Женский голос блюза. Ма Рейни. |
(настоящее имя Гертруда Приджетт; 26 апреля 1886, Колумбус, Джорджия[3] — 22 декабря 1939) — американская певица, одна из первых профессиональных (записывавшихся на профессиональной студии) исполнительниц блюза[4].
Ма Рейни считают "матерью блюза", но ее имя не многим известно. Другие считают, что именно она была одной из первых исполнительниц, чьи песни помогли в дальнейшем изобрести рок-н-ролл. Вспомнить о ней и ее творчестве тем более будет уместно, что начала она свою карьеру почти 100 лет назад. Есть, на что оглянуться, есть, что послушать, а теперь и есть, что посмотреть - пару лет назад вышел художественный фильм - My Rainey's Black Bottom режиссера Джорджа Вольфа в главной роли Ма Рейни актриса Виолла Дэвис. В русской версии фильм проходит под названием "Ма Рейни - мать блюза". Возможно кто-то заинтересуется и посмотрит. Музыкальные биографические фильмы имеют свой только им присущий шарм. С чем связано такое внимание к певице в последнее время, трудно сказать. До этого ее фигура была мало заметна в истории джаза и блюза, несмотря на ее огромное наследие. Может быть пришло время воздать должное певице.
Ма Рейни и Бесси Смит
Ма Рейни (1886-1939)
Певица, руководитель группы, промоутер, звукорежиссер в записях, а в более поздние годы владелица концертного зала, Ма Рейни держала все в своих руках, когда будучи большой, черной, странной женщиной все было против нее. Более того, она ничего не скрывала о своем образе жизни, чтобы сделать себя более привлекательной для зрителей. Ее хриплый голос часто описывали как “стон”, в ее макияже использовалось больше густой черной краски, чем у среднестатистического участника группы The Cure, ее зубы были покрыты золотом, ее танцовщицы одевались как танцовщицы кабаре, и она не скрывала своих отношений с женщинами, которыми она наслаждалась несмотря на свой долгий брак с Уиллом "Па" Рейни. Возьмем, к примеру, текст ее песни “Докажи это на мне”, написанный после ее ареста за организацию женской оргии: "Вчера вечером гуляла с толпой моих друзей / Они, должно быть, были женщинами, потому что мне не нравятся мужчины".
Оркестр Ма Рейни
Родившаяся в Колумбусе, штат Джорджия, Рейни сыграла важную роль в объединении дельта блюза с диксилендским джазом и менестрелями (варьете с черным лицом тогда называли культурной помойкой) и создала зрелище, созданное для сцен больших залов, а не для подъездов, которое было популярным для белой аудитории того времени и – в отличие от этих шоу менестрелей – расширяло возможности чернокожих. Ее называли "босс" и никто не смел ей перечить.
Ма Рейни и исполнительница главной роли в фильме Виолла Дэвис
Одной из самых первых блюзовых певцов или певиц – мужчин или женщин – писавших собственную музыку, Рейни подписала контракт с Paramount Records и собрала свой каталог из более чем 100 записей, большинство из которых были написаны ей самой. Вернувшись в Колумбус в своем старческом возрасте (хотя она умерла в 53 года), она взяла на себя управление тремя театральными площадками. Она продолжала писать и исполнять свои песни, у нее было три театральных площадки, которые не простаивали без дела. Если к этому добавить еще и руководство группой, наставничество и управление всем бизнесом – Ма Рейни была одной из наиболее успешных женщин в музыкальной индустрии.
Ее фанатом был Боб Дилан. Он упоминает имя Ма Рейни в "Tombstone Blues’.
Послушайте вот это: "Блюз Бо-Долгоносика", названный в честь жука, который нападает на урожай хлопка, – это оригинал Ма, который отражает первозданный дух ее ранних выступлений.
https://youtu.be/JcwLf3gc2p0?si=DBgRSueTO4nOaQE2
Все предложенные записи сделаны в период 1924-1928 годов, поэтому их качество далеко не совершенно.
Рубрики: | КИНОЗАЛ/исполнители и исполнительницы ЧТОБЫ ПОМНИЛИ /Траурные даты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |