-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aquarius7753191

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2021
Записей: 14022
Комментариев: 2128
Написано: 17690


Васнецов, да не тот. О младшем брате знаменитого художника.

Среда, 20 Марта 2024 г. 17:16 + в цитатник

Васнецов, да не тот. О младшем брате знаменитого художника.

Васнецов, Аполлинарий Михайлович

Портрет работы Николая Дмитриевича Кузнецова, 1897 год

 (25 июля [6 августа1856РябовоВятская губерния — 23 января 1933[1][2][…]Москва[1]) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат художника Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда».

 (1856–1933) — русский художник и учёный-археолог, младший брат Виктора Васнецова. И в отличие от своего брата считал, что живопись — это не совсем то, чем бы он хотел заниматься всю жизнь, скорее способ наглядно отобразить научные изыскания. Но рисовал Аполлинарий действительно хорошо, благо художественное дарование в роду Васнецовых было у многих, просто Виктор прославился больше всех своими изумительными сказочными картинами.

Москва златоглавая

Да и в Аполлинарий детстве старался рисовать на чём только можно, разукрасил мелом все стены, а когда его у него отобрали, подобрал кусок мыла. И он искренне хотел пойти по стопам своего старшего брата, но вмешались трагические обстоятельства.

Старинный Великий Новгород

В 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой. Виктор Васнецов к тому времени поступил в Академию художеств, но взял на себя заботу о брате, забрал его из Вятского духовного училища, где Аполлинарий учился вопреки своей воле и всю жизнь с тоской вспоминал о годах, проведённых там, и договорился со знакомым художником итальянского происхождения Эльвиро Андриолли, чтобы тот присматривал за пареньком, а заодно и учил его. Спустя два года Аполлинарий поехал в Петербург к Виктору, рассчитывая поступить в Академию художеств. Но чтобы учиться там, нужно было получить свидетельство о среднем образовании. Аполлинарий начал усердно заниматься и постепенно увлёкся этим делом, да так, что решил поступить Геологический институт, однако Виктор его отговорил от этой затеи.

Горное озеро

Аполлинарий поехал в Вятку, по молодости лет примкнул к народникам и загорелся их утопическими идеями. Он получил должность сельского учителя и отправился в деревню, сеять разумное, доброе, вечное среди крестьянских ребятишек. Вот только реальность оказалась куда прозаичнее и жёстче, нежели представления о ней народников и самого Аполинария. Через год, полностью разочаровавшись, он вернулся в Москву, хорошо хоть, к тому времени и Виктор приехал из-за границы и ввёл Аполлинария в круг своих знакомых.

Абрамцевские дали

Аполлинарий часто бывал в имении Мамонтовых Абрамцево, где собирался весь цвет интеллектуальной Москвы. Недостаток академического образования восполнял из разговоров и споров, Репин, Крамской и Поленов объясняли ему основы живописи, да и сам Виктор многому мог научить. Аполлинария приняли в Общество передвижников, а потом, чувствуя архаичность передвижников и нежелание старожилов следовать новым веяниям в живописи, Аполлинарий стал одним из основателей Союза русских художников.

Тайга на Урале. Синяя гора

Его пейзажи на хорошем счету, некоторые из них приобрёл сам Третьяков. За новыми впечатлениями Аполлинарий колесит по всей России — был в Крыму, Сибири, на Урале, на Кавказе. В 1900-е годы Аполлинарий уже получил звание академика Академии художеств, открыл там пейзажную мастерскую и воспитал немало студентов. Учителем он был замечательным, и хорошо помня годы, проведённые в нужде, всячески поддерживал своих учеников материально.

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века

Если Виктор прославился своими сказочными картинами, то Аполлинарий — удивительными историческими пейзажами старой Москвы. И тут очень пригодилось увлечение археологией, он буквально видел сквозь землю и сквозь века, поэтому преуспел в по-настоящему сложном жанре на стыке живописи и науки. Благодаря Аполлинарию, мы можем наглядно представить, как выглядела Москва раньше. Так-то младший брат никак не посрамил честь семьи и прожил по-настоящему достойную жизнь, пусть и оставаясь для истории в тени старшего/

 

Галерея

А. М. Васнецов. «Родина». 1886. Холст, масло. 49 × 73. Государственная Третьяковская галереяМосква.


В картине «Родина» А. М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля. Полотно художника оказало влияние на крупного русского пейзажиста Н. Н. Дубовского при написании им известной картины с одноимённым названием «Родина» (1905).

«Московский Кремль. Соборы». 1894. Холст, масло. 90 × 79. Государственная Третьяковская галереяМосква.

«Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». 1926. Бумага, акварель, уголь. 45 × 60. Музей МосквыМосква.

«Каменный мост (Калинкин мост) в петровские времена» (1902)

«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века». 1901. Холст, масло. 155 × 285. Ярославский художественный музейЯрославль.

«Озеро» (1902)

«Сумерки»

«Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». 1918. Бумага, акварель, уголь. 64,5 × 92. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникКострома.

«Троицкая церковь на Берсеневке» (1922)

«Красная площадь» (1897)

«Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927)

«Московский Кремль при Иване III» (1921)

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)» (1912)

«На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900)

«Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 × 80. Музей МосквыМосква

«Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903)

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 × 109. Музей МосквыМосква.

«Старая Москва» (1896)

«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке». 1916. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, карандаш. 50 × 67. Музей МосквыМосква

Красная площадь при Иване Грозном

Красная площадь во второй половине XVII века

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов, 1992

Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года

Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище

Почтовая марка СССР, 1956 год

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать

Рубрики:  ИСКУССТВО /художник , фото
Дневник эстета aquarius7753191
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку