Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Лютер, Декарт, Сервантес, Кампанелла, Галилей, Коперник, Рембрандт, Кеплер, Рубенс, Харвей, Шекспир и другие), создатель научной педагогики. Главный труд - “Великая дидактика” (1632 г.), в которой все законы и правила обучения и воспитания выведены из природы человека - отсюда и принцип природосообразности.
Взяться за этот титанический труд его подвигло ещё бытовавшее в те времена чувство сострадания. Страдая сам от гонений католических фанатиков - в Европе полыхала Тридцатилетняя война (1618-1648), скрываясь от них то в одном, то в другом уголке этого религиозного пожарища, Коменский просто не мог не обратить внимания на то, что ещё страшнее, чем та нескончаемая война, была тогдашняя европейская школа.


«Пржемысл Отакар Второй»
 (699x626, 76Kb)

Уже первые поступки молодого королевича дали понять, что в лице Пржемысла II (1230-1278) на чешский престол вступил господин необычайно честолюбивый и способный. Смелости и отважности Пржемысла сопутствовали политическая ловкость и дальновидность. Конечно, никто не уважал бы личные достоинства короля, если бы он не имел опору в виде хорошо обрабатываемых земель с богатым урожаем, в процветающих городах, в разработанных рудниках с жилами серебра. Пржемысл II, именуемый как и его дед - Отакар, смог всё богатство своей земли и результат работы своих подданных использовать для пользы своего рода, для славы и блеска Чешского королевства. Хотя на передний план его и вынесла дворянская смута, Пржемысл в период своего правления не рассчитывал на поддержку дворян. Прежде всего, он полагался на города и горные предприятия, откуда и черпал средства для своих далеко идущих политических целей. Таким образом, под его твёрдой рукой возникала централизованная феодальная монархия, выигранная в борьбе против буйных дворян. По тем же причинам искал Пржемысл опору и в духовенстве. Основывал для них новые системы монастырей, создавая так из церковного имущества финансовую базу, на которую мог опереться. Таким образом, ему удалось сосредоточить в своих руках такой источник дохода, какой не имел ни один из его предшественников. В своих стихах придворные поэты, нашедшие приют при дворе образованного чешского короля, восхваляли Пржемысла как короля «железного и золотого».

http://www.klgd.ru/ru/city/750/almanac/a5_8.php?print=Y


«После Грюнвальдской битвы»
 (700x440, 74Kb)

Грюнвальдская битва (Танненбергская битва, 15 июля 1410) — решающее сражение «Великой войны» 1409—1411 между Польшей, Великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Тевтонским орденом — с другой. Битва закончилась полным разгромом войск Тевтонского ордена. Произошла близ Грюнвальда и Таннеберга (Пруссия), откуда и получила своё название.
Около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически все руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Союзники «стояли на костях» три дня, после чего начали движение к Мариенбургу.
Замок был осажден, однако уставшее и ослабленное польско-литовское войско не решилось на штурм. Витовт отвел свои войска из-за угрозы восточным рубежам княжества, польские ополченцы стремились вернуться домой до уборки урожая. В результате через несколько недель осада была снята.
Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 имел относительно мягкие для Ордена условия: тот терял Жемайтию в пользу Великого княжества, Добжиньскую землю в пользу Польши и выплачивал контрибуцию. Однако фактическое уничтожение армии, необходимость выплаты контрибуции и выкупа за пленных рыцарей подорвали могущество тевтонцев — ряд ганзейских городов отказался от союза с ними, приток наемников и рыцарей из Центральной Европы сократился. Несмотря на это, как самостоятельное государство Орден просуществовал еще более века.



«После битвы на Виткове»
 (699x621, 77Kb)

Сражение на Витковой горе, произошедшее в середине лета 1420 г. в окрестностях Праги, принадлежит к числу самых невероятных эпизодов военной истории средневековья. Годы спустя ее очевидцы вновь и вновь восстанавливали в памяти отдельные детали и весь ход битвы, заново переживая удивительные события того памятного дня.
Еще накануне сражения многим казалось, что судьба Праги предрешена. Ведь к стенам древней столицы Чехии собралось огромное по тем временам войско (по свидетельству современника, чешского хрониста Лаврентия из Бржезовой, оно насчитывало около 150 тысяч человек), которое составили рыцари из самых разных уголков Западной Европы: 43 князя, как сообщает хронист Лаврентий, лично возглавили рыцарские ополчения подвластных им земель.
Победа таборитов на Витковой горе стала переломной вехой в ходе гуситских войн. Никогда более полчища крестоносцев, еще четырежды пытавшиеся нанести смертельный удар мятежной Чехии, не доходили до Праги, чаще всего просто разбегаясь, охваченные безмерным страхом, едва заслышав громовые раскаты военной песни гуситов «Кто вы, божьи воины?»
Отразив три первых крестовых похода, гуситы с 1426 г. перешли от обороны в наступление и в ближайшие годы совершили около 50 победоносных походов в соседние страны, самый знаменитый из которых завершился на берегах Балтики, в землях Тевтонского ордена.



«Гуситский король Иржи Подебрадский»
 (699x602, 84Kb)

Йиржи (Георгий или Юрий в русифицированном варианте) из Подебрад (23 апреля 1420 - 22 марта 1471) (чешск.: Jiří Boczko z Kunštátta a Poděbrad) — король Чехии в 1458-1471; первый правитель крупного государства Западной Европы, не исповедующий католицизм в качестве государственной религии. Йиржи из Подебрад принадлежал к утраквистам, или чашникам, — умеренному крылу гуситского движения.
Чтобы заручиться согласием папы на свою коронацию, Йиржи из Подебрад решился привлечь папскую курию обещанием содействия восстановлению в Чехии католицизма путем церковной унии. Папа Пий II не торопил чешского короля с исполнением его обещания, понимая, что для этого нужно время, и даже готов был поддержать внешнюю политику Чехии. Йиржи из Пожебрад был могущественнейшим государем своего времени и уже мечтал об императорской короне: но его заигрывание с Римом встретило открытую оппозицию в рядах утраквистов, которые заставили его в 1461 г. торжественно обязаться сохранить гуситские обряды. Тогда папа стал действовать решительнее, но вновь согласился на уступки по настоянию императора Фридриха III, обязанного Йиржи своим спасением из Венского замка и находившегося с ним в союзе против венгров.
Новый папа, Павел II, после неудавшейся попытки возобновить переговоры предал в 1461 г. Йиржи отлучению и велел проповедовать против него крестовый поход. Йиржи одержал верх над нестройными толпами крестоносцев; но, когда он поссорился и с императором, последний призвал против него бывшего близкого союзника Йиржи, венгерского короля Матьяша Корвина (Хуньяди), который в качестве исполнителя папского отлучения захватил большую часть Моравии.
В Оломоуце в 1469 г. Матьяш Корвин провозгласил себя чешским королем, заставив присягнуть себе Моравию, Силезию и Лужицы. Чтобы сохранить за собой Чехию, король решился созвать в Праге сейм, от которого потребовал избрания себе в преемники наследника польского престола с тем, чтобы собственные сыновья Йиржи наследовали только его частное имущество, и сейм повиновался. После этого Польша тотчас же стала на сторону Йиржи, с которым тогда же примирились и император и собственные католические подданные, так что и венгерский король был вынужден начать переговоры. Но еще до заключения мира с венграми Йиржи из Подебрад скончался в 1471 г. Двое его сыновей, Виктор и Гинек Мюнстербергские, впоследствии в качестве рядовых подданых предоставили свои услуги чешской короне.
Йиржи из Подебрад принадлежла идея всеевропейского христианского союза, названного «Христианской Лигой».



«Царь Симеон Болгарский»
 (700x611, 96Kb)

Симеон I Великий (болг. Симеон Велики, 864—927) — князь Болгарии c 893 года, с 919 года - царь. Третий сын князя Бориса I, отец Петра I. Пришел к власти, после того как Борис I, сверг своего царствующего сына Владимира, возглавившего языческую реакцию.
С именем царя Симеона связан «золотой век» болгарского государства. Его победоносные войны расширили пределы болгарских владений до берегов трех морей: Адриатического, Эгейского и Чёрного. В 917 году, победив византийские войска в битве на реке Ахелой, Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев».



«Апофеоз истории Славянства»
 (589x699, 80Kb)

Россия в творчестве Альфонса Мухи
-С целью создания цикла картин на славянскую тему Муха предпринял поездку в Россию в 1913 г. Почему именно в этом году?

«Никто из пишущих о Мухе как-то не заметил, что это был год празднования 300-летия дома Романовых. Резонанс был во всем культурном мире, поэтому Муха и поехал в Россию. Он встречался в Петербурге с чиновниками, которые еще помнили отмену крепостного права в 1861 г., много рисовал и фотографировал, прежде всего, на Красной площади, и поместил эту сцену, когда народ слышит указ об отмене крепостного права и удивляется, как же мы дальше жить то будем, именно на Красную площадь. Мне кажется, что он знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова».

- Вы выяснили, что он посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. Он считал, что в России на переломе веков наконец-то проснулся исконный русский дух и написал, что русское искусство глубоко символично.

«... а символизм - в крови у славян, поэтому Муха очень радуется символизму в живописи, потому что он ведь и сам символист. Здесь он нашел общее. Его также очень порадовало, что везде в Петербурге он видел вариации на тему своих афиш и плакатов и написал: Я везде в Петербурге, надо же, как хорошо они изучили мое творчество, и был очень этим горд. Особая тема связи Мухи с деятелями культуры России, это еще следует изучать. Мне удалось выяснить, что он был в доме у художника Пастернака, когда там отмечали большое торжество сына художника, будущего великого поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Он отмечал окончание московского университета и выход в свет сборника, где были опубликованы его стихи. Муха, конечно, тогда еще не знал, в кого вырастет Борис Леонидович. С его отцом он познакомился еще во время учебы в Мюнхене».

- Может быть, стоило бы еще вернуться к дому Романовых. Княгиня Романова поддерживала создание русского православного модерна.

«Да, интересно отметить, что для выставки работ русских и французских художников был использован эскиз плаката Мухи на тему «Живопись», сделанный для других заказчиков, а меценаткой выставки была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, которая покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков. Очевидно, эскиз Мухи ей очень понравился, и она одобрила эту афишу, поскольку ее имя написано сверху этой афиши, и, естественно, без ее согласия это не было бы сделано. Это подчеркивает близость художественных исканий Мухи развитию русского модерна. Поэтому Муху, видимо, с таким восторгом и принимали в Петербурге и Москве».

- Муха приехал в Россию в 1913 г., но его выставка прошла там уже в 1907 г. Но еще очень интересно то, что уже в 1906 г. в американском журнале были опубликованы иллюстрации его картин, в которых прослеживается русская тема.



«Присяга общества Омладина»
 (700x461, 66Kb)

Омладина сербская, культурно-просветельская и общественно-политическая организация [Объединённая омладина сербская (Уjeдињена омладина српска)]. Была создана в августе 1866 на конференции представителей литературных и культурно-просветельских кружков студенчества и интеллигенции Воеводины и Сербии в г. Нови-Сад. Вскоре Омладина объявила себя представительным органом всех югославянских народов Юго-Восточной Европы и Османской империи. Через Л. Каравелова Омладина установила связи с болгарским национально-освободительным движением; поддерживала контакты с деятелями культуры Чехии, Словакии, России. Вначале в Омладина преобладало влияние либералов. В 1870 в ней оформилось революционно-демократическое крыло во главе с С. Марковичем, пытавшимся превратить Омладина в революционно политическую партию. В 1871 Омладина была запрещена австрийскими и сербскими властями, после чего некоторое время существовала нелегально. На базе Омладина в Сербии и Воеводине позднее был создан ряд новых кружков, называвшихся Омладина.

http://bse.sci-lib.com/article084373.html

Рубрики:  история
искусство
модерн
Метки:  

Процитировано 20 раз
Понравилось: 1 пользователю

Disciple   обратиться по имени Пятница, 11 Апреля 2008 г. 12:42 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Leifart   обратиться по имени Понедельник, 31 Января 2011 г. 01:51 (ссылка)
Благодарю за замечательный пост - очень понравился.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 31 Января 2011 г. 12:39 (ссылка)
замечательно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку