-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aquarius7753191

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2021
Записей: 13905
Комментариев: 2106
Написано: 17541


Две экранизации "Трудно быть богом": какую из них стоит смотреть.

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 15:24 + в цитатник

Две экранизации "Трудно быть богом": какую из них стоит смотреть.

"Трудно быть богом" - замечательная повесть А. и Б. Стругацких. Братья дают интересный, необычный взгляд на наш мир, наталкивают на философские вопросы. При этом, книга написана живым языком, сюжет захватывает с первых страниц. Персонажи интересные, яркие и убедительные. В общем, книга так и просится на экран.

О возможной экранизации ТББ в Советском Союзе заговорили сразу же после первой публикации повести в авторском сборнике "Далекая радуга" (1964 год). Однако, дальше разговоров дело не пошло, и первое киновоплощение повести появилось лишь в 1989 году.

Трудно быть богом (1989)

Стругацкие хотели, чтобы экранизацией ТББ занимался советский режиссер, желательно, Алексей Герман, высказавший в беседе с писателями несколько предложений, которые показались им весьма интересными.

Однако, времена уже были несколько иные - Советский Союз дышал на ладан, крупнейшие киностудии страны стремительно деградировали, всюду проникала коммерция. Руководство киностудии "Совинфильм" стремилось не столько к созданию качественной экранизации известной книги, а к тому, чтобы создать первый советский "блокбастер", популярный за рубежом. Ну, и заработать денег, конечно.

Для работы над картиной был приглашен немецкий режиссер-документалист Петер Фляйшман, для которого "Трудно быть богом" стал первой (и, кажется, последней) работой в большом кино.

Несмотря на отсутствие хоть какой-то фильмографии на момент съемок ТББ, Фляйшман отличался вспыльчивым характером и повадками звезды мирового кинематографа. Стругацкие быстро поняли, что с режиссером им не по пути и прекратили контролировать процесс съемок.

Фляйшман решил снять фантастический боевик мирового уровня с участием западных актеров. На роль Руматы Эсторского он хотел пригласить Кевина Костнера, но в итоге пришлось довольствоваться польским актером Эдвардом Жентарой (который, кстати, сыграл отменно и выглядел весьма колоритно). Кроме того, в фильме снялись французская актриса Анн Готье (полностью обнажившаяся на экране) и великий немецкий актер и режиссер Вернер Херцог. Разумеется, была представлена в советском фильме и русская актерская школа. В частности, дона Рэбу сыграл Александр Филиппенко.

Эдвард Жентара и Анн Готье в фильме Трудно быть богом.
Эдвард Жентара и Анн Готье в фильме Трудно быть богом.

Снимали фильм в Ялте, где была построена великолепная, дорогостоящая декорация - средневековый город Арканар в натуральную величину. Денег на фильм не жалели, но все же их было недостаточно, чтобы картинка в полной мере соответствовала западным конкурентам (тому же "Безумному Максу", например).

Сюжет более-менее соответствовал книге, хотя, конечно, отсебятины было немало. Стругацким фильм категорически не понравился, зрители также приняли картину без энтузиазма.

А вот мне фильм, в общем-то, понравился. Румата выглядит примерно таким, каким я себе его и представлял. Он - настоящий герой, харизматик. Отдельного упоминания достоен дон Рэба в исполнении Александра Филиппенко. Блестящая роль великолепного актера! Находкой фильма я считаю изображение людей будущего - в изображении Фляйшмана это холодные, равнодушные люди, похожие на роботов. Такой антиутопический взгляд на будущее весьма интересен.

Арканар Фляйшмана напоминает пустыню из Безумного Макса, а Румата - самого Макса. Постапокалиптические мотивы смотрятся вполне уместными и неожиданными (в повести Стругацких Арканар - это нормальная средневековая столица страны, в которой перед этим намечалось чуть ли не Возрождение).

Неплохо показано и постепенное озверение Руматы под воздействием жутких картин насилия, которые ему приходится видеть - ключевой момент повести.

В целом, фильм 1989 года - это более-менее адекватная экранизация повести с вольным отношением к первоисточнику, но, при этом, с вполне приличным актерским составом и неплохой режиссурой.

Трудно быть богом (2013)

Как я уже сказал, Стругацкие хотели, чтобы их повесть экранизировал Алексей Герман. И в 1999 году пожилой мэтр-таки приступил к работе. Не буду долго рассказывать о всех перипетиях, связанных со съемками фильма - они широко известны. Достаточно сказать, что фильм Герман снимал около 14 лет и так и не закончил. Окончательный монтаж и переозвучку осуществил его сын, Алексей Герман-младший.

Фильм вышел на экраны в 2013 году, и вызвал у поклонников Стругацких настоящий шок.

Герман отошел в своем фильме не только от сюжета, но и от сугубо гуманистической философии книги! Зрители увидели на экране кино о низменности и скотстве человеческой природы. Стоит ли говорить, что центральная мысль книги прямо противоположная.

Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского.
Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского.

Что заставило Германа радикально изменить вектор произведения - неизвестно.

Шокирует и визуальное решение. Фильм, снятый в черно-белой манере, изобилует натуралистическими сценами, пардон, испражнений и всевозможных непотребств. Арканар Германа в буквальном смысле залит жидким г.ном - это не преувеличение. Г.но в фильме повсюду, персонажи будто свиньи купаются в жидкой субстанции.

Поразительно, но многим критикам картина понравилась.

Этот "Opus Magnum" Алексея Германа есть ничто иное, как визионерский шедевр. Невероятнейший фильм-монстр. У меня такое чувство, что фактическое его влияние на историю кинематографа мы сможем по-настоящему оценить едва спустя лет двадцать-тридцать. Могущественнейшее наследие, опустошающее, тёмное, загадочное.

Да уж, что и говорить, темное, загадочное и опустошающее. Отличное послание режиссера будущим поколениям: "Весь мир и люди - г.но".

Я прочитал книгу, посмотрел фильм Германа и знаете что подумал: каждый дает зрителям и читателям то, что имеют. Стругацкие дали нам книгу, проникнутую верой в людей, в добро, заставляющую задуматься о мире. Герман поделился тем, что имел он: грязь, г.но, полное отсутствие смысла. В общем, не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.

Фляйшман хотя бы снял смотрибельное кино, то, что сделал Герман я затрудняюсь назвать фильмом. Это некое монструозное изделие, граничащее с безумием и копрофилией.

Тем же, кто хвалит фильм Германа, находя в нем "глубинный смысл", хочется адресовать популярное в интернете четверостишие:

Искусствоведов группа тихо
Восторженно глядит на холст.
И вдруг один седой и строгий,
Отчетливо сказал — г.но.

--------------------

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Обозрение
КИНОЗАЛ/режиссёры
КИНОЗАЛ/фантастика
АВТОРЫ
Дневник эстета aquarius7753191
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку