Русские эмали |
РУССКАЯ ЭМАЛЬ! Эти слова вызывают в воображении нарядные ларцы, чаши, кубки, главным образом, из золота и серебра, разнообразные ювелирные изделия, поверхность которых украшена ярким узором: блеск его, богатство и красочность цветовой гаммы, чистота и прозрачность тонов спорят с драгоценными камнями искусной огранки. Большие декоративные возможности эмали, и, прежде всего ее стойкие, никогда не тускнеющие краски, не подверженные влиянию света, воздуха и времени, сохраняющие долгие годы первоначальную свежесть и прозрачность, издавна привлекали внимание как мастеров, так и заказчиков-покупателей.
В зависимости от времени и развития стилевых направлений, а также от места производства эмаль была то подчиненной в общем декоре, подыгрывая драгоценным камням или металлу, то являлась основным украшением предметов прикладного искусства, но всегда поражала богатством красок и изысканностью узоров.Эмаль, или, как ее долгие годы, вплоть до XIX века, называли, финифть, знала еще Древняя Русь, к ней обращались ювелиры последующих столетий, широко используется она и мастерами современного декоративно-прикладного искусства.
Наиболее ранние из сохранившихся памятников отечественного прикладного искусства, украшенных финифтью, относятся к X-XIII векам. Они свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне художественных ремесел Древней Руси, в частности ювелирного дела – той отрасли, где русские мастера добились наибольших успехов.Эмалью издавна украшались самые различные изделия: дорогостоящие, главным образом, золотые или серебряные, предметы культового назначения - потиры, чаши, панагии, оклады икон или книг. Широко применялась она и для декорирования предметов дворцового и парадного обихода - государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречается она также на более дешевых бытовых предметах - серьгах, кольцах, крестиках, коробочках, часто сделанных из меди и бытовавших, например, в крестьянской среде.
Русские эмали отличают большое разнообразие изобразительной тематики и неповторимая самобытность стиля. Среди многочисленных технических приемов обработки драгоценных металлов и декорировки изделий из них эмаль, и, прежде всего, перегородчатая эмаль несомненно занимает особое место, справедливо считаясь вершиной прикладного искусства Киевской Руси. Хорошо известно, какое большое влияние на русскую культуру этого периода оказывала Византия, с которой у молодого христианского государства установились тесные экономические и политические связи. К моменту знакомства древнерусских мастеров с техникой перегородчатой эмали в Византии она уже имела давнюю традицию, и русские ремесленники получили возможность учиться этому сложнейшему виду ювелирного дела на первоклассных образцах. Не обладая навыками и знаниям византийских мастеров и вместе с тем, не будучи скованы стереотипами столь длительной художественной традиции, русские ювелиры возмещали отсутствие опыта свободой использования материала, изобретательностью колористических решений отходом от византийских сюжетных канонов.
Во время монголо-татарского нашествия, нанесшего сильнейшей урон развитию отечественной художественной культуры, многие ремесла, технологические процессы были надолго забыты и восстановлены лишь спустя несколько столетий, а некоторые утрачены безвозвратно. Так, в этот период прекратило свое существование уникальное искусство древнерусской перегородчатой эмали. Сложность и трудоемкость изготовления изделий с эмалью, требовавшие от мастера длительной профессиональной подготовки и кропотливого труда, преимущественное использование золота не способствовали быстрому возрождению этой разновидности ювелирного дела
С конца XIV столетия, после решающей победы на Куликовом поле, начинается период становления и укрепления русского централизованного государства. В 70-е годы XV века столицей объединенных русских княжеств становится Москва, вскоре превратившаяся не только в политический, но и в культурный центр государства. Именно здесь сосредоточились основные художественные силы страны, в частности, и лучшие мастера-ювелиры, которые заботливо охраняли старые традиции и создавали новые стилистические направления в своем искусстве. Однако высоким уровнем мастерства отличались изделия и других центров ювелирного дела, особенно городов Русского Севера..
XV-XVI века отмечены активным развитием самых различных видов искусства и многочисленных ремесел, существовавших в домонгольской Руси. Этому немало способствовала организация на территории Московского Кремля ряда мастерских, в частности, Золотой и Серебряной палат, впоследствии слившихся вместе с другими в Оружейную палату. В кремлевских мастерских работали лучшие русские иконописцы, чеканщики, резчики, серебряники, золотошвеи, среди которых были не только москвичи, но и приезжие со всех концов страны: новгородцы, псковичи, муромчане, ярославцы, суздальцы, нижегородцы. Приглашались и западноевропейские мастера разных специальностей.
Тщательный отбор мастеров при приеме, их узкая специализация, а также требования царского двора являлись основой тог высочайшего художественного уровня, которым отличаются выполненные в этих привилегированных мастерских предметы дворцового убранства, посуда, роскошные головные уборы, предметы культа, в том числе оклады икон и книг, украшенные драгоценными камнями и многоцветными эмалями.
В XIV-XV столетиях эмаль не играла такой значительной роли в декорировке ювелирных изделий, как в былые времена. Однако, уже с середины XVI века, и особенно в XVII столетии эмаль становится основным украшением вещей из серебра, золота и даже меди.
В XVII столетии эмаль стала широко применяться для украшения предметов домашнего обихода, распространенных не только в боярской и дворянской, но и купеческой и крестьянской среде, - посуды, ларцов, коробочек, чернильниц и т. п. Возросший спрос на недорогие изделия с эмалью, предназначенные для служилого и торгово-ремесленного сословий тогдашнего русского общества, заставлял мастеров использовать не только золото и серебро, но и медь, что было связано с дешевизной этого металла. Производство изделий из драгоценных металлов значительно сдерживалось и резким упадком в XVII веке добычи золота и серебра. Множество мастерских по производству медных изделий возникло в разных концах Руси, далеко за пределами Москвы.
Массовое производство таких изделий оказывало заметное влияние на их ассортимент, художественные и технические особенности изготовления. Производство относительно дешевых мелких вещей, украшенных эмалью, естественно, не могло включать использование трудоемких операций, которые удорожали изделие. Процесс декорирования эмалью весьма упростился, эмалевая масса помешалась в специальное углубление, образованное при отливке (так называемая эмаль по литью), и полировалась после обжига. Но, даже учитывая неизбежное при массовом производстве снижение художественных достоинств медных предметов и церковной утвари, нельзя не воздать должное многим дошедшим до нас замечательным образцам русского прикладного искусства, созданным из этого металла и предназначенным для широкого употребления.
С началом XVIII столетия наступает новый этап развития русского эмальерного производства, тесно связанный с общими преобразованиями и переменами в жизни страны. Общий новый, деловой и рациональный характер культуры Петровской эпохи (по сравнению со второй половиной XVII века) обусловил большие изменения в различных областях русского искусства, в том числе и в ювелирном деле. Сдерживаемые правительством производство и торговля предметами роскоши в связи с тяготами затянувшейся многолетней Северной войны, изданные Петром I специальные указы, ограничивавшие употребление золота и серебра в быту, привели к значительному сокращению роскошных ювелирных изделий с драгоценными камнями и разноцветными эмалями.
Определенную роль в развитии искусства эмальеров сыграло закрытие в 1711 году Золотой и Серебряной палат в Московском Кремле и перевод лучших мастеров в новую столицу - Петербург, а также новая, цеховая, форма организации работ мастеров золотых и серебряных дел.
Сохранились лишь единичные образцы изделий с эмалями первой трети XVIII столетия, исполненные в основном еще в традициях XVII века, и можно говорить о некотором спаде в области сугубо прикладного эмальерного искусства в этот период.
В то же время, на рубеже XVII-XVIII столетий, в России появляется совершенно особый и самостоятельный раздел в истории русской эмали - живописная, главным образом, портретная светская миниатюра на финифти. Нередко такая миниатюра украшала различные изделия из драгоценных металлов, как например, табакерки, часы, но в большинстве своем существовала самостоятельно - в качестве так называемой станковой миниатюры.
Русская эмаль середины и второй половины XVIII столетия, опиравшаяся на традиции отечественною искусства, вместе с тем значительно обогатилась достижениями европейского эмальерного дела, с которым русские мастера знакомились, главным образом, через иностранных ювелиров, приезжавших в Петербург из Франции, Швейцарии, Швеции, Германии и других стран. Многие из них оставались в России на долгие годы, а нередко и на всю жизнь, либо работая самостоятельно, либо вступая в иностранный цех золотых и серебряных дел, который был организован в Петербурге еще в 1714 году. В 1720-е голы сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других городах России были организованы аналогичные цехи русских мастеров, куда вступали также иностранцы, принявшие русское подданство. В числе же отечественных мастеров золотых, серебряных дел и эмальеров, работавших в столице России, были выходцы из различных древнейших ювелирных центров Великого Устюга, Сольвычегодска, Ярославля, Ростова, Костромы. К сожалению, имена этих мастеров в большинстве своем не сохранились, и многие даже первоклассные их произведения до сих пор остаются безымянными,
В XVIII веке очень редко встречаются различные технологические разновидности эмалей, которые широко применялись в искусстве XVI -XVII столетий. Для XVIII века наиболее характерной была лишь живопись по эмали, или расписная эмаль, обладающая большими декоративными возможностями.
Во второй половине XVIII века, времени расцвета строгого классицизма, эмаль приобретает уже более самостоятельное значение и часто применяется как единственный художественный элемент в украшении предмета.
Одновременно с развитием и совершенствованием технических приемов изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, предназначенных, главным образом, для императоркого двора и великосветских кругов, на всем протяжении XVIII века существовало и производство более доступных предметов из меди, украшенных одноцветной, чаще всего белой поливной эмалью с росписью или узорными металлическими накладками. «Производство и размножение сего художества» в немалой степени было продиктовано подражанием дорогому фарфору. Это производство опиралось как на традиции мастеров финифтяного дела Русского Севера и живописных эмалей Украины, так и на усвоение техники изготовления восточных эмалевых красок, секреты которых постигали русские мастера, отправляемые с этой целью в Китай. Табакерки, подсвечники, чашки, подносы, изготовленные из меди, реже из серебра, сплошь покрывались белой эмалью и рас¬писывались затем одноцветной или многоцветной. Сюжеты нередко заимствованы из гравюр - чаше всего это композиции мифологического содержания или «галантные» и охотничьи сцепки с двумя-тремя фигурами на фоне пейзажа, а также виды городов, изображения цветов или гербов.
Произведения эмальерного искусства второй половины XIX века отличаются исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления. Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности, возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль; по-прежнему используется эмаль в сканом обрамлении, совершенствуется техника применения полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся перламутровыми тонами). Заметно обогащается палитра эмальера, которая насчитывает теперь сотни оттенков. Однако в художественном отношении этот период ознаменован определенным упадком, отсутствием композиционно-декоративного единства. Зачастую в поисках новых эффектов в одном произведении использованы элементы нескольких стилей (византийского, русского, ренессанса, рококо). Естественным свойствам материала навязаны чужеродные формы, в перенасыщенном декоре - цветовой и орнаментальный разнобой. В современном искусствоведении этот стиль получил название «историзм», или «эклектика».
Наивысшие достижения искусства эмали рубежа ХIХ-ХХ веков все исследователи единодушно связывают с фирмой Фаберже и творчеством ее выдающихся мастеров. Фирма была основана в Петербурге в 1842 году никому тогда не известным ювелиром Густавом Фаберже, предки которого приехали из Франции в Пярну еще в 1800 году. В 1870 голу фирма перешла к его сыну Карлу (1846-1920) и была значительно реконструирована. Используя новейшие технические достижения и лучшие традиции европейского ювелирного искусства, а также привлекая к работе талантливых ювелиров, имевших свои небольшие мастерские, Карл Фаберже добился признания и известности сначала в России, а затем в Европе и Азии. Отделения фирмы были открыты в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. Среди разнообразных изделий фирмы наиболее высокую оценку в настоящее время получили работы с эмалями. Чистота и гладкость эмалевых поверхностей, глубина слоев и тонов, вариации цветов в различных слоях эмалей, использование эффектов свечения отдельных кристаллов эмали или глубины пространства, просвечивающий сквозь эмаль тонко исполненный гравированный или гильоширный фон, изменение цветов эмали в зависимости от угла зрения и преломления света - таковы художественные приемы, которыми блестяще пользовались лучшие мастера фирмы в своих работах.
История развития русского эмальерного производства является неотъемлемой частью национальной художественной культуры, В русских эмалях XII - XII веков нашли отражение общие изменения почти тысячелетнего периода развитая русского искусства, глубоко национальный характер декора, многообразие художественных тенденций, талант и богатство художественного языка множества крупнейших мастеров
Серия сообщений "коллекции музеев":
Часть 1 - Джаконда
Часть 2 - Русские эмали
Часть 3 - Русское серебро | Пасхальное
Часть 4 - вазы
...
Часть 34 - Сказочные работы художницы Беловодовой Светланы
Часть 35 - АНТИКВАРНЫЕ ШКАТУЛКИ
Часть 36 - ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО СВЕТЛАНЫ ОРЕШКИНОЙ
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |