Е.П.Самокиш-Судковская (урожд. Бенард)(1863-1924) — русская художница, работавшая в технике масляной живописи и графики. Родилась в Санкт-Петербурге, дочь военного инженера. Елена детство провела в С.-Петербурге. Окончила Павловский институт, два года училась в Гельсингфорской рисовальной школе и брала частные уроки у В. П. Верещагина. В 1883 году вышла замуж за академика живописи Р. Г. Судковского. В 1885 г. ездила в Париж, училась в частной академии Ж. Бастьен-Лепажа.
Примерно с этого же времени участвовала в выставках. В1900-е годы много работала в книготорговом плакате. Очень много рисовала для «Нивы», в том числе оформляла рождественские и пасхальные номера журнала, делала рисунки цветных календарей, выпускавшихся «Нивой» в качестве новогоднего приложения. Публиковала рисунки в других иллюстрированных изданиях («Пробуждение» и т.д.), рисовала плакаты, афиши, театральные программки, делала издательскую и промышленную рекламу.В 1889 году Елена Петровна Судковская вышла замуж за художника Н.С.Самокиша. В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Иллюстрировала книги, в том числе детские. Входила в первый Дамский художественный кружок (1882 — 1918г.г.), ее работы выставлялись вместе с полотнами мэтров русского искусства В.Верещагина, И.Шишкина, И.Репина.
Писала портреты и жанровые картины. Но известна в основном как книжный иллюстратор. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Рисунки ее подвергались упрекам в нарочитой красивости. Так говорили и о ее иллюстрациях к «Евгению Онегину» А.С.Пушкина в издании 1911 года. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Увлеченная чешским модерном, в собственном творчестве часто использовала разнообразные орнаментальные бордюры и виньетки, заставки и концовки, причудливые и всегда роскошные гирлянды. Работы ее публиковались в столичных журналах и на открытках общины св. Евгении (известном и под названием «Издательство Красного Креста»), которое в России стало выпускать первые почтовые карточки.
После революции некоторое время жила в Выборге, а затем эмигрировала во Францию, где и умерла в Париже в 1924 году.
«
Чаепитие. Самокиш-Судковская.» на
Яндекс.Фотках