Русская лаковая миниатюра |
Федоскинская лаковая миниатюра - старинный промысел, ему уже более 250 лет. Здесь сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В основе его лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали старые мастера. И Леонардо да Винчи, и Карл Брюллов, и Рубенс… А сейчас, наверное, только в Федоскино эта техника и сохранилась.
ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ШКАТУЛКА
Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!
Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго.
КАК ПИШЕТСЯ МИНИАТЮРА
Грунт
Накладывают грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.
На грунт с помощью кальки переводится силуэтный рисунок.
Замалёвок
Накладывают первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.
Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию.
При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут .
Перемалёвок
Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.
Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком.
Бликовка
Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.
Готовая шкатулка
На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовления.
Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать.
Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности.
Cложные узлы доводятся вручную.
Шкатулка готова.
Авторские работы Натальи Леоновой.
Родилась в 1956 году в селе Рогачёво Московской области. Окончила Федоскинское училище миниатюрной живописи в 1978 году, в том же году поступила на Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.
Рубрики: | Ручная работа/Рисунок и роспись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |