-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aquarius7753191

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2021
Записей: 13262
Комментариев: 2021
Написано: 16764


Боевые искусства Индии

Вторник, 07 Февраля 2023 г. 18:16 + в цитатник

Боевые искусства Индии

Великий Гама (1878-1960)

Единого термина для обозначения традиционных, уходящих корнями в древнюю культуру страны, боевых искусств Индии, пожалуй, не существует. И в разных регионах страны часто одно и то же боевое искусство именуют по - разному. Большинство из них в настоящее время носит скорее характер военных игр или спортивной борьбы, из которой исключены наиболее опасные техники. Мы попытаемся кратко охарактеризовать наиболее популярные и известные из них.

Первое место в этом ряду занимает кушти, один из наиболее широко распространенных видов национальной борьбы. Тренировка борцов — «пахалванов» - чрезвычайно изнурительна и направлена, в первую очередь, на развитие силы и выносливости. Тысячи многообразных отжиманий с волнообразным движением позвоночника и глубоких приседаний с утяжелением и без него, работа с тяжелыми снарядами, специальная диета и различные виды массажа формируют бойца большого веса, атлетического сложения, но быстрого и проворного.

Основные техники кушти построены на захватах, подъемах и бросках, требующих применения недюжинной силы; специальных видах хитрых «обезьяньих» захватов; захватах за голову, шею и пальцы, позволяющих контролировать и ослабить противника, и болевых захватах и замках, ломающих конечности. Состязание пахалванов проходит в неглубокой квадратной яме или на деревянном настиле.

Задача борца — повалить противника на лопатки. С 1947 г., когда к Индии вернулась независимость, кушти объявили Национальным видом спорта, и индийские атлеты демонстрировали это искусство на олимпийских играх. Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. «Масти» заключается в том, что один борец отбивается от группы.

Опасные техники здесь запрещены, и игра эта немного напоминает регби. «Бинот» — искусство боя, в котором безоружный борец защищается голыми руками против противника с мечом, ножом, копьем, шестом и др. Другая разновидность самообороны без оружия против вооруженного противника это «бандеш», где разработаны техники обезоруживания противника и использования его оружия против него же.

Очень известна «ваджра мушти», где используется оружие кастетного хвата типа ваджры (яп. «явара»), усиливающее кулак. Цель ваджра мушти — обездвижить вооруженную руку противника. По преданию именно его изучал Бодхидхарма, житель Южной Индии, где это искусство наиболее распространено, до того, как ушел в Китай.

Самостоятельную жизнь сегодня обрел «маллакхамб» — «столб гимнаста». Раньше это был специфический вид тренировочных упражнений как борцов, так и воинов, ныне — разновидность гимнастики на стоячем, висячем, веревочном и иных видах «столбов».

Техника упражнений маллакхамба включает в себя запрыгивания на столб на разную высоту и под разными углами, упражнения с захватом за столб руками и ногами, сложное балансирование на нем с предметами и без них, принятие йогических поз, составление гимнастических пирамид и др. Игра эта чрезвычайно сложна и требует высокой тонкости и точности исполнения упражнений, чрезвычайной гибкости, ловкости, силы выносливости, идеального чувства равновесия, быстрых рефлексов, четкой координации всех движений.

В штате Манипур популярна «мукна» — силовая борьба между двумя противниками примерно одного веса и роста. Захваты разрешались только за специальный пояс из ткани — «кипи». Бить руками и ногами нельзя. Проигравшим считается тот, кто первый коснулся земли головой, спиной, плечами и коленями. Стойки, правила и техники мукны напоминают различные виды борьбы алтайского и монгольского происхождения.

В другом виде борьбы, «маплаоамбе», участники поединка сидят на. Существует еще множество иных видов борьбы. Все их многообразие историки сводят к четырем типам, существовавшим в Индии до активного проникновения в нее мусульманства. Это «дхаранипата», которая строилась на приемах, направленных на то, чтобы повалить противника; «асура», где допускались и удары выше пояса; «нара», о правилах которой ничего не известно, и «юддха»—наиболее кровопролитный вид борьбы.

Помимо тысяч школ борьбы, развита в Индии и традиция кулачного боя. Среди них отметим «мукки бази», где, как в кушти, проводились активные силовые тренировки, а также широко практиковалась набивка рук. Мастер муки запросто разбивает кулаком кирпичи и кокосовые орехи. Бой ведется с одним или двумя противниками.

Раньше в Варанаси проводились ежегодные состязания по мукки бази, на которых сначала шли индивидуальные поединки, а потом — групповой бой. И рост популярности европейского бокса, и периодические запреты привели к резкому снижению популярности мукки бази.

«Марма-ади» — бой, построенный на атаках жизненно важных точек тела. Удары проводились различными частями рук и ног. Здесь, как и в боевых искусствах Китая, разработаны комплексы формальных упражнений и считается обязательным знание медицинских аспектов боевых искусств.

Чрезвычайно известно и боевое искусство штата Керала — «калари паятту», которое часто именуют индийским каратэ. Оно включает в себя четыре этапа обучения: первый — специальные комплексы упражнений «маи - паятту», развивающие силу, гибкость, быстроту реакции и способность глубокой концентрации внимания, сочетаемые со специальным видом массажа «ужичил» с использованием кунжутного масла; второй — «колтхари» — упражнения с различными типами палок и шестов; третий—«анга тхари»—тренировки с металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжалы, копье, гибкий меч - плать «уруми», один вид оружия против другого, где наибольшего искусства требует «пулиянкам» — фехтование на мечах с односторонней заточкой; последний — «верумкаи» — техника боя безоружного с вооруженными противниками.

Как и ваджра мушти, калари паятту также претендует на роль первоисточника тех боевых искусств, которые Бодхидхарма занес в Китай и Японию. Среди других игр и сражений с оружием хочется отметить — «силамбам» — тамильскую боевую игру с палками различной длины.

Применяемые в силамбам техники так эффективны и виртуозны, что их взяли на вооружение при подготовке полицейских, способных с помощью приемов силамбам и разогнать буйствующую толпу, и отражать палкой бросаемые в них камни. Рукопашный бой «варма калаи» напоминает калари паятту.

Его техники многие считают недостающим звеном между индийскими боевыми искусствами и каратэ. Только на работу оружием направлены техники «бана» или «минхати», где боец, вращая над головой шест или цепь, не дает противнику приблизиться к себе вплотную.

Популярный в Индии и Бирме «баншай» включает в себя работу разными типами клинкового оружия. «Латхи», также изучаемый полицейскими — это искусство работы длинным шестом весом около 800 г. «Фари- гадка» использует небольшой кожаный щит в паре с деревянной дубинкой, обтянутой кожей и имеющей колоколообразную гарду. Свою систему боя как голыми руками, так и с оружием, имели и грозные «миханги» — сикхи-воины. Известны и «тхаги» — ритуальные душители, служители культа богини Кали.

Традиции боевых искусств прослеживаются и в традиционных танцах Индии, и в ее военно-спортивных играх. К примеру, в «дагдари» или в «сатха-мари», где всадники («дагдары») или пешие воины («сатха-мары») уклоняются от разъяренного слона внутри загона, окруженного невысокой толстой стеной, через которую легко может перепрыгнуть человек, но слону это сделать не под силу.

«Каббади», известная и под иными названиями, напоминает смесь регби, дзюдо и гимнастики и требует от участников увертливости, резвости, сильных легких, быстрой реакции, сообразительности и ума. Суть ее заключается в том, что один из участников команды должен суметь проникнуть на половину противника и там коснуться кого-либо из участников его команды.

Если его поймали, ход переходит к противнику. Естественно, существуют и иные игры подобного типа. Хотя бы «Хо-хо» или «атья-патья», но перечислить все их в таком коротком обзоре невозможно, и потому мы обещаем читателям, что расскажем несколько подробнее о наиболее интересных и самобытных видах боевых искусств и военно-спортивных игр, упомянутых нами.

Кушти — национальная борьба Индии

Кушти — наиболее широко известный вид индийской национальной борьбы. Название это встречается в языке хинди с древности, а индийские мифы и легенды содержат немало историй, живописующих борцовские поединки между богами и героями. Кушти пользовалась большим покровительством правителей, и в древности большинство состязаний, на которых часто сражались до смертельного исхода, проходило в их присутствии и обставлялось со всей восточной пышностью.

Со временем кушти трансформировалась и стала более безопасной, но и сегодня многие ее техники применять в дзюдо или вольной борьбе не разрешается. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имен их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти.

Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительная и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий («сданд») с волнообразным движением позвоночника («джор»), аналогичным используемому в комплексе хатха-йоги «Сурья нама- скар». Выполняются эти отжимания с опорой на обе руки и ноги, на колени, на одну ногу, в положении на боку.

  • 1. Многократно поднимая карелу, пахалван развивает силу и выносливость, особенно укрепляя руки и пресс.
  • 2. Сумтола - «деревянная штанга» пахалвана может иметь различный диаметр и различную длину.
  • 3. Наль - каменная «гиря», используемая во время тренировок пахалванов как в одиночном, так и в парном виде, также может иметь различный размер и вес.
  • 4-6. Многократно повторяют пахалваны во время тренировок отжимания с волнообразным движением позвоночника.
  • 7,8. Многократны и глубокие приседания разного вида.
  • 9. Тяжелые и атлетически сложенные пахалваны во время поединка необычайно проворны, руки их цепки, а сила очень велика.
  • 10. Великий Гама с почетной булавой в руке.

Есть в ней глубокие приседания («байтхак»), выполняемые на стопах, на кончиках пальцев, с одной выпрямленной ногой, с другим атлетом, сидящим на плечах приседающего, или с тяжелым каменным кольцом, надетым на шею. Многообразны и тренировочные снаряды. В их числе «налы» — тяжелая каменная гиря в форме бублика с перекладиной посередине для хвата за нее.

Существует несколько видов наль, в которых меняется вес и диаметр снаряда. «Гири» эти используют как в одиночном, так и в парном варианте. «Сумтола» — тяжелое бревно, выполненное из твердых пород древесины, имеющее два паза для хвата руками. «Сумтола» также могут быть различного размера и веса. Эту «штангу» пахалваны используют для развития силы. Существуют и такие варианты «сумтола», на которые может спокойно усесться один боец, а другой «выжимает» его многократно во время тренировки.

Развивают силу, выдержку и особенно укрепляют пальцы, запястья и плечи упражнения с «карелой» — тяжелой дубиной, которая может быть как каменной, так и деревянной. Другие виды подобных дубин — «гада» и «экка». Упражнения с разнообразными дубинами развивали мышцы груди и спины, живота и кистей, учили контролировать собственное равновесие и инерцию движения этого тяжелого снаряда.

В подготовку пахалвана включались различные виды массажа и специальная диета. Несмотря на внушительный вес и атлетическое телосложение, пахалваны очень проворны. В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. При этом используется четыре основных типа техник. Первый и самый легкий из них — «бхимасени». Это захваты, подъемы и броски, требующие простого приложения грубой силы.

Можно, например, спокойно схватить человека за ногу или за одежду, и, подняв его, швырнуть оземь. Второй этап — «хануманти» построен на хитрых захватах. Третий, «джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. Четвертый, и наиболее опасный — это «харасандхи», болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Как правило, состязание проходит в неглубокой яме квадратной формы, называемой «акхада», но может оно проходить и на деревянном настиле. Перед боем борцы растирают на ладонях грязь, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпион («рустам») награждается большой деревянной булавой, часто разукрашенной драгоценными металлами.

Название этого титула восходит к имени легендарного героя мусульманско-персидского эпоса, могучего богатыря. Многие великие индийские борцы прославились по всему миру. Одним из самых выдающихся среди них был «Великий Гама» (1878—1960 гг.), считавшийся всеиндийским чемпионом.

Гама совершает байтак

Гама выполняет данд

Гулам Мухаммад, наиболее известный как «Великий Гама», а также как «Рустам-и-заман Гама Пахалван»

Схватка Збышко-Гама

В 1926 г. Станислав Збышко, чемпион мира по классической борьбе в тяжелом весе и мастер американского кетча, прибыл в Индию, чтобы сразиться с Великим Гамой. Являясь личным гостем махарджи Патиала, два месяца он готовился к поединку, изучая и это боевое искусство, но схватка его с Великим Гамой закончилась через 90 секунд поражением. В период британского владычества в Индии популярность кушти упала, но с 1947 г., когда Индия обрела независимость, кушти объявили национальным видом спорта.

 

К. В. Асмолов. Боевое искусство планеты, 1993 



Серия сообщений "СПОРТ ":
Часть 1 - Максим Андреевич Шабалин
Часть 2 - Зимние Олимпийские игры 1972
...
Часть 19 - Легенда Бобби Халла (1939 – 2023) Ушла легенда хоккея...
Часть 20 - Яшин берет мяч, Ю.Моргулис, 1970 год
Часть 21 - Боевые искусства Индии
Часть 22 - История Фрэнка Хейса
Часть 23 - Скончался сын маршала СССР Семена Буденного

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку