Кто такие готы?
Коридор студенческого общежития, неважно даже, в России или в Австралии. Бытовой неуют, одинаковые двери. Но к косяку одной из дверей прикреплена — цветком вниз — черная роза. Это своего рода визитная карточка, свидетельствующая, что внутри, за этой стандартной дверью, обитает не стандартная, а «готическая» девушка. Представители этого молодежного движения весьма изобретательны на подобные семантические жесты.
Впервые столкнуться вблизи с готами мне довелось не у нас, а во Франции, минувшим летом, когда обнаружилось, что шестнадцатилетний сын моей подруги резко и решительно «заготовал». Предпосылки, собственно, были и летом предыдущим, но предпосылки не в счет. Картина все равно впечатляла новизною. Темные кудри, и раньше достаточно длинные, теперь ниспадали почти до пояса. Батистовые рубашки с кружевными манжетами — белоснежные или черные (наш гот стирал их вручную, не доверяя стиральной машине). На пальце — серебряный перстень с розой, на груди — массивный кельтский крест. Но, как пояснила подруга, «это у них для равновесия, чтоб не выглядеть слишком изнеженно», — грубые черные джинсы и сапожищи до колен, сзади на пряжках, спереди на шнуровке. Никаких кроссовок, никаких сандалий — лучше умереть! Почти в любую погоду юноша, назовем его в полном соответствии с действительност ью Д.Л. — надевал длинный кожаный плащ. За весь сезон он зашел в море один-единственн ый раз — на мамин день рождения, в качестве, так сказать, подарка. К тому же, рядом не просматривалось сверстников — свидетелей такого позора. Готическому молодому человеку не подобает вульгарно валяться на пляже или плескаться в волнах. Ему приличнее разве что задумчиво бродить вдоль прилива, желательно в пасмурную погоду. Можно и одиноко выйти в море, на каком-либо утлом челне, ловить парусом ветер и слагать стихи.
Так как насчет стихов? Мое предположение оказалось верным: стихов наличествовало немало. Не без характерных для возраста логических сбоев, но четко зарифмованные, достаточно звучные, богатые архаической старофранцузско й лексикой. Рискну перевести кусочек:
Потер янный в веках, из лабиринта злого
Я вглядываюсь в даль, коленопреклонен .
Но горизонт размыт. И льются слезы снова Смывая боль мою, смывая мертвый сон.
Чего там только нет дальше, в этих стансах! И неизбежность рока, и проклятость сердца, и утраченные иллюзии. Есть некая нимфа, к которой протягивает руки лирический герой, нимфа, рассеявшая тьму его снов, но слишком далекая. Есть тема одинокого пути, конфликт с душой-мучительн ицей, перспектива безымянной могилы.
Смешно ? Быть может и да, как был двести лет назад смешон «Мельмот скиталец», написанный после стебного «Кандида». Но пары десятилетий не минуло, как смешными сделались тогдашние постмодернисты с их «добросовестным ребяческим развратом» и красными каблуками.
А по-хорошему, ничего не напоминает? «Придешь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней урной?» «Паду ли я, стрелой пронзенный?» Модное слово «идеал», наконец.
Ну разумеется, это старый знакомец Владимир Ленский! Общество движется по спирали. XVIII век, век тяжелого философского и литературного цинизма, излился кровью и иссяк. На его руинах, где-то в Йене, затеплился робкий огонек романтизма. Отторжение от материализма, с издержками, с чрезмерной увлеченностью кошмарами и ужасами, с не всегда здоровым интересом к загробному существованию, было, тем не менее, целительным. Два века спустя, и тоже на рубеже столетий, и тоже оборачиваясь на неприглядное родительское наследство – культ потребления, разврат и постмодерн – часть молодежи не хочет выбирать пепси. Готика – это не направление, сложившееся вокруг той или иной музыкальной моды, это – одно из мироощущений с доминантой высших смыслов жизни над обыденностью. Но попробуем предоставить самим готам возможность поведать о себе.
Броунинг вместо телевизораВ Интернете некая девушка, англичанка или американка, но, во всяком случае, ветеран движения, предлагает длинный список утверждений, тестирующих собеседника на принадлежность к готической субкультуре. На некоторые из них нам стоит обратить особое внимание, оценивая новую волну, в которой плещется часть сегодняшней молодежи.
«Вы тратите массу времени на творчество, занимаясь музыкой, изобразительным искусством, поэзией, философией и литературой». Это утверждение стоит в списке под номером один и сопровождается энергическим комментарием: «Если это к Вам не относится, то вероятность того, что Вы гот, РАВНА НУЛЮ».
«Вы любите музеи и культурные центры». Само по себе недурно, а?
«Вы понимаете и любите читать Шекспира, Шелли, Броунинга или других сходных авторов». На нашей почве «сходными» будут Одоевский, Лермонтов, Бальмонт, да и много еще кто. Кстати, о почве. Наши пуристы станут говорить, что «готика» — движение чуждое, не русское. Какая может быть «готика» в стране, где нет готики? Вот не будем. Как же прозрачный мистицизм белых ночей Санкт-Петербург а? А «мавританско-го тические» руины Царицына со связанными с ними роковыми тайнами — чем не подходящий фон, чтобы побродить по его дорожкам в черном плаще? А Сухарева башня, таинственный алхимик Брюс? А так никем и не расшифрованная роспись фальшивого купола в особняке на Колымажном дворе? Право, в нашей истории достанет вполне национальной таинственности, в сумраке которой любят бродить готы.
«Вы подлинно чувственная натура, глубоко осознающая цвет, вкус, понимание и звук».
«Вы часто задаете себе вопрос «почему?» и находите на него интересные ответы».
«Вы не боитесь непознанного» .
«Вы боитесь быть посредственност ью».
А вот, наконец, не последний пункт в перечне, но тот, на который хотелось бы обратить особое внимание:
«Вы не понимаете, почему люди тратят столько времени на просмотр телепрограмм».
Сколько говорилось о том, как вреден и ужасен плен, в котором держит нашу юную поросль телевизионный ящик. Сколько копий ломалось, как же их от него отвлечь? А в какой-то момент он стал им не нужен. Просто не нужен, и все. Можно, конечно, сказать, что роль телевизора взял на себя компьютер, да только это не совсем так. Если вы прилагаете столько сил к созданию собственного и особенного внешнего облика, вы никоим образом не согласитесь ограничить свое общение виртуальным пространством .
Читать далее...