Какой секрет анекдота открыли древние греки?: Часть 2. Штирлиц и Винни-Пух |
Какой секрет анекдота открыли древние греки?:
«С таким сосредоточенным лицом
он бы и дня не продержался!» —
знаменитый разведчик Ким Филби о Штирлице.
Древние греки, потомки Одиссея, были умными и творческими людьми и сделали множество открытий в самых разнообразных отраслях знаний. В том числе, о чем часто забывают, в области юмора и его самого популярного жанра — анекдотов. Они сумели открыть секрет, который лежит в основе многих анекдотов и комических историй, популярных в наше время.
Фото: кадр из мультфильма «Винни-Пух идет в гости»
Безотносительно того, как назвать этот прием — идеей «поменяться местами», сменой масок (маскарадом), перевоплощением, подменой понятий (или, точнее, образов) или как-то еще, он не только работал в античные времена, но и не потерял своей ценности до сих пор.
Характерный пример — фольклорный образ советского разведчика Штирлица из знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны». Принято считать, что популярность цикла анекдотов, в котором действует этот персонаж, основана на использовании разного рода каламбуров и пресловутой «игры слов», но на самом деле это лишь одна из причин.
Кто такой Штирлиц в романе Ю. Семенова и фильме Т. Лиозновой? Вне всяких сомнений, это герой и супермен, при этом, в отличие от Джеймса Бонда (который, впрочем, тоже не был дураком), человек не только физически сильный (чемпион Берлина по теннису!), но и обладающий стальной волей и завидной эрудицией, хорошо знающий жизнь, наделенный развитым логическим мышлением и едва ли не способностью к предвидению, при этом отличный психолог. Штирлиц почти не стреляет (одна пуля досталась агенту Клаусу) и редко применяет физическую силу (оглушить гестаповца Холтоффа пустой бутылкой мог бы и более слабый и менее ловкий человек), однако постоянно собирает информацию, анализирует ее и делает выводы.
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
История из жизни:
На вопрос Юлиана Семенова:
— Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, как ты думаешь на экране!
Вячеслав Тихонов ответил:
— Я прокручивал в голове таблицу умножения.
Штирлиц из анекдотов — это человек с незамутненным сознанием ребенка, глупец и простофиля, который не понимает простых вещей, очевидных любому школьнику. И хотя, как и его прообраз, любит размышлять и делать заключения, он начисто лишен зачатков абстрактного мышления, не способен рационально оценить последствия своих поступков и увязать причины со следствиями.
Анекдоты про Штирлица — это истории про глупость и глупца. Но чтобы усилить комический эффект, их главный персонаж получил имя человека, являющегося, по сути, его прямой противоположностью. Заметим, что обязательным условием такой подмены (или пародирования — это слово тоже имеет греческие корни) является сохранение внешних признаков прототипа и обстоятельств, в которых он живет и действует. В противном случае связь между двумя образами начинает теряться.
Штирлиц из анекдотов носит эсэсовский мундир, общается с врагами — Шелленбергом и Мюллером, и друзьями — радисткой Кэт и пастором Шлагом; ходит по коридорам службы безопасности, получает шифровки из Центра и посещает любимый ресторан «Элефант».
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Разумеется, в фабуле могут использоваться и другие приемы, которые усиливают комизм историй — в частности, уже упомянутый феномен «игры слов» (хотя он используется далеко не во всех анекдотах цикла).
Этот же прием, придуманный древними греками, используется и в анекдотах о популярных персонажах наших любимых мультфильмов — в частности, о медвежонке Винни-Пухе и его друзьях.
Что называется, милая детская сказка превратилась в «черный юмор» для взрослых.
Напомню, что Ви́нни-Пух — хороший, добрый и смешной плюшевый мишка, персонаж книг писателяАлана Милна, ставший героем советских мультфильмов. Почему же в фольклоре он внезапно превратился в некоего монстра, хищного и злого?
Заметим, что это превращение имело все-таки некую связь (как мы уже упоминали, одно из условий трансформации персонажа) с книжно-экранным образом: не будем забывать, что хотя Винни-Пух и был плюшевой игрушкой, моделью для нее служил настоящий медведь — большой, сильный и хищный зверь.
Фото: David Rasmus, по лицензии shutterstock.com
Винни-Пух превратился в хищного зверя именно по той причине, по которой ученый греческий педант стал наивным дурачком, а образцовый разведчик Штирлиц, интеллект которого мог бы дать фору Шерлоку Холмсу, оказался способен на поступки, которые не под силу любому другому человеку — ну или даже персонажу…
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
И в завершение — цитата из произведения классика, который, вне всяких сомнений, понимал толк в юморе и анекдотах.
Я почти пришел к убеждению, что новую остроту выдумать невозможно. Все смеялись этим древним шуткам, но что поделаешь, древним шуткам смеются всегда и везде; я уже заметил это много столетий спустя. (Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»)
Автор: Александр Котов
Рубрики: | ЮМОР/анекдотыИСТОРИЯ/интересные факты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |