Детская аккуратность, порядок, чистота. Как много сегодня говорят о том, что их не хватает в подрастающих детях, и как мало каждый из нас делает что-то для того, чтобы приучить к этому собственного ребенка.
1 Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.
Двухлетний Кирилл активно помогает убирать постель в тумбу. Пыхтит, засовывая непослушную подушку, непременно хочет справиться с нею сам и, естественно, мешает мне. От привычного: “Отойди, я сама” меня удерживает лишь опыт подруги, которая уже отчаялась приучить своего семилетнего сына самостоятельно застилать постель.
Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляется вашей похвалой: “Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!”
Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое: “Не лезь”, “Не мешай”, “Тебе рано”, “Иди, поиграй. Ты еще маленький”. Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: “Ты должен”, “Убери”, “Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый”. А теперь ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. “Ты уже большой. Ты должен помогать маме”, - слышит он в один прекрасный день. То, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.
“Привычка - вторая натура”, - говорит народная мудрость.
Привычные ритуалы для ребенка - основа и надежность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите, чтобы ребенок соблюдал порядок? Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном.
Работа в компании кажется вдвое легче.
А в одиночку даже легкий труд может показаться непосильным. Помню, как мне в возрасте лет восьми предписывалось регулярно подметать пол. Какой невыносимо тяжелой казалась мне эта работа, какими огромными становились наши две небольшие комнаты! Но стоило к уборке подключиться прочим членам семьи, как дело сразу становилось намного легче и приятней.
Не бросайте малыша один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью малыш будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать.
Ох уж эта спешка!
Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: “Не мешай, отойди!”. У кого-то через пару минут: “Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама”. Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу!
Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно - самое ценное для нас.
Побольше разнообразия!
Наверно, многим знакомы “авралы”, которые периодически постигают семейство перед большими праздниками. Случались и в нашей семье такие “мероприятия”. Мама, обычно, отправлялась на кухню готовить что-то особенное, мне же всегда поручалось лишь одно - уборка в квартире. А как хотелось вместе с мамой колдовать над пирогами!..
Дети терпеть не могут однообразия. А уж сваливать на них свою самую нелюбимую работу и вовсе нечестно. Если вы хотите, чтобы ребенок с готовностью откликался на наши просьбы помочь, нужно предоставить ему право выбора. “Сегодня нам нужно вытереть пыль и навести порядок в буфете. Что ты выбираешь?”
Пусть обязанности вашего ребенка меняются.
Одна мама поручила дочери следить за отсутствием пыли в квартире. Эта девочка пришла в гости, посмотрела вокруг: “Ой, у вас на подоконнике столько пыли!” А на подоконнике кроме пыли были еще необычные минералы, красивые ракушки, глиняные поделки, цветы. Но маленькая “заведующая пылью” этого не заметила…
Возьмите ребенка с собой на кухню. Возможно, он не так мелко порежет овощи и не так тщательно вымесит тесто. Но ведь если его не пускать сейчас, то когда же он научится это делать лучше? Вы же не хотите, чтобы в 16 лет ваша дочка не умела чистить картошку, а сын не знал, как нужно держать в руках молоток?
Убирать, так с музыкой!
Ребенок не любит убирать за собой? Капризничает, ноет, отлынивает всеми доступными способами? А как относитесь к быту вы сами? Никогда не жалуетесь: “Ох, как же надоели мне эти кастрюли, уборки, стирки, готовки!” Ваше чадо расставляет вещи по местам с физиономией великомученика? Посмотрите на себя в зеркало пред тем, как заняться наведением порядка в своем шкафу. Не показалось ли вам знакомым это горестное выражение? Возможно, ваш отпрыск просто берет пример с мамы и папы?
У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже рутинная, тяжелая работа становилась легче и веселее. А если по-новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название “генеральная уборка” в праздник, “Праздник Полного Порядка”.
Когда дочка была маленькой, у нас не было стиральной машины. Все вещи мы стирали руками в большом тазу. Надя пристраивалась в маленьком передничке со своим маленьким тазиком и старательно мылила носочек или носовой платок. Плеск воды, мыльная пена, похожая на мороженое, сверкающие пузыри, сознание собственной взрослости превращало наш нелегкий труд в Праздник Большой Стирки. А вечером дочка гордо показывала папе сохнущие на веревке носочки и платочки: “Смотри, это все я сама постирала!”.
Игрушки - атрибут счастливого детства и причина семейных конфликтов. Ведь именно они, равномерно разбросанные по квартире, являются причиной несметного количества ссор и обид, капризов и наказаний. Так что же с ними, все-таки, делать?
- Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету”, - говорил Маленький Принц у Сент–Экзюпери. Значит, для того, что бы у вашего маленького принца или принцессы была возможность наводить порядок, им необходима своя “планета”, пусть даже маленькая. Убирать свой уголок намного приятнее и интереснее.
- Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу. Первый, обычно, наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить свою самостоятельность, кроме того он старается во всем подражать маме. Второй - года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7-8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.
- Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверушек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики, шишки и прочие сокровища очень удобно складывать в большие корзины или коробки.
- Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день; листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт “Наведение порядка”. Тогда каждый вечер вы сможете апеллировать к этому свидетельству ваших договоренностей.
- Для малышей уборка станет веселее, если ее сопровождать “специальной” песенкой. Вы можете выбрать ее по своему вкусу. У нас дома сигналом к началу уборки в детской служит такой напев: “Бом-бом, тили-бом, убираем все кругом. Будет чистым наш дом, тили-бом, тили-бом”.
- На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое - готовить ее к ночному визиту эльфов. Волшебные малютки любят танцевать на ковре в детской, но если на полу разбросаны игрушки, резвиться им просто негде. А может быть вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик - очень большой чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.
- Не нужно угрожать: “Не уберешь - выброшу все игрушки в мусор!”. Но если ребенок не заботится о своих “друзьях”, бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он даст честное слово заботиться о них.
Автор: Анна Дмитренко
2 Для начала: организуйте систему
Ярлыки и наклейки. Любая вещь в вашем доме должна иметь свое место. Наклейте бумажки на ящики, где лежат вещи ваших детей (белье, футболки, носки и т.д.), на коробки для игрушек и настольных игр, над крючками на вешалке для верхней одежды – везде, где вы хотите, чтобы был порядок. Это поможет вашим детям класть вещи на свои места. Вы можете превратить это в игру и вместо слов использовать рисунки на этих наклейках.
Затем: организуйте последствия, уменьшив хаос
Если вещи по вечерам так и не отправляются на свои места, используйте "воскресную корзину", складывая их туда. Если за воскресенье вещи не разберутся хозяевами, смело отправляйте их на выброс.
Напишите меню завтраков, которые вы даете детям в школу, а мужу – на работу. Повесьте его на холодильник и предложите домочадцам обвести в кружочек те завтраки, которые они хотят взять сегодня с собой. Это освободит вас от мучительных раздумий по утрам и разнообразит их меню. подробнее
3 Порядок в доме
Убранная кровать, аккуратно сложенные игрушки, вещи, лежащие на своих местах, — наверное, это мечта каждой матери
Следить за собой В возрасте до 3-4 лет дети чувствительны к тому, как организована окружающая среда: порядок в доме отпечатывается в их памяти, создавая прообраз, к которому нужно стремиться. Так что держите в чистоте свое жилище.
Играть в «уборку» Для малышей полезны занятия по упорядочиванию предметов, которые помогут впоследствии овладеть навыками уборки. Можно предложить убрать игрушки, сортируя машинки, кукол, мягкие игрушки по разным корзинам или ящикам. Дети постарше с удовольствием примут участие в накрывании стола, по всем правилам расставляя тарелки и раскладывая приборы.
По-взрослому Однако огромная пропасть лежит между игрой-уборкой у малыша и сознательным выполнением повседневных обязанностей подростком.
Хорошо бы, конечно, набраться терпения и дождаться, пока ребенок сам почувствует неудобство постоянного беспорядка. Но не все родители обладают ангельским терпением.
Разграничьте зоны общего пользования и личное пространство подростка и требуйте участия в уборке тех зон, которыми пользуется вся семья. Если у подростка есть собственная комната, то можно предоставить ему выбор убирать или не убирать (так скорее он почувствует все неудобства хаоса).
Дайте понять ребенку, что уют в доме — ценность для всех его обитателей, и каждый член семьи посильно участвует в наведении порядка. Полезно меняться обязанностями, чтобы разрушить скучную монотонность: «Давай сегодня я вымою пол, а ты приготовишь ужин».
Не перестарайтесь Не превращайте неубранную кровать в постоянный предмет перебранок. Взгляните на ситуацию с юмором и не превращайте уборку в битву между поколениями.
Порядок — это то, что нужно для достижения других, более важных целей (уют в доме, хорошее настроения, эффективная работа). У тех же людей, для которых порядок становится главной ценностью, часто проявляются такие черты, как постоянное недовольство близкими, раздражительность, придирчивость, и это не может не сказаться на атмосфере в доме.
4 Как сделать так, чтоб ребенок научился убирать за собой игрушки?
Многих родителей волнует вопрос, как приучить ребенка убирать игрушки, хотя некоторые не задумываются над ним. В то время как в действительности вопрос является очень важным и влияет на общее развитие ребенка, на его характер, на его отношение к вам.
Старайтесь не убирать игрушки без ребенка, всегда привлекайте ребенка к уборке.
С этого и начинается воспитание ответственности и порядка.
Но для приучения к порядку есть свой сензитивный период (т.е. возраст, когда ребенок больше всего чувствителен к тому, чтобы его приучили к порядку). В зависимости от индивидуальности ребенка этот возраст варьируется от 1,5 до 3 лет. В другом возрасте приучение к порядку пройдет гораздо сложнее и займет больше времени.
Если убирать игрушки с ребенком, то постепенно он начнет делать это сам. Приучение к порядку проходит в несколько этапов:
* убираем игрушки вместе с ребенком (он кладет в ящик несколько, а мы - все остальное);
*убираем игрушки вместе с ребенком(мы кладем в ящик игрушек приблизительно поровну);
* убираем игрушки вместе с ребенком (мы кладем несколько, а он - все остальное);
*мы присутствуем рядом, пока ребенок убирает игрушки;
*ребенок убирает игрушки сам
5 Можно ли приучить ребенка к порядку?
Прежде чем «наезжать» на своих чад по поводу неаккуратности и стремления все вокруг превратить в хаос, запомните: нежелание наводить порядок — это возрастная норма, в то время как наличие подобных навыков скорее приятное исключение. Но это вовсе не значит, что мечту приучить своего ребенка к порядку надо забыть до лучших времен.
Просто цель вашего воспитания в этом направлении будет звучать несколько иначе: могут ли родители облегчить себе (именно себе) жизнь, и если да, то как? Безусловно, могут. И начинать надо, действительно, рано — уже с 2-3 лет. Только при этом необходимо помнить, во-первых, то, о чем говорилось выше, а во-вторых, твердо соблюдать несколько правил, о которых мы будем гово¬рить ниже.
Правило первое
Как вы уже поняли, естественного различения чистого и неубранного помещения у ребенка нет.
Поэтому базироваться на утверждениях типа «Посмотри, как у тебя в комнате грязно! Этого не должно быть!» бесполезно. Ребенок в возрасте 2-4 лет если и соглашается делать что-то «как большой», то только «покупаясь» на мотив подражания вам и потребность в вашем одобрении, стремлении быть взрослым. Именно на это вам и стоит опираться в своем желании воспитать у малыша аккуратность.
Это должна быть игра, подражание вашим взрослым действиям, причем действиям совместным.
Моет мама пол — пусть и малыш повозит по полу тряпочкой, моет бабушка посуду — дайте и ему подержать что-то, что трудно разбить даже при очень большом желании. Папа пылесосит — пусть малыш подержится за ручку пылесоса рядом с большими папиными руками. Или пусть нажмет кнопку включения пылесоса — это вообще сплошной восторг в этом возрасте. Просто ставьте ребенка рядом с собой и показывайте, что и как надо делать (основной механизм воспитания в этом возрасте — подражание).
Личный пример намного действеннее, чем многочисленные поучительные истории о «хороших и плохих детях». Но тут есть одно небольшое «но». Приучение к каким-либо навыкам предполагает наличие их и у других членов семьи.
Если дом содержится в порядке, рано или поздно ребенок естественным образом подтянется к этому уровню в личных привычках. Если же «рабочий беспорядок» в вашем доме — дело обычное, и полы моются от случая к случаю, то вряд ли стоит лицемерно призывать малыша к регулярной уборке: он будет реагировать только на то, что видит «по факту».
6 Все должно лежать на своих местах
Оказывается, дело не в том, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.
Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга "Организация вашего пространства".
"Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, "Мягкие игрушки" или "Конструкторы") и сложили туда соответствующие вещи.
Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: "Сумочки и кошельки".
Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. "Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия", — предположила Александра.
Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.
Почему это работает
Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.
Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.
Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. "Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки, особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат", — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.
7 Воспитание: Взаимоотношения в семье
Все дети хотят быть самостоятельными, но они не всегда соглашаются делать то, что им поручают мамы и папы. Если дети в самом раннем возрасте начинают помогать родителям по дому, то они будут любое новое занятие воспринимать не как повинность, а как возможность научиться чему-нибудь новому. Но, к сожалению, мамы и папы часто жалуются на то, что их ребенок выполняет все поручения "из-под палки", спустя рукава. Как же воспитать в ребенке ответственность и сознательное отношение к порученному делу?
Распределяем обязанности
Прежде всего мамы и папы должны позаботиться о том, чтобы у малыша были свои обязанности, которые, кроме него, никто выполнять не будет. Например, дошкольник должен после прогулки вымыть ботинки и повесить на место свою курточку, убрать перед сном игрушки и вытереть стол после обеда... Круг обязанностей может быть самым разным, главное - не поручать делать то, с чем ему будет трудно справиться.
На первых порах ненавязчиво руководите процессом. Хотите, чтобы малыш вытер пыль с мебели? Покажите, как это нужно делать. Не беда, если первый опыт окажется неудачным, не надо указывать ему на ошибки - со временем он всему научится. Лучше похвалите его. Можно даже сказать: "Ты очень хорошо справился с этим заданием, поэтому теперь я доверяю тебе такое ответственное дело, как помыть за собой посуду".
И вот уже обычная работа по дому из категории "принудительной" переходит в способ поощрения, и малыш будет с упоением выполнять любое ваше поручение. В дошкольном возрасте, когда ребенок еще только начинает приобщаться к труду, очень полезно награждать его за каждую выполненную работу наклейкой или звездочкой - это станет для него хорошей мотивацией.
Еще один важный момент. Старайтесь все делать вместе с малышом. Во-первых, это самый лучший стимул для него, а во-вторых, ничто так не объединяет, как совместное дело.
"Подписываем" договор
Родителям стоит подумать и о том, как себя вести, если ребенок не выполнил порученного. Он должен понимать, что к требованиям взрослых следует относиться с уважением, а необязательность не будет оставаться безнаказанной. Поэтому нужно с самого начала обговорить, что, если он что-то не сделает, за этим неотвратимо последуют санкции. Речь идет не о телесных наказаниях или каких-то других мерах, ущемляющих достоинство маленького человека, а о том, чтобы научить его держать данное слово.
Предлагая ребенку каждый день убирать свои игрушки, договоритесь с ним: "Ты должен начать складывать на место игрушки сразу же, как я тебе напомню об этом, и сделать это нужно до начала передачи "Спокойной ночи, малыши". Если за это время ты не сложишь какие-то игрушки на место, их уберем мы. И в течение двух дней ты не будешь играть с ними".
Главное в таком "договоре" - быть последовательными и не менять решения. Если это удастся, то малыш научится вовремя выполнять обещанное. В противном случае он будет думать, что всегда найдется способ, чтобы "увильнуть" от обязательств.
Воспитание - творческий процесс
Конечно, ребенок не всегда с радостью берется за выполнение порученных ему дел. Известно, что малыши не любят делать какую-то монотонную работу, например вытирать посуду. Попробуйте пофантазировать, назовите ложки - куклами и скажите, что каждая из них хочет, чтобы ее вытерли, а потом положили "спать". Ни в коем случае не принуждайте детей. Это может отбить всякое желание помогать вам
8 Воспитание аккуратности.
Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности. Аккуратность во всяком деле связана с культурой труда, сноровкой и дисциплинированностью. Итак, вы хотите научить ребенка аккуратности, но при этом не хотите сделать из него озабоченного чистюлю? Мы готовы вам помочь.
Воспитание аккуратности — важное условие подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим,
Аккуратность воспитывает вся обстановка в семье. Если взрослые постоянно поддерживают чистоту и порядок, к этому начинают стремиться и дети. К четырем-пяти годам дети в состоянии самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры; чистить зубы, мыть руки перед сдой, умываться.
Они привыкают убирать свой уголок, свою постель, класть все на свое место: одежду, обувь, игрушки. Задача взрослых — настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности. Все правила поддержания порядка необходимо напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.
Но и не требуйте от детей безукоризненной чистоты. По большому счету, способность переносить некоторый беспорядок будет! безусловно более полезным качеством для душевного здоровья вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.
В
источнике есть множество ссылок на статьи по теме.