-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aquarius7753191

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2021
Записей: 13361
Комментариев: 2041
Написано: 16889


Игорь Грабарь - талант, умноженый на труд. Часть 2: Школа Ажбе, Мюнхен, Париж, "Упадок или возрождение", Нива, "Мир Искусства"

Понедельник, 25 Марта 2024 г. 12:25 + в цитатник

Игорь Грабарь - талант, умноженый на труд. Часть 2: Школа Ажбе, Мюнхен, Париж, "Упадок или возрождение", Нива, "Мир Искусства"

 

И.Э. Грабарь. Мюнхен,1898г

Продолжение серии публикаций о Грабаре.

 

Итак, Грабарь едет в Европу, в Мюнхен и волею судьбы попадает в школу Ажбе. Ажбе оказал на Грабаря максимальное влияние, в своих воспоминаниях Грабарь много о нём пишет. Школа во многом совпадала с подходом Чистякова, отставая по преподаванию рисунка, но зато художники имели возможность освоить там такие новые течения как импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм.

Словенский художник Антон Ажбе ( Ашбе, звук средний между ж и ш), рисунок Грабаря

Антон Ажбе, Мюнхен, фото

А. Ажбе Чернокожая женщина. 1895. Национальная галерея, Любляна

Ажбе трактовал картинное пространство как окно в воображаемую глубину и было два принципа преподавания - рисовальный « принцип шара» и живописный «принцип кристаллизации красок». Первый заключался в том, что в противовес слепому копированию, надо сначала разобрать устройство объекта, выделить главное «большую форму», «большую линию», а потом переходить к малым формам и находить пропорциональное отношение между ними. Это развивало основное по сути умение художника – умение обобщать, а также находить связи.

Этот инструмент позволял уходить от банального копирования натуры и приводил к изысканности модерна, свободе экспрессионистского понимания формы, чёткости конструктивного толкования ее. Второй принцип – « кристаллизации красок». Ученики учились так смотреть на натуру, чтобы уметь передавать форму несмешанными красками, сразу на холст. « В глазу зрителя краски сами смешаются, но по крайней мере дадут чистую расцветку» - говорил и демонстрировал Ажбе.

Такой подход позволял писать ярки сочные работы в любой тональности, правда часто в ущерб тоновой выверенности, что в корне отличало от академизма. Как бы сейчас некоторые сказали – у импрессионистов и академистов вранье разного рода. Но метод давал эффект трепещущего мазка и торжество цвета и света, ощущение воздуха, такое важное для восприятия. Правда это было заметно не с любого расстояния. А ещё произвольное нанесение красок на холст приводило к спонтанности и случайности, нелогичности и подсознательным решениям, свойственным экспрессионизму.

Ажбе советовал ученикам передавать красочное видение мира как собственное переживание и таким образом самовыражаться. Технически это были иногда комплексные мазки, содержащие несколько красок на кисти. Недостатком метода Ажбе было отсутствие жестких требований к пропорциям и рисунку. У Ажбе цвет был в приоритете по отношению к тону, не так как в классической живописи. Это дало толчок к множеству стилевых исканий учеников Ажбе. Так, Кардовский – это реализм, Грабарь долго тяготел к импрессионизму, Кандинский ушел в абстракционизм, Марианна Веревкина - гениальный экспрессионизм.

Школа Ажбе, ученики. Игорь Грабарь - около цифры 2

Грабарь как староста с готовностью объяснял новичкам живописные принципы Ажбе. И это было очень нужно, так как школа его была настоящим « Ноевым ковчегом» где ежедневно обучалось до 100 учеников. И уже вскоре Ашбе и Грабарь создали совместную художественную школу Ажбе и Грабаря. Грабарю тогда было 28 лет.

Игорь Грабарь Мюнхен. 1898 г

После двух лет преподавания, ценность которого была для него велика, Грабарь вернулся к собственному творчеству, преподавание сильно ограничивало его возможности в этом. Богемная среда тоже мешала. Чтобы справиться с своими творческими задачами Грабарь сдвинул свой режим дня – вставал в 4 часа утра, когда никто не мешал, а спать шел в 9 часов вечера и никто не решался его тревожить. В Мюнхене он в своей мастерской увлекается самостоятельными живописными экспериментами, но очень ими не удовлетворен.

И. Грабарь Дама с собакой, 1899г

Тут же, осознав свою увлеченность архитектурой, проходит курс архитектуры в Мюнхенском Политехникуме. При этом в свои 28 лет штудирует математику и механику. Детское увлечение строительством дома привело к архитектуре и ее быстрому освоению.

Разумеется , школа Ажбе имела огромное влияние на Грабаря. В ранних полотнах, таких как « Мартовский снег» ( 1904, холст, масло, 80х62, ГТГ) использование метода "кристаллизации красок" дает такой эффект – снег, занимая большую часть холста, не создает ощущение пустоты, а наоборот, становится главным героем картины.

И. Грабарь « Мартовский снег» ( 1904, холст, масло, 80х62, ГТГ)

Из Мюнхена от посылает в популярный российский журнал «Нива» редактору Марксу статью « Упадок или возрождение», где доказывает, что в новейшем искусстве не только нет упадка и декадентства, но, напротив, есть все признаки возрождения.

Вид журнала Нива в те времена

Статья стала событием художественной жизни в России, спровоцировав борьбу между передвижниками, уже приобретавшими черты академизма и новыми течениями.

Тем временем Грабарь, не удовлетворенный своими живописными исканиями, едет в Париж, надеясь, что его художественное образование, школа Коларосси, дополнят его прежние образовательные стратегии. Около 1900 года запись - «Было повторное ознакомление с жизнью и работой в Парижских школах…Я отдавал себе отчет в том, что засидевшись в одном месте, рискуешь усвоить не только положительные стороны… общепринятого здесь искусствопонимания… Гипноз всегда возможен и естественен, вот почему проверка показалась мне … полезной». Про себя отметим – такая проверка возможна при знании языков, на которых ведется преподавание.

Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже, уже с князем Щербатовым, которому преподавал живопись. Без Парижа познать художественную жизнь Европы не представлялось тогда возможным. Там он вновь посещает художественную лавку ставшего потом знаменитым Воллара, видит работы Поля Гогена, Мане, других. Изучает новые художественные языки, которые уже понятны искушенному парижскому покупателю картин. Далеко не все нравится, но все интересно Грабарю.

После посещения Всемирной выставки он твердо решил вернуться на родину: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого»..

В 1901 года тридцатилетний Грабарь вернулся в Россию, получив то образование, которое выбрал сам, опыт преподавания, знакомство с мировыми шедеврами живописи и новым искусством, принципами реставрации и экспертизы произведений искусства, а также обозначив свою позицию в искусствоведческих статьях и обзорах, найдя по переписке единомышленников, в том числе в объединении « Мир искусства».

Мир Искусства. Кустодиев, эскиз к картине. Грабарь - крайний слева

Портрет Грабаря. Б. Кустодиев

Грабарь после сотрудничества с «Нивой», пишет в с журнал объединения «Мир искусства» под редакторством Сергея Дягилева, становится его постоянным автором и постепенно вливается в ряды «мирискуссников», близких ему по мировосприятию, участвует и в выставках, и с некоторых пор его картины активно покупают.

А эта необычная для Грабаря картина написана по впечатлением посещения в Париже званого вечера, где он остолбенел от вида жен парижских банкиров и прочих нуворишей. Год создания 1904, значит лет 5 не мог избавиться от этого наваждения. Размер не маленький - 156×186 см

И. Грабарь Толстые женщины. Гротеск, 1904

Продолжение следует ...

Рубрики:  ИСКУССТВО /художник , фото
Дневник эстета aquarius7753191
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку