Подлинная история Данилы-мастера |
Павел Петрович Бажов – писатель, который, несомненно, прославил Урал на всю Россию. С тех пор, как был опубликован сборник его сказов "Малахитовая шкатулка", сменилось не одно поколение, и ассоциативный ряд "Урал – малахит – Хозяйка Медной горы" уже успел засесть у жителей постсоветского пространства где-то в генетической памяти. Думаю, ни для кого не секрет, что свои сказы Бажов не придумывал с нуля, а лишь литературно адаптировал слышанные им в детстве и юности местные былички и предания. Героев своих произведений он тоже предпочитал, что называется, "писать с натуры".
Данила-мастер и Хозяйка Медной горы. Иллюстрация к сказу П. П. Бажова "Каменный цветок". По материалам из открытых источников
Действительно, практически каждый персонаж "Малахитовой шкатулки" имеет свой реальный исторический прототип. Не стал исключением и, пожалуй, один из наиболее известных бажовских героев – Данила-мастер. Да-да, тот самый, который, осиротев, учился камнерезному делу у старого Прокопьича, долго корпел над чашей из малахита, а потом, в некотором смысле, заложил душу Хозяйке Медной горы, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на каменный цветок – "философский камень" уральских камнерезов. Если кто-то позабыл, его приключения описаны в сказах "Каменный цветок", "Горный мастер" и "Хрупкая веточка". А на создание образа самого знаменитого мастера-камнереза Бажова вдохновила #биография известного уральского горщика Данилы Зверева.
Данила Кондратьевич Зверев родился в 1858 году в деревне Колташи, расположенной практически в самом центре знаменитой самоцветной полосы Урала, протянувшейся к западу от города Реж. Зверев и вправду рано осиротел, потеряв родителей, а его воспитанием занимались дед с бабкой, старшие братья и сёстры. С самого детства он был слаб здоровьем, часто болел, рос худеньким и маленьким. За это соседи и сверстники прозвали его Данилой Лёгоньким.
На всех дошедших до наших дней снимках Данила Кондратьевич Зверев изображён уже в зрелом, если не сказать преклонном возрасте. Оно и немудрено – ведь фотография получила широкое распространение, когда горщику уже пошёл пятый десяток. По материалам из открытых источников
В своих родных Колташах Данила пас коров, но, по его собственным воспоминаниям, отличался мечтательностью и задумчивостью. Последствия данная черта характера имела для мальчика самые что ни на есть плачевные – за недосмотр за стадом он не раз бывал жестоко порот. Дом, где Зверев провёл первую половину жизни, до наших дней не сохранился. Зато неподалёку от Колташей на берегу реки Реж имеется скала со смешным названием Ёжик. Говорят, в тени этого камня любил сидеть маленький Данила.
Околица уральского села Южаково, где во второй половине XIX века жил горщик Самойла Прокопьевич Южаков – прототип бажовского Прокопьича
Прокопьич тоже существовал в действительности. Его полное имя – Самойла Прокопьевич Южаков. Он жил в деревне Южаково, что в паре десятков километров к северу от Колташей. Именно Южаков стал наставником Данилы Зверева. Правда, уже здесь начинаются значительные расхождения исторических фактов с сюжетом бажовского сказа. Дело в том, что реальный Прокопьич был не камнерезом, а горщиком – так называли людей, которые искали и исследовали новые месторождения. По сути горщики были предшественниками современных геологов, хотя, в духе того времени, зачастую им приходилось выполнять гораздо более широкий круг "обязанностей".
Данила Зверев в уральской тайге, по которой за свою жизнь он отмахал немало вёрст. Фотография из открытых источников
Так что с малых лет Данила Зверев начал постигать мастерство горщика, а не камнереза. Кстати, есть версия, что он решил податься в горщики, чтобы "откосить" от армии. Якобы, его дед в молодости попал в солдаты, а домой вернулся уже глубоким стариком. Он внушил Даниле, что солдатская служба – тяжкое наказание, которого лучше бы по возможности избежать. В то время горщиков в солдаты не забирали: специалисты в горном деле приносили казне хороший доход.
Уральские горщики и крестьянская артель "охотников" за самоцветными камнями в начале XX века. Фотография из открытых источников
В отличие от многих других горщиков, полагавшихся на приметы и интуицию, Зверев больше доверял собственным знаниям, опыту и трудолюбию. Как только сходил снег, он уходил из деревни, целыми днями бродил по лесам, по берегам рек, в заповедных местах – искал редкие камни. Разведочные шурфы он не копал, вместо этого предпочитая осматривать промоины на склонах оврагов, корни вывороченных ветром деревьев или просто перебирать отвалы, оставшиеся после добычи золота. Нередко поиски оканчивались успехом. Каждый раз, находя #драгоценные камни , Зверев примечал, какие признаки указывают на их наличие.
Большинству старателей было свойственно сразу спускать всё, что они находили. Но Зверев был не таким. Свои #находки он не разбазаривал, а до поры до времени сохранял, чтобы при случае продать повыгоднее. Но богатства знаменитый мастер не нажил – деньги его не интересовали. Горщика увлекал сам #поиск , очаровывала красота уральского камня – но не прельщала материальная сторона вопроса. Зверев охотно помогал односельчанам, делился с нуждающимися. Часто вспоминают такой случай: однажды, продав крупную партию камней в Екатеринбурге, Зверев вернулся в родную деревню с двумя возами пряников, которые раздал соседям.
Один из наиболее известных фотопортретов знаменитого горщика. По материалам из открытых источников
Стоит ли говорить, что Хозяйку Медной горы Данила Зверев так и не встретил. Хотя бы потому, что на той самой Медной горе в окрестностях современного Полевского ни разу не бывал. Вместо Хозяйки он повстречал академика Александра Евгеньевича Ферсмана, который приехал в Колташи для изучения режевских месторождений. Эта встреча для Зверева стала почти такой же судьбоносной, как и для Данилы-мастера.
Копия карты Франции из уральского камня в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге
В Париже вот-вот должна была состояться Х Всемирная художественно-промышленная выставка. Специально для неё в России решили изготовить карту Франции методом флорентийской мозаики. Подбор камней для этой работы Ферсман порекомендовал поручить именно Даниле Звереву. Горщик из Колташей охотно откликнулся на приглашение, приехал в Екатеринбург, где поселился в доме сына своего бывшего наставника Самойлы Прокопьевича Южакова и принял самое деятельное участие в создании уникального экспоната. На выставке карта имела большой успех и получила высшую награду. В Россию мозаика в итоге так и не вернулась: от имени императора Николая II её подарили президенту Французской Республики Эмилю Лубе. Ныне она хранится в музее Второй империи в городе Компьень. А для Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге впоследствии была изготовлена её точная копия.
Уезжать из большого города Зверев уже не захотел. В Екатеринбурге ему было суждено провести всю оставшуюся жизнь. Кстати, на Урале до сих пор бытует легенда, будто горщик, покидая Колташи, спрятал в окрестностях деревни #клад , состоящий из самых ценных камней, найденных им в молодости. За последние сто лет #самоцветы искали многие, но в поисках пока что никто не преуспел.
Ильменские горы на Южном Урале, на поиск подземных богатств которых Данила Зверев потратил не один год своей жизни
Начало XX века ознаменовалось активной разведкой новых месторождений, в том числе и на Урале. В этих реалиях горщики были как никогда востребованы, так что Данила Кондратьевич не сидел сложа руки – и, прямо скажем, не бедствовал. На его положении не сильно сказались и революционные события 1917 года – ведь опытные специалисты нужны были молодой советской власти ничуть не меньше, чем поверженному царизму. Так, после революции Зверев подрабатывал оценщиком драгоценных камней. По заказам горных предприятий и банков он оценивал #драгоценности , конфискованные у покинувших Советскую Россию в годы Гражданской войны эмигрантов. Именно он поспособствовал передаче множества настоящих сокровищ в собственность государства – впоследствии многие #камни и самоцветы, прошедшие через его руки, были переданы в музеи.
Данила Кондратьевич Зверев со своей семьёй в Екатеринбурге. Фотография из открытых источников
Семья у Данилы Кондратьевича и вправду была большая. Он был дважды женат, от двух браков у него было девять детей. Жили дружно в большом двухэтажном доме. Весь первый этаж занимала мастерская, в которой горщик передавал сыновьям своё мастерство. Те в итоге оказались талантливыми последователями отца. Так, Григорий и Алексей Зверевы впоследствии занимались подбором камней для звёзд на башнях Московского Кремля и принимали участие в создании самой дорогой в мире карты – карты индустриализации Советского Союза. Кстати, по сохранившимся данным, сам Данила Зверев в 1925 году консультировал специалистов, подбиравших камень для мавзолея Ленина. Такая вот #история .
В 1935 году престарелый Зверев тяжело заболел. Предположительно, у него случился инсульт, потому что у горщика повредились речь и сознание, а вся левая половина тела оказалась парализована. Прикованный к постели, Данила Кондратьевич прожил ещё три года и умер 8 декабря 1938 года в возрасте восьмидесяти лет.
Павел Петрович Бажов и Данила Кондратьевич Зверев в начале 1930-х годов. Фотография из открытых источников
В заключение следует добавить, что при жизни Данила Кондратьевич был хорошо знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Немудрено, что автор уральских сказов положил многие факты из биографии знаменитого горщика в основу своих произведений. Помимо уже упомянутой в начале статьи "трилогии" о Даниле-мастере, жизненный путь Зверева в художественной форме выведен в сказе "Далевое глядельце" – там он выступил в роли Трофима по прозвищу Тяжёлая Котомка. Так что, как говорится, #сказка ложь, да в ней намёк...
Серия сообщений "основано на реальных событиях":Часть 1 - Жизнь после смерти : моя история. Мой "мирок" на Том Свете.
Часть 2 - Жизнь после смерти: моя история. Как я "работал" на Том Свете.
...
Часть 37 - Истощенный амурский тигр пришел к людям за помощью и упал без сил
Часть 38 - Ава
Часть 39 - Подлинная история Данилы-мастера
Часть 40 - Папаша-орёл 2 месяца высиживал камень. Но потом кое-что случилось
Часть 41 - ЖИВЫЕ ДУШИ ДЕРЕВЬЕВ
...
Часть 44 - Как похитили «Мону Лизу»?: Ограбление века
Часть 45 - Как похитили «Мону Лизу»?: Парижский ажиотаж
Часть 46 - Как похитили «Мону Лизу»?: Возвращение шедевра
Рубрики: | ИСТОРИЯ/персоны , прототипы литературных героев |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |